Инструкция: Один из участников (доброволец) должен будет выйти из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом все мы будем пользоваться только невербальными средствами. Группа, в отсутствие добровольца должна будет определить участника, который будет демонстрировать готовность вступить в контакт, остальные должны будут показать нежелание этого делать. Затем выбираются другие добровольцы. Количество участников, желающих вступить в контакт, можно постепенно увеличить – двое, трое, все, кто хочет.
Вопросы:
- Легко ли было устанавливать контакт?
- Что помогло определить желающего общаться?
- Какими средствами показывали нежелание общаться?
- Что вы чувствовали, когда вы понимали, что в общении с вами не заинтересованы?
Это упражнение дает возможность попрактиковаться в умении устанавливать вербальный контакт, т.е. начинать и продолжать разговор.
Группа делится на пары. Один участник задает открытые вопросы, дающие возможность собеседнику ответить более полно.
Второй участник пары дает на каждый вопрос не только ответ, но и дополняет информацией о себе. После некоторого времени (например, 5 минут) участники меняются ролями.
Вопросы: Что понравилось, что показалось затруднительным?
Описание поведения.
Сидя в кругу, участники наблюдают за поведением других, по очереди, говорят, что они видят относительно любого из участников (например, «Коля сидит, положив ногу на ногу»).
Ведущий следит, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения.
После выполнения упражнение обсуждается, часто ли наблюдались тенденции использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники?
Инструкция: «Пусть один из нас (доброволец) какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две группы по какому-то выбранному нами признаку».
Признак должен быть виден зрительно, и однозначно делить группу на две части (например, наличие шнурков на обуви, цвет глаз и т.д.). Две подгруппы садятся в разных местах, чтобы быть обозначенными пространственно. Вернувшийся доброволец должен будет определить, по какому признаку разделились группы. Затем выбирается другой доброволец.
Участники разбиваются на 3-4 группы. Каждой группе дается тема, которую они после обсуждения должны представить невербально.
После представления, остальные участники сообщают о том, что они видели, и какая была задана тема. Возможные темы: рождение, вдохновение, дружба, верность, тоска, разлука, любовь…
При обсуждении обращается внимание на то, какое невербальное поведение позволило определить тему. Во время обсуждения ведущий акцентирует внимание на различные описания увиденного и оценок, которые мы даем на основе своего опыта.
2. Коммуникация чувств.
Эмпатия.
Каждый пишет ответы на следующие вопросы, лист подписывается:
- Какие три предмета взяли бы с собой на необитаемый остров?
- Если бы вас колдун превратил в животное, то в какое?
- Ваша любимая пословица или поговорка?
- Когда меня хвалят я…
Ведущий собирает ответы, перемешивает и зачитывает.
Каждый участник отмечает у себя, как он думает, кто это написал. Затем, когда будут прочитаны все ответы, зачитываются имена написавших.
Проводится обсуждение:
- Всех ли отвечавших на вопросы угадал?
- У кого сколько совпадений?
- С чем связана успешность (степень знакомства, способность чувствовать другого человека)?
Один из участников (доброволец) выходит из комнаты, он становится водящим. Оставшиеся выбирают участника, которого они загадывают. Водящий возвращается, его задача – угадать загаданного человека. У него есть три попытки. Для того, чтобы отгадать, водящий задает участникам вопросы следующего типа: если бы это был цветок (животное, погода, машина, здание, цвет, фигура, насекомое и т.д.), то какой? Участник, к которому обращаются, говорит свою ассоциацию.
Например: «Это нарцисс». Если водящий отгадывает, угаданный участник становится водящим.
Водящему важно следить, чтобы все или многие участники группы попробовали себя в роли водящего, или в роли загаданного человека.
Вопросы:
- Трудно ли было подбирать ассоциацию?
- Трудно ли было угадывать?
- Кому удалось угадать, что помогло?
- Чьи ассоциации показались самыми удачными?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.