Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 2.Комплексный анализ текста)
Оценка 4.6

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 2.Комплексный анализ текста)

Оценка 4.6
docx
11.07.2023
Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 2.Комплексный анализ текста)
упражнения для развития речи 2 часть.docx

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка.

(часть 2.Комплексный анализ текста)

Плана комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания)

Т.М. Пахнова

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? Предложите свои варианты названия (если анализируется текст, имеющий заголовок).

4. Определите стиль текста. Докажите справедливость своего утверждения.

5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения в тексте?

6. К какому типу речи (повествованию, описанию, рассуждению) относится данный текст? Докажите правильность своего мнения на этот счет.

7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (в отдельном его абзаце)? Каков способ связи между предложениями в тексте – цепная, параллельная связь или их сочетание?

8. Объясните, пользуясь словарями, значения выделенных слов.

9. Подберите синонимы (антонимы) к выделенным словам. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему в тексте используется данное слово?

10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.

 

 

1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Глухарь

В глуш_  старого леса тиш_на. Ни малейш_го ш_роха. Бу_то н_кого нет в ж_вых.

И вдруг…ра_дался щ_лчок. Словно веточка где-то надл_милась. Еще раз, еще…

Нет, (не)веточка тот звук и_дала, а л_сной п_тух. Ч_рный, б_родатый, красн_бровый глухарь.

Вот он хвост пр_поднял, ра_вернул его веер_м, о_топырил крылья, выт_нул шею, по толст_й ветке прош_лся, возвр_тился, снов_  прош_лся. Ход_т да пощ_лкивает. Глухарок на п_ляну  сзывает.

Он (не)только щ_лкать, но и скр_петь может. Пощ_лкает, пощЕлкает и … скрип, скрип. Словно на хру_кий снег н_ступил.

Тот скрип охотн_ки «скирканьем» называют. С (не)терпением ждут его (во)время весен_й охоты, зат_ившись ночью в кустах.

Глухарь- чу_кая птица, любой шумок услыш_т, а (во)время скирканья глохн_т. Того и надо охотникам. Птица- скирк, а охотники- скок, скок. Ближе к птице прыгают.  На ра_стояни_  выстрела к ней пр_ближаются.

И как (не)жалко уб_вать такую птицу(красавицу)!

Глухарь- самая крупная птица наш_х лесов, но мало сохране_ная. С каждым годом число ее ум_ньшается. И понятно, почему…И человек на нее охот_тся, и всякое зверье. Зимой росомаха везде ее ищет, даже в снегу, а летом лиса норов_т  схв_тить птицу, особенно когда л_няет она и (не)может взл_теть

Уб_речь надо глухаря! И, конечно, глухарок с глухарят_ми!

 

2. Анализ текста

Глухарь

В глуши старого леса тишина. Ни малейшего шороха. Будто никого нет в живых.

И вдруг…раздался щелчок. Словно веточка где-то надломилась. Еще раз, еще…

Нет, не веточка тот звук издала, а лесной петух. Черный, бородатый, краснобровый глухарь.

Вот он хвост приподнял, развернул его веером, оттопырил крылья, вытянул шею, по толстой ветке прошелся, возвратился, снова прошелся. Ходит да пощелкивает. Глухарок на поляну сзывает.

Он не только щелкать, но и скрипеть может. Пощелкает, пощелкает и … скрип, скрип. Словно на хрупкий снег наступил.

Тот скрип охотники «скирканьем» называют. С нетерпением ждут его во время весенней охоты, затаившись ночью в кустах.

Глухарь- чуткая птица, любой шумок услышит, а во время скирканья глохнет. Того и надо охотникам. Птица- скирк, а охотники- скок, скок. Ближе к птице прыгают.  На расстоянии выстрела к ней приближаются.

И как не жалко убивать такую птицу-красавицу!

Глухарь- самая крупная птица наших лесов, но мало сохраненная. С каждым годом число ее уменьшается. И понятно, почему…И человек на нее охотится, и всякое зверье. Зимой росомаха везде ее ищет, даже в снегу, а летом лиса норовит схватить птицу, особенно когда линяет она и не может взлететь

Уберечь надо глухаря! И, конечно, глухарок с глухарятами!

Задания

1.      Какова основная мысль текста? Что вам известно о глухарях?

2.      Каково значение многоточий в тексте?

3.      Найдите односоставные и неполные предложения, у односоставных определите тип. Объясните их употребление автором. 

4.      Найдите грамматические основы в предложениях 1 абзаца. Что между ними общего?

5.      Найдите основы в первых 3 предложениях 6 абзаца. Чем выражены сказуемые в них?

6.      Найдите слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости и по глухости. Как вы объясните правописание этих слов?

7.      Что общего между подчеркнутыми словами? Расскажите правило, используя эти слова в качестве примеров.

8.      Какие слова в тексте образованы приставочным способом? Какие это преимущественно части речи?

9.      Найдите слова разных частей речи суффиксального способа образования.

10.  Найдите в тексте слова, в которых суффиксы формообразующие.

11.  Найдите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом разберите их по составу. Дополните ряд своими примерами.

12.  Какие слова в тексте образованы бессуффиксным способом? Выпишите эти слова и выполните их словообразовательный разбор.

13.  для одного из слов в тексте составьте словообразовательную цепочку.

14.  Найдите в тексте однокоренные слова и запишите их в виде словообразовательного гнезда, показав исходное слово, включив свои примеры.

15.  Какие слова в тексте образованы путем сложения? Чем отличается их образование? Приведите другие примеры слов, образованных путем сложения.

16.  Найдите в тексте слова такого же словообразовательного типа, что и слово щелчок.

 

 

Комплексная работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

Говорят, мой дом – моя крепость. Даже если и не крепость, то самое надежное место. С домом связана вся жизнь человека. Без дома трудно представить себе любого из нас. Именно поэтому в народе с древних времен существует немало правил, обрядов и поверий, связанных с жилищем.

В старину, прежде чем строить дом, долго и тщательно выбирали место для него. Чтобы определить качество грунта, в нескольких местах, а то и сплошь на землю клали дубовую кору. На четвертый день кору поднимали и смотрели, что под нею. Обнаруживали паука или муравья – считали это место лихим, находили червяков – можно строить дом.

Прибегали и к гаданию на трех хлебах. Если все три брошенных из-за пазухи куска лягут на землю вверх коркой, то место хорошее, если вниз, то надо искать другое место для постройки.

Приступая к возведению дома, приносили жертву: под фундаментом оставляли лошадиный череп, затем резали петуха, который почитался не только как один из символов плодородия, но и как сила, отпугивающая злых духов (этот обычай ведет свое начало еще с языческих времен). Остриженные волосы и ногти считались достаточной жертвой домовому, переносимому с собою, когда переходили из старого дома в новый.

По завершении строительства назначали новоселье. Этот обряд еще называли входины, влазины.

Без священника переход во вновь построенный дом не мыслился. Освящение жилища проводилось торжественно. Священник читал молитвы «О жительстве в новом доме» и «О доме, стужаемом от злых духов». Затем в дом приглашались родственники и знакомые.

Одним из самых живучих оказался и поныне сохранившийся обычай первым впускать в дом кота. В дом старались не входить до тех пор, пока кот не выберет место и не ляжет. Это место замечали и впоследствии там ставили колыбель. Может быть, поэтому и остался в колыбельных образ кота, прочно связанный со здоровьем ребенка. Как много колыбельных русский народ посвятил коту! В одной из них поется:

Приди, котик, ночевать,
Приди Санюшку качать.
Я тебе за то, коту,
За работу заплачу:
Красну шапочку сошью.

Все, приглашенные на новоселье, приходили с хлебом и солью как символами благополучия и обилия. Те, кто верил в колдовство, приносили с собой черного петуха. Когда пиршественный стол был готов, на него водружали принесенный хлеб и ставили в солонках соль. Хлеба должно было быть вдоволь. Пол устилали травой.

Защищая дом от нечистой силы, над окнами и на дверях вырезали кресты, подвешивали пучки зверобоя, который, по поверью, отнимает злую силу у недоброжелателей.

Наиболее почитаемым местом в доме является красный угол. У него есть и другие названия: старший, передний, образной, святой. В красном углу помещали иконы и стол. А.Топорков пишет: «Стол, стоящий в красном углу, составлял неотъемлемую принадлежность дома». При продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу.

Такие свойства стола, как его неподвижность и неотделимость от жилища, используются в нескольких обрядах. Так, в некоторых местностях купленных кур вертели вокруг ножки стола, приговаривая: «Как стол от избы не отходит, так бы и вы, куры, от двора не отходили!». Передвижение стола становилось возможным только при совершении обряда, например, свадьбы, похорон.

В народе стол уподобляется церковному престолу. Формулы «стол – это престол» и «стол – это престол Божий» известны у всех восточных славян. Широко распространены и предписания типа «Стол – то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви». Не разрешалось помещать на столе посторонние предметы, так как это – место самого Бога. У восточных и западных славян на столе постоянно находился хлеб, что как бы превращало стол в престол: «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие в доме. Не разрешалось стучать по столу, ибо стол – это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в Царстве Небесном пробудешь.

Стол, как мы уже отметили, немыслим без хлеба. А почему, приветствуя гостей, новобрачных, подносят не просто хлеб, а хлеб и соль? Почему хлеба-соли желают при трапезе? В чем магическое значение этих слов для народа? Не случайно ведь и по сей день бытует слово хлебосольство, то есть открытое гостеприимство, радушие. Соль, считали, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился предложенным хлебом-солью – значит, он не замышляет ничего плохого. Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление.

И к хлебу-соли, и к столу наши предки всегда относились с особым почтением, даже, можно сказать, богобоязненно.

(По И.Панкееву)

 

 

 

 

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Определите, где нужны логические ударения, паузы. Выберите нужный тон, темп чтения.

2. Докажите, что это текст, определите его тему, озаглавьте. Выпишите ключевые слова (или словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Составьте план текста.

4. Определите роль первого предложения.

5. Какие языковые средства используются для связи между предложениями в этом тексте? Какой способ связи между предложениями в этом тексте?

6. Объясните лексическое значение слов жертва, старина, крепость, колыбель, колыбельная, трапеза, магический.

7. Подберите однокоренные слова к словам дом, хлеб, соль.

8. Составьте словосочетания, иллюстрирующие различные лексические значения слова дом.

9. Вспомните фразеологизмы со словом дом.

10. Какие пословицы о доме вы знаете?

11. Найдите в тексте несколько многозначных слов. Докажите, что эти слова многозначные. В каких значениях они употреблены?

12. Приведите примеры слов, употребленных в переносном значении.

13. Подберите синонимы к словам говорят, старина, лихой, торжественно, достаток.

14. Встречаются ли в тексте фразеологизмы? Укажите их.

15. Составьте словарные статьи о словах хлеб и соль (для толкового словаря).

16. Проанализируйте синтаксис и пунктуацию данного текста.

17. Составьте схемы 3–4 сложных предложений.

18. Какие виды осложнений имеются в данном тексте?

19. Есть ли в тексте односоставные предложения? Приведите примеры.

20. Подготовьтесь к словарному диктанту.

Связа_а с домом, существует (не)мало правил, выб_рали место, в (не)скольких местах, сплош_, подн_мали, пр(и,е)бегали, броше_ые (из)за пазухи, пр_ступая к возв_дению, лошади_ый череп, поч_тался как один из символов, остриже_ые ногти, свяще_ик, родстве_ики, (не)выб_рет, (в)последстви_ там ставили, ч_рного петуха, уст_лали травой, пр_глаш_нные на нов_селье, защ_щая дом от (не)чистой силы, подвеш_вали пучки зверобоя, (не)отъемл_мая принадлежность, в (не)которых мес_ностях, купле_ых кур, посторо_ие пр_дметы, пр(и,е)вращать, постоя_ое пр_бывание хлеба на столе, прос_дишь за столом, пр_ветствуя гостей, гостепр_имство, (не)замышляет (н_)чего плохого, кто(то) отказ_вается, большое оск_рбление, относились (бого)боязне_о.

21. Произведите следующие разборы:

лексический – дом, крепость (1-е предложение);

фонетический – жизнь, существует;

словообразовательный – новоселье, освящение, новобрачных;

морфемный – поверий, приступая, возведению, сохранившийся, плодородие, богобоязненно, оскорбление;

синтаксический – см. выделенное предложение;

морфологический – отпугивающая, времен.

 

 

 

 

Работа с мини-текстом

Прочитайте текст №1 и выполните задания А6—А11.

