"Упражнения и этюды с куклой" (к программе "От иголки до кукольного театра")
Оценка 4.7

"Упражнения и этюды с куклой" (к программе "От иголки до кукольного театра")

Оценка 4.7
doc
30.11.2021
"Упражнения и этюды с куклой" (к программе "От иголки до кукольного театра")
Упражнения и этюды с куклой.doc

Соловьева Людмила Владимировна,

педагог дополнительного образования, ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

 «Творческое задание: этюды»

(к программе «От иголки до кукольного театра»

Раздел: Постановка кукольного спектакля)

 

Творческое задание: этюды.

Своеобразие театра кукол состоит в том, что на сцене действуют куклы. Актеры же, которые приводят кукол в движение, управляют ими и говорят за них, должны оставаться невидимыми для зрителей. В кукольном спектакле именно кукла является тем художественным инструментом, благодаря которому идейное и эмоциональное содержание пьесы становится достоянием зрителей. Чем совершеннее этот инструмент, чем богаче, разнообразнее и выразительнее средства куклы и чем виртуознее владеет куклой артист, тем полнее и глубже раскрывается перед зрителями содержание спектакля. Кукла — «актер» с ограниченными игровыми возможностями. Она не обладает мимикой, она говорит «не своим голосом», она всегда угловата и по сравнению с человеком условна, мало естественна. Вся сила ее выразительности заключена в маске и в движении — в жесте, в повороте корпуса, головы. И здесь от мастерства актёра-кукольника зависит очень многое. 

Не только куклы и руки могут стать героями ваших этюдов.

Актер-кукольник способен вдохнуть жизнь в любой из окружающих нас предметов. Своеобразной, причудливой жизнью, очень похожей на человеческую, могут зажить на кукольной сцене зонтики, веера, туфельки,. шляпы и т. п.

Кукольный театр всегда сродни сказке. Достаточно вспомнить хотя бы разговор кухонной посуды в одной из сказок Андерсена, чтобы представить себе, какие интересные образные возможности заложены в нашем искусстве.

Материалом для этюдов могут стать сюжеты басен и стихов, карикатуры из газет и журналов, смешные сценки, увиденные в жизни.

Актер-кукольник должен быть наблюдательным, и тогда он не будет испытывать недостатка в темах для этюдов. Не огорчайтесь, если этюд не получится сразу, такое бывает.

Этюд без предварительной подготовки будет носить характер импровизации.

Например, попробуйте изобразить при помощи палки и куска материи испанский танец или сыграть при помощи двух школьных папок диалог, который вы тут же должны придумать, между учителем и учеником.

Или возьмите, как у Андерсена, кастрюлю, кофейник, сковородку и с ходу разыграйте сценку на кухне, в которой посуда играет роли соседок по общей квартире.

Как правило, этюды создаются и репетируются по тем же законам, что и целый спектакль. По существу, этюд и есть маленький спектакль, только созданный от начала до конца самими исполнителями.

Упражнения и этюды с куклами — это азбука для начинающего актера-кукольника. Что такое этюд? Это сценка, изображающая одно какое-нибудь законченное действие. Различают этюды-упражнения, этюды на развитие внимания, памяти, фантазии, этюды на игру с предметами.
Начинать надо с самых простых этюдов-упражнений, например, попробуйте научить куклу ходить. Поверните ее в профиль к зрителям, идите, но только медленно, чтобы на каждый ваш шаг кукла успевала сделать несколько «шагов». Ее «шаг» — это движение корпуса вверх и вниз. Помня о размерах куклы, не делайте сильных и резких движений, лишь чуть-чуть приподнимайте и опускайте руку.

А теперь заставьте куклу сесть: опустите ее голову немного вниз (то есть согните палец, на который надета голова), сохраняя прежний уровень куклы на ширме. Потом, несколько опуская куклу, одновременно выпрямляйте ее головку и остановитесь, подчеркнутым движением фиксируя момент, когда кукла села, как будто вы тут ставите точку. Теперь пусть кукла встанет. Снова наклоните ее голову, и, поднимая куклу на прежний уровень, одновременно выпрямляйте кисть своей руки.
Ну, а как кукла «разговаривает»? Ведь рот у нее чаще всего закрыт. Если на ширме одновременно находится несколько кукол, зрители могут не догадаться, которой из них принадлежит та или иная реплика. Отсюда очень важно: «молчащая» кукла остается неподвижной, «говорящая» сопровождает слова жестом, движением, но это не значит, что кукла должна жестикулировать на каждое слово актера.

Можно еще усложнить упражнение — передать походку различных персонажей. Лиса — не просто идет, а крадется, затем гонится за бабочкой, поймала птичку, спит. Медведь — собирает малину, ловит пчелу, идет.

Таким же образом, от простого к сложному, нужно отрабатывать другие элементы движения куклы: кукла садится, встает, ложится и т. п. Потом проделывает это быстро, торопясь, или, напротив, медленно, устало.

Попробуйте с куклами, которые были выполнены на занятиях в этом учебном году, выполнить несколько этюдов.

Упражнения и этюды с куклой.

           

1)     «наклоны туловища в разные стороны», «кукла смотрит в разные стороны»;

2)     упражнения для тренировки походки: «ходьба на месте», «кукла марширует», кукла двигается выразительно — «с опаской», «уверенно», «радостно», грустно»; «как солдат», «как робот» и т.п.;

3)     упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла «следит» взглядом за птицей, жуком, бабочкой, качелями и пр.»;

4)     упражнения для отработки навыков разговора куклы: «кукла рассказывает сказку», «кукла рассказывает стихотворение»;

5)     упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла бежит и ловит кого-то», «кукла бежит разными способами в ритме песни», «кукла прыгает по кочкам», «кукла прыгает разными способами в ритме песни»;

6)     упражнения для передачи образного движения: «кукла ползет», «кукла крадется», «кукла ложится, лежит, встает, уходит», «кукла садится отдохнуть», «кукла идет и оборачивается на отклик».

7)     упражнения для тренировки кукольной «походки»: ходьба в разных направлениях, марширование кукол в паре, овладение последовательностью действий «шел — забыл — вернулся», «шел — споткнулся»;

8)     упражнения для отработки взгляда куклы: «кукла — конферансье, ведущий концерт», «кукла ждет, высматривает кого-то», «кукла читает книгу»;

9)     упражнения, в которых кукла разговаривает: ведут диалог, общую беседу;
Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли в болтание куклой. Кукла, которая говорит, слегка двигается в такт речи. Кукла, которая слушает, неподвижна.

10) упражнения для отработки бега и прыжков куклы: «кукла прыгает, как ребенок, как зверек», «кукла прыгает через препятствие»;

11) упражнения для отработки других способов движения: «куклы садятся парой спиной к спине», «куклы ползут друг за другом», «куклы крадутся друг за другом, спиной друг к другу»;

12) этюды с воображаемыми предметами в одно или несколько действий: «куклы тащат тяжелый мешок», «куклы строят дом из кубиков», «куклы вытирают пыль», «куклы нюхают и срывают цветок», «куклы копают яму».

Творческих успехов!


Скачано с www.znanio.ru

Соловьева Людмила Владимировна, педагог дополнительного образования,

Соловьева Людмила Владимировна, педагог дополнительного образования,

Начинать надо с самых простых этюдов-упражнений, например, попробуйте научить куклу ходить

Начинать надо с самых простых этюдов-упражнений, например, попробуйте научить куклу ходить

Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли…

Примечание: важно следить за тем, чтобы взгляд куклы был точно направлен на того, кому адресована речь; не допускать излишних движений головой, чтобы они не перешли…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021