Тип урока: Обобщение и систематизация знаний с элементами новых знаний
Вид урока: Урок-интервью
Цель урока: Расширение представлений о воде как уникальном веществе на Земле
Задачи урока:
Активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся, привить навыки самостоятельной работы по поиску дополнительной информации.
Закрепить знания о составе, строении и свойствах воды.
Показать, что вода – уникальное природное соединение. Расширить знания о роли воды и растворов в природе и жизни людей.
Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды.
План урока:
1. Вступительное слово учителя.
2. «Журналисты-ведущие» берут интервью у «специалистов» в различных областях знаний:
а) «историк» (взгляды древних философов, открытие формулы воды);
б) «географ» (вода в масштабе планеты);
в) «физики» (физические свойства воды, аномалии физических свойств);
г) «химики» (строение молекулы воды; о химических свойствах воды в стихах);
д) «биологи» (значение воды и растворов для жизни организмов);
е) «эколог» (экологические проблемы чистой воды).
3. Заключительное слово учителя.
Легенды о воде
Символизм воды объясняет большое количество мифов, в которых реки и моря разделяют миры живых и мертвых. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. Отсюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых женщин в водоем, чтобы посмотреть всплывут они или нет.
Легенды о воде
Вода , подобно всем стихиям, заставляла обращаться с ней на "вы". Могла и утопить, погубить ни за что. Вот почему Водяной, мифический обитатель рек, озёр и ручьёв, часто выступает в легендах как существо, враждебное человеку, его представляли себе в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого и
"ластоногого". По одной
версии, русалки были его
женами, по другой –
дочерьми. Они собирались
в лунную ночь водить хороводы
и могли до смерти защекотать
неосторожного путника.
Легенды о воде
Целебным источникам посвящена не одна легенда. Некоторые из них гласят, что лечебными водами пользовались еще с незапамятных времен. Древние греки, например, верили, что свою богатырскую силу Геракл обрел, выкупавшись в волшебном источнике Кавказа. Поэтому мифического героя одно время даже считали покровителем целебных вод.
История открытия
В древнеиндийских гимнах так повествуется о создании мира: «Тогда ещё не было ни бытия, ни небытия, ни воздушного океана ни небесного свода – был мрак, было первичное вселенское море…»
Платон (427-347 г до н.э.)
Создал первую теорию
круговорота воды.
История открытия
24 июня 1783 г. Лавуазье и Лаплас.
Синтез воды из «горючего воздуха» (водорода) и «дефлогистированного воздуха» (кислорода).
История открытия
|
Открыт новый способ получения
водорода реакцией разложения
воды. Так вода стала причастной
к первым полётам на воздушных
шарах.
В 1785 г. Лавуазье и Менье
пришли к выводу, что вода
содержит 85% кислорода и
15% водорода.
Вода на Земле
Только 1/4 нашей планеты занимает суша, а остальные ¾ (около 71%) - вода.
Распределение воды | Доля (в %) |
Поверхностные воды | 0,017 |
Вода пресных озёр | 0,009 |
Солёные озёра и внутренние моря | 0,008 |
Реки и ручьи | 0,0001 |
Внутренние воды | 0,625 |
Влажность почвы | 0,005 |
Подземные воды | 0,620 |
Ледники | 2,15 |
Атмосфера | 0,001 |
Океаны | 97,2 |
Вода на Земле
Воды на Земле, как кажется на первый взгляд, довольно много, но 97% - это соленая вода морей и океанов, и лишь 3% - пресная. Из них около трех четвертей недоступны живым организмам, так как эта пресная вода «законсервирована» в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это настоящий мировой резерв пресной питьевой воды
Вода на Земле
Вода находится в постоянном движении. Испаряясь с поверхности водоемов, почвы, растений, вода накапливается в атмосфере и, рано или поздно, выпадает в виде осадков, пополняя запасы в океанах, реках, озерах и т.п. Таким образом, количество воды на Земле не изменяется, она только меняет свои формы - это и есть круговорот воды в природе.
Свойства водыАномалия свойств воды
Самая высокая теплоёмкость среди жидкостей
Самое большое поверхностное натяжение после ртути
Расширение при замерзании
Информационные свойства
Биологическое значение воды
Входит в состав всех клеток и тканей живых организмов
Растворитель и среда протекания химических процессов
Вода – реагент
Переносчик веществ по организму
Терморегулирующая функция
«Воде дана волшебная власть стать соком жизни на земле» Леонардо да Винчи
Биологическое значение водыВода в организме человека
Орган человека | Содержание воды (%) |
Кровь | 92 |
Мозг | 75-81 |
Кости | 22-30 |
Хрящи | 60 |
Мускулы | 50-75 |
Почки | 83 |
Биологическое значение воды
Обезвоживание организма
Главные признаки – боль, одышка и аллергия
Потеря 10% воды – необратимые изменения в организме
Потеря 15-20% воды при 300С - смерть
Экологические проблемы гидросферы
Антропогенное загрязнение природных вод, в том числе тепловое
Проблема дефицита пресной воды
Кислотные дожди
Экологические проблемы гидросферы
Меры по охране природных вод:
Потребление пресной воды (%)
Заключение
«...Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь! Ты исполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца...
Ты самое большое богатство на свете...»
Антуан де Сент-Экзюпери
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.