Рабочая программа
Учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования срок реализации – 2 лет
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования
Выпускник на углублённом уровне научится:
видеть взаимосвязь единиц и уровней языка;
характеризовать единицы языка того или иного уровня;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
анализировать роль форм русского языка, использованных в предъявленных текстах;
комментировать высказывания о богатстве и выразительности русского языка;
анализировать языковые средства в зависимости от типа и жанра
высказывания;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
характеризовать языковые средства в соответствии с типом и жанром текста; опознавать лексические и синтаксические средства языка в текстах определённого стиля речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
создавать тексты определённого стиля в некоторых жанрах, относящихся к этому стилю;
проводить комплексный анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
владеть умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы, рецензии, аннотации на предложенный текст;
характеризовать основные аспекты культуры речи;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
опознавать типичные случаи несоблюдения языковых норм;
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать коммуникативные качества и эффективность собственной и чужой речи; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:
проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить лингвистические эксперименты, связанные с социальными функциями языка;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить лингвистический анализ форм существования русского языка на примере различных текстов;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
- проводить комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
- критически оценивать устный монологический текст и устный
диалогический текст;
- создавать тексты определённого стиля в различных жанрах;
- выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой
принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути для совершенствования собственных коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
на уровне среднего общего образования
Углублённый уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Русский язык как объект научного изучения. Русистика и ее разделы. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательнотрудовой деятельности.
Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности:
продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. Комплексный лингвистический анализ языковых средств текста в соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью.
Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед аудиторией с докладом; представление реферата, проекта на лингвистическую тему.
Функциональная стилистика как учение о функционально- стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официальноделового стилей.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект, рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика, расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.
Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка. Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности – чтения, аудирования, говорения и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы). Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ коммуникативных качеств и эффективности речи. Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 10 классе 105 часов (3 ч в неделю), в 11 классе 102 часа (3 ч в неделю).
10 класс
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы 1 Введение в курс русского языка 10 класса. Роль языка в 1 жизни общества
2 Содержательный учебный блок №1 19
Модуль № 1. Общие сведения о языке 4
Модуль № 2. Речь как процесс коммуникативной 6 деятельности
Модуль № 3. Орфография 2
Модуль № 4. Синтаксис и пунктуация 7
3 Содержательный учебный блок №2 13
Модуль № 5. Становление и развитие русского языка 3
Модуль № 6. Текст как результат речевой деятельности 3
Модуль № 7. Орфография 1
Модуль № 8. Синтаксис и пунктуация 6
4 Содержательный учебный блок №3 14
Модуль № 9. Краткая история русской письменности и 2 реформы русского письма
Модуль № 10. Виды речевой деятельности и способы 3
информационной переработки текста
Модуль № 11. Орфография 2
Модуль № 12. Синтаксис и пунктуация 7
5 Содержательный учебный блок №4 21
Модуль № 13. Лексика и фразеология 11
Модуль № 14. Функциональные стили речи 4
Модуль № 15. Орфография 2
Модуль № 16. Синтаксис и пунктуация 4
6 Содержательный учебный блок №5 15
Модуль № 17. Фонетика 5
Модуль № 18. Нормы русского литературного языка 3
информационной переработки текста
Модуль № 19. Орфография 3
Модуль № 20. Синтаксис и пунктуация 4
7 Содержательный учебный блок №6 16
Модуль № 21. Морфемика и словообразование 6
Модуль № 22. Русский речевой этикет 1
Модуль № 23. Орфография 3
Модуль № 24. Синтаксис и пунктуация 6
8 Обобщение и систематизация изученного материала 6
11 класс
№ Раздел Количество часов,
п/п отводимых на
изучение темы
1 Введение в курс русского языка 11 класса. 1
Входное диагностическое тестирование
2 Содержательный учебный блок №7 8
Модуль 25. Общее понятие о морфологии 1
Модуль 26. Орфография 2
Модуль 27. Основные качества хорошей речи 4
Модуль № 28. Синтаксис и пунктуация 1
3 Содержательный учебный блок №8 10
Модуль 29. Служебные части речи 3
Модуль 30. Орфография 2
Модуль 31. Нормы языка и культура речи 1
Модуль № 32. Синтаксис и пунктуация 4
4 Содержательный учебный блок №9 12
Модуль 33. Имя существительное как часть речи 5
Модуль 34. Орфография 1
Модуль 35. Нормы языка и культура речи 4
Модуль № 36. Синтаксис и пунктуация 2
5 Содержательный учебный блок №10 11
Модуль 37. Имя прилагательное как часть речи 3
Модуль 38. Орфография 1
Модуль 39. Нормы языка и культура речи 3
Модуль № 40. Синтаксис и пунктуация 4
6 Содержательный учебный блок №11 6
Модуль 41. Имя числительное как часть речи 2
Модуль 42. Орфография 1
Модуль 43. Нормы языка и культура речи 1
Модуль 44. Синтаксис и пунктуация 2
7 Содержательный учебный блок №12 9
Модуль 45. Местоимение как часть речи 1
Модуль 46. Орфография 1
Модуль 47. Нормы языка и культура речи 3
Модуль 48. Синтаксис и пунктуация 4
8 Содержательный учебный блок №13 9
Модуль 49. Глагол как часть речи 5
Модуль 50. Орфография 1
Модуль 51. Нормы языка и культура речи 1
Модуль 52. Синтаксис и пунктуация 2
9 Содержательный учебный блок №14 10
Модуль 53. Причастие как часть речи 3
Модуль 54. Орфография 2
Модуль 55. Нормы языка и культура речи 1
Модуль 56. Синтаксис и пунктуация 4
10 Содержательный учебный блок №15 4
Модуль 57. Деепричастие как часть речи 1
Модуль 58. Орфография 1
Модуль 59. Нормы языка и культура речи 1
Модуль 60. Синтаксис и пунктуация 13
11 Содержательный учебный блок №16 9
Модуль 61. Наречие как часть речи 2
Модуль 62. Орфография 2
Модуль 63. Нормы языка и культура речи 1
Модуль 64. Синтаксис и пунктуация 4
12 Обобщение и систематизация изученного материала; 13 подготовка к ЕГЭ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.