Употребление числительных (10 класс)
Оценка 4.7

Употребление числительных (10 класс)

Оценка 4.7
Рабочие листы
docx
математика +1
10 кл—11 кл
10.04.2018
Употребление числительных (10 класс)
Данный материал относится к теме "Особенности употребления имен числительных", представлен в виде рабочих листов, которые включают комментарии к теме и тренировочные упражнения. Предназначен для учащихся старших классов, а также для тех, кто желает устранить ошибки в устной и письменной речи, то есть повысить уровень речевой культуры.
СаракаеваЛ._РусскийЯзык.docx

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро сочетаются только

1) с существительными мужского рода и общего рода, называющих лиц мужского пола: четверо школьников, двое преподавателей, трое друзей, двое сирот;

2) с названиями детёнышей животных: пятеро котят, двое щенят, трое медвежат;

3) с существительными дети, ребята, люди, лица

4) с существительными, имеющими форму только множественного числа или обозначающими парные предметы: трое ножниц, двое носков, пятеро суток, двое брюк;

5) с личными местоимениями: Нас (их, вас) было семеро.

6) c субстантивированными словами, то есть теми, что могут употребляться как имена существительные: пришедшие, опоздавшие, больные и многими другими: Трое опоздавших зашли в аудиторию. Четверо больных ожидали в приёмной.

 

1. Раскройте скобки. В каких случаях можно употребить собирательное числительное?

1) Вас (3) _______________, вот и (3) _______________ вам дороги. 2) На день рождения я пригласил (3) ______________ товарищей. 4) В состязаниях участвовали (5) ______________ женщин и (4) _______________ мужчин. 5) Взвешивание проводилось на (3) __________________ весах. 6) У неё (3) ______________ внуков и (2) __________________ внучки. 7) В нашем классе (8) __________________ девочек занимаются художественной гимнастикой. 8) В их семье было (4) дочерей и все красавицы. 9) По лесу рыскали (5) ______________ волков в поисках добычи. 10) На лугу паслись (9) ________________ лошадей и (7) _______________ жеребят. 10) (2) ____________ студентов получили именные стипендии в этом году. 11) К месту стоянки мы пробирались по глухой тайге (4) ___________________ суток. 12) Эту роль репетировали (2) _______________ молодые актрисы театра.

 

2. Употребите, где можно, собирательные числительные, раскройте скобки, ставя существительные в нужной форме.

1) Весь вечер я не мог дозвониться до (3; свой друг) _________________________________. 2) Шли (7; человек) ______________________: (5; взрослый) _____________________ и (2; ребёнок) ____________________________. 3) В нашей группе лучше всех учатся (4; девушка) _____________________. 4) В детстве я любил сказку о волке и (7; козлёнок) ___________________. 5) Тебя ждут (5; молодой сотрудник) _______________________. 6) Мимо нас прошли (3; прохожий) _______________________. 7) Если на лестнице (1; перила) ____________________, то подниматься трудно, а с (2; перила) _______________________ можно быстро подняться наверх. 8) У нас только (4 рука) ______________________, быстрее мы не можем работать. 9) (5; спортсмен) ______________________ и (4; спортсменка) были вручены золотые медали. 10) После (3; сутки) _______________________ пути трудно не думать об отдыхе. 11) Когда мои дети играют, они топают по квартире, как (3; слонёнок) _____________________. 12) (4; сутки) _______________________________ плутал я по тайге. 13) Один осудит, а (3) рассудят, (3) осудят, (10) рассудят.

Употребление собирательных числительных

оба, обе

 

муж., ср. р.

жен. р.

И. п.

оба

обе

Р. д.

обоих

обеих

Д. п.

обоим

обеим

В. п.

обоих

обеих

Т. п.

обоими

обеими

П. п.

(об) обоих

(об) обеих

! Так как нельзя говорить: «оба ворота» или «обе ворота», то не может быть и сочетания «у обоих ворот». Следует говорить: «у тех и других ворот» или «у одних и других ворот».

3. Раскройте скобки. Поставьте числительные в нужную форму.

