Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии
Оценка 4.8
Контроль знаний
doc
обществознание
11 кл
20.06.2017
Данный учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии включает тематические задания по следующим темам: 1) социологическое исследование, 2) формирование социальных отношений, 3) структура социального взаимодействия, 4) общество и его основные признаки, 5) личность в системе социальных отношений, 6) социальный статус личности, 7) социализация.
Контрольная работа по основам социологии и политологии.doc
Учётнообобщающий материал по основам социологии и политологии (Вариант 1)
1.Установите соответствие.
Тема: Социологическое исследование.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОПРОС
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОПИСАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
НАБЛЮДЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
СОЦИОМЕТРИЯ
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Цельполучение целостного представления об изучаемом явлении.
Выявление причин и специфики изучаемого явления.
Виды: интервью и анкетирование.
Бывает внешним и внутренним.
Пробное исследование.
А Методика изучения внутригрупповых связей.
Б
В
Г
Д
Е
Ж Бывает включённым и невключённым.
З Метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых
имеют прямой выход на практику.
2.Заполнить пробелы в таблице. Описать социальное взаимодействие преподавателя и студента.
Тема: Формирование социальных отношений
«Структура социального взаимодействия»
?
?
?
?
?
3.Указать тип социального взаимодействия (по сферам).
Отецдочь, взрослыедети, собственник наёмные работники, президентнарод, горожанесельчане, мужчиныженщины, директор
подчинённые, продавецпокупатель, француз – англичанин, певцымузыканты, братсестра, украинецрусский, политические партии
избиратели, коренные жителиприезжие.
4.Заполнить пробелы в таблице «Типологизация общества».
Тема: Общество, его основные признаки.
Критерий
Основной фактор производства
Основной продукт производства
Характерные черты
производства
Доиндустриально
е (традиционное)
?
?
?
?
?
?
Тип общества
Индустриальное
Постиндустриальное
(информационное)
?
?
?
Воздействие человека на природу
5.Что из перечисленного ниже следует, на ваш взгляд, отнести к социальным явлениям? : наблюдаемое человеком солнечное затмение,
возделанная фермером пашня, уничтожение тайфуном прибрежных поселений, кулинарная обработка пищи перед ее употреблением.
?
?
?
6. Заполнить пробелы в таблице «Развитие представлений о человеке как личности»
Тема: Личность в системе социальных отношений
Античность
Средневековье
Возрождение
?
?
?
7.Определить, что из нижеперечисленного относится к биологическому, психологическому и социальному в человеке:
наличие кровеносной системы, карьера, характер, обмен веществ между организмом и природой, соблюдение правил этикета, эмоции,
пищевой инстинкт, интеллектуальный уровень развития, строение клеточной и мышечной систем, темперамент, творческая деятельность.
8.В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.
Тема:
Социальный статус личности
Понятие
Социальный статус
Социальная роль
Главный статус
Достигаемый статус
Личный статус
Статусный набор
1
2
3
4
5
6
Определение понятия
А
Б
В
Г
Д
Е
Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени
Социальное положение человека в обществе
Совокупность всех статусов данного человека
Динамическая характеристика статуса
Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается
по своим индивидуальным качествам
Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо
благодаря удаче и везению
Предписанный статус
Ж Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие
7
9.Назовите, к какому статусу – предписанному, смешанному, достигаемому – относятся следующие:
олимпийский чемпион, академик, студент, дочь кинозвезды, пенсионер, украинец, инженер, женщина, миллиардер, сын, принц.
10.Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб,
формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли: а) преподаватель и студент;
б) профессор и сосед; в) врач и пациент.
11.Проведите социологический анализ любой сказки, ответив на вопросы: Как изображена социальная структура сказочного общества?
Можно ли найти примеры социальной мобильности? Перечислите все статусы, которые даны в этой сказке. Попробуйте классифицировать
их по знакомым вам признакам. К какому типу – открытому или закрытому – относится общество, изображенное в сказке?
12.Большую роль в воспитании ребенка играет литература. Приведите примеры такого влияния на свой процесс социализации.
13.Прокомментируйте высказывание Ж.Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но
уже учится. Опыт предшествует обучению».
14.Проанализировать исторические факты:
Тема: Социализация
"Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь
былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде,
около 3х тыс. лет до н. э.).
"Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и
они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.).
Чётнообобщающий материал по основам социологии и политологии (Вариант 2)
Тема: Социологическое исследование
1.Установите соответствие.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
НАБЛЮДЕНИЕ
СОЦИОМЕТРИЯ
ОПРОС
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
ОПИСАТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Методика изучения внутригрупповых связей.
