Упражнения для работы с лексическим материалом на базе текстов на средней ступени обучения на примере темы “Bookworms” (модуль 2 УМК “Spotlight”, 7 класс)
Роль лексики в овладении иностранным языком столь же велика, как и роль грамматики, поскольку именно лексика в силу своей номинативной функции выражает непосредственно предмет озвучиваемой мысли. Владение словом выступает важнейшей предпосылкой для говорения; под «владением» обычно понимают знание значения слова, однако знания только значения в репродуктивных видах речевой деятельности недостаточно.
Понятие лексического навыка многократно рассматривалось как психологами и психолингвистами (И. А. Зимней, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьевым), так и методистами (Е. И. Пассовым, С. Ф. Шатиловым и др.). «Как правило, под навыком понимают автоматизированное действие, формируемое в процессе речевой деятельности» [Комарова, 2015]. По мнению С. Ф. Шатилова, который определяет лексические навыки через их структуру, последние включают в себя такие компоненты, как словоупотребление и словообразование [Шатилов, 1986]. При этом большинство методистов сходятся во мнении, что лексические навыки обладают такими качествами, как автоматизированность, гибкость, относительная сложность, сознательность навыка.
Исходя из сказанного выше, мы видим насколько многофакторным оказывается лексический навык и, соответственно, насколько трудно его сформировать. Также учителю стоит учитывать тот факт, что по законам человеческой памяти ребенку свойственно забывать около 50% полученной информации сразу после ее первого представления, в целом же забывание нового сильнее в первые дни после его сообщения, далее кривая забывания снижается. Учитывая данные психологии, педагог, преподающий иностранный язык, должен строить первый этап работы над новыми словами таким образом, чтобы использовать по мере возможности большее количество заданий и упражнений в момент первого знакомства с лексическим материалом, а после организовать максимальное количество его повторений, многократное прослушивание и воспроизведение учащимися в речи. При этом современные УМК не всегда сопровождают новую лексику достаточным количеством упражнений, однако содержат множество текстовой информации, ориентированной на формирование навыков чтения. Данные тексты представляется возможным использовать для подготовки упражнений для работы с лексикой.
Здесь необходимо отметить, что актуальная тенденция на сегодняшний день — это представление лексики в текстах. Для целей накопления словарного запаса текст имеет гораздо больше преимуществ, чем изучение слов с помощью списков. Тексты для чтения могут быть учебными (специально адаптированными для целей обучения) и аутентичными. Тексты, собранные для целей изучения языка, трактуются как «корпус текстов». По традиционной классификации, широко используемой в современной методике, при работе с текстом выделяют следующие группы заданий: дотекстовые (предтекстовые); притекстовые; послетекстовые. На пред-, при- и послетекстовом этапах реализуются речевые упражнения, в ходе которых учитель ставит перед учащимися коммуникативную задачу, требующую употребления новой лексики.
Рассмотрим указанные нами типы упражнений на примере на примере темы “Bookworms” (модуль 2 УМК “Spotlight”, 7 класс). Тексты к данному модулю представлены в УМК Ю. Е. Ваулиной, Дж. Дули и др. на страницах 16-17. Повторению и/или изучению подлежат лексемы: biography, comedy, drama, fairy tale, history, humorous story, legend, mystery, novel, science fiction, аdventure. Структура построения занятий модуля соответствует структуре урока комплексного применения знаний, в ходе которого учащиеся имеют возможность обобщить, систематизировать свои знания и применить их в комплексе при выполнении новых коммуникативных задач.
На дотекстовом этапе учащимся предлагается непереводная семантизация таких слов (n, v, adj) и выражений (exp), как: neat appearance (exp), obsession (n), investigations (n), at first glance (exp) и др. Последняя предполагает, что слова и выражения даются не с переводом, а с описанием на основе известной учащимся лексики, например: brilliant (adj): very clever or good at what you do; cape (n): a piece of clothing you wear over your shoulders; imagination (n): ability to form ideas in your mind of new or exciting things, etc. Данное упражнение можно отработать с опорой на языковую догадку — предложить учащимся соотнести лексемы и их описание:
1) brilliant (adj) |
A) ability to form ideas in your mind of new or exciting things |
2) cape (n) |
B) a piece of clothing you wear over your shoulders |
3) imagination (n) |
C) very clever or good at what you dо |
... |
... |
Следующее дотекстовое упражнение предполагает работу с фото-материалами, дающими представление о том, кому посвящены тексты учебника. Перед учащимися ставится вопрос: «Who are the authors/characters in the pictures. What do they have in common?» (На фото представлены А. Кристи и ее персонажи Э. Пуаро и мисс Марпл, А. Конан Дойл и Ш. Холмс, Ж. Верн и капитан Немо.) Здесь же обучающиеся обсуждают жанры, в которых работали представленные авторы, и выполняют задания представленной на странице 16 викторины.
Викторину на жанры можно дополнить вопросами на знание персонажей: «1) Solves crimes with the partner? 2) Always wants to be neat and tidy? 3) Doesn’t look like a detective? 4) Wrote adventure novels? 5) Travels in a submarine?» УМК предполагает данное задание на послетекстовом этапе, однако его вполне имеет смысл выполнить до чтения текста с опорой на фоновые знания учащихся.
На текстовом этапе учащимся предлагается такое упражнение, как: «Fill in the table using the new words that are highlighted in the text». Предлагается следующая таблица:
author |
genre |
his / her characters |
how he (she) was |
A. Christie |
detective story |
Н. Poirot |
Always wants to be neat and tidy... |
... |
... |
... |
... |
Далее (послетекстовый этап) учащимся предлагается составить десять вопросов об описанных в текстах персонажах: «Make 10 questions about the characters described in the texts». Вопросы должны обязательно включать новую лексику, например: «Why Miss Marple doesn’t look like a typical detective at first glance?»
Следующим упражнением учащимся предлагаются фрагменты статей из Википедии, которые им необходимо дополнить недостающими словами, включая имена собственные: «1_______________is a fictional character appearing in 12 of Agatha Christie's 2___________ novels and in 20 short stories. 3______________ is an elderly spinster who lives in the village of St. Mary Mead and acts as an amateur consulting 4_____________» (1. Miss Marple, 2. crime, 3. she / Miss Marple, 4. detective).
В завершении учащиеся выполняют 7 упражнение УМК, представленное на странице 17, в котором им также предлагается заполнить пропуски новыми словами.
Таким образом, мы видим, что формирование лексического навыка на средней ступени обучения английскому языку не происходит одномоментно и, как это бывает в старшей школе, не вынесено на самостоятельную работу обучающихся. Закрепление и автоматизация употребления лексических единиц требует тщательной, вдумчивой работы учителя, в силах которого подготовить необходимые упражнения, базирующиеся на текстах УМК.
Литература
1. Ваулина, Ю. Е. Английский язык. 7 класс [Текст] / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.
2. Комарова, Е. В. Формирование лексических навыков в процессе обучения иностранному языку [Электронный ресурс] / Е. В. Ковалева // Гуманитарные научные исследования. — 2015. — № 2. — Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/02/9664 (дата обращения: 11.01.2018).
3. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе : Учебное пособие для студентов педагогических институтов [Текст] / С. Ф. Шатилов. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1986. — 223 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.