Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 4. Работа над сочинением)
Оценка 4.8

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 4. Работа над сочинением)

Оценка 4.8
docx
11.07.2023
Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка. (часть 4. Работа над сочинением)
упражнения для развития речи. часть 4.docx

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка.

(часть 4. Работа над сочинением)

 

Виды сочинений:

- по тематике: на лингвистические тема и темы из жизни (так называемые свободные темы);

- по источнику получения материала (один или несколько источников): на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, музыкальных впечатлений, спектаклей, кинофильмов и т.д.;

- по психологическому источнику: память (сочинение по памяти), восприятие (сочинение по наблюдениям), воображение (сочинение по воображению);

- по объему: сочинения-миниатюры (на узкие, конкретные темы);

- по осложненности дополнительным языковым заданием: сочинения по опорным словам и конструкциям, сочинения с употреблением группы определенных языковых средств, сочинения с обнаружением определенных языковых средств в созданном тексте.

 

Работа над сочинением-рассуждением

1.      Разберите рассуждения по предложенной схеме. Найдите в них  тезис, аргумент, примеры.

    а) Некоторые сказки называются волшебными. Так, в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев - смелых, находчивых, добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры – самолёты, скатерти – самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

    б) Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! – думает царевич – Очень уж есть хочется… «Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом: «Не губи меня, Иван-царевич! Будет время, я тебе пригожусь».

2.      Внимательно прочитайте текст. Что общего в этих рассуждениях и чем они различаются?  Сопоставьте вторые части этих рассуждений (обоснования). В каком случае о поведении животного сообщается, а в каком – поведение изображается (рисуется картина)? Почему?

а) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей. Не случайно акул считают опасными рыбами.

б) Говорим ещё: глуп, как гусь… А умнее этой птицы нет на свете. Гусь знает хозяев по походке. Например, возвращается домой среди ночи. Идёшь по улице, отворяешь калитку, проходишь по двору – гуси молчат, точно их нет. А незнакомый вошёл во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га! Га-га-га! Кто это шляется по чужим домам?» (А.И. Куприн).

3.      Познакомьтесь с сочинением пятиклассницы на тему «Мой любимый учебный предмет». Нравится ли оно вам? Чем? Какой тип речи создан ученицей? Перечислите аргументы, которые приведены в сочинении. Нет ли противоречий в высказывании? Удачны ли аргументы и примеры? Как бы вы посоветовали девочке отредактировать текст?

   Английский язык – мой самый любимый предмет. Я люблю его потому, что он мне легко даётся. Я стараюсь заниматься сама, без помощи родителей. Наша учительница очень хорошо ведёт уроки, и я у неё всё понимаю. Если уже Алла Борисовна начала что-то объяснять, то доведёт своё объяснение до конца. Не знаю, что бы я делала у другой учительницы! Наш класс так и цветёт. Вы спросите: «Как цветёт?». А так, очень просто. В нём очень много цветов. Алла Борисовна - наш классный руководитель. Она никогда не злится, а только говорит, как нужно делать… По английскому  у меня все пятёрки и четвёрки. Иногда проскочит троечка, но я стараюсь её исправить.  За всё это нужно поблагодарить моего папу. Это он сидел со мной зимними вечерами. Он научил меня работать. С тех самых дней я узнала, что английский язык - очень трудный предмет, но если усиленно заниматься, можно добиться всего и стать отличником по этому предмету. С тех же дней я полюбили английский язык!

 

Построение публицистических рассуждений

    1. Продолжите текст В.П. Крапивина. Расскажите, часто ли вы в своей жизни сталкиваетесь с проблемой «хочу» и «надо», как вы её решаете? Сохраните публицистический стиль речи (воспользуйтесь вопросами – размышлениями с союзом или).

         «Хочу» и «Надо».

Этими двумя словами, по существу, можно определить все наши поступки. В жизни очень часто сталкиваются эти иногда совпадающие, а иногда совершенно противоположные слова.  С самого начала уже возникают противоречия: утром надо вставать, а не хочется.

2.  Продолжите рассуждения. Выберите из двух предложенных тезисов какой-либо один: аргументируйте его, приведите убедительные примеры, сделайте вывод. Сохраните публицистический стиль речи (воспользуйтесь доказательством от противного).

Свободное время! От того, как ты проводишь его, зависит, как и чему ты научишься в жизни, кем станешь. Сможешь ли ты прожить настоящую жизнь.

а) Свободное время – прекрасное время.

б) Свободное время – трудное время.

 

Практикум 1.

