Упражнения для формирования орф. грамотности 3 к.на уроках рус. яз.
Оценка 4.8

Упражнения для формирования орф. грамотности 3 к.на уроках рус. яз.

Оценка 4.8
Презентации учебные
pptx
русский язык
3 кл—4 кл
06.05.2023
Упражнения для формирования орф. грамотности 3 к.на уроках рус. яз.
Комплекс электронных упражнений для формирования орфографической грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка
Комплекс электронных упражнений для формирования орфографической грамотности 3кл рус яз.pptx

Комплекс электронных упражнений для формирования орфографической грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка»

Комплекс электронных упражнений для формирования орфографической грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка»

«Комплекс электронных упражнений для формирования орфографической грамотности обучающихся 3 класса на уроках русского языка»

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопрос, почему в каждой группе однокоренных слов первое слово является словом–подтверждением для остальных слов группы.
Запишите слова, подчеркните корень слова и вставьте пропущенные орфограммы. Отметьте ударение
Б..г − б…готня − б…гать; д..нь − д..ньской − дн..вной; ст…кло − ст…клянный − заст…клить; с…н − с…ня −с…нный; лес − л.сной − л.систый − л.сник; з…ма − з…мовать − оз…мый − з…мний.даль − д.леко − д.лекий; с…ль − с…ленный − с…лить.

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Прочитайте и найдите слова, обозначающие действие предметов. Впишите пропущенные буквы и объясните выбор гласной. Подберите к каждому слову соответствующее ударение и запишите его в тетрадь. Напишите ударение для каждого слова.
д…шал, б…гал, в…дил, др…мал, г…в…рил, л…пил, ч…тал, д…мал, м…чтал, сл…дил, в…зил.
Ответьте на следующий вопрос: Какие слова с безударной гласной в корне проверяются изменением формы слова, а какие – с помощью соответствующих слов?
Выпишите эти слова, выделите в них корень, найдите подходящие по смыслу слова и найдите пропущенные орфограммы в словах с ненапрягаемой гласной.

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Безударные гласные в корне слова

Прочитайте. Поставьте ударение.
Подчеркните проверяемые безударные гласные.

бродить – бродит, наводнение – воды, похвала – хвалит, пожалей – жалко, комок – ком, тайник – тайна, скалистый – скалы, запах – пахнет, ,замолчала – молча, катушка – катит журавлиный – журавль, доброта – добрый, граница – грань, испаряют – пар

Безударные гласные, непроверяемые ударением

Безударные гласные, непроверяемые ударением

Безударные гласные, непроверяемые ударением

Заполните строку словами, соответствующими по смыслу. Назовите пропущенные гласные и объясните их написание. Напишите предложения, которые у вас получились. Запишите слова гласная является безударной.
Лиса, ______, _______− это дикие животные, а коза, ___, ___ − это домашние животные.
….. и ночь− это время суток.
С…нтябрь ___________− это осенние месяцы.
Диван ___________− это мягкая мебель.
..ионы− это садовые цветы.

Безударные гласные, непроверяемые ударением

Безударные гласные, непроверяемые ударением

Безударные гласные, непроверяемые ударением

Запишите и вставьте пропущенные буквы. Отметьте ударение в каждом слове. В корне слова выделите безударные гласные.
М…рской курорт, .…тдел игрушек,л…шадиная сила, в…черний звон, в…дро в…ды, кла..ная работа, к…зье м…л…ко, б…льшая с..бака, п…чка б…резы, р…дная р…чь, с…трудники б…льницы, р…бочее вр…мя, м…р…зная п…года, в…сенний д…нь.
Впишите пропущенные буквы. Сравните слова в первом столбце со словами во втором столбце. Насколько они отличаются друг от друга? Какие гласные можно проверить?

