Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников
Оценка 4.9

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
doc
чтение +1
1 кл—4 кл
24.02.2017
Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников
Комплекс упражнений: чтение строчек наоборот по словам, чтение строчек наоборот по буквам, поочередное чтение слов нормально и наоборот, чтение только второй половины, чтение зашумленных слов, чтение контурно написанных слов, чтение наложенных друг на друга слов, чтение строчек с прикрытой нижней половиной, чтение строчек с прикрытой верхней половиной, выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном, классификация карточек со сходными псевдосовами, чтение перевернутого текста, классификация слов на группы, поиск в тексте заданных слов, восполнение пропусков слов в предложении, восполнение пропусков букв в словах, чтение предложения через слово, чтение слов из половинок, нахождение словесных лабиринтов и другие.
Упражнения для формирования навыка чтения.doc
Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников М. Н. Наумова учитель начальных классов  Гимназия г. Лабытнанги, ЯНАО  Одна   из   важнейших   задач   начальной   школы   формирование   у   детей   навыка   чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает   в   себя   как   минимум   два   основных   компонента:   а)   технику   чтения   (правильное   и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной   стороны,   и   акустическими   и   речедвигательными,   —   с   другой),   б)   понимание   текста (извлечение   его   смысла,   содержания).   Хорошо   известно,   что   оба   эти   компонента   тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих — пониманию текста. Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе   его   сформированность   оценивается   по   таким   показателям,   как   объем   прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и др. Однако почти в каждом классе находится несколько учеников, которые хронически не укладываются   в   предусмотренные   нормативы.   В   общем­то,   умея   читать   (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные занятия, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. Заметим, что при этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание   ребенка   на   его   неудачах,   что   приводит   к   росту   его   тревожности,   формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку. Предлагаемый комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, на формирование,   автоматизацию   и   «шлифовку»   следующих   компонентов   чтения:   строгий побуквенный анализ (без прогнозирования); прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова; прогнозирование, опирающееся на смысл; быстрое различение похожих по написанию слов и   букв,   четкие   глазодвигательные   и   речедвигательные   операции,   устойчивость   внимания, зрительная и слуховая память на слова и др., а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществление функции чтения. Основная   ориентированность   этих   упражнений   на   детей,   испытывающих   большие трудности с формированием навыка чтения. Однако,  они также могут быть  полезными и для таких   детей,   которые   читают   неплохо;   они   помогают   им   научиться   читать   более   быстро, правильно и осмысленно. Эти упражнения учителя начальных классов могут использовать на уроках   литературного   чтения,   индивидуальных   занятиях   и     для   профилактики   и   коррекции нарушений чтения. Перечислим   и   рассмотрим   этот   комплекс   упражнений:   чтение   строчек   наоборот   по словам, чтение строчек наоборот по буквам, поочередное чтение слов нормально и наоборот, чтение только второй половины, чтение зашумленных слов, чтение контурно написанных слов, чтение наложенных друг на друга слов, чтение строчек с прикрытой нижней половиной, чтение строчек   с   прикрытой   верхней   половиной,   выбор   карточек   со   словами,   совпадающими   с эталоном, классификация карточек со сходными псевдосовами, чтение перевернутого текста, классификация слов на группы, поиск в тексте заданных слов, восполнение пропусков слов в предложении, восполнение пропусков букв в словах, чтение предложения через слово, чтение слов из половинок, нахождение словесных лабиринтов и другие. Подчеркивая   основную   ориентированность   этих   упражнений   на   детей,   испытывающих большие   трудности   с   формированием   навыка   чтения,   заметим,   что   они   также   оказываются полезными и для таких детей, которые читают неплохо; они помогают им научиться читать более быстро, правильно и осмысленно. Чтение строчек наоборот по словам.   Написанное   прочитывается   таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребенка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений. Чтение строчек наоборот по буквам.  Написанное   прочитывается   справа   налево   так, что  каждое   слово,  начиная  с  последнего,  озвучивается   по  буквам  в  обратном  порядке.  Это упражнение   развивает   способность   строгого   побуквенного   анализа   каждого   слова (прогнозирование   при   этом   полностью   исключается),   создает   в   речедвигательной   системе установку на непривычные, неожиданные сочетания звуков и тормозит «всплывание» привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создает предпосылки для устранения достаточно распространенных ошибок «зеркального» чтения (когда, например, слово   шