Тема: «Упражнение в написании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Цели урока:
Личностные:
· Понимать учебную задачу и искать пути её решения, применяя правила правописания;
· развивать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Метапредметные:
· Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
· способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, усваивать способы их решения;
· умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера;
· готовность слушать собеседника.
Предметные:
· обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков;
· способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- электронное приложение по русскому языку.
-презентация
Ход урока
I Установление психологического комфорта (Слайд 2)
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнем урок друзья.
II Актуализация опорных знаний. Целеполагание.
- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Подчеркните в словах «опасные» места.
Работа по карточкам .
- Ребята, нам пришло письмо.
-Давайте, посмотрим от кого это письмо? ( От Незнайки)
- Из какой книги этот герой? Кто автор? (Николай Носов)
- Прочитайте письмо ( Слайд 3-5)
Ребята, привет! Летом я жыл на даче. Дачя была у озера. Я чясто ловил рыбу. Однажды я поймал огромную щюку и два лещя.
- Что Вас удивило или смутило?
- Чему же мы сегодня научим Незнайку и себя?
- Какие знания нам необходимы, чтобы писать без ошибок
-Исправим ошибки и проверим на ИД.
-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Будем повторять… правило написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Будем учиться… писать эти буквосочетания без ошибок.
( Слайд 6 с темой)
- Какие буквы, которые обозначают шипящие звуки, вы увидели в этом тексте? (ж ч щ)
- Какая ещё буква обозначает шипящий звук? (ш)
1. Минутка чистописания ( Слайд 7)
- Напишем эти буквы в такой последовательности жшчщ, соблюдая правильное соединение.
2. Развитие речи.
- Прочитайте пословицу.
-Как ее понимаешь?
-Могла бы она стать девизом нашего урока? Почему?
-Измени в пословице часть слова так, чтобы получился совет.
Пишут не пером, а умом. (Слайды 8-9)
(Пиши не пером, а умом.)
- Запишите пословицу в тетрадях, выделите орфограммы.
III Упражнения в написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1. Вставь пропущенные буквы
Жидкость, пушистый, щавель, дача, чулан, щупальца, прищурил.
- Проверьте правильность выполнения. (Слайды 10-12)
2. Работа по карточкам. (Слайд 13)
- Внимательно прочитайте слова на ваших карточках. Соедините слова 1-го столбика с подходящими по смыслу словами 2-го столбика. Если что-то непонятно, можно попросить помощь у соседа.
Волшебник чумазый
Скучаю чародей
Грязный душистый
Глушь грущу
Ароматный чаща
- Проверим! (Слайд 14)
3. Определите «опасное» место в словах. Поместите каждое слово в нужный столбик
Чудаки, жизнь, пощада, роща, дача, мыши, щука, снежинки, зайчата, ужин, чужой, щупальца.
ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ
жизнь пощада чудаки
мыши роща щука
снежинки дача чужой
ужин зайчата щупальца
4. Работа в парах.
- Исправьте ошибки, которые допустил в тексте Незнайка.
Рощя.
За рекой рощя. Мы чясто там гуляем. Звонко поют чижы. Цветут ландышы.
Как они душысты! Берегите эти чюдесные цветы!
- Проверьте работу по слайду. Оцените свою работу.
IV Рефлексия.
Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где ча и ща
Мы напишем только а.
Где же встретим мы чу – щу,
То напишем букву у.
- Выберите начало и продолжите фразу:
Сегодня на уроке я научился……
Знания, полученные на уроке, пригодятся мне……
Своей работой на уроке я …….
V Итог урока.
- Молодцы! Мне понравилось как вы работали на уроке. Спасибо!
VI Домашнее задание.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание УПР. 109.
IV. Зарядка для глаз (слайды
6-9)
Работа с учебником
Выполнение упражнения. Отгадывание загадок, с
записью загадок в кроссворд.
Загадки: 1. Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком , конечно, с ней. ( машина)
2.Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (часы)
3. Он по рельсам быстро мчал,
Шпалы все пересчитал. (поезд)
4. Бегут вперед, задрав носы,
За ними вслед- две полосы. (Лыжи)
5. Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (щука)
- Почему одно слово записано отдельно? ( в нем
нет изучаемых орфограмм)
Работа в парах по карточкам
1. Чтобы не допустить ошибки в следующих заданиях вспомним буквосочетания:
Мыши, ёжики, ужи,
Лыжи, лужи и моржи,
Крыши, чижики, стрижи,
Жирафы и карандаши
С какой буквой их пиши?
Чайка, чаща, каланча.
Роща, гуща и свеча,
Пища, чайник, чашки, чай –
Как напишешь? Отвечай!
Чулок, шучу, верчу, кручу,
И хоть чуть-чуть еще грущу.
Но все слова пишу я с …У
2. Помоги Незнайке написать правильно буквосочетания, чтобы получились слова.
…знь , све…, …сы, малы…, ро…, …вель, зада…, схва…, …лан.
- Какое слово лишнее? Почему?
-Какое слово непонятно? Где узнать значение этого слова?
Оценка работы. Взаимопроверка.
3. Работа на выбор задания.
Рассмотрите задания.. Прочитайте их.. Выберите то, которое понравилось и вы можете его выполнить без ошибок.
Задание 1. Восстанови стихи, вставив буквосочетания.
__сто в ___ще я и___
Ягодку малинку.
Я мол___, мол___, мол___,
Все кладу в корзинку.
Вот уже закрыто дно.
Вот уж серединка.
Я и___, и___, и___.
Пока___сь, малинка!
Задание 2. Найди и исправь ошибки и слова.
Приготовься выразительно прочитать стихотворение.
Плывёт по небу ручька.
Лежит в портфеле тучька.
У пса большая папа,
Пришёл с работы лапа.
Кипит в кастрюле Маша.
Бежыт по саду каша.
Сидят, мурлычут мошки.
Слетелись к лампе кошки.
Оцени свою работу.
4. Составь из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым.
-Можно ли назвать текстом?
-Дай ему название.
Чаща, полна, звуков, лесная.
По, дятел, стучал, дубу.
Кружились, елью, над, клесты.
Срывали, шишки, клювами, они.
Искали, птицы, пищу.
Домашнее задание: дописать текст и озаглавить.
Итог урока, рефлексия.
– Закончите фразу:
§ Сегодня на уроке научился…
§ Знания, полученные на урок, пригодятся мне…
§ Своей работой на уроке я… (доволен или нет)
-Какой совет мы дали в начале урока? ( Пиши не пером, а умом)
М О Л О Д Ц Ы!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.