Управление качеством образования в школе
Коваленко Н. Н.,
заместитель директора
МОУ «Средняя школа № 49»
В определении задач современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела особую актуальность. Серьёзное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого заведения, а так же деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Проблема управления качеством образования современных школьников остается недостаточно разработанной. Это обусловлено, во-первых, тем, что до настоящего времени существуют различные точки зрения в определении сущности понятия «качество образования»; во-вторых, необходимостью учета современных тенденций мирового развития, обусловливающих существенные изменения в системе образования.
Реформирование и перестройка деятельности современной школы в свете требований Государственного Стандарта Донецкой Народной Республики вызывает необходимость привнесения значительных изменений в ее управление, рассматриваемое как целенаправленная и взаимосвязанная деятельность управляющей и управляемой подсистем в связи с актуальностью, социальной и педагогической значимостью решения названной проблемы.
Одной из проблем, с которыми столкнулась школа на пути достижения этой цели, была трудность оценки качества образования, которое состоит в динамизме, получении объективных оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных и своеременной коррекции работы с детьми.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального и среднего общего образования содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Объектами управления качеством являются:
-образовательные результаты: предметные, метапредметные и личностные;
-условия (ресурсы): материально-техническое и финансовое обеспечение, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние, програмно-информационное обеспечение, научно-методическое обеспечение;
-реализация образовательного процесса: педагогические технологии, деятельность учителя на уроке, система управления школой, в том числе внутришкольный контроль.
Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Таким образом, управление качеством образования - это система управленческих действий, направленных на достижение и поддержание определенных свойств образовательного процесса и результата, соответствующих потребностям субъектов и требованиям образовательных стандартов.
В обобщенном виде качество образования можно представить в виде двух основных блоков:
1 БЛОК.Качество основных видов деятельности
— Качество управления
— Качество педагога
— Качество педагогической деятельности
— Качество ученика
2 БЛОК.Качество результатов деятельности
— Фундаментальной основой механизма управления качеством образования выступает психолого-педагогичекий, медицинский и социальный мониторинг. Составление мониторинговых карт по различным направлениям деятельности представляется приоритетным.
Критерии системы оценки качества образования для учителя
Внутренняя оценка педагогической деятельности учителя включает:
1. Результаты обучения
· Степень и качество обученности;
· Участие учащихся в олимпиадах и конкурсах;
· Успехи и достижения учащихся;
· Реализация учебных возможностей учащихся;
· Общественно-значимая деятельность учащихся.
2. Профессионализм и педагогическое мастерство:
· Эффективность урока;
· Уровень педагогического мастерства;
· Уровень профессионализма;
· Информационная обеспеченность.
3. Организация образовательного процесса:
· Тематическое планирование;
· Поурочное планирование;
· Ведение журнала;
· Ведение дневников;
· Состояние ученических тетрадей;
· Качество внеурочной деятельности;
· Кабинет.
Внешняя оценка педагогической деятельности учителя это:
1. Результаты ГИА-9 и ГИА-11.
2. Результаты предметного мониторинга.
3. Результаты независимого городского контроля.
Процедуры оценки учебных достижений учащихся:
· итоговая государственная аттестация выпускников 9-х, 11-х классов;
· мониторинг качества образования: промежуточный и итоговый внешний контроль учебных достижений учащихся;
· оценка текущей успеваемости;
· международные системы тестирования.
В нашей школе уже давно сложилась модель управления качеством образования. Это серьезный педагогический анализ всей учебно-воспитательной работы (годовой, четвертной, ежемесячный, еженедельный) - планирование - контроль - руководство.
Основная ответственность в обеспечении и развитии качества образования ложится на администрацию школы, которая должна создать все необходимые условия для реализации намеченных целей, осуществив для этого правильные и грамотные управленческие шаги:
Уметь анализировать, планировать, контролировать и принимать, исходя из этого, правильное решение - значит осуществлять научную организацию труда педагогического коллектива, которая требует точный расчет, развернутый план работы, научно - проверенные методы, точные календарные сроки. И еще, каждый руководитель должен помнить и знать, что 96% всех проблем в любой организации обусловлены неправильной системой руководства и только 4% - ошибками исполнителей. Эти данные подтверждены научно.
Качество образования зависит от ресурсообеспеченности образовательного учреждения. Это, прежде всего, правильная кадровая политика, деятельность педагогического коллектива по сохранению и поддержанию здоровья детей, создание материально-технической базы школы.
В современных условиях на первом мете по степени важности для руководителя стоит кадровое обеспечение школы. Качество образования невозможно без качественного преподавания и воспитания. Сегодня наш педагогический коллектив - это 53 педагога. Из них 21 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 13 - первую, 2 -вторую. 8 педагогов имеют звание «учитель-методист», 7- «старший учитель».
