Упражнения «Различай парные согласные Б-БЬ, П-ПЬ»

  • docx
  • 08.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Упражнения Различай парные согласные Б-БЬ, П-ПЬ.docx

 Упражнения «Различай парные согласные  Б-БЬ, П-ПЬ»

1.  Вставь  пропущенные  буквы.  Запиши  в  два  столбика.

     Шай…а,  аль…ом,  с…орт,  …окс,  …алкон,  …алец,  …умага,  …арк,  тру…а,  …латье,  не…о,  ре…ята,  аэро…орт,  аз…ука,  …егемот,  …арад,  ры…а,  …аук,  …осуда,  …ортрет.

2.  Вставь  пропущенные  буквы. Подбери  проверочное  слово.

     Ястреб – ястребы,  кло_,  Оста_,  сер_,  сно_,  гер_,  скри_,  су_,  ду_,  стол_,  сугро_,  ши_,  прору_ь,  зу_,  Гле_,  хле_,  голу_ь,  клу_,  ло_.

3.  Вставь  пропущенные  буквы,  объясни  написание  этих  слов.

     Помни! Записывая, проговаривай  слова  вслух  или  шепотом.

Прогулка.

        Миша  шел  по  лесу  и  увидел  ду_.  Сто_!  Мальчик  залез  на ду_  и  сорвал  жёлудь.  Под  деревом  рос  гри_.  Малыш  слез  с  дерева  и  сорвал  гри_.  Будет  теперь  хороший  су_!  Вдруг  прилетел  ястре_ .  Он  выхватил  гри_  и  сел  на  ду_.  Мальчик  потёр  ло_.  Чудеса!

4.  Вставь  пропущенные  буквы. Подбери  проверочное  слово.

     Шапка – шапочка,  оха…ка,  шу…ка,  тря…ка,  ры…ка,  гри…ки,  ду…ки,  хру…кий,  зя…кий,  ли…ка,  оши…ка,  ла…ки,  зу…ки,  ле…ка,  ро…кий,  ще…ка,  голу…ка,  скорлу…ка,  про…ка,  клу…ки,  кре…кий,  улы…ка,  ду…ло,  гу…ка.

5.  Раскрой  скобки,  объясни  свой  выбор.

     Белый  голу(б,п)ь,  це(б,п)кие  когти,  ла(б,п)ки – цара(б,п)ки,  золотая  ры(б,п)ка,  жестяная  коро(б,п)ка,  добрая  улы(б,п)ка,  узкая  тро(б,п)ка,  сказка  о  ре(б,п)ке,  ловкий  ря(б,п)чик,  хру(б,п)кий стебелёк,  модная  шля(б,п)ка,  грубая  оши(б,п)ка.

6.  Раскрой  скобки,  объясни  свой  выбор. Объясни,  как  ты  понимаешь  эти  пословицы.

     Бояться  волков – быть  без  гри(б,п)ков.

     Ла(б,п)ки  у  кошки  мягки,  да  когти  остры.

     Деньги  не  ще(б,п)ки,  счётом  кре(б,п)ки.

     Красуйся  не  улы(б,п)кой  сладкой,  а  трудовой  ухваткой.

     Будет  лодырю  похлё(б,п)ка  в  три  охлёбка

     Ры(б,п)ка  мелка,  да  уха  сладка.

7.  Выпиши  слова  с  Б,  П  в  конце  слова,  объясни  их  правописание.

     Под  гору  качусь  кубарем  в  сугроб.  Ястреб  поймал  воробья.  Волк  опустил  в  прорубь  свой  хвост.  Мешки  с  картофелем  внесли  в  погреб.  Краб  полз  по  мокрым  камням.  Раздался  залп  салюта.

8.  Выборочный  диктант. Выпиши  слова  с  Б, П,  которые  необходимо  проверить.

     Учительница  исправляла  ошибки  красным  карандашом.  Маша  Голубкина  за  бумагу,  карандаши  и  губку  заплатила  десять  рублей.  Выросла  репка  большая – пребольшая.  Глеб  Рыбкин  хорошо  катается  на  лыжах.  Тонкий  свист  рябчика  слышен  в  саду.  Дети  надели  шубки  и  шапки.

9.  Работа  с  текстом.

Путаница

Вот  бутон ,                                                 Раз,  два,  три  четыре,  пять,

А  вот – батон.                                            Начинаю  повторять:

Вот – бидон,                                                В  печке  выпечен

А  вот  питон.                                              Бутон,

Ну,  а  вот – бетон.                                      А  в  петлицу  вдет

В  печке  выпечен                                       Батон,

Батон,                                                           По  траве  ползёт

А  в  петлицу  вдет                                      Бидон,

Бутон.                                                           Молоко  течёт  в

По  траве  ползет                                         Бетон,

Питон,                                                          А  на  стройке  есть

Молоко  течет  в                                          Питон…

Бидон,                                                           - Нет,  не  так!

А  на  стройке  есть                                     Нет,  не  так!

Бетон.                                                            Подскажите  сами:  как?

Повтори  и  ты  мне  в  тон:                        Разберитесь  сами  в  том,

Где  бутон,                                                    Где  бутон,  

А  где  батон,                                                 А  где  батон,                                                

Где  бидон,                                                    Где  бидон,

А  где  питон,                                                А  где  питон,

Ну,  а  где – бетон.                                        Ну,  а  где – бетон.

Н. Матвеева