 

1) Монета оказалась старым, стёртым с (оба, обе) сторон и вдобавок дырявым гривенником. 2) Федор Иванов во время войны потерял (оба,) ноги, но приехал на целину и стал одним из пионеров её освоения. 3) Мой родной город расположен по (оба, обе) стороны реки. 4) (Оба, обе) дочерям удалось поступить в университет в этом году. 5) В (оба, обе) государствах приняты законы по охране авторских прав. 6. У (оба, обе) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям.  7) Мы попробуем (оба, обе) варианта. 8) Я держал вазу (оба, обе) руками, так как боялся её разбить. 9) Я смотрел в книжном шкафу на (оба, обе) полках, но тетради там не было. 10) Я уже знаком с (оба, обе) твоими сёстрами. 11) К дому с (оба. обе) сторон примыкали тенистые аллеи. 12) По (оба, обе) сторонам реки простирались роскошные луга. 13) С (оба, обе) концов батон колбасы объел наш хитрый кот.

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

полтора, полторы, полтораста

 

Числительные полтора, полтораста имеют только две формы: И. и В. п. – полтора, полтораста, полторы; Р., Д., Т., П. – полутора, полутораста.

Числительное полтора употребляется при существительных мужского и среднего рода: полтора дня, полтора бревна; числительное полторы – при существительных женского рода в И. и В.п.: полторы недели, полторы бутылки.

! Существительные при этих числительных во всех падежах, кроме И.п. и сходного с ним В.п., сочетаются с формой множественного числа последующего существительного: в полутора часах езды, но за полтора часа до концерта.

 

4. Раскройте скобки. Поставьте числительные и существительные в нужной форме.

 

I. 1) Ребёнок заговорил к (полтора года). 2) Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей). 3) Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды. 4) На сборы в поход у нас ушло (полтора сутки). 5) Он сумел выбраться из окружения с (полтораста лошадей). 6) Деревня находится в (полторы версты) от станции. 7) Для выполнения задания потребовалось времени до (полторы недели) больше. 8) Ближайший магазин находится в соседнем районе, то есть в (полтора километра) от станции.

II. 1) Перерыва в (1,5 час) ___________________ не хватило на решение личных проблем. 2) Гиря весом в (1,5 килограмм) _____________________ стояла на прилавке. 3) Стоит это не так уж дорого, рублей сто, максимум (150) __________________ . 4) Гостей собралось больше (150) _____________________, и понять, кто из них губернатор, а кто — выходец из Проскурова, мы так и не смогли. 5) В приготовленную смесь влейте (1,5 стакан) _________________ молока и тщательно перемешайте. 6)  Один ум – пол-ума; три ума – (1,5 ума) ________________; два ума – ум. 7). Три дня молол, в (1,5) _____________ съел. 8) Мальчик нашёл старинную монету в (1,5 копейки) ______________________. 9) Пришлось докупить более (150 метров) _________________ ленты. 10) С этого времени прошло больше (1,5 лет) _______________. 11) Земля находится от Солнца на расстоянии (150 000 000) ___________________________ километров.

 

При сочетании числительного полтора с существительным определение ставится в форме множественного числа: полтора гранёных стакана.

 

5. Спишите, раскрывая скобки. Согласуйте числительные с прилагательными и существительными.

 

1) Роман уместился на (150; книжная страница). 2) К (1,5; маленький стакан) сахара добавили (1,5; чайная ложка) соли. 3) Пройдено (150; самый трудный километр) пути. 4) Абитуриент написал эссе на (1,5; большой лист). 5) Больному было рекомендовано в течение часа выпивать до (1,5; литр; тёплая вода).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

Употребление собирательных числительных

Употребление собирательных числительных

Употребите, где можно, собирательные числительные, раскройте скобки, ставя существительные в нужной форме

Употребите, где можно, собирательные числительные, раскройте скобки, ставя существительные в нужной форме

Раскройте скобки. Поставьте числительные в нужную форму

Раскройте скобки. Поставьте числительные в нужную форму

На сборы в поход у нас ушло (полтора сутки)

На сборы в поход у нас ушло (полтора сутки)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скачать файл