Т…традь

Гр…за

Пенал

З…ерно

К…рандаш

Б…бры

Непроизносимые согласные Прочтите слова

Непроизносимые согласные Прочтите слова

Непроизносимые согласные

Прочтите слова. Найдите однокоренные слова для этих сов, которые отвечают на вопрос Какие? Какая? Какой? Какое? Запишите получившиеся фразы. Отметьте корень в каждой паре слов. Подчеркните непроизносимую согласную.
Звезда, честь, гордость, лесть, солнце, прелесть, счастье, весть. радость.
Необходимо вставить пропущенные буквы. Отметит корень слова.
Крес…ница, ярос…ный, захолус…ный, прелес…ный,пожалу…ста, несчас…ный, лес…ница,.прихвас…нуть, жёс…кий.
Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо; если букву вставлять не требуется, зачеркните пробел.
«Блеск и слава таят в себе великие опас…ности. Как легко человек влас…ный и честолюбивый поддаётся их очарованию! И вот уже служит он уже не призванию своему, а своему желанию славы, хотя по началу имел намерения вполне чес…ные. Благосклонно внемает он лес…ным речам и не желает слушать неприятную правду. Так постепенно он оказывается окружении людей ловких и бесчес…ных, прежние друзья сторонятся его, и вот уж готов он и на прямую подлость, лишь бы не лишиться внимания публики, не впасть в безвес…ность.».

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Запишите слова, вставляя нужную согласную. Подберите проверочное слово и подчеркни эти слова.
Гри (б,п) ду(б, п), ло (б,п), клу (б, п), моро(з, с), ро(в, ф).
Прочитайте слова и словосочетания. Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Автобус, кружка, клуб, гриб, снег, улыбка, народ, травка, город, сад, рукав, обед, подружка, загадка, рожь, вперед, нож, лодка, мороз, сказка. друг, лев, Красивый рот, средний род, сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; цветочный луг; зеленый лук.
Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Подбирая проверочные слова объясните орфограммы.
Завод, вторник, морковь, хорош, год, колхоз, медведь, обед, огород, тетрадь, четверг, сапог, рассказ, красив, пригож, вежлив, здоров, готов. Жидкая кашка, резкий ветер, редкий лес, сладкий пирог, гладкая дорожка, мягкий хлеб

Правописание не с разными частями речи

Правописание не с разными частями речи

Правописание не с разными частями речи

Раскройте скобки.
(Не)погода заставила нас остаться дома, я дождя не боюсь, даже люблю прогулки в дождь.
(Не)погода разыгралась по–настоящему, старый дом скрипел и стонал, но крыша пока не протекала.
(Не)годование его было таким искренним, таким сильным, что не поверить в его (не)ведение было невозможно.
(Не)равенство мужчин и женщин в правах оправдывалось разными функциями самцов и самок, определёнными природой.
(Не)везение его было удивительным до такой степени, что среди знакомых наших даже стали говорить: «Не везёт, как Иванову».

Правописание не с разными частями речи

Правописание не с разными частями речи

Правописание не с разными частями речи

В соответствии со смыслом предложения раскройте скобки.
а) Зверёк был совершенно измождён: видимо, (не)доедал весь засушливый период.
б) Бабушку умилостивить никогда (не)удавалось, во всём, что касалось еды, она была очень строга: если я (не)доедал обед, сладкого мне (не)полагалось. в) Сестра казнила себя, что (не)доглядела за ребёнком, и с тех пор бывала у нас очень редко, но когда приезжала, всегда привозила Маше много подарков и играла целый день с ней одной.

Правописание не с разными частями речи

Правописание не с разными частями речи

Правописание не с разными частями речи

Объясните правописание выделенных слов. «О Ирландия»
Мной невиданная страна!
Почему её зыбь туманная
В ясность здешнего вплетена?
Я не думал о ней, не думаю,
Я не знаю её, не знал
Почему так режут тоску мою
Лезвия её острых скал?
О Ирландия, неизвестная!
О Россия, моя страна!
Не единая ль мука крестная
Всей господней земле дана?

Правописание однокоренных слов

Правописание однокоренных слов

Правописание однокоренных слов

Необходимо объединить однокоренные слова в группы с одинаковым значением.
Пригореть, возгордиться, подгорный, горстка, сгоревший, горестно, горластый, выгореть, гордыня, подгорать, горсть, пригорок, горлица, пригорюниться, горловина, горевать, гарь, гора.
Соедини линиями однокоренные слова и подчеркни другим цветом те слова, в корне которых гласные чередуются.

