Урок русского языка в 7 классе
Тема: Употребление причастий в речи
Цель: раскрыть роль причастий в художественном тексте
Задачи:
· Образовательные: систематизировать знания о причастии; совершенствовать умение анализировать текст; пополнять словарный запас обучающихся;
· Развивающие: развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике; развивать креативное мышление, языковую память, воображение, речевой слух,
· Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку и интерес к его познанию; положительную мотивацию учебной деятельности; учить видеть красоту окружающей природы; обогащать внутренний мир школьников, их жизненный опыт.
Тип урока: урок закрепления знаний (интегрированный).
Предполагаемые результаты: обучающиеся должны знать изобразительно-выразительную роль причастий в художественном тексте; должны уметь отличать причастия от других частей речи, находить их в предложении.
Ход урока
Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся чёрными значками на белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.
(А.Н. Толстой)
Организационный момент
Учитель. Ребята, как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Есть ли в нём причастия?
Мы подошли к концу изучения темы «Причастие», и сегодня в центре нашего внимание определения, выраженные причастиями и причастными оборотами. Вы сегодня не просто ученики – вы исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к работе наше воображение и мысль.
Ребята, за окном зима. Многие писатели и поэты изображали это время года в своём творчестве. Недаром ведь Л. Н. Толстой сказал: «А метели-зимы как хорошо изображены». Художники запечатлевали прекрасные зимние пейзажи на своих полотнах. Композиторы, такие как П. Чайковский, Г. Свиридов, оставили чудесные музыкальные произведения, посвящённые зиме. Вот несколько поэтических зимних отрывков.
Чародейкою
Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
(Ф. И. Тютчев)
Чудная
картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег.
(А.А. Фет)
Заколдован
невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С.А. Есенин)
Конечно,сейчас наша зима не настолько живописна, однако мы все с нетерпением ждем снега и новогоднего запаха хвои и мандаринов. А давайте попробуем представить, что Новый год уже на пороге. Составьте по паре предложений об ожидании новогоднего чуда, используя причастия и причастные обороты.
Выполнение упр. 224.
Выполнение упр. 228 (взаимопроверка).
Выполнение упр. 229 устно.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: Напишите сочинение-миниатюру с использованием причастий на темы по выбору: «Зимний лес», «Зимняя фантазия или сказка», Зимний день моими глазами» или сами озаглавьте свою работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.