Упражнения на развитие связной речи

  • docx
  • 30.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Диф-я С - Ш..docx

Логопедическое занятие для обучающихся 2 класса.

Дифференциация звуков С - Ш

 

Цель: учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

 Задачи: - развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику,  глазодвигательные мышцы;

           - формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов;  б) анализа и синтеза предложения.

           - учить согласованию прилагательных и существительных;

            - расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: интерактивная доска с написанными словами, картинки-символы с изображением насоса и шарика, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами ш и с., карточки со словами для составления пословицы, индивидуальные карточки.

Ход  занятия

I.        Организационный момент (уточнение временных представлений: день недели, месяц, время года, дата)

-  Игра «Шестой лишний» (слова написаны на доске; учащиеся  вставляют буквы и вычёркивают лишнее слово).

..уба, ви..ня, ..арф, пид..ак, клю..ка, ве..алка.

Затем учащиеся воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.

Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?

Артикуляционная гимнастика

Сказка «У дедушки с бабушкой».

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щеки)

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щеки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Поцеловать они всех потянулись (губы в трубочку)

Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим (широкий язык за нижними зубами)

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочередное надувание щек)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щек)

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху)

На нос подули – чай остудили.

Чаю попили – никто не обижен.

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

 

II.        Знакомство с новым материалом.

     

Ш - ША - ШО  - ШУ - ШИ - ШЕ!

С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.

 СА – ША – СА; ШО – СО – ШО

УС – УШ – УС; АШ – ОС – УШ.

 

Речевая разминка.

Чики- чики – чики – чок-

Не стесняйся , язычок.

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собака рычала: р – р – р .

В стойле коровы мычали: м – м – м .

В комнате мухи жужжали: ж – ж – ж.

Мимо машины бежали: тр – р - р .

В небе далёком гудел самолёт: л – л – л.

Свистели от ветра все провода: с – с – с.

Капала в кухне из крана вода: кап – кап – кап.

Перекликались в ночи поезда: ч – ч – ч.

Листья под ветром шумели: ш – ш – ш.

А комары все пели : з – з – з.

Непоседа мяч и ночью

Успокоиться не хочет: бум – бум.

Куклы кашляют в постели-

Днём мороженое ели: кха – кха.

 

2. Тема занятия:

Дети. Звуки [с] и [ш] и буквы С и Ш.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

3. Произношение изолированных звуков (анализ артикуляции, характеристика звуков)

Дети. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] - твёрдый, глухой.

Звук [ш] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Звук [ш] -твёрдый, глухой.

4. Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах. (связь букв и звуков, чтение)

1)        Чтение слогов по слоговой таблице.

ша - са,

шо - со...

шу – су

ши – си, сы

А теперь наоборот: са - ша...

 

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/526869/img1.gif

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].

 

 5. Развитие функций фонематического слуха.

2)        Игра с мячом.

ша-са,  шо - ..., су- ...  , са - …,  сы- …, ши - ...

шутки - сутки, крыша - ..., каска - ..., мышь - ..., маска - ...,   каша - ..., Мишка - ..., усы - ..., шок - …, ваш - …, штуки - …. .

 

6. Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах.  

        Физминутка

         Игра «Кто внимательный?».

Логопед. А теперь давайте поиграем.  Я буду называть вам животных,  если вы услышите в их названиях звук [с], опускайте руки вниз. Почему?.. А если услышите звук [ш], поднимайте руки вверх. Почему?..  ( звук [с]– язык внизу, – [ш] язык вверху)

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Соболь, шакал, сайгак,  шимпанзе, (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение),мышь, мартышка, росомаха, тушканчики, кашалот, горностай, шиншилла.

7. Определение места звука в слове.

        Анализ и синтез слов.

-  Работа со звуковой линейкой.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с] или [ш], и положите букву с или ш на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Шуба, поясок, каша, мешок, слон, листок.  лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы 

 

8. Вставьте недостающее слово.

Как – то вечером старушки

 Пили чай и грызли …сушки.

Кошка на подушке

 Лапкой моет ...ушки.         

Ложится спать, кряхтя, старушка,

 Кладёт под голову … подушку.

Испекла старушка пышки

 И сложила пышки в … миску.

 

9. Я буду говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.

Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.

V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/526869/img3.gif

Рисунок 3.

- А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].

 

10. Дифференциация звуков [с] [ш] в предложениях.

- Из предложенных слов составить пословицу, объяснить смысл.  Записать в тетрадь, выделить буквы С и Ш.    (любишь кататься  люби и саночки возить)

 

11. Нужно вставить пропущенные буквы С и Ш.

«Дорогая тёту_ка _ову_ка! _пе_у _ообщить тебе, что _коро прилечу к тебе в го_ти. _лю по_ылку с разными вку_ня_ками.Там е_ть и _околад, и _ыр, и _у_ки. Очень жду на_ей в_стречи.»

III. Итог занятия.

·              Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?

·              Чем они похожи и чем отличаются?