примирить (врагов)

примерка

примерять (платье)

мирный

отмерить (материал)

замирание

замереть (мгновенно)

землемер

умирать (осенью)

смерть

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Необходимо вставить пропущенные буквы
1) Ш…потом прочитанный стиш…к поверг ч…порных гостей в ш…к
2)Дириж…р и ж…кей едят ш…колад, а пригласивший их ж…нглёр этому рад.
3)Медвеж…нок с тяж…лым кирпич…м наш…л ж…лтый ж…лудь и поделился с грач…м.
4)Звездоч…т ценит поч…т и слушает, как небольш…й ручей теч…т.
5) Пирож…к, фаршированный перч…ной печ…нкой, обж…ра из Ш…тландии предлагал своей знакомой девч…нке.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и указывая, в какой части слова был допущен пропуск.
Крыж…вник, еж…вый, испеч…нный, ш…пот, деш…вый, ж…сткий, разоруж…нный, свинц…вый, перц…ый, меж…й, туч…й, лапш…й, смеш…н, окруж…н, крюш…н, Борж…ми, ш…винизм.

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Необходимо вставить пропущенные буквы
1) Ш…потом прочитанный стиш…к поверг ч…порных гостей в ш…к
2)Дириж…р и ж…кей едят ш…колад, а пригласивший их ж…нглёр этому рад.
3)Медвеж…нок с тяж…лым кирпич…м наш…л ж…лтый ж…лудь и поделился с грач…м.
4)Звездоч…т ценит поч…т и слушает, как небольш…й ручей теч…т.
5) Пирож…к, фаршированный перч…ной печ…нкой, обж…ра из Ш…тландии предлагал своей знакомой девч…нке.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и указывая, в какой части слова был допущен пропуск.
Крыж…вник, еж…вый, испеч…нный, ш…пот, деш…вый, ж…сткий, разоруж…нный, свинц…вый, перц…ый, меж…й, туч…й, лапш…й, смеш…н, окруж…н, крюш…н, Борж…ми, ш…винизм.

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Правописание о/ё после шипящих и буквы «ц»

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы и указывая, в какой части слова был допущен пропуск.
Крыж…вник, еж…вый, испеч…нный, ш…пот, деш…вый,ж…сткий, разоруж…нный, свинц…вый, перц…ый, меж…й, туч…й, лапш…й, смеш…н, окруж…н, крюш…н, борж…ми, ш…винизм.
Запишите, заменяя имена существительные с предлогами именами прилагательными.
Образец: игрушка из плюша – плюшевая игрушка. Флаг из кумача –
Перчатки из замши –
Напиток из пунша –
Варенье из груши –
Платье из ситца –

Правописание приставок Необходимо вставить пропущенные буквы и выделить приставки

Правописание приставок Необходимо вставить пропущенные буквы и выделить приставки

Правописание приставок

Необходимо вставить пропущенные буквы и выделить приставки.
П...словица,...паздывать, название,...тстирать, н...дбавка, п...хвалить, ...добрить, н...бирать, зас..дать, з...работать,д...лететь, пр...лезть, н...поить, ...тпугивать,...писать, п...краснеть, п...дтянуть, ...бсудить, подберёзовик, п...дсолнух, п...дкрутить, з...скочить, з...колоть, п...говорить, п...спорить.
Необходимо вставить пропущенные буквы и выделить приставки.
Д...бежать, н...дрезать, з...цветёт, н...ходить, ...бледенеть, пр...хожий, п...доказать, п...белить, ...тмыть, пр...езд, заслужить, з…пасать, н…чертить, заглядеться, подосиновик, ...тдохнуть, зачеркнуть, обработать, п...дкладка, н…дкусить, пр...пустить, д...писать, ...сыпается, пр…ливной, ...тмерить,
Необходимо проверить написание слов с приставкой и без приставки. Если найдёшь ошибки, исправь. Приставки выдели.
Ночевать, наполнить, нарисовать, наклеить. Сдание, сдать, сварить, смешать. Загадка, заболеть, зоварка, зоопарк. Список, сдесь, сшить, срубить. Подруга, позёмка, пальто, поведение.