Цельполучение целостного представления об изучаемом явлении.
Выявление причин и специфики изучаемого явления.
Виды: интервью и анкетирование.
Бывает внешним и внутренним.
Пробное исследование.
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж Бывает включённым и невключённым.
З
Метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты
которых имеют прямой выход на практику.
2. Приведите примеры (2) ценностнорационального и аффективного действия.
3.Приведите примеры (3) дозволения, предписания, запрета.
Тема: Общество, его основные признаки.
Тема: Формирование социальных отношений
4.Подобрать характеристики, свойственные: доиндустриальному (традиционному) обществу; индустриальному обществу;
постиндустриальному (информационному) обществу: земля, творческое начало в труде, промышленные изделия, капитал, ручной труд,
знания, услуги, сельское хозяйство, компьютеризация, борьба с неграмотностью.
5.Вставьте пропущенные слова. Каждое слово может быть использовано только один раз.
«Особенности характера, социальные способности и уровень общей одарённости влияют на то или иное направление развития
жизнедеятельности ___________(А) и на его жизнеспособность, работоспособность, трудоспособность. На темпы роста и созревания
оказывают влияние образ жизни, способы_____________(Б) (игровой, спортивной учебной), трудовое и общественное поведение, наличие
или отсутствие стрессоров, главнейшими из которых являются__________(В) и т.д. Все эти факторы имеют значение как моменты
становления ___________(Г) субъекта. Понятие «ответственность» выступает важнейшим внутренним __________(Д) его деятельности.
Чувство ответственности, долга проявляется в сознательной готовности человека следовать установленным ________ (Е), оценивать свои
поступки с точки зрения их последствий для окружающих.
Список терминов: 1) общество 2) человек 3) конфликтная ситуация 4) межличностные отношения 5) деятельность 6) личность
7) регулятор 8) нормы 9) санкции
Тема: Личность в системе социальных отношений
6.Заполнить пробелы в таблице «Структура личности».
?
?
?
?
7.Определить вид потребностей: сон, карьера, голод, религия, учёба, самопознание, медицинская помощь, социальный статус, жажда,
обмен веществ между организмом и природой,
8.В таблице помещены ключевые понятия и их определения. Сопоставьте их.
Тема:
Социальный статус личности
Понятие
Социальный статус
Социальная роль
Главный статус
Достигаемый статус
Личный статус
1
2
3
4
5
Определение понятия
А Совокупность всех статусов данного человека
Б
Статус, который человек получает благодаря своим собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо
благодаря удаче и везению
Статус, в котором человек рожден, или который назначается ему по прошествии времени
Динамическая характеристика статуса
В
Г
Д Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по
Е
своим индивидуальным качествам
Наиболее характерный для индивида статус, по которому его выделяют окружающие
Статусный набор
Предписанный статус Ж Социальное положение человека в обществе
6
7
9.Назовите, к какому статусу – предписанному, смешанному, достигаемому – относятся следующие:
лауреат, сестра, сын академика, пенсионер, русский, врач, мужчина, директор, отличник миллиардер, аристократ, дочь.
10.Согласно Т. Парсонсу любая роль может быть описана с помощью пяти характеристик: эмоциональность, способ получения, масштаб,
формализация, мотивация. Используя данные характеристики, сравните между собой следующие роли: а) директор и подчинённый;
б) академик и сосед; в) учительученик.
11.Проведите социологический анализ любой сказки, ответив на вопросы: Как изображена социальная структура сказочного общества?
Можно ли найти примеры социальной мобильности? Перечислите все статусы, которые даны в этой сказке. Попробуйте классифицировать
их по знакомым вам признакам. К какому типу – открытому или закрытому – относится общество, изображенное в сказке?
12. Верны ли следующие суждения о социализации? Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Социализация происходит в результате стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе.
2. Социализация происходит в результате целенаправленного, в том числе педагогически организованного воздействия на личность.
3. Социализация – это любая общественно полезная деятельность человека.
4) Социализация – это столкновение интересов, взглядов, мнений отдельных людей.
5) Социализация – это усвоение индивидом культурных ценностей общества.
Тема: Социализация 6) Социализация – это изменение позиции человека на социальной лестнице
13.Прокомментируйте высказывание Ж.Ж. Руссо «Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но
уже учится. Опыт предшествует обучению».
14.Проанализировать исторические факты:
"Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь
былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде,
около 3х тыс. лет до н. э.).
"Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и
они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.).
Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии
Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии
Учётно-обобщающий материал по основам социологии и политологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.