Употребление собирательных числительных
Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только 1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц мужского пола: четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот; 2) с названиями детёнышей животных: пятеро котят, двое щенят, трое медвежат; 3) с существительными дети, ребята, люди, лица 4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк; 5) с личными местоимениями: Нас (их, вас) было семеро. 6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими: Трое опоздавших зашли в аудиторию. Четверо больных ожидали в приёмной. |
1. Раскройте скобки. В каких случаях можно употребить собирательное числительное?
1) Вас (3) _______________, вот и (3) _______________ вам дороги. 2) На день рождения я пригласил (3) ______________ товарищей. 4) В состязаниях участвовали (5) ______________ женщин и (4) _______________ мужчин. 5) Взвешивание проводилось на (3) __________________ весах. 6) У неё (3) ______________ внуков и (2) __________________ внучки. 7) В нашем классе (8) __________________ девочек занимаются художественной гимнастикой. 8) В их семье было (4) дочерей и все красавицы. 9) По лесу рыскали (5) ______________ волков в поисках добычи. 10) На лугу паслись (9) ________________ лошадей и (7) _______________ жеребят. 10) (2) ____________ студентов получили именные стипендии в этом году. 11) К месту стоянки мы пробирались по глухой тайге (4) ___________________ суток. 12) Эту роль репетировали (2) _______________ молодые актрисы театра.
2. Употребите, где можно, собирательные числительные, раскройте скобки, ставя существительные в нужной форме.
1) Весь вечер я не мог дозвониться до (3; свой друг) _________________________________. 2) Шли (7; человек) ______________________: (5; взрослый) _____________________ и (2; ребёнок) ____________________________. 3) В нашей группе лучше всех учатся (4; девушка) _____________________. 4) В детстве я любил сказку о волке и (7; козлёнок) ___________________. 5) Тебя ждут (5; молодой сотрудник) _______________________. 6) Мимо нас прошли (3; прохожий) _______________________. 7) Если на лестнице (1; перила) ____________________, то подниматься трудно, а с (2; перила) _______________________ можно быстро подняться наверх. 8) У нас только (4 рука) ______________________, быстрее мы не можем работать. 9) (5; спортсмен) ______________________ и (4; спортсменка) были вручены золотые медали. 10) После (3; сутки) _______________________ пути трудно не думать об отдыхе. 11) Когда мои дети играют, они топают по квартире, как (3; слонёнок) _____________________. 12) (4; сутки) _______________________________ плутал я по тайге. 13) Один осудит, а (3) рассудят, (3) осудят, (10) рассудят.
Употребление собирательных числительных
оба, обе
|
муж., ср. р. |
жен. р. |
И. п. |
оба |
обе |
Р. д. |
обоих |
обеих |
Д. п. |
обоим |
обеим |
В. п. |
обоих |
обеих |
Т. п. |
обоими |
обеими |
П. п. |
(об) обоих |
(об) обеих |
! Так как нельзя говорить: «оба ворота» или «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот». Следует говорить: «у тех и других ворот» или «у одних и других ворот». |
3. Раскройте скобки. Поставьте числительные в нужную форму.
1) Монета оказалась старым, стёртым с (оба, обе) сторон и вдобавок дырявым гривенником. 2) Федор Иванов во время войны потерял (оба,) ноги, но приехал на целину и стал одним из пионеров её освоения. 3) Мой родной город расположен по (оба, обе) стороны реки. 4) (Оба, обе) дочерям удалось поступить в университет в этом году. 5) В (оба, обе) государствах приняты законы по охране авторских прав. 6. У (оба, обе) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям. 7) Мы попробуем (оба, обе) варианта. 8) Я держал вазу (оба, обе) руками, так как боялся её разбить. 9) Я смотрел в книжном шкафу на (оба, обе) полках, но тетради там не было. 10) Я уже знаком с (оба, обе) твоими сёстрами. 11) К дому с (оба. обе) сторон примыкали тенистые аллеи. 12) По (оба, обе) сторонам реки простирались роскошные луга. 13) С (оба, обе) концов батон колбасы объел наш хитрый кот.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
полтора, полторы, полтораста
Числительные полтора, полтораста имеют только две формы: И. и В. п. – полтора, полтораста, полторы; Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста. Числительное полтора употребляется при существительных мужского и среднего рода: полтора дня, полтора бревна; числительное полторы – при существительных женского рода в И. и В.п.: полторы недели, полторы бутылки. ! Существительные при этих числительных во всех падежах, кроме И.п. и сходного с ним В.п., сочетаются с формой множественного числа последующего существительного: в полутора часах езды, но за полтора часа до концерта. |
4. Раскройте скобки. Поставьте числительные и существительные в нужной форме.
I. 1) Ребёнок заговорил к (полтора года). 2) Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей). 3) Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды. 4) На сборы в поход у нас ушло (полтора сутки). 5) Он сумел выбраться из окружения с (полтораста лошадей). 6) Деревня находится в (полторы версты) от станции. 7) Для выполнения задания потребовалось времени до (полторы недели) больше. 8) Ближайший магазин находится в соседнем районе, то есть в (полтора километра) от станции.
II. 1) Перерыва в (1,5 час) ___________________ не хватило на решение личных проблем. 2) Гиря весом в (1,5 килограмм) _____________________ стояла на прилавке. 3) Стоит это не так уж дорого, рублей сто, максимум (150) __________________ . 4) Гостей собралось больше (150) _____________________, и понять, кто из них губернатор, а кто — выходец из Проскурова, мы так и не смогли. 5) В приготовленную смесь влейте (1,5 стакан) _________________ молока и тщательно перемешайте. 6) Один ум – пол-ума; три ума – (1,5 ума) ________________; два ума – ум. 7). Три дня молол, в (1,5) _____________ съел. 8) Мальчик нашёл старинную монету в (1,5 копейки) ______________________. 9) Пришлось докупить более (150 метров) _________________ ленты. 10) С этого времени прошло больше (1,5 лет) _______________. 11) Земля находится от Солнца на расстоянии (150 000 000) ___________________________ километров.
При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа: полтора гранёных стакана. |
5. Спишите, раскрывая скобки. Согласуйте числительные с прилагательными и существительными.
1) Роман уместился на (150; книжная страница). 2) К (1,5; маленький стакан) сахара добавили (1,5; чайная ложка) соли. 3) Пройдено (150; самый трудный километр) пути. 4) Абитуриент написал эссе на (1,5; большой лист). 5) Больному было рекомендовано в течение часа выпивать до (1,5; литр; тёплая вода).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.