Упражнения по развитию образной памяти
Оценка 4.9

Упражнения по развитию образной памяти

Оценка 4.9
docx
30.04.2021
Упражнения по развитию образной памяти
Упражнения по развитию образной памяти.docx

Упражнения по развитию образной памяти.

 Первоклассник приходит в школу.  Он сталкивается с необходимостью запоминать большой объём информации.  Эту необходимость можно превратить в весёлую увлекательную игру. И здесь должны помочь взрослые – весело, ненавязчиво, незаметно и интересно, чтобы запоминание происходило само по себе, а не было тяжёлой работой. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую различные игры и упражнения  для развития памяти.

Дидактические виды работ и упражнения на уроках русского языка.

Диктанты (зрительный, письмо по памяти, предупредительный,   восстановленный диктант, диктант – игра «Кто больше запомнит?»)

Игра “Живые слова”; (приложение 1)

Веселые запоминалки;

Индивидуальные карточки с картинками;

Таблицы, алгоритмы;

Тренировочные “зарядки” над работой с предложением;

Русские народные скороговорки и чистоговорки;

Дидактические кроссворды;

Дидактические ребусы;

Задания “Послушаем звуки”;

Весёлые стихи на уроках обучения грамоте;

 • Игровые упражнения на развитие эмоциональной памяти;

Дидактические сказки;

Памятки для обучающихся и их родителей с упражнениями на развитие памяти.

 Игры и задания, способствующие развитию памяти на уроках литературного чтения.

• Найди лишнюю букву, слог, слово.

• Игра «Пословицы и поговорки»

• «Путаница» (приложение  2)

• От рассказа к схеме

• От рассказа к рисунку

• Игра «Слова ходят парами»

• «Говори наоборот»

Упражнение «Каскад слов»

Ключевые слова

• Мнемосхемы

• Опиши картинку

• «Эстафета слов»

• «Группировка слов»

Игры и задания, способствующие развитию памяти на уроках  математики.

Математические слова.

Ученикам называется несколько слов: треугольник, отнять, восемь, столько же, пример, математика, четыре, получится .Учащиеся должны запомнить из них как можно больше слов.

Цепочка слов.

Детям зачитывается по три слова, связанных по смыслу: круг, треугольник, квадрат; плюс, минус, равняется; шесть, четыре, два и т.д. Затем снова произносится первое слово, а второе и третье слова называют учащиеся по одному или хором.

Упражнение «Повтори за мной»

Учитель называет слово (например, пять). Ученик повторяет это слово и добавляет другое (пять, квадрат). Следующий ученик, повторив ранее названные слова,  добавляет свое (пять, квадрат, больше) и т.д.

Зрительный диктант.

В течение одной минуты детям  показывается фигура. Учащиеся, в свою очередь, внимательно смотрят, прорисовывают в воздухе, стараясь запомнить очертание фигуры, чтобы затем точнее нарисовать в тетради или на листе бумаги. Результаты проверяются.

• Игра "Глаз - фотограф".

Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание.

Чтобы дети были более внимательными, учитель говорит, что в той игре будет проверка, у кого глаз, как фотограф, то есть, кто сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен запомнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5-7 минут учитель ответы стирает и спрашивает по порядку учеников, они воспроизводят таблицу в разбивку.

• Опорные схемы

Игра «Магазин»

Упражнение «Инопланетяне» (приложение 3)

Игра «Узнай геометрические фигуры»

 • Упражнение «Часы»

Игры и задания, способствующие развитию памяти во внеурочной деятельности

« Разведчики» (приложение 4)

• «Разноцветная лесенка»

Игра «Опознание»                                                                         

• Игра «Цвета по порядку»

• Игра «Что изменилось?»                          

«Что какого цвета?»

• Игра «Оживление значков»

Упражнение «Фотоаппарат детектива»

«Выбор»

«Ассоциации»

• «Свяжи пару»  

Заключение.

Эти игры и упражнения   не только помогают развитию образной памяти, но и направлены на развитие воображения, образного мышления, творческого потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня, делая обучение младшего школьника успешным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Игра «Живые слова»

Цель: Упражнять в составлении предложений по структурной схеме.

Описание игры. Каждый ребёнок изображает слово.

Учитель: - Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок косолапый, Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

 

Тренировочные “зарядки” над работой с предложением.

Для этого проводится следующая работа над предложениями (словами):

предложение, записанное на доске, прочитывается вслух          учителем, для осознания смысла детьми;

обучающиеся читают вслух, отчетливо и ясно проговаривая каждое слово по слогам;

читают предложение по слогам про себя;

просматривают его, чтобы глаза запомнили;

закрывают глаза и мысленно крупно “пишут” каждое слово)

Упражнение «Быстро говорю скороговорку».

Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

Учитель один раз говорит скороговорку, а ученики должны повторить. Скороговорки должны иметь разную длину и начинать надо с самых коротких.

- Звездочет считает звезды (3 слова)

- Растет липа у Филиппа. (4 слова)

- Ходит Прокоп - ногами топ. (4 слова)

- Тридцать три трубача трубят тревогу (5 слов)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

«Путаница-1»

Цель упражнения:  проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти.

Для занятия  потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги.

Подразумевается, что этот текст ребенок уже запомнил. Вы разрезаете напечатанный текст на отдельные отрывки или предложения, перемешиваете и отдаете ребенку, который получает задание восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст. Если необходимо хорошо запомнить материал, перевести его из кратковременной памяти в долговременную, то это задание с одним и тем же текстом можно выполнять несколько раз с промежутком во времени. Например, через 2—3 дня.

 

Упражнение «Каскад слов»

Цель: развивать объем кратковременной слуховой памяти.

Взрослый называет слова, а ребенок повторяет за ним - сначала один, потом два, три и так далее.

Список слов:

Мама.

Мама, ребенок.

Мама, ребенок, школа.

Мама, ребенок, школа, шоколад.

Мама, ребенок, школа, шоколад, мел.

Мама, ребенок, школа, шоколад, мел, цветок.

Мама, ребенок, школа, шоколад, мел, цветок, зайчик.

«Ключевые слова»

Цель упражнения: научиться выделять в тексте ключевые слова, которые помогут запомнить содержание и впоследствии воспроизвести его.

Для занятия потребуется: отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку.

 Ключами к запоминанию текста являются слова или словосочетания, которые передают факты (имена героев, географические названия, даты), события, их сущность и смысл.

Ребёнок читает текст (или слушает) самостоятельно, подчеркивая в нем ключевые слова и выписывая их на лист бумаги. Текст читается дважды. Затем ребенок должен постараться пересказать текст, держа перед собой записанные слова.

Гуси-лебеди (отрывок)

...Прибежала — стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-яга — нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и бежать, а гуси-лебеди за нею в погоню летят; нагонят злодеи, куда деваться? Прибежала к молочной речке с кисельными берегами: «Речка-матушка, спрячь меня!» — «Съешь моего киселя!» Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси-лебеди пролетели. Вышла она, сказала: «Спасибо!» — и опять бежит с братцем; а гуси-лебеди воротились, летят навстречу. Что делать? Беда! Стоит яблоня. «Яблоня, яблоня-матушка, спрячь меня!» — «Съешь мое лесное яблочко!» Поскорей съела. Яблоня ее заслонила веточками, прикрыла листиками — гуси-лебеди пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси-лебеди увидели — да за ней; совсем налетают, уж крыльями бьют, того и гляди из рук вырвут! К счастью, на дороге печка: «Сударыня-печка, спрячь меня!» — «Съешь моего ржаного пирожка!» Девушка поскорей пирожок в рот, а сама в печь. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.

Возможные ключевые слова: избушка на курьих ножках; схватила и бежать; гуси-лебеди в погоню; молочная речка; яблоня; сударыня-печка; ни с чем улетели.

 

 

Мнемосхемы

( помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст)

Как развивать память у школьника

                   


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

«Инопланетяне»

Для занятия  потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

  - Описание: http://ped-kopilka.ru/images/10(146).jpg

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание.

После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

 


Игра «Узнай геометрические фигуры»

Цель упражнения: развивать осязательную  и зрительную  память.

Это игра с постепенным усложнением. Ее можно проводить на уроках математики. Для ее организации нужно вырезать из плотного картона 5 геометрических фигур. Они должны быть разными и по цвету, и по размеру.

1 задание. Ребенок поочередно берет в руки по одной фигуре и внимательно рассматривает их. После этого все фигуры перемешиваются, а ученик должен вспомнить и выложить их перед собой в той последовательности, в которой он их просматривал.

2 задание. После того, как первое задание было выполнено 2 – 3 раза, на следующем уроке игра немного усложняется. Ребенку завязывают глаза и просят поочередно брать фигуры в руки, ощупывать их и отвечать на вопросы:

·         Какую фигуру держишь в руках?

·         Что она напоминает?

·         Какого она цвета?

3 задание. Последнее упражнение самое сложное. Для него каждая фигура разрезается на 4 части. Ребенок должен по очереди сложить детали в целую фигуру. Причем делает он это с завязанными глазами.

Упражнение «Часы»

Ребенку показывают картинку с несколькими часами, которые показывают разное время. Ему нужно как можно быстрее запомнить, какое именно время показывают часы на каждом изображении.

Как развивать память у школьника
 
Чтобы сделать это, ребенку предлагается определить, который час на каждом циферблате и вспомнить, чем он занят в это время по своему распорядку дня.

