Удвоенные согласные
Оценка 5

Удвоенные согласные

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
3 кл
21.02.2018
Удвоенные согласные
Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными. Задачи: • Образовательные: o ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов; o способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения; • Развивающие: o развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать; o развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности; • Воспитательные: o воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством; o совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Удвоенные согласные.doc
Тема: Удвоенные согласные Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки  буквами, переносить слова с удвоенными согласными. Задачи:  Образовательные: ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто  o употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением  слов; способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова  o с двойными согласными в корне  в тексте), обогащению словарного запаса детей  словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в  зависимости от их лексического значения;  Развивающие: развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать  o выводы и обобщать; o оценку и самооценку деятельности; развивать коммуникативные навыки через работу в парах и  группах,   Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться  o языковым богатством; o воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь. совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах,  Принципы:     наглядности; воспитывающего обучения; активности (игровой момент); учет возрастных особенностей. Методы:  Организации и самоорганизации учебно­познавательной деятельности: o o o o o o наглядный; словесный (рассказ, беседа); практический (упражнения); проблемный; исследовательский; информационно­коммуникативный.  Стимулирование  и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении  заданий).  Контроля и самоконтроля: устный и письменный; o o o фронтальный и групповой; текущий.  Самостоятельность ученика: o o под руководством учителя; самостоятельная учебная деятельность. Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление). Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки для  самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь,  словарь иностранных слов. Для учащихся  – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3; №4; 2  квадратика — желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке). Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний. Вид урока: урок­исследование (проблемно­диалогический). Форма работы: коллективная, в парах, в группах. План урока: 1. Организационный момент. Мотивация. 2. Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи. 3. Введение в игровой сюжет 4. Работа по теме урока 5. Физкультминутка 6. Работа в группах 7. Итоги урока. Рефлексия. 8. Домашнее задание Вопросы и задания: по ходу урока. ХОД УРОКА I. Организационный момент.  Эмоциональный настрой на урок – Добрый день! – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – А хотите ли  вы  учиться? (Да!) – Значит можно всем садиться! – Начинаем урок русского языка Рассказать секреты слова                                                                    Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов. – Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе. Запись даты урока в тетрадях уч­ся. – Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите  число. я  II. Чистописание. Актуализация знаний (Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).  мм         пп         лл        рр      – Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге  должен быть гласный)  – Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук) – Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при  этом высоту букв и наклон. Проверка. – В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р) – Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные). – Поиграем в игру «Доскажи словечко»                                   1) Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный …   2) Простудился я вчера Голова болит с утра Я закашлялся, охрип У меня наверно ...   (грипп) 3) Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее Этот путь зовут …   4.Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде  транспорта. 6. На маленькой площадке крик , к воротам рвётся ученик Кричат все: « Клюшка! Шайба! Бей!» Весёлая игра …. ­ Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного? Класс, грипп, аллея, пассажир, хоккей (на доске) – Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую. – Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах. III. Постановка учебной задачи ­ Вы сегодня будете не просто учениками, а исследователями. – Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная,  непроизносимая согласная) – Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением).  Например, … – О правописании парной  согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был  гласный звук).Например, … – О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый  согласный слышался отчётливо). Например, … – Как вы думаете, что может быть  объектом исследований в этом городе? (Объектом  наших исследований будут слова с удвоенными согласными в корне) Попробуем сформулируем  тему нашего урока: ­ Образование слов с удвоенными  согласными Постановка цели и задач урока. ­ Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели, опираясь на опорные слова: • Познакомиться…со словами с удвоенной согласной • Научиться…правильно, писать эти слова и правильно переносить слова с удвоенной  согласной ­ Да, мы попытаемся разобраться с этими непростыми словами, узнаем как можно  больше слов ­ Место, где продают билеты? (Касса) ­ Результат сложения? ( Сумма) – Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные  согласные? (Предположения детей) – Есть ли общее правило о написании удвоенных согласных в корне слова? – Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (Активными,  внимательными, помогать друг  другу)  IV. Физминутка  V. Работа по теме урока 1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными Каждая парта получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и  скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их  написание). Определение лексического значения слов. – Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные  согласные, а в каких – нет? 1) Если в доме много (с, сс)ора, Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора. – В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор. – Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие) 2) Спросите, не повысив то (н, нн)а: Что больше центнер или то (н, нн)а? 3) Кто получит низкий ба (л, лл), Не придёт на школьный ба (л, лл). 