Повышение качества педагогического мастерства ведется через методическую работу, которую возглавляет методический совет. В школе функционируют 6 предметных методических объединений и методическое объединение классных руководителей, через работу которых реализуется методическая тема школы. Каждое объединение имеет свои документы, тему, созвучную с темой школы, реализующую цели и задачи школы. На методических объединениях обсуждаются такие вопросы, как:
Тщательному анализу подвергается работа каждого учителя по достижению базового уровня знаний учащихся, результаты итоговой аттестации, участие школьников в олимпиадах и различных конкурсах, самообразование учителя и его успешность, участие в различных творческих группах. Из числа творчески работающих педагогов формируются творческие и экспериментальные группы по разработке и внедрению новых методов работы со школьниками. Школьными методическими объединениями была проделана большая работа по распространению педагогического опыта не только через публикации в СМИ, на муниципальных семинарах, но и на курсах повышения квалификации.
Также внутренней оценке подвергаются параметры обученности учащихся:
· процент усвоения учебного материала (определяется учителем);
· индивидуальный балл учащегося за период обучения (четверть или учебный год) выставляется учителем по предмету на основании отметок текущей успеваемости и оценки степени освоения учебного материала. Индивидуальный балл определяется согласно Критериям учебных достижений учащихся;
· определение уровня развития универсальных учебных действий рассматриваются в рамках метапредметных результатов по направлениям: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
3. Анализ результативности.
Работая над проблемой управления качеством школьного образования в свете требований ГОС, были достигнуты такие результаты:
1. Повышение мотивации учащихся к познавательной деятельности.
2. Осознание значимости приобретённых учебных навыков для дальнейшего обучения.
3. Удовлетворённость учащихся результатами своей деятельности.
4. Способность размышлять и находить способы решения возникающих учебных проблем.
5. Формирования не только предметных теоретических знаний, но и формирование универсальных учебных действий как один из путей повышения качества образования.
На базе школы была создана республиканская экспериментальная площадка по внедрению Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики «Роль информационно-библиотечных центров в формировании читательской компетентности учащихся в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов Донецкой Народной Республики».
Творческая группа учителей на республиканском уровне принимала участие в апробации учебных и учебно-методических пособий для общеобразовательных организаций (Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций. Геометрия: 7-9 класс/сост. Федченко Л. Я.; Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ сост. Федченко Л. Я., Полищук И. В.).
Творческая группа учителей принимала участие на городском уровне в апробации методического пособия «Формирование метапредметного умения создавать, применять, преобразовывать опорные конспекты для решения учебных и познавательных задач».
Повысилась профессиональная активность педагогов. На базе школы проведены городские семинары:
· Формирование универсальных учебных действий у младших школьников как средство реализации системно-деятельностного подхода (ля учителей начальных классов, октябрь 2017 г.)
· Повышение качества образования в системе работы руководителя школы (для руководителей школ, декабрь 2017 г.)
· Формирование универсальных учебных действий средствами уроков трудового обучения (для учителей трудового обучения, ноябрь 2017 г.
Успешно прошла в 2017-2018 учебном году аттестация педагогов. Членами аттестационной комиссии были посещены уроки, внеклассные мероприятия педагогических работников, которые аттестуются, изучена система работы учителей, предоставленные портфолио педагогов, демонстрирующих профессиональный рост в работе. По итогам аттестации двум педагогам был установлен 9 тарифный разряд, трём педагогам присвоена квалификационная категория «специалист 1 категории», причём один из них повысил свою квалификационную категорию. Трём педагогам аттестационной комиссией II уровня присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории». Учителю английского языка Мережко В. А. присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории» и звание «учитель-методист».
Коллектив школы работает над решением проблемы здоровьесбережения учащихся, руководителей, педагогов. Инициативной группой педагогов разработана и внедряется карта контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм на уроке.
Одним из приоритетных направлений в работе школы являлось воспитание высокоразвитого гражданина на основе общечеловеческих нравственных ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству. Школа с этой целью работала над реализацией проекта «Патриотическое воспитание школьников». Учителями разработано методическое пособие «Интерактивные методы воспитательной работы».
Успешно решённые задачи:
· Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие;
· Наряду с традиционными формами обучения широкое использование инновационных технологий, построенных на педагогике сотрудничества;
· Совершенствование профессионального мастерства педагогов в результате функционирования новой модели;
· Организация сайта «Аналитическая деятельность» с целью регулярного диагностирования всей работы школы, ее прогнозирования и корректировки;
· Организация творческого поиска, постоянный анализ опыта школы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания.
Факторы успешности:
· создание условий для построения индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося (методики личностно-ориентированного характера, информатизация образовательного процесса и др.);
· предоставление возможности для всестороннего развития личности за счет внеурочной деятельности (кружки различной направленности), нетрадиционных форм проведения уроков, экскурсионных поездок;
· создание активно-наглядной образовательной среды поддержки образовательного процесса, на основе которой возможно обеспечение устойчивого роста интереса школьников к наукам и технологиям;
· создание условий для выполнения учащимися качественных исследовательских работ и проектных разработок в области актуальной научной проблематики и с использованием современного научно-технического оборудования;
· создание условий для подготовки участников и молодежных команд для участия в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных соревнованиях городского и республиканского уровня.
Главным способом отслеживания качества преподавания и аналитической компетентности учителя остается экспертиза реального учебного занятия.