Игра на развитие памяти

Школьникам предлагается посмотреть на рисунки и постараться их запомнить. Затем нарисовать их по памяти и рассказать, как они их запомнили. ( Рисунок просматривается не более 5 секунд, затем закрывается)

 

 

 

 

 

 

figuri

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

« Разведчики»

Выбирается один из участников – «разведчик». Ведущий предлагает «замереть» - и вся группа неподвижно застывает, каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и  внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты), В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем то другом. После того, как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза, его задача обнаружить перемены.

 «Разноцветная лесенка»

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

 


Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

Игра «Опознание»

Для проведения игры понадобятся фотографии или картинки людей и животных. Занимательность этой игры во многом зависит от того, насколько интересные фотографии (картинки) будут в ней использованы. Лучше подобрать картинки с элементами юмора, с необычным ракурсом.

Я показываю вам 7 картинок. Последовательно демонстрирую каждую из них, а вы называете вымышленное имя человека или кличку животного, изображенного на ней. После того, как имя названо, фотография убирается. Задача  – запомнить имена всех персонажей на картинках. При повторном предъявлении нужно назвать их.

Игра «Что изменилось?»

На столе разложено 10 предметов: значок, перчатка, карандаш, расческа, чашка, марка, книга, скрепка, прищепка, клубок ниток.

Задание: внимательно рассмотрите эти предметы в течение 2-3 минут и запомните, где что лежит. Когда время на запоминание выйдет, вы должны отвернуться. Я в это время меняю местами 3-4 предмета, а потом задаю вопрос: «Что изменилось?»

Примечание: повысить сложность игры можно, если увеличить общее количество предметов, которые меняют место расположения, и сократить время, отводимое на запоминание.

 

Упражнение «Фотоаппарат детектива»

Цель: развивать кратковременную память.

Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать все: какую-то вещь, событие, предмет и т. Например, нужно сфотографировать стол и запомнить все, что там лежит. «Фотографировать стол» можно в течение 1 минуты. Затем ученик отворачивается и по памяти называет все, что ему удалось запомнить.

Упражнение «Выбор»

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий.

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка».

Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

Литература  

1.Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.

2. Беленькая Т.Б. Мнемотехника для начальной школы. Тренируем память: Учебное пособие / Москва: Феникс, 2014.

3. Житникова Л. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 2012.

4. Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники / В. А. Козаренко. – Москва Сфера: 2015.

5.Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М: Евразия, 2000

6. Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности:

Пособие для учителя / В.В. Лайло. - 2. изд.,. - М.: Дрофа, 2000.

7. Матюгин И.И., Рыбникова И., Жемарева Е., Чакаберия  Е.. Как развить хорошую память и запоминать цифры. – РИПОЛ Классик, 2003.

8. Симонова Л. Ф. Память. Дети 5-7 лет / Л.Ф. Симонова. - Ярославль : Акад. развития, 2000.

9. Резникова Н. С. Как развивать память у ребёнка. – М.. Мой мир, 2005.     

 

 

 


 

Упражнения по развитию образной памяти

Упражнения по развитию образной памяти

От рассказа к схеме • От рассказа к рисунку •

От рассказа к схеме • От рассказа к рисунку •

Игра "Глаз - фотограф". Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления

Игра "Глаз - фотограф". Эту игру можно использовать при изучении таблицы сложения и вычитания, а также умножения и деления

потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня, делая обучение младшего школьника успешным.

потенциала и способствуют росту общего интеллектуального уровня, делая обучение младшего школьника успешным.

Приложение 1 Игра «Живые слова»

Приложение 1 Игра «Живые слова»

Растет липа у Филиппа. (4 слова) -

Растет липа у Филиппа. (4 слова) -

Приложение 2 «Путаница-1» Цель упражнения: проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти

Приложение 2 «Путаница-1» Цель упражнения: проконтролировать запоминание и закрепить текст в памяти

Для занятия потребуется: отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку

Для занятия потребуется: отрывки из литературных произведений, лист бумаги, ручку

Мнемосхемы ( помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст)

Мнемосхемы ( помогают увеличить словарный запас, быстро запоминать текст)

Приложение 3 «Инопланетяне»

Приложение 3 «Инопланетяне»

Игра «Узнай геометрические фигуры»

Игра «Узнай геометрические фигуры»

Игра на развитие памяти Школьникам предлагается посмотреть на рисунки и постараться их запомнить

Игра на развитие памяти Школьникам предлагается посмотреть на рисунки и постараться их запомнить

Приложение 4. « Разведчики»

Приложение 4. « Разведчики»

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек

Упражнение «Выбор» Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений

Упражнение «Выбор» Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений

Литература 1.Андреева Н.Г

Литература 1.Андреева Н.Г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2021