(1)Средняя полоса России – страна необыкновенная. (2) Достаточно увидеть, как ветер уносит в синеющую осеннюю даль лиственный убор лесов или как застенчивым счастьем блестят глаза белоголового мальчика со свистулькой в руках, чтобы понять это. (3) Достаточно увидеть хотя бы это, чтобы сердце сразу, навсегда, навек покорилось этой стране с её светлой и чистой, как родниковая вода, красотой.

       (4) Я вырос на юге и впервые увидел Среднюю Россию, когда мне было двадцать лет. (5) Это было осенью. (6) Я ехал из Киева в Москву. (7) Невдалеке от Москвы я увидел из окна вагона неправдоподобно синюю, совершенно индиговую маленькую реку, которая была вся засыпана жёлтыми листьями. (8) Я высунулся в окно, и вдруг у меня перехватило дыхание. (9) В лицо светило нежаркое сентябрьское солнце. (10) Я смотрел до головокружения на шумливые рощи, трепет осин и берёз, блеск светлых речушек, на луга и кромку строгих, как кремлёвские стены, сосновых боров по горизонту.

       (11) Отчего это со мной произошло? (12) Что заставило меня пережить столь глубокое чувство, трудно объяснимое словами? (13) Сейчас я хорошо знаю, что задохнулся тогда от радости, от внезапного приобщения к красоте страны, что проносилась за окнами в холодеющем воздухе. (14) Так, мелькнув, впервые появилась новая родина, чтобы захватить всё моё сердце. (15) Это вначале удивило меня самого.

        (16) На следующий день в Москве, куда я попал впервые, я пошёл в Третьяковскую галерею. (17) Поднялся по лестнице. (18) Вошёл в боковой зал наверху. (19) Вдруг снова перехватило дыхание, невольные слёзы обожгли мне глаза, хотя я тогда очень стыдился слёз. (20) Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. (21) Эта картина вошла в моё сознание сразу, как появление настолько величавой и облагораживающей красоты, что до тех пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете.

        (22) Все семь дней, какие я тогда пробыл в Москве, я провёл в галерее у полотен Левитана, изумлённый, взволнованный, притихший. (23) Всё дрожало у меня на душе: я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.

      (24) А происходило величайшее событие в моей жизни: я обрел свою родную страну. (25) Я уже полюбил её до последней прожилки на каждом незаметном дубовом листке. (26) Тогда впервые дошёл до меня подлинный смысл таких слов, как «священная земля», «отечество»…        (27) С тех пор Средняя Россия стала для меня действительно священной землёй, и я часто видел её так, как в первый раз. (28) Невыразимо прекрасную, покрытую драгоценным покровом серебряной осенней паутины и залитую сиянием нежаркого солнца.

 

(По К. Г. Паустовскому*)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892 — 1968) — известный русский прозаик, автор повестей, рассказов и очерков.

 

C1: Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста.

Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы к сочинению

А) !!! Запиши, к какой проблеме даны аргументы. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цитаты

1.Искусство призвано сохранять человеческое в человеке (Ю.Бондарев, русский писатель).

2. Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу (П. Чайковский, русский композитор).

3.      Дело художника - рождать радость (К Паустовский, рус­ский  писатель).

Аргументы

1. Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она полу­чила письмо от неизвестной женщины, которая рассказала о том, что осталась одна, ей не хотелось жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», она стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит ... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

      2. Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, расска­зывая о своих            впечатлениях от картины Рафаэля «Сикстинс­кая мадонна», говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему каза­лось, что эта картина рождена в минуту чуда.

       3. Люди верили в поистине магическую силу искусства.

Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден - свою силь­нейшую крепость - не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» или «Мадонну с младенцем и святой Анной», великого Леонардо да Винчи перед осаждаю­щими - и немцы не осмелятся стрелять!, - утверждали они.

4.   Г.И. Успенский не раз отмечал, что истинное произведение искусства способно преобразить человека нравственно. Писатель в своём произведении «Выпрямила» вспоминает о том впечатлении, которое произвела на него статуя Венеры Милосской в Лувре, о «животворящей тайне этого каменного существа». Красота облагораживает душу человека, творения гениальных мастеров «завораживают взор». Таково чудо живописи!

 

Б)!!! Запиши, к какой проблеме даны аргументы.

 

_____________________________________________________________________________

 

1. Секрет постижения красоты, по мнению известного публициста В.Солоухина, заключается в любовании жизнью, природой. Разлитая в мире красота обогатит нас духовно, если мы научимся созерцать её. Автор уверен, что надо остановиться перед ней, «не думая о времени», только тогда она «пригласит тебя в собеседники».

2.Великий русский писатель К.Паустовский писал, что «в природу нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную прохладу, их запах, их дыхание. Проще говоря, природу надо любить, и эта любовь найдёт верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        3. Современный публицист, писатель Ю.Грибов утверждал, что «красота живёт в сердце каждого человека и очень важно разбудить её, не дать ей умереть, не проснувшись».

В) Какой литературный материал можно привлечь к аргументации собственного мнения по каждой из сформулированных проблем текста?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Материал для привлечения литературного материала (для учителя):

 

  1. Произведения русских классиков Пушкина, Лермонтова, Тургенева,  Л. Толстого. Роль пейзажа в них.
  2. Подсказали ученики. Эпизоды из «Войны и мира»: князь Андрей после ранения в Аустерлицком сражении (небо) и знаменитый дуб – символ возвращения Болконского к жизни.
  3. «Зимнее утро» А.Пушкина
  4. «Евгений Онегин» А.Пушкин
  5. «Олеся» А.Куприн
  6. «Мцыри» М.Лермонтов
  7. «Кладовая солнца» М.Пришвин

 

 

 

Практикум 2.

 

Работа по тексту К.Г.Паустовского «Искусство видеть мир»

 

1)Есть неоспоримые истины, но они часто лежат втуне, никак не отзываясь на человеческой деятельности, из-за нашей лени или невежества.

2)Одна из таких неоспоримых истин относится к писательскому мастерству, в особенности к работе прозаиков. (3)Она заключается в том, что знание всех соседних областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки — необыкновенно обогащает внутренний мир прозаика и придаёт особую выразительность его прозе. (4)Она наполняется светом и красками живописи, свежестью слов, свойственной поэзии, соразмерностью архитектуры, выпуклостью и ясностью линий скульптуры и ритмом и мелодичностью музыки. (5)Это всё добавочные богатства прозы, как бы её дополнительные цвета.

6)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград. (7)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. 8)Одет он был мешковато. (9)Человек этот вёз большой ящик с масляными  красками и рулоны загрунтованного холста. (10)Нетрудно было догадаться, что это художник.

(11)Мы разговорились. (12)Мой попутчик рассказал, что едет к приятелю леснику, будет жить у него и писать осень.

(13) —В русской земле столько прелести, — сказал он, — что всем художникам хватит на тысячи лет. (14)Но знаете, — добавил он с тревогой, — что-то человек начал очень уж затаптывать и разорять землю. (15)А ведь красота земли — вещь священная, великая вещь в нашей социальной жизни. (16)Это одна из конечных наших целей. (17)Не знаю, как вы, но я в этом убеждён. (18)Без понимания этого какой же может быть передовой человек!           
(19)Художник сошёл ночью на маленькой станции. (20)Я вышел на платформу попрощаться с ним. (21 )Светил керосиновый фонарь. (22)Впереди тяжело дышал паровоз.

(23)Я позавидовал художнику и вдруг возмутился на всякие дела, из-за которых я должен был ехать дальше и не мог остаться хотя бы несколько дней в северной стороне. (24)3десь каждая ветка вереска могла вызвать столько мыслей, что их хватило бы на несколько поэм в прозе.

(25)Совершенно непонятным было то обстоятельство, что на протя­жении жизни я, как и каждый, не позволял себе жить по велению своего сердца, а был занят только как будто неотложными делами.

(По К. Паустовскому)

А1.   В каких предложениях наиболее полно выражена основная мысль
текста?
1)1,2                  2)3,25                 3)15,16                 4)23,24

А2. Определите стиль речи и тип текста.

1) публицистический стиль; повествование и рассуждение

2) художественный стиль; повествование и рассуждение

3) художественный стиль; все типы текста

4) разговорный стиль; повествование

А3. Какое значение имеет слово невежество в предложении 1 ?

1) грубость          2) отсутствие знаний       3) нарушение правил вежливости       4) малограмотность

 

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами).

В1. Каким способом образовано слово необыкновенно в предложе­нии 3?

В2. Среди предложений 19 — 24 найдите наречия и выпишите их.

В3. Какой тип подчинительной связи используется в словосочетании в русской земле (предложение 13)?

Ответы к заданиям В4 — В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 19 — 25 найдите предложения, в которых есть составное глагольное сказуемое. Напишите номера этих предложе­ний.

В5. Среди предложений 1 — 10 найдите предложение с однородными членами, имеющими уточняющий характер, и напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 15 — 25 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным меры и степени. Напишите номер этого предложения.

