Учитель математики: Евграшина Н.В.
Город: Славгород
Образовательное учреждение: МБОУ «Лицей №17»
Предмет: математика
Класс: 5
Уровень образования: базовый
Тема: "Умножение десятичных дробей "
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомиться с правилом умножения десятичных дробей, развивать умения по практическому применению умножения десятичных дробей.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Место проведения: учебный кабинет
Оборудование: Учебник: Виленкин Н.Я.Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, М: Мнемозина, 2019 г., доска, мультимедиа проектор, компьютер, презентация «Умножение десятичных дробей».
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация. Задачи урока:
образовательные:
• формировать навыки умножения десятичных дробей, формировать умение решать задачи на умножение десятичных дробей; применять полученные знания при решении задач.
• способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. воспитательные:
• воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, работе в парах, формировать положительную мотивацию. развивающие:
• уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свои предположения.
Педагогические технологии: ИКТ технологии; интерактивные технологии
Основные понятия: десятичные дроби, умножение.
Структура урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (мин.) |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап 2. Мотивация учебной деятельности |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
|
Включаются в деловой ритм урока.
|
1
2 |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
3. Актуализация знаний |
Актуализация опорных знаний и способов действий. |
Организация фронтального опроса |
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. |
4 |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. |
4.Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач урока. |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока, обеспечение восприятия, осмысление и первичное запоминание изученного материала. |
Создание проблемной ситуации. Мотивирование учащихся, вместе с ними определение цели урока; акцентирование внимания учащихся на значимость темы. |
Записывают дату в тетрадь. Работа над разрешением проблемной ситуации. Определяют тему и цель урока. |
11 |
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмен информацией
|
5. Физкультминутка |
Смена деятельности. |
Сменить |
Учащиеся сменили |
2 |
|
|
|
деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
вид деятельности и готовы продолжить работу. |
|
|
6. Применение знаний и умений в новой ситуации |
Развитие грамотной математической речи. Установить правильность и осознанность изученного материала |
Организация и контроль за процессом решения заданий. |
Выполняют по вариантам упражнения в тетради. Выполняют взаимопроверку . |
10 |
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Дать качественную оценку работы класса. |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения заданий. |
5 |
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
8. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Дать количественную оценку работы учащихся |
Подводит итоги работы класса. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
3 |
|
9. Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
Дает комментарий к домашнему заданию: творческое задание. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
2 |
|
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Организационный этап (1 мин.)
|
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. |
Учащиеся слушают учителя. |
2.Мотивация учебной деятельности (2 мин.)
|
-Сегодня у нас необычный урок. Почему? ... Я расскажу вам притчу. Шли по лесу старец с учеником. Впереди препятствие: бурная речка, через которую переброшен мостик. А рядом — корявый ствол старого дерева. — Учитель, — почтительно обратился к старцу молодой человек. — Какой мне путь выбрать: простой или сложный? Старец важно ответствовал: — Когда познаёшь ты Учение, лишь путь тяжёлый принесёт плоды… Юноша тяжело вздохнул, и полез по скользкой коряге. Учитель с интересом наблюдал, как молодой человек перелезал через реку, обламывая гнилые ветки, рискуя сорваться каждую минуту. Когда юноша оказался на том берегу, старец спокойно прошествовал по мостику. — Как же так?! — возмутился ученик. — А как же Учение? — И лишь достигнув мастерства, осознаёшь, что лишь лёгкий путь ведёт к истине, — лукаво усмехнулся старик. :) - В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении. А девиз нашего урока будет: «Дорогу осилит идущий». |
Ученики отвечают на вопросы учителя
Ответы учащихся.
|
|
-Перед вами лист самооценки урока. Итоги подведём в конце урока. Давайте вместе не будем бояться, будем смело высказывать свои мысли, гипотезы. И постараемся сообща приблизиться к истине. |
Знакомятся с листом самооценки. |
|||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний (4 мин.)
|
-На слайде перед вами таблица.
- Заполните таблицу.
Вопросы: -Как называются компоненты при умножении? -Как найти неизвестный множитель? -Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? -В чем возникли сомнения? |
Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.