       (1)... (2) А надо заметить, что фоновое, так называемое равновес­ное, давление — около 370 микроатмосфер. (3)«В отдельных местах побережья, наиболее подверженных разрушению, это давление до­стигает четырех тысяч микроатмосфер, — подчеркивает Семилетов. — (4)Уже тогда, четыре года назад, мы начали искать механизм, ответ­ственный за эти аномалии. (5) ... наша нынешняя экспедиция под­твердила: аномалия связана с выносом в море древней органики в процессе разрушения берегов».(6) Это необыкновенное открытие противоречит всем существовавшим до сегодняшнего момента пред­ставлениям о цикле углерода биологического происхождения.

 

А6. Какое предложение должно быть первым в этом тексте?

1) Считалось, что органика, которая захоронена в вечной мерзло­те, уже не участвует ни в каких дальнейших превращениях: просто она «вываливается» в Северный Ледовитый океан в виде стабильных к пассивных высокомолекулярных соединений (лигнин), а следова­тельно, и не влияет на современные экологические циклы...

2) Еще в 1999 году Семилетов и его коллеги обнаружили загадоч­ную аномалию: парциальное давление углекислого газа в морской во­де в некоторых точках отбора проб составляло нескольких тысяч микроатмосфер.

3) Недавно состоялась удивительная экспедиция.

4) Интересно следующее исследование Семилетова.

 

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

1) Прежде всего        2) Однако               3) И вот                   4) Иными словами

 

А8. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

1) открытие противоречит         2) это противоречит           3) противоречит представлениям

4) необыкновенное открытие противоречит

 

А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью                     2) сложносочиненное

3) сложное бессоюзное                                   4) сложное с бессоюзной подчинительной связью

 

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОДВЕРЖЕННЫЕ из третьего (3) предложения текста.

1) существительное            2) причастие            3) краткое прилагательное        4) деепричастие

 

А11. Укажите значение слова АНОМАЛИЯ в предложении 1.

1) отклонение от нормы          2) открытие              3) вид органики               4) давление

 

 

 

 

Работа с мини-текстом

Прочитайте текст №2 и выполните задания А6—А11.

         (I)... (2) Они долговечны и хорошо приживаются, обладают хи­мическими и механическими свойствами  кости. (З)Такие имплантаты находят применение в нейрохирургии, позволяют восстанавливать суставы и кости черепа, пораженные позвонки и даже вживлять «живые зубы». (4)Сотрудники лаборатории биотехнологии Россий­ского химико-технологического университета имени Д.И. Менделе­ева больше десяти лет бьются над созданием искусственных проте­зов. (5)... которые по своей структуре и минеральному составу напо­минают кость и не будут отторгаться живым организмом. (6) Группа Б.И. Белецкого разработала новый материал для имплантатов, так называемый БАК, применение которого позволило на треть сокра­тить число ампутаций.

 

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?  

1) Российские ученые разрабатывают и изготавливают биоактив­ные заменители костей.

2) Интересно, что последняя разработка биоактивного заменителя костей применяется в нейрохирургии.

3) Вот подбородок, спинка носа, здесь скуловые кости, а тут по­звонки.

4) Статистика говорит об уменьшении числа ампутаций.

 

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в пятом предложении?

1) Прежде всего        2) Причем таких                  3) Кроме таких                4) Только не таких

 

А8. Какие слова являются грамматической основой в пятом (5) предложении текста?

1) которые напоминают и не будут отторгаться                               2) напоминают и не будут отторгаться

3) напоминают кость                                                                                4) которые не будут отторгаться

 

А9. Укажите верную характеристику шестого (6)  предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью                        2) сложносочиненное

3) сложное с бессоюзной связью                                                                          4) сложноподчиненное

 

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ДОЛГОВЕЧНЫ из второго (2) предложения текста.

1) действительное причастие          2) страдательное причастие           3) краткое прилагательное  .

4) деепричастие совершенного вида

 

А11. Укажите значение слова ИМПЛАНТАТ в предложении 3.

1) искусственно созданное вещество, предназначенное для вжив­ления в человеческий организм

2) вещество, полученное в результате сложных химических опытов

3) штамм полезных бактерий                           4) техническое приспособление

 

 

 

Работа с мини-текстом

Прочитайте текст №3 и выполните задания А6—А11.

