Умение реагировать социально приемлемым способом в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы.
Цель: содействие развитию у детей умения предотвращать ссоры и находить пути решения конфликтных ситуаций.
Задачи:
· формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях;
· воспитывать дружеские отношения между детьми;
· развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.
Материал: сюжетные картинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие: Станем рядышком, по кругу,
Скажем здравствуйте друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
- ДОБРОЕ УТРО!
Располагайтесь поудобнее, присаживайтесь, будем с вами беседовать и играть.
2. Актуализация знаний (повторение)
Воспитатель. Ребята, вы же любите слушать сказки, стихи, рассказы? (Ответы детей).
-А скажите пожалуйста, всегда ли в литературных произведениях героями являются люди? (Ответы детей)
Воспитатель. А кто же еще может быть героями сказок и т. д. (Животные, птицы, насекомые, различные предметы).
Воспитатель. Правильно, ребята, часто в сказках, стихах и других произведениях действуют не люди, а звери, поступающие как люди.
Воспитатель. Я вам приготовила картинки с животными, а вы посмотрите, может среди них тоже есть герои наших сказок. ( Картинки животных: волк, лиса, медведь, заяц, баран.)
Воспитатель. Ребята, а героем каких сказок является заяц? А лиса? А давайте вспомним как себя ведет заяц в сказках? (Всего боится). Значит он трусливый. Про человека тоже говорят – трусливый как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества как хитрость и коварство. Значит, какая лиса – хитрая и коварная.
- Ребята, а какого человека можно сравнить с волком. (Злого и жадного).
- А медведь у нас какой в сказках – нерасторопный, неуклюжий. И среди людей тоже есть топтыгины.
Воспитатель. Ребята, давайте с вами картинки выложим в ряд. Посмотрите, внимательно, какое животное лишнее в этом ряду. Правильно, баран. А почему? (Потому что лиса, волк, медведь, заяц –дикие животные, а баран –домашнее животное).
3. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы поговорим о нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях.
4. Сообщение нового материала\закрепление пройденного:
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Бараны» и
подумайте, каких людей можно сравнить с этими героями.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил:
«Бе-е-е!
Ты в своем баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги
Не сойду с твоей дороги!» (пауза, вопрос)
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами.
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Искупались два барана.
- Где повстречались бараны?
- Ребята, скажите, пожалуйста, из-за чего возник спор у баранов?
- И кто победил из баранов?
- Как закончилась встреча двух баранов?
- Почему встреча закончилась так печально?
- Что помешало этим животным договориться друг с другом (Глупость, упрямство, гордыня).
- Как надо было поступить баранам, чтобы избежать беды? (Уступить друг другу, разойтись, и пропустить друг друга).
- Вот так и среди людей бывает, которые не могут договариваться. Как про них можно сказать? (что они упрямые и глупые как бараны).
5. Практическая деятельность.
Физкультминутка
-Ведь у вас тоже, наверное, были такие ситуации. Не раз ссорились из-за игрушек. Как бы вы поступили в конфликтных ситуациях в игре? Вот несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный. Вставайте в кружок, а то мы засиделись, ножки затекли. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши. А если не согласны, то топайте, но не сильно.
1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»
2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.
3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.
4. Предложить играть вместе со всеми игрушками.
- Ребята, молодцы. Так и следует поступать дружным деткам.
- Давайте с вами еще поиграем, точнее потренируемся уступать друг другу, чтобы не ссориться.
Упражнение - разминка «Узкий мост».
Цель: развитие способности избегать конфликты, умение регулировать своё поведение в конфликтной ситуации.
Ход игры. На полу воспитатель чертит длинные линии на некотором расстоянии друг от друга, это будет мост. Выбираются два участника, которые идут с разных сторон «моста» одновременно. На середине они встречаются, перед ними стоит задача дойти до конца моста. Воспитатель обращает внимание остальных участников на то, как каждый из испытуемых себя ведет: вежливо расходятся, ищут компромисс, толкают друг друга и т.д. В конце проводится обсуждение.
Обсуждение:
- легко было выполнять упражнение?
- у кого не получилось перейти мост?
- почему, как вы думаете?
- кто смог перейти мост, не упав в овраг?
- что им помогло?
- что нужно, для того, чтобы перейти мост?
- Ребята, молодцы. Все справились с заданием.
- А скажите, что вы испытывали, радость или грусть, когда уступали друг другу. Конечно радость, потому что вы делали это ради любви к своему другу.
- Ребята, словом можно очень сильно огорчить, обидеть, нагрубить. А можно и обрадовать, рассмешить, подбодрить.
Я вам предлагаю поиграть в игру "Подбери нужные слова".
Дидактическая игра «Подбери нужные слова».
- Скажите, пожалуйста, каким словом можно поприветствовать? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый вечер, добрый день, я вас приветствую.)
-А поблагодарить? (спасибо, очень вам благодарен, благодарю.)
- Похвалить (Молодец, умница, ты хороший, умный, воспитанный)
-Успокоить (не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся.)
- А какими словами можно обидеть человека? Ребята, это очень неприятный вопрос. - --- Давайте не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух. А обидные слова приводят к ссоре.
- Поэтому, в таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные договариваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. Благинина.
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей:
Лягушка заводная,
Веселая, смешная.
Мне скучно без игрушки-
Любимая была,
И все-таки подружке
Игрушку отдала.
- Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная.)
- Ребята, а про них можно сказать, что у них дружба крепкая?
- А вы хотели бы так дружить? Что для этого нужно делать? (Уступать друг другу, играть вместе, не быть жадным, уметь договариваться, делиться игрушками, беречь дружбу.)
- Ребята, это основные правила дружбы.
6. Подведение итогов занятия:
- Давайте с вами встанем в кружок, возьмемся за руки. Будем с вами передавать как эстафету, рукопожатие и повторять слова. Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к … и т. д. Вы чувствуете, что дружбы стало больше, т. к. каждый из нас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас никогда не покидает и греет.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.