-1 множитель, 2 множитель, произведение. -Произведение разделить на известный множитель -Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -При умножении десятичных дробей.
|
|||||||||||||||||||||
4. .Изучение нового материала. (11мин.) Побуждение к формулированию учебной проблемы ( цели урока). Развитие познавательных УУД: Формулируют проблему
Постановка проблемы |
-Какой столбец в таблице вы не смогли заполнить? -Что заметили необычного? -Какое отличие вы заметили? -А мы знаем, как умножать две десятичные дроби? -Как вы думаете, какая тема будет у нас сегодня на уроке? -Какие цели вы ставите перед собой, узнав тему урока? -Перед вами линейка продвижений. Отметьте на ней свой уровень знаний по данной теме.
-Откройте тетради, запишите число и тему урока «Умножение десятичных дробей». У меня дома идет ремонт, помогите мне рассчитать нужное количество краски, чтобы покрасить двери, если |
- 6,7. - Даны две десятичные дроби. -Наличие запятых в двух множителях. -Нет. - «Умножение десятичных дробей».
Ответы учащихся.
Ставят отметку на линейке.
Учащиеся записывают число и тему урока «Умножение десятичных дробей»
2*1=2м2 |
|
её высота 2м, а ширина1м. На 1м требуется 100г краски. Размеры другой двери: высота 2,3м, а ширина 1,1 м! Работа в парах: -Вычислите площадь двери, если ее высота 2,3м, а ширина 1,1м, рассчитав ее, не прибегая к умножению десятичных дробей?
- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм умножения десятичных дробей. Поставьте 1 балл в лист самооценки, если ваш ответ совпал с эталоном.
- Прочитайте правило в учебнике на стр.214 и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.
- Какую цель мы поставили перед собой на уроке?
- Вам удалось с ней справиться?
- Каков наш следующий шаг?
|
100*2=200(г)=0,2кг
-Перевести метры в дециметры 2,3м = 23дм; 1,1м = 11дм. 23дм *11дм = 253дм2 = 2,53м2 100*2,53=253(г)=0,253кг
Сверяют с эталоном на доске, проставляют баллы в лист самооценки. Формулируют алгоритм.
Читают учебник, сравнивают и делают вывод.
-познакомиться с алгоритмом умножения десятичных дробей.
-Да.
-Научиться применять данный алгоритм |
2
5. Физкультминутка (2 мин.) |
Слайд |
Учащиеся следят за двигающимися фигурами |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации. (10 минут) |
Устно №1391
Работа по 2 вариантам с последующей взаимопроверкой. №1397 1 вариант -1 строчка. 2 вариант - 2 строчка.
|
Выполняют устно с комментарием.
Выполняют работу, осуществляют взаимопроверку.
а)30;б)0,736; и)0,0805 б)274,56; е)0,925; и)33,7288 |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. (5 минут) |
Игра « Крестики- нолики» Работая в парах, ответьте на вопросы, если ответ верный ставим - х, если нет-0. 1) верно ли, что 23,56*12,5 запятую переносим на 4 знака влево? 2) верно ли, что 989,5*0,01 запятую переносим на 3 знака вправо? 3) верно ли, что при умножении 5,6 на 0,5 получим тот же результат, что и если сначала умножим 5,6 на 5, а потом разделим на 10? 4) верно ли, что при умножении десятичных дробей запятую пишут под запятой? 5) верно ли, что 12,38 умножить на 0,001 это тоже, что 12,38 разделить на 100? 6) Чтобы найти неизвестный множитель нужно произведение разделить на известный множитель?
Проставьте баллы в лист самооценки. Посчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку за урок. |
Ребята отвечают на вопросы, заполняют таблицу, сверяют ответы с ответами на доске.
1) 0 2) 0 3) х 4) 0 5) 0 6) х
Оценивают свою работу на уроке. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) (3 мин.) |
Возьмите линейку продвижений и отметьте на ней свой уровень знаний по нашей теме. Закончите предложение: Сегодня я узнал… Теперь я могу… Было интересно… Материал урока мне был… |
Отмечают продвижение в знаниях по теме.
Учащиеся отвечают на вопросы |
|
Урок дал мне для жизни… Я смог… Своей работой на уроке я остался … Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.
|
|
9. Информация о домашнем задании с комментариями. (2 мин) |
Творческое. На листе формата А4 придумать и решить 2 задачи на умножение десятичных дробей. |
Дети записывают задания в дневнике. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.