«Формирование информационной культуры младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Выполнила Болгова Н.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа № 14»
г. Биробиджан
Актуальность проблемы формирования информационной культуры школьников определяется повышением функционального значения информации и информационной культуры в жизни человека в современном информационном обществе; возрастанием объемов информации и ростом интенсивности информационных коммуникаций, предоставляющих человеку богатейшие возможности для творческого развития.
Формирование информационной культуры призвано обеспечить базовые знания учащихся в этой области, т.е. сформировать представление о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой составной частью научного мировоззрения, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Под информационной культурой понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.
Процесс формирования информационной культуры можно разделить на 3 этапа:
На первом этапе обучения формируют понятийный аппарат с использованием учебников, словарей, каталогов, указателей, справочников. На втором этапе - базовые умения и навыки информационной культуры: поиск, изучение и анализ информации, применение информации и выбор формы ее представления, обмен деятельностью и информацией с использованием ИКТ. На третьем этапе развивают навыки целенаправленного применения элементов информационной культуры в учебной деятельности.
Русский язык как учебный предмет обладает большим потенциалом для формирования информационной культуры, так как при обучении используются различные источники информации справочники и энциклопедии, а в последнее время и цифровые образовательные ресурсы.
В процессе развития культуры чтения, информационной культуры формируются умение классифицировать источники информации по темам (книги о родине, о детях, о животных и т.д.), по авторам, по темам и авторам, по жанрам, по авторам и жанрам; умение узнавать знакомые книги (несмотря на различия в их оформлении).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.