Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии
Оценка 4.8

Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии

Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
обществознание
11 кл
20.06.2017
Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии
Данный учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии включает тематические задания по следующим темам: 1) социологическое исследование, 2) формирование социальных отношений, 3) структура социального взаимодействия, 4) общество и его основные признаки, 5) личность в системе социальных отношений, 6) социальный статус личности, 7) социализация.
Контрольная работа по основам социологии и политологии.doc
Учётно­обобщающий материал  по основам социологии и политологии (Вариант 1) 1.Установите соответствие. Тема: Социологическое исследование. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПРОС АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИОМЕТРИЯ АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ Цель­получение целостного представления об изучаемом явлении. Выявление причин и специфики изучаемого явления.  Виды: интервью и анкетирование. Бывает внешним и внутренним. Пробное исследование. А Методика изучения внутригрупповых связей. Б В Г Д Е Ж Бывает включённым и невключённым. З Метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых  имеют прямой выход на практику. 2.Заполнить пробелы в таблице. Описать социальное взаимодействие преподавателя и студента. Тема: Формирование социальных отношений «Структура социального взаимодействия» ?  ? ? ?   ? 3.Указать тип социального взаимодействия  (по сферам). Отец­дочь, взрослые­дети, собственник ­ наёмные работники,  президент­народ, горожане­сельчане, мужчины­женщины, директор ­  подчинённые, продавец­покупатель, француз – англичанин,  певцы­музыканты,  брат­сестра,  украинец­русский, политические партии­ избиратели, коренные жители­приезжие. 4.Заполнить пробелы в таблице «Типологизация общества». Тема: Общество, его основные признаки.   Критерий Основной фактор производства Основной продукт производства Характерные черты производства Доиндустриально е (традиционное) ? ? ? ? ? ? Тип общества Индустриальное Постиндустриальное (информационное) ? ? ? Воздействие человека на природу 5.Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к социальным явлениям? : наблюдаемое человеком солнечное затмение,  возделанная фермером пашня, уничтожение тайфуном прибрежных поселений, кулинарная обработка пищи перед ее употреблением. ? ? ? 6. Заполнить пробелы в таблице «Развитие представлений о человеке как личности» Тема: Личность в системе социальных отношений Античность Средневековье Возрождение ? ? ? 7.Определить, что из нижеперечисленного относится к биологическому, психологическому и социальному в человеке: наличие кровеносной системы, карьера, характер, обмен веществ между организмом и природой, соблюдение правил этикета, эмоции,  пищевой инстинкт,  интеллектуальный уровень развития, строение клеточной и мышечной систем, темперамент,  творческая деятельность. 8.В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.   Тема:   Социальный статус личности Понятие Социальный статус Социальная роль Главный статус Достигаемый статус Личный статус Статусный набор 1 2 3 4 5 6 Определение понятия А Б В Г Д Е Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени Социальное положение человека в обществе Совокупность всех статусов данного человека Динамическая характеристика статуса Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается  по своим индивидуальным качествам Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо  благодаря удаче и везению Предписанный статус Ж Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие 7 9.Назовите, к какому статусу – предписанному, смешанному, достигаемому – относятся следующие: олимпийский чемпион,  академик, студент, дочь кинозвезды, пенсионер, украинец, инженер, женщина, миллиардер, сын, принц. 10.Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли: а) преподаватель и студент;  б) профессор и сосед; в) врач и пациент. 11.Проведите социологический анализ любой сказки, ответив на вопросы: Как изображена социальная структура сказочного общества?  Можно ли найти примеры социальной мобильности?  Перечислите все статусы, которые даны в этой сказке. Попробуйте классифицировать  их по знакомым вам признакам.  К какому типу – открытому или закрытому – относится общество, изображенное в сказке? 12.Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Приведите примеры такого влияния на свой процесс социализации. 13.Прокомментируйте высказывание Ж.­Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но  уже учится. Опыт предшествует обучению». 14.Проанализировать исторические факты: Тема: Социализация   "Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь  былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде,  около 3­х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и  они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Чётно­обобщающий материал  по основам социологии и политологии (Вариант 2) Тема: Социологическое исследование 1.Установите соответствие. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. НАБЛЮДЕНИЕ СОЦИОМЕТРИЯ ОПРОС  АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТ ОПИСАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Методика изучения внутригрупповых связей. Цель­получение целостного представления об изучаемом явлении. Выявление причин и специфики изучаемого явления.  Виды: интервью и анкетирование. Бывает внешним и внутренним. Пробное исследование. А Б В Г Д Е Ж Бывает включённым и невключённым. З Метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты  которых имеют прямой выход на практику. 2. Приведите примеры (2)  ценностно­рационального и аффективного действия. 3.Приведите примеры (3) дозволения, предписания, запрета. Тема: Общество, его основные признаки. Тема: Формирование социальных отношений 4.Подобрать характеристики, свойственные: доиндустриальному (традиционному)  обществу; индустриальному обществу;  постиндустриальному (информационному) обществу: земля, творческое начало в труде, промышленные изделия,  капитал, ручной труд,  знания, услуги, сельское хозяйство, компьютеризация, борьба с неграмотностью. 5.Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз. «Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития  жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания  оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие  или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты  становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности.  Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои  поступки с точки зрения их последствий для окружающих. Список терминов: 1) общество  2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность 6) личность   7) регулятор 8) нормы  9) санкции Тема: Личность в системе социальных отношений 6.Заполнить пробелы в таблице «Структура личности». ? ? ? ? 7.Определить вид потребностей: сон, карьера, голод, религия, учёба, самопознание,  медицинская помощь, социальный статус, жажда, обмен веществ между организмом и природой,  8.В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.   Тема:   Социальный статус личности Понятие Социальный статус Социальная роль Главный статус Достигаемый статус Личный статус 1 2 3 4 5 Определение понятия А Совокупность всех статусов данного человека Б Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо  благодаря удаче и везению Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени  Динамическая характеристика статуса В Г Д Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по  Е своим индивидуальным качествам Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие Статусный набор Предписанный статус Ж Социальное положение человека в обществе  6 7 9.Назовите, к какому статусу – предписанному, смешанному, достигаемому – относятся следующие: лауреат, сестра, сын академика, пенсионер, русский, врач, мужчина, директор, отличник миллиардер, аристократ, дочь. 10.Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб, формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли: а) директор и подчинённый;  б) академик  и сосед; в) учитель­ученик. 11.Проведите социологический анализ любой сказки, ответив на вопросы: Как изображена социальная структура сказочного общества?  Можно ли найти примеры социальной мобильности?  Перечислите все статусы, которые даны в этой сказке. Попробуйте классифицировать  их по знакомым вам признакам.  К какому типу – открытому или закрытому – относится общество, изображенное в сказке? 12. Верны ли следующие суждения о социализации? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны. 1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе. 2. Социализация происходит в результате целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность. 3. Социализация – это любая общественно полезная деятельность человека. 4) Социализация – это столкновение интересов, взглядов, мнений отдельных людей. 5) Социализация – это усвоение индивидом культурных ценностей общества. Тема: Социализация 6) Социализация – это изменение позиции человека на социальной лестнице 13.Прокомментируйте высказывание Ж.­Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но  уже учится. Опыт предшествует обучению». 14.Проанализировать исторические факты:   "Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь  былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде,  около 3­х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и  они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.).

Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии

Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии

Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии

Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии

Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии

Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017