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные цели посещений и контроля уроков:
По итогам инспекционно-контрольной деятельности составлялся аналитический материал. Методической службой осуществлялся мониторинг качества преподавания и уровня усвоения учащимися программного материала.
Еще одним способом оценки качества преподавания или качества педагогической деятельности в целом является самоанализ, или рефлексия, собственной деятельности. Каждый педагог раз в полугодие проводит самоанализ своей деятельности.
Анализ данных представлялся на заседаниях педагогического, методического совета, и административных совещаниях.
С целью составления плана повышения квалификации изучались образовательные потребности педагогов.
Моделирующая, исследовательская деятельность.
· Подготовка и проведение педсоветов.
· Корректировка списка учителей, направленных на курсы повышения квалификации.
· Организация (подготовка заданий) стартового контроля в 5-х, 10-х классах в соответствии с планом ВШК.
· Собеседование с учителями по тематическому планированию, разработке образовательных программ.
· Организация творческих групп учителей,работающих по проектной и исследовательской деятельности учащихся.
· Участие в административном контроле за ЗУН учащихся в соответствии с планом ВШК.
· Подготовка предметных школьных олимпиад.
Обсуждение итогов муниципальных, республиканских предметных олимпиад.
· Подготовка учителей к аттестации на высшую и первую категории.
Для оценки эффективность и результативность работы педагогов по внедрению ГОС и администрации организована работа школьного сайта. В разделе «Аналитическая деятельность» преподаватели и классные руководители систематически проводят по всем изучаемым предметам мониторинг сформированности у обучающихся 2 – 11 классов универсальных учебных действий. Авторы сайта и координаторы работы систематически размещали на его страницах полезную для учителей, учащихся и родителей информацию, что позволило улучшить информированность участников учебно-воспитательного процесса.
Каждый педагог работал по индивидуальной теме самообразовательной работы. Педагогами школы ведутся индивидульные методические портфолио.
Повысилось качество образования по школе на 3%, в Республиканском банке одарённых детей числится 71 учащийся, в Городском банке одарённых детей – 65 учащихся, в школьном банке одарённых детей - 13 учащихся.
Учителя Мережко В. А., Мисюк А. В., Григоренко Ю. В. подготовили победителей и призёров заключительного этапа Республиканской олимпиады школьников.
Педагоги школы активно участвовали в городских конкурсах. Котовская К. А. заняла 1 место в конкурсе «Свободные библиотеки в школах ДНР».
Учителя школы имеют дипломы 1, 2,3 степени за участие в международных конкурсах.
Котовская К. А. имеет дипломы 1 степени за участие в Блиц-олимпиаде «Организация самовоспитания учащихся», Блиц-олимпиаде «Проектирование и освоение предметной технологии через технологическую карту», Блиц-олимпиаде «Формирование и развитие классного коллектива» (сайт umnata).
Мережко В. А. имеет диплом 3 степени за участие во Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации, номинация «Применение ИКТ в работе педагога».
Мережко В. А. имеет диплом 2 степени за участие во Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех», номинация «Требования ФГОС к классным руководителям».
Мережко В. А. имеет диплом 1 степени за участие во Всероссийской олимпиаде «Педагогический кубок», номинация «Работа с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время в соответствии с ФГОС».
Мережко В. А. имеет диплом 2 степени за участие во Всероссийском конкурсе «Всероссийские педагогические тестирования», номинация «Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции».
КриштальН.И.и участники театрального кружка, руководителем которого она является, стали победителями Республиканского этапа Международного детского форума «Зелёная планета», номинация «Природа. Культура. Экология», II место, протокол № 10 от 13.04.18 г.
Кришталь Н. И. стала лауреатом XVIII Международного Пушкинского конкурса для учителей русского языка «Язык без санкций. Профессионализм или мужество требуется сегодня педагогу-русисту?».
Кришталь Н. И. имеет сертификат за участие во Всероссийском творческом конкурсе педагогов «Сила слова».
Коваленко Н. Н. имеет диплом 1 степени за участие во Всероссийской олимпиаде «Педагогический успех», номинация «Построение современного урока».
Коваленко Н. Н. имеет диплом 1 степени за участие в Международной интернет-олимпиаде «Солнечный свет», номинация «Анализ современного урока с позиций ФГОС».
Активно работает «Школа молодого учителя», молодые учителя посещают уроки опытных коллег, к каждому молодому учителю прикреплён педагог-наставник.
4. Выводы.
На основании вышесказанного делаем вывод, что качество образования – это всеобъемлющая система, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Управлять данной системой необходимо комплексно, чтобы добиться успеха.
Управление качеством образования должно рассматриваться как уровень решения комплекса задач образования, включающего учебные результаты и социализацию выпускников, в том числе овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе при условии соблюдения нормативных требований к условиям обучения, освоения образовательного стандарта на согласованном уровне, соответствия образовательных услуг по составу, содержанию и качеству ожиданиям потребителя. И вот в этом направлении очень важно владеть навыками управления учителю – предметнику, классному руководителю, специалисту - работнику школы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.