В7. Найдите среди предложений 6 — 12 предложения, которые связаны с предыдущими местоимениями и словами одних и тех же тематических групп. Напишите номера этих предложений.

 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1 — 3, В1 - В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В8.  «Рассуждая о писательском мастерстве, К. Паустовский прибегает к различным средствам выразительности, среди которых есть ______(«веление сердца», «богатство прозы», «живые глаза» и др.), _____(в предложении 13), _____ (в предложениях 3,4,15). Встреча в поезде с художником навела автора на грустные мысли о том, что на протяжении жизни мы не можем позволить себе жить по велению сердца, а вынуждены заниматься неотложными делами. Разговор с художником писатель оформляет в виде _____ (предложения 13—18)».

Список терминов:

I)гипербола

2)оксюморон

3)метафоры

4) риторический вопрос

5) инверсия

6) диалог

7Г) ряды однородных членов

8) диалектизмы

9) анафора

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования),

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

 

Ответы к заданиям

А1 – 2

А2 – 1

А3 – 2

В1 – суффиксальный

В2 – ночью, впереди, вдруг, дальше, здесь

В3 – согласование

В4 – 23,24

В5 – 3

В6 – 24

В7 – 7,10

В8 – 3,1,7,6

Помощь в создании модели сочинения

 

В тексте К. Паустовского поднимается целый ряд проблем, среди которых особого внимания заслуживают следующие:

1) проблема познания неоспоримых истин;

2) проблема влияния соседних областей искусства — поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры, музыки и прозы—друг на друга, их син­тез.

 

Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что

Комментарий второй проблемы можно начать с напоминания о том, что в нашем мире все взаимосвязано. И эта взаимосвязь находит выражение в самых разных областях. Особенно ярко это проявляется в искусстве. Взаимосвязь поэзии и музыки, архитектуры и живописи, художественной литературы и музыки очевидна. И вот это очевидное, как правило, оказывается не всегда заметно. «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», — как писал С. Есенин.

Позиция автора:

              1) часто неоспоримые истины остаются скрытыми и человек из-за своей лени или невежества не познает их;

              2) знание всех областей искусства обогащает внутренний мир писа­теля и придает особую выразительность его прозе.

 

              Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите своё мне­ние.

                             Аргументацией к мнению, высказанному по первой проблеме, мо­жет служить, например, рассказ Ю. Нагибина «Зимний дуб»;

             Примеры обратного, когда человек стремится докопаться до самой сути, не удовлетворяясь                                         общеизвестными сведениями, мы находим в та­ких произведениях, как «Родник в мелколесье» К. Паустовского.

              В качестве аргументов ко второй проблеме можно использо­вать, например, сведения о том, что многие писатели и поэты были также неплохими художниками. В частности, можно вспомнить А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского и др.

              Из современных авторов можно назвать писателя, поэта и художни­ка Радия Погодина, автора таких книг для детей, как «Живи, солдат», «Дубравка» н др.; писателя и художника Е. Носова, автора таких произ­ведений, как «Тридцать зёрен», «Где просыпается солнце», «Усвятские шлемоносцы»; писателя, фотохудожника и натуралиста Ю. Аракчеева, автора таких произведений, как «Джунгли во дворе», «В поисках Аполлона», «В стране синих махаонов» и др.; Эрнеста Сетона-Томпсона, ка­надского писателя, художника и натуралиста, автора таких произведе­ний, как «Рассказы о животных», «Маленькие дикари».


 

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

Упражнения для развития связной речи обучающихся на уроках русского языка

А незнакомый вошёл во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га!

А незнакомый вошёл во двор – сейчас же гусиный переполох: «Га-га-га!

Практикум 1. (1)Средняя полоса

Практикум 1. (1)Средняя полоса

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования)

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования)

Материалы к сочинению А) !!!

Материалы к сочинению А) !!!

Секрет постижения красоты, по мнению известного публициста

Секрет постижения красоты, по мнению известного публициста

Практикум 2. Работа по тексту

Практикум 2. Работа по тексту

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами)

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словом (-ами)

Объём сочинения – не менее 150 слов

Объём сочинения – не менее 150 слов

Е. Носова, автора таких произ­ведений, как «Тридцать зёрен», «Где просыпается солнце», «Усвятские шлемоносцы»; писателя, фотохудожника и натуралиста

Е. Носова, автора таких произ­ведений, как «Тридцать зёрен», «Где просыпается солнце», «Усвятские шлемоносцы»; писателя, фотохудожника и натуралиста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2023