        (1)... (2) Ответ на этот вопрос зависит от того, насколько далеко вперед способен заглянуть человек. (З)Все блага цивилизации мы принимаем как данность. (4)...все они, как и успехи медицины, яви­лись итогом многих десятилетий и веков работы ученых, занимав­шихся пустячными на взгляд обывателя занятиями, вроде наблюде­ний за звездами или за жизнью каких-то козявок. (5)Применение результатов науки, неконтролируемое учеными, принесло и много тяжелых проблем, но теперь лишь дальнейшее развитие науки спо­собно нас от них избавить, равно как и дать новые источники энер­гии, спасти от вызовов будущего, — таких, как новые эпидемии или природные катаклизмы.

 

А6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть пер­вым в этом тексте?

1) Не приводит ли наука к еще большим опасностям?

2) Решает ли современная наука глобальные проблемы повседнев­ности?

3) Решает ли фундаментальная наука стоящие перед человечест­вом проблемы или же приводит только к новым опасностям?

4) Не может ли наука избавить от опасностей?

 

А7. Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвертом предложении?

1) Прежде всего             2) Однако '            3) Кроме того             4) Иными словами

 

А8. Какие слова являются грамматической основой в четвертом (4) предложении текста?  

1) ученых занимавшихся                                           2) явились итогом работы

3) они явились итогом                                               4) они явились итогом десятилетий.

 

А9. Укажите верную характеристику четвертого (4) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью                                 2) сложносочиненное

3) простое                                                       4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

 

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова СПОСОБЕН из второго (2) предложения текста.

1) действительное причастие     2) страдательное причастие           3) краткое прилагательное       .

4) деепричастие совершенного вида

 

А11. Укажите значение слова КАТАКЛИЗМ в предложении 5.

1) стихийное бедствие                                  2) ежегодный разлив рек  

3) влияние человека на природу                4) влияние природы на человека

 

Ответы

№ задания

 

А6

 

А7

 

А8

 

А9

 

А10

 

А11

 

1

 

2

 

3

 

1

 

3

 

2

 

1

 

2

 

1

 

2

 

1

 

4

 

3

 

1

 

3

 

3

 

2

 

3

 

3

 

3

 

1

 

 

 

Анализ текста при повторении темы  «Словообразование»

        Пища лисицы самая разнообразная: мыши, суслики, крысы, ягоды шиповника, еловые веточки, различные птицы, зайцы, рыба, насекомые. Ежедневная потребность лисицы в мясном корме 200- 300 граммов.

       Лисица вредит на птицеферме, где разводят водоплавающую или боровую дичь. Но вдали от птицеферм и за пределами охотничье- промысловых угодий лисица приносит большую пользу. Она уничтожает мышевидных грызунов.

      Когда промерзает земля, короткохвостые полевки устраивают гнезда в траве или стерне под снегом. Тонкое чутье и великолепный слух лисицы помогают ей. Однажды ученый на двух километрах лисьего пути насчитал более 30 разрытых гнезд полевок.

                                                               ( По И. Заянчковскому)

 Задания

1.      Озаглавьте текст. Какова основная мысль текста?

2.      Приведите из текста примеры непроизводных слов. От одного из них образуйте возможно большее количество однокоренных слов (можно оформить в виде словообразовательного гнезда).

3.      Какие способы словообразования вы знаете? Приведите примеры , когда это возможно, примеры из текста.

4.      Что такое чередование? В каких словах из текста вы наблюдаете это явление?

5.      Выпишите слова с пропущенными буквами. Что их объединяет? Объясните правописание. Выполните словообразовательный разбор одного из слов.

6.      Относятся ли к одной орфограмме подчеркнутые в тексте буквы? Объясните их правописание.

7.      Напишите словообразовательную цепочку для слова полевок.

8.      Расставьте знаки препинания и объясните пунктуацию в первом предложении. Составьте графическую схему.

9.      Найдите в тексте синонимы и антонимы.

 

 

 

 

 


 

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Он (не)только щ_лкать, но и скр_петь может

Он (не)только щ_лкать, но и скр_петь может

Найдите слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости и по глухости

Найдите слова, в которых происходит ассимиляция по звонкости и по глухости

О доме, стужаемом от злых духов»

О доме, стужаемом от злых духов»

Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление

Если же кто-то отказывается отведать хлеба-соли, он тем самым наносит хозяину большое оскорбление

Работа с мини-текстом Прочитайте текст №1 и выполните задания

Работа с мини-текстом Прочитайте текст №1 и выполните задания

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова

Приведите из текста примеры непроизводных слов

Приведите из текста примеры непроизводных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023