Это упражнение взбадривает участников, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Упражнение может проводиться в качестве разминки или завершения и в других блоках программы.
Инструкция: «Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех участников появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он «передает» своему соседу слева. Итак, все по очереди.
Оно позволяет участникам осознать свое эмоциональное состояние «здесь и сейчас» и выразить его в образной, символической форме.
Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже ваше настроение?»
Упражнение выполняется по кругу, с мячиком.
Варианты: «На какую погоду (музыку, цветок, животное и т.д.) похоже ваше настроение?»
Вопросы: Как вам показалось, какие чувства мы испытывали чаще всего?
Это упражнение позволяет интенсифицировать эмоциональное состояние участников.
Материалы – кассета с записью энергичной, активной музыки.
Инструкция: «Волк выходит за дверь. Включается активная музыка. Овцы пасутся на лугу, бегают по кругу. В неожиданный момент врывается Волк и хватает Овцу. Овца превращается в Волка. Теперь уже два Волка врываются в круг и т.д.»
Обсуждение:
- Что происходило с тобой во время игры?
- Что ты чувствовал?
- Какие еще есть чувства?
- Что дают нам чувства?
- Есть ли абсолютно бесполезные или вредные чувства?
- Что значит эмоция для тебя?
- Нужны ли они тебе и зачем?
- Что в них хорошего для тебя, чем они тебе полезны?
- Чем они тебе вредят или мешают?
Инструкция: «Сейчас я буду называть различные чувства, и мы будем их показывать, как часто мы эти чувства испытываем. Для того чтобы показать это, мы будем гудеть. Если редко испытываем чувство - будем гудеть тихо, если чаще, то громче, если очень часто, то громко».
Вопросы:
- Как вам показалось, какие чувства мы с вами испытываем чаще всего?
Упражнение позволяет потренироваться в выражении своих эмоций в символической, образной форме.
Материалы: карандаш и лист бумаги каждому участнику.
Инструкция: «Сейчас мы попробуем передавать различные чувства, не рисуя ничего конкретного – только лишь простые линии. Нарисуйте:
- счастливые линии,
- грустные линии,
- злые линии,
- усталые линии,
- тревожные линии.
2. Узнавание эмоций.
За одну минуту нарисуйте свое настроение, не рисуя ничего конкретного, – используйте только линии, формы, различные цвета.
Теперь передайте свой рисунок соседу справа…
Посмотрите внимательно на рисунок, который оказался у вас в руках. Попробуйте угадать, какое настроение изображено на нем.
Участники разбиваются на пары – скульптор и «глина». Скульптор лепит из глины скульптуру задуманного чувства. Остальные участники отгадывают, что это за чувство изображено.
Дети рассаживаются в два ряда, друг напротив друга, на расстоянии 40 сантиметров с закрытыми или завязанными глазами.
Ведущий шепчет на ухо детям из одного ряда какое-нибудь чувство, они руками передают его партнерам. Задача партнера – определить какое чувство он получил. Это упражнение может выполнятся двумя участниками в центре круга.
Из плотной бумаги вырезаются заготовки для масок – овал лица с прорезью для глаз.
Участники разрисовывают маски так, чтобы получилось загадочное чувство (вариант – самое любимое чувство, неприятное чувство и т.д.)
Когда маски готовы, можно предложить участникам походить в них, попробовать озвучить маски, повзаимодействовать с другими «масками». Дать название – имя своей маске.
Вариант этого упражнения можно провести с использованием театрального грима. В этом случае рекомендуется сделать это упражнение основным содержанием занятия, так как работа с гримом требует много времени.
Инструкция: «Сейчас вместе с этим мячиком мы будем передавать любому из сидящих в кругу какое-либо чувство, изображая его с помощью рук, позы, темпа, выражения лица. Тот, кто получает «чувство», попробует отгадать и сказать нам, что за чувство он получил».
Вопросы для обсуждения:
- Легко ли тебе было выражать то чувство, которое хотел передать?
- Поняли ли то чувство, которое ты хотел выразить?
- Как приняли то чувство, которое передал?
- Что ты при этом чувствовал?
- Легко ли тебе было принимать то чувство, которое тебе передали?
- Какие чувства чаще всего звучали в нашей группе?
- Какие чувства (почти) не выражались в нашей группе?
Замечание: необходимо, чтобы каждый хотя бы один раз получил мячик – чувство.
Инструкция: «Подумайте, какие чувства сегодня были у вас на занятии. Детям предлагаются разноцветные «лепестки» – какого цвета им хочется. «На этих лепестках напишите, пожалуйста, чувства, которые вы испытывали сегодня». Затем каждый называет свои чувства и кладет лепесток в центр круга. Таким образом, получается цветок - чувств всей группы.
Упражнение можно использовать как заключительное.
Упражнение позволяет осознать особенности переживания и проявления чувства.
Материалы: бумага, любые изобразительные средства, глина – пластилин.
Инструкция: «Изобразите свою злость в виде живого существа или какого-либо образа».
Вариант: Возьмите плотную бумагу, типа оберточной. Изобразите свою злость, «вырвав» ее из бумаги.
Работа с плотной бумагой требует физических сил и, таким образом, высвобождается энергия.
Обсуждение заключается в том, что дети рассказывают о том, что они изобразили, что хотели передать.
Материалы: большие листы ватмана, мелки, карандаши или фломастеры разных цветов. Кассета с записью шума волн.
Инструкция: «Мы с вами будем рисовать сейчас подводное царство. Представьте себе, что перед вами – океан. И в океане живут разные рыбы, акулы, морские звезды, водоросли, кораллы. Но так как это волшебное подводное царство, то там еще могут жить чудовища. Мы будем их рисовать. Какие вы - можете придумать сами».
Варианты: Это упражнение можно выполнять всей группой, рисуя общее «морское царство» или же разбитые на 2 команды, каждая будет рисовать свой подводный мир. После окончания дать название своему рисунку и описать его, а может быть, даже придумать общий сюжет.
Вопросы:
- Выходит ли чудовище из воды?
- Как к нему относятся те, кто его видят?
- Что в нем странного?
- Что оно делает?
- Как оно пугает окружающих?
Схемы выстраивания группы (из картотеки игр и упражнений по фольклорной арт-терапии).
Одно упражнение по выстраиванию в круг было описано в игре «Из-за гор-белогор»
Второй вариант: - вначале дети стоят произвольно, как встали в круг; затем девочкам предлагается по хлопку ведущего распределиться в кругу так, чтобы образовалось чередование (мальчик-девочка). По хлопку все снова расходятся в стороны и ходят по залу; по хлопку образуется круг, по хлопку теперь уже мальчики распределяются между девочками (найти образ для детей, например, девочки – облака на ночном небе, а мальчики – звездочки между облаками и т.д.)
Освоение пространства участниками группы.
Дети стоят в кругу, ведущий подходит к двум детям сзади и касается их плеч. Эти дети разрывают между собой круг и перестраиваются в шеренгу (линия).
Хлопок – построение круга.
Хлопок – построение линии.
Каждый раз меняются дети (место разрыва в круге).
Участники делятся на две подгруппы.
1 подгруппа: задает звук (букву), которую сама опевает.
2 подгруппа: из круга перестраивается и создает заданную букву.
Затем участники меняются заданиями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.