4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб), Чем получить ангину или гри (п, пп) Проверь себя   – Назовите слова, сходные по звучанию. – В чем их различие? (Написание, лексич. значение) – Запишите слова. Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в  слова.  (Доска) 2. Проблемный вопрос: ­ Каким образом  мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети  называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго) – Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно  определить по слуху, какую согласную нужно писать) ­ А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод. 3. Классификация слов – Распредели слова по группам   Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна,  троллейбус, ванна, тонна, территория. ­ Проверь себя – На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными?  бб  суббота     нн  Инна, Анна, колонна, ванна, тонна  лл  аллея, коллекция, Алла, троллейбус рр  перрон, территория                    жж жужжит   (Русский, Россия, российский) Работа по учебнику .  ­ Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который  так и называется «Словарь иностранных слов» (показать). ­ А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или  с каким выражением оно связано. – Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их  написание нужно запомнить.  Эти слова заимствованы из других языков. А сейчас мы поговорим  о словах исконно  русского происхождения (есть вариант этих слов) . Прочитайте эти слова. Слайд   ­ Как вы понимаете значения этих слов? ­ Эти слова древнего происхождения. Учитель: ­ Давайте разберем по  составу слово русский.  Слово русский произошло от слова Русь с добавлением суффикса –ск­ Слово Россия тоже старинное, но моложе, чем слово Русь, ему 400 лет. Россией нашу  страну стали называть во времена Ивана Грозного. В документах, которые подписывал  царь, русский народ называли российским. Слова «русский» и « российский» имеют близкие , но не одинаковые значения. «Российский» означает «относящийся к государству» например, российский флот), а  «русский» относится к русскому народу. Учитель: ­ Предлагаю выполнить задание на слайде. Впишите слова «русский» или «российский» и получите словосочетания. ___________герб ___________гимн ___________характер __________обычаи ___________лес __________ флаг (Проверка по цепочке) Учитель: ­ Запишем два предложения под диктовку (за доской ученик) 1. Русский человек без родни не живёт. Учитель: ­ Как объяснить эту пословицу? ­ Подчеркните главные и второстепенные члены, запишите части речи. (Проверка по цепочке) V. Физкультминутка. ­ Встаньте, пожалуйста. Определите на слух слова с удвоенными согласными, поднимая при этом руки вверх и хлопая два раза в ладоши. Спросите, не повысив тона: Что больше, центнер или тонна? Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. Кто получит низкий балл, Не придёт на школьный бал. Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну. Если пьёте в школе квас, Не забрызгайте весь класс. Если в доме много сора, Может в доме вспыхнуть ссора. Приятнее найти под ёлкой гриб, Чем получить ангину или грипп. VI. «Выведение правила переноса слов» – Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке.  Надо знать правило переноса слов с двойными согласными. – Давайте попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными  согласными с одной строки на другую. – В каких случаях слова правильно разделены для переноса? Отметьте эти слова.  (Карточки) 1 вариант шоссе одиннадцать рассказ хоккей 2  вариант аккуратно перрон ссора группа ­ При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а  другую переносят (шос­се).    ­ Потренируемся. На пишите слова отгадки, разделяя их для переноса. (Ученики, по­ цепочке  к доске)  Шестой день недели (суб­бота)  Дорога с твёрдым покрытием (шос­се)  Спортивная игра с мячом и шайбой (хок­кей)  Место, где продают билеты (кас­са)  Комната для занятий (класс)  Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал­лея) VI. Творческая работа (в группах) – Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст (3 – 5  предложений). Озаглавьте его.  Суббота, Одесса, касса, пассажир.  Класс, теннис, хоккей, волейбол.  Осенний, масса, макулатура, класс. Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что  способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи). По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в  паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая  работа сплачивает детей, учит совместной деятельности. VIII. Итог урока К концу подходит наш урок Пора нам подвести итог. – Какую орфограмму мы сегодня вспомнили? – Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить) Проблемный вопрос и правило.   – Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?  Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому­ нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить) – Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными  согласными, познакомились с новыми словами) – Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)  – Как нужно переносить слова с двойными согласными? VII. Рефлексия  – Оцени свою работу на уроке. VIII. Домашнее задание (дифференцированное)  ­ Подобрать по пять слов с удвоенными согласными и записать их на карточках в  столбики. СС НН ТТ РР

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные

Удвоенные согласные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018