Упражнения на улучшение дикции и артикуляции
Оценка 5

Упражнения на улучшение дикции и артикуляции

Оценка 5
Документация
docx
музыка
7 кл
19.03.2022
Упражнения на улучшение дикции и артикуляции
Упражнения на улучшение дикции и артикуляции
Открытое занятие по вокалу работа над дикцией и артикуляцией Балабанова Л.Ж..docx

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ « ДОМ  ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА                                                                                                         ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»                                    

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА:«Упражнения на улучшение дикции и  артикуляции.                                                                         Работа над ансамблем»

Вокальная студия « До – ми – ре»

Этап совершенствования третий год обучения

 

 

 

 

 

                                                                                                          Составил:                                                                                    руководитель Балабанова Л.Ж.

 

 

 

 

 

                                                                 

 

                                                                               Докучаевск 2018

Тема занятия: Упражнения на улучшение дикции и  артикуляции.                                                                      Работа над ансамблем.

Дата проведения: 07.12.2018.

Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и способов деятельности.

Форма проведения: практическое занятие.

Цель: Развитие артикуляционного аппарата учащегося при помощи отработки правильного произношения слов во время исполнения упражнений и музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению скороговорок.

Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.

Закрепление  понятий: дикция, артикуляция.

Развивающие:

Развитие певческого и артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к занятиям вокалом.

Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

-  словесный (рассказ, объяснение, диалог);

-  иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ педагогом  и воспроизведение услышанного учащимся).

Оборудование и материалы:

- синтезатор;

- ноутбук, звуковая аппаратура;

- записи фонограммы «минус»

                                                   Ход занятия

I. Организационный момент. 

Педагог: Здравствуйте! Тема нашего занятия – «Упражнения на улучшение дикции и  артикуляции.  Работа над ансамблем». Сегодня на уроке мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении упражнений и песни.

На каждом занятии мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть.

А что такое голос?

(Ответ: Голос – это наш инструмент).

 А чтобы наш инструмент красиво звучал, что нужно сделать?

(Ответ: настроить его,  разогреть голосовой аппарат, распеться).

Правильно. Голос – это музыкальный инструмент, его настроить – значит правильно петь.

А как вы думаете, что является наиболее важным в пении?

(Ответ: правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование).

Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

(Ответ: без чёткой дикции и слов).

II. Основной этап.

А давайте вспомним что-же такое  дикция?

 Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение или пропевание  всех звуков текста.

А от чего зависит хорошая дикция?

(Ответ: Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом).

Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом.

А скажите мне пожалуйста какие органы относятся к артикуляционному аппарату?

(Ответ: К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы).

Работа артикуляционного аппарата для достижения хорошей дикции называется артикуляцией.  Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.

 И так, начнем работу с артикуляционной гимнастики.

 Практическая часть.

 

Сегодня я попрошу Орловскую Анастасию помочь мне провести артикуляционную гимнастику.

Настя вместо меня будет показывать упражнения,а вы будете за ней повторять.

(Орловская Анастасия проводит артикуляционную гимнастику).

 Артикуляционная - гимнастика (упражнения без интонирования).

1. Покусывание кончика языка и постепенное его высовывание до конца. «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.

2. « Протыкаем» языком щеки. Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).

3. Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки). Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.

 4. При открытом рте  высунуть язык ,постараться достать подбородок,а затем затянуть язык глубоко во внутрь.

5. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

6. Вытяните губы вперед в форме трубочки и  «нарисуйте» круг.

7. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

 Молодцы, ребята. У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

 Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

Сегодня мы выучим новую скороговорку и повторим уже изученные. Работать будем в парах и в группах. Повернитесь лицом друг к другу по парам и группах. Какие  скороговорки вы знаете?

1.От топота копыт пыль по полю летит.

2.Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3.На дворе трава, на траве дрова.

Молодцы, ребята очень хорошо справляетесь со старыми скороговорками. Сегодня мы разучим еще одну скороговорку, но проговаривать мы ее будем все вместе.

(Разучиваем новую скороговорку. Обратить внимание на то, чтобы учащиеся проговаривали все вместе не отставая и не забегая вперед).

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

 У быка бела губа была тупа.

Молодцы, ребята, со скороговорками вы тоже хорошо справились.

Теперь приступим к вокальным упражнениям.

 А как вы думаете, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

(Ответ: Нельзя… мы должны разогреть наши связки…)

 Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

  (Обращаю внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка).

Вокальные упражнения:

1. На одном звуке - «Ми-мэ-ма-мо–му,  да-дэ-ди-до-ду,  ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы  мышцы губ  и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

2. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

3. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных, но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание  на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

4. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.

Следующие упражнение которые нам помогут справиться с нашим заданием – это вокальные скороговорки.

1.       «Веники».

В этом упражнении мы должны следить за четкостью произношения.

2.       « Жук – жученко».Это упражнение дает возможность наработать переход от кантиленного звучания на густое легато(1 часть) до острого «колкого» звучания стокато (2 часть).

Молодецы, ребята. После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к  работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

(Ответ: Разборчивая, понятная).

 От чего зависит четкое, ясное произношение?

(Ответ: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки).

 

 

Работа над дикцией в вокальном произведении               

На предыдущих занятиях мы работали над песней «Только вместе мы сильны» муз и слова. А.Иевлеева. На прошлом занятии мы выучили первый куплет и припев и вашим домашним заданием было – проговаривание текста  в темпе, хорошо артикулируя. Сегодня мы разучим второй куплет и поработаем над чистой интонирования 2-х голоссия в припеве.

Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, дети не должны петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни  в темпе с хорошей артикуляцией.

- Исполнение  произведения. 1 куплет и припев ( работа над 2-х голосием).  Работаем по фразам, соблюдая  правильное  произношение согласных и гласных, звуковедение,  дыхание. ( Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять.  

 - Далее  ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (2 куплета и припевы).

III. Заключительный этап                                   

Подведение итогов.

Подведём итоги нашего занятия. Как вы думаете, удалось ли вам справиться с заданиями на сегодняшнем занятии?

Скажите над чем мы работали на сегодня на занятии? Все ли было понятно в произношении песни нашим гостям?

 (ученики анализируют свою работу на уроке).

Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях,  скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

 Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

Вы, сегодня молодцы, спасибо за хорошую работу на занятии. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               


 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Тема занятия: Упражнения на улучшение дикции и артикуляции

Тема занятия: Упражнения на улучшение дикции и артикуляции

На каждом занятии мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть

На каждом занятии мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть

Орловская Анастасия проводит артикуляционную гимнастику)

Орловская Анастасия проводит артикуляционную гимнастику)

Теперь приступим к вокальным упражнениям

Теперь приступим к вокальным упражнениям

Работа над дикцией в вокальном произведении

Работа над дикцией в вокальном произведении

Упражнения на улучшение дикции и артикуляции

Упражнения на улучшение дикции и артикуляции
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2022