Подготовила учитель русского языка
МОУ «Шахтерская СШ поселка Садовое»
УМК по русскому языку под редакцией Н.Г. Гольцовой как средство реализации принципов ФГОС в образовательном процессе
1. Теория по проблематике выступления.
2. «Визитная карточка» УМК.
3. Актуализация проблематики через соотнесение УМК с требованиями ФГОС и с помощью данных сопоставительного анализа с другими УМК.
4. Анализ структуры и содержания УМК, его специфики.
5. Рассмотрение примеров использования УМК в образовательном процессе.
Языковое образование в школе на современном этапе реализуется в контексте формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенции.
Основное средство для достижения образовательных целей, отвечающих задачам обновления содержания образования, – качество учебной книги.
Проблема выбора школьного учебника является одной из самых актуальных.
От учебника русского языка в старших классах в условиях выбора ожидается следующее:
• соответствие основным принципам развития системы образования на современном этапе;
• возможность совершенствования языковой и лингвистической компетенции учащихся;
• отсутствие дублирования материала, изучаемого в 5-9 классах, для осуществления преемственности между средним и старшим звеньями;
• соответствие учащимся того или иного класса по их знаниям, способностям, уровню подготовки.
Этим требованиям, на мой взгляд, в полной мере отвечает УМК «Русский язык» под редакцией Н.Г. Гольцовой.
УМК предназначен для продолжения изучения русского языка на базовом и профильном уровнях. Курс нацелен на достижение учащимися коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
УМК соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам и является одним из самых популярных, благодаря
• Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему.
• Материал дан крупными блоками.
• Теоретический материал снабжен достаточным количеством убедительных литературных примеров.
• Тексты и отдельные предложения, данные в качестве дидактического материала, отобраны из высокохудожественных произведений XIX-XX веков.
• Ценность данного учебного пособия в соединении доступности, глубины и широты подачи учебного материала по русскому языку.
• Учебник поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ и вступительным экзаменам.
• В учебнике подробно изложен теоретический материал, включены некоторые подробности, углубляющие знания (омофоны, омографы, омоформы), подробно изложен материал по истории происхождении лексики, который изучается в среднем звене выборочно.
• В конце учебника есть интересный раздел по истории русского языкознания, в котором рассказывается о некоторых российских языковедах: Ломоносове, Буслаеве, Ушакове, Ожегове.
• В учебнике даны интересные тексты с пометкой Л, которые взяты из программных литературных произведений, что делает учебник преемником литературных учебных пособий и позволяет провести лингвистический анализ художественного произведения и сделать вывод об особенности стиля того или иного автора.
• Темы «Сочетание знаков препинания», «Факультативные знаки препинания», «Индивидуально-авторская пунктуация» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность.
• Это единственный учебник, в конце которого даны материалы по разделам: «Пиши правильно» и «Говори правильно».
• В учебнике даны тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по каждой пройденной теме, что позволяет не только подытожить пройденное, но и подготовиться к экзамену.
• Учебник содержит усложненные задания, на которые нет ответов в теоретической части (например, образование некоторых глаголов несовершенного вида, которые образуются от глаголов совершенного вида). Такие задания отправляют учащихся к самостоятельному нахождению ответов.
• Некоторые задания ориентированы именно на самостоятельное изучение и создание речевого высказывания (Упр. 42 - создание эссе). После изучения разделов языкознания даются вопросы для повторения, задания аналитического плана (Упр. 90 - материал для дискуссии), даны поэтические тексты для выразительного чтения, что развивает коммуникативные действия учащихся.
• При выполнении каждого упражнения или задания предлагается аргументировать или мотивировать выбор написания, ответ на вопрос.
• Многие упражнения направлены на совершенствование навыков связной монологической речи, на обучение диалогической речи. Так, при изучении темы «Имя прилагательное», учебник предлагает после прочтения стихотворения Ф.И.Тютчева «Осенний вечер» не только работать над морфологическими признаками прилагательных, но и объяснить значения некоторых прилагательных в контексте стихотворения, установить их функцию.
Таким образом, УМК по русскому языку под редакцией Гольцовой Н.Г. актуален по содержанию. Он обеспечивает возможности реализации современных педагогических технологий, способствует активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся, развитию функциональной грамотности, создает у них устойчивую мотивацию к изучению русского языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.