Правописание фонетических орфограмм

Правописание фонетических орфограмм

Правописание фонетических орфограмм

Необходимо составить как можно больше однокоренных слов.
Жи–ши, ча–ща, чу–щу:
Щупальце……………...........
Час………………….....……..
Жить ….……………………...
Чудо……………………..…….
Широкий ………………………
Чк–чн:
-обы… …о
-привы… …о
-сро… …о

-прото… …ый
-привы… …ый
-кори… …евый
-до… …а
Оло –оро:
-в…р…та
-г…р…д
-с…р…ка
-п…л…вина
-с…л…ма
- ок…л…
-в…р…на

Правописание приставок –пре, –при

Правописание приставок –пре, –при

Правописание приставок –пре, –при

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой при–, во вторую – с приставкой пре–.
Пр...забавный случай, старинное пр...дание, жизнь без пр...крас, камень пр...ткновения, полезное пр...обретение, пр...чуды природы непр...менное условие, пр...ступить (к делу), пр...бытие поезда, пр...мирить врагов, богатое пр...даное, пр...дать друга, пр...вратности судьбы, пр...верженец новых взглядов, беспр...кословно повиноваться, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...бывать в бездействии, пр...знание в содеянном, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушани дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.
Необходимо составить словосочетания с данными словами и объясните значение приставок пре– и при–.
Пригласить, превратиться, превзойти, превратить, приостановить, презирать, претворить, преодолеть, привыкнуть, приготовить.
Замените обороты словами с приставками пре– и при–.
Обратить что–либо в нечто другое; немного открыть, усердный, старательный; перестать что–либо делать; находящийся возле школы; стоящий у ворот; приехать куда – нибудь; сообщить недругу какую–либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; лечь ненадолго; охранник.

Правописание приставок –пре, –при

Правописание приставок –пре, –при

Правописание приставок –пре, –при

Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую – с приставкой при–, во вторую – с приставкой пре–.
Пр...забавный случай, старинное пр...дание, жизнь без пр...крас, камень пр...ткновения, полезное пр...обретение, пр...чуды природы непр...менное условие, пр...ступить (к делу), пр...бытие поезда, пр...мирить врагов, богатое пр...даное, пр...дать друга, пр...вратности судьбы, пр...верженец новых взглядов, беспр...кословно повиноваться, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...бывать в бездействии, пр...знание в содеянном, пр...ломление лучей, пр...вышение полномочий, пр...остановить слушани дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.
Необходимо составить словосочетания с данными словами и объясните значение приставок пре– и при–.
Пригласить, превратиться, превзойти, превратить, приостановить, презирать, претворить, преодолеть, привыкнуть, приготовить.
Замените обороты словами с приставками пре– и при–.
Обратить что–либо в нечто другое; немного открыть, усердный, старательный; перестать что–либо делать; находящийся возле школы; стоящий у ворот; приехать куда – нибудь; сообщить недругу какую–либо тайну; устный рассказ, история, передающаяся из поколения в поколение; склонности, ставшие обычными, постоянными; лечь ненадолго; охранник.

Правописание приставок – з, – с

Правописание приставок – з, – с

Правописание приставок – з, – с

Вставь «з» или «с». Подчеркни лишнее слово.
Ра...таять, ра...бить, ра…чётливый, ра…свет.
Бе…вкусный, бе…головый, бе…брежный, бе…шумный

Допиши подходящие по смыслу приставки на –з,–с.
а) без–, бес–: … брежный ,… дарный… .цветный. ….предельный б )раз–, рас–: … сказать,… писание,… жимать,… будить
в) вз–, вс–: … плеск,… дыхать,… крикнуть,… дох
г) из–, ис–: … бежать,… править, … дать.… портить

Замените словосочетания синонимичными прилагательными с приставками на –з, –с.
Образец; крестьянин без земли − безземельный.
Ночь без звезд – _________________________________
Малыш без защиты – _____________________________
Зима без снега – _________________________________
Рыцарь без страха – ______________________________
Ночь без сна – __________________________________
Человек без жалости – ____________________________

Звонкие/глухие парные согласные в корне слова

Звонкие/глухие парные согласные в корне слова

Звонкие/глухие парные согласные в корне слова

Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.
Вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.
Ду (б/п) – …,
Горо (д,т) – …,
Обе (т,д) – …,
Су (п,б) – …,
Зу (п,б) – …,
Гла (з,с) – …,
Жу (г,к) – …
Мя... кий –...,
Необходимо списать слова и подчеркнуть в словах парные согласные.
Парковка, карапуз, книга, шоколадка, флажки, мяч, полоска, круг, гриб, тетрадь, улыбнулся, гладить, низкий, метро, шланг, сугроб, площадка, матрёшка, самолёт, указка, просьба, переход.

Звонкие/глухие парные согласные в корне слова

Звонкие/глухие парные согласные в корне слова

Звонкие/глухие парные согласные в корне слова

Подчеркните согласный и рядом гласный в проверочных словах.
Глаз – глаза, зуб – зубы, нос – носы, лоб – лбы.
Вставить нужную букву, подбирая проверочное слово.
Ду (б/п) – …,
Горо (д,т) – …,
Обе (т,д) – …,
Су (п,б) – …,
Зу (п,б) – …,
Гла (з,с) – …,
Жу (г,к) – …
Мя... кий –...,
Необходимо списать слова и подчеркнуть в словах парные согласные.
Парковка, карапуз, книга, шоколадка, флажки, мяч, полоска, круг, гриб, тетрадь, улыбнулся, гладить, низкий, метро, шланг, сугроб, площадка, матрёшка, самолёт, указка, просьба, переход.

Правописание суффиксов Необходимо вставить пропущенные буквы, записать проверочное слово: носильщ…к-…………………

Правописание суффиксов Необходимо вставить пропущенные буквы, записать проверочное слово: носильщ…к-…………………

Правописание суффиксов

Необходимо вставить пропущенные буквы, записать проверочное слово:
носильщ…к-………………….
монтажн…к -…………………
гном…к - …………………....
бетонщ…к - ………………..
кармаш…к- ………………..
бараш…к- ……………….
козл..к- …………………….
копч…к- …………………...
Необходимо вставить суффикс и объяснить орфограмму.
Бетон…….…, камен….…., стеколь………., водопровод…….., рассказ……….., барабан…..…, газет…….…, полиров………, сбор………, вагон………. .
Вставьте пропущенные буквы
Вкусный ореш...к, длинный носоч…к, снежный комоч...к, детский чулоч..к, красный веноч…к, колючий ёж…к, белый клубоч…к, золотой ключ...к, последний кусоч…к, чистый ковр…к,
.

Правописание окончаний Необходимо вставь пропущенные буквы

Правописание окончаний Необходимо вставь пропущенные буквы

Правописание окончаний

Необходимо вставь пропущенные буквы. Списать отмечая окончания существительных. Составить три предложения, используя словосочетания из упражнения.
В планетари.. на лекци.. по астрономи..., в споминал об утренн…м происшестви.., на перв…м заняти.., на дальн…м расстояни.., исследовать причины в тяжел…м состояни.., в весен…м путешестви.., о прошлогодн…м соревновани.., пятерка по математик.. и истори.., вопрос об организаци экскурси.., в верхн…м течении... рассказывается в киносценари.., хим.. и ботани.., служил в кавалери.., в предчувстви..
Необходимо вставить пропущенные буквы и списать отмечая окончания существительных.
На урок_ астрономи_ учител_ сделал объявлени_ об экскурси_ в планетарий. Встретиться мы решили в здани_ планетария. И вот мы отправились в путешестви... по звёздному неб_.
Очень интересно было узнавать о движени_ планет, об истори... изучения космоса. В конце экскурси_ нам рассказали о професси... космонавта. После экскурси... необходимо было описать в сочинени... свои впечатления о поездк.... Ещё долго потом мы вспоминали о заняти_ в планетари_..

Написание слитно или через дефис :

Написание слитно или через дефис :

Написание слитно или через дефис :

Необходимо переписать, раскрывая скобки.
(Железо)бетонный столб, (лесо)заготовительное производство, (лесо)пильный цех, (учебно)производственная мастерская, (сельско)хозяйственный работник, (фабрично)заводской комитет, (нефте)перерабатывающий комбинат, (русско)французский словарь. (торфо)перегнойная смесь, (долго) играющая пластинка, (крове)носный сосуд, (душе)раздирающий крик, (шахматно)шашечный турнир, (молочно)растительная диета.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2023