Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу.
После проведения упражнения можно провести обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что ты ценишь в себе?
- Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?
Информация для ведущего. Детям иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, ведущему важно вовремя поддерживать ребенка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.
Для прочувствованию сплоченности группы.
Материал – клубок ниток.
Инструкция: «Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и рассказать о себе».
Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив: («договориться» глазами) «Если хочешь, ты можешь назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».
Таким образом, все дети оказываются в «паутине».
Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думает, почему мы составили такую паутину?
- Что нам помогло создать такую мощную паутину?
После обсуждения паутина распутывается: каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к ведущему.
В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже «тесно связаны между собой».
Вопросы для обсуждения:
- Все ли высказались?
- Что почувствовали?
- Чьи рассказы заинтересовали?
- Трудно ли было говорить о себе?
- Кто в группе вызвал любопытство?
Может использоваться для активизации участников, и как заключительное: позволяет стимулировать эмоции.
Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.
Это упражнение особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытости и доверия (является диагностическим).
Каждому члену группы дается фломастер и бумага.
Инструкция: «Двадцать раз ответить на вопрос «Кто я, какой я?». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения Я - … если вы уже закончили, приколите листок бумаги на видное место на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы, и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и только читайте, что написано на листке у остальных. Когда я скомандую «стоп» вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и рассказать друг другу о своих ответах».
Возможный вариант: «Можете не показывать свой список всем. Но давайте прочитать свой список тому, кому захотите».
Упражнение позволяет прочувствовать себя и свою принадлежность в группе, задействовав свое тело, дает возможность представить себя группе необычным способом.
Инструкция: «встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, сделает шаг вперед и сделает какое-то движение или встанет в какую-то позу, т.е. представит так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет – раз, два, три! – все вместе повторим его имя и движение»
Можно продолжить упражнение – сделать еще круг, но «изображать» уже иное движение, которое отражает, каким бы ты хотел быть!»
Инструкция: «На листе обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке - то, что ты хотел бы изменить».
Обсуждение (рефлексия):
- Когда тебе было трудно говорить о себе: при поиске положительных качеств или отрицательных качеств?
Это упражнение проводится так же, как и упражнение «Назови свое имя»; только каждый последующий участник называет имя и качества предыдущего участника. Кроме того, проводится еще один круг, где каждый участник снова называет свое имя и отрицательное качество (то, что хотел бы в себе изменить или развить).
Вопросы для обсуждения:
- Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?
- Трудно ли было назвать свое отрицательное качество?
Диагностика – как воспринимает себя ребенок, как воспринимает его группа.
Это упражнение способствует развитию доверия, сплоченности группы и может быть хорошим в начале работы, т.к. здесь есть обращение к чувствам.
Инструкция: «В каждом из нас, в той или иной степени, развить чувство доброты, доброе отношение к людям. Сейчас мы будем говорить добрые слова о людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, знакомых, друзьях. У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться. Вы самостоятельно выберете людей (лучше из группы), о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть кратким, конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете».
В парке дворца на ветке апельсинового дерева опустилась черная Ворона. По зеленому газону важно прохаживался Павлин. Ворона прокаркала:
-Как можно позволять такой странной птице входить в этот парк. Посмотрите, он выступает так важно, можно подумать это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А его перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой хвост, как будто он лиса.
Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем, грустно улыбаясь, сказал:
-Я думаю, что твои слова не соответствуют действительности. Ты говоришь, что я важничаю, потому что прямо держу голову, так что перья мои топорщатся и переливаются на солнце. Я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня очень огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты не замечаешь. Ворона, задумайся над этим! То, что называешь ужасным, людям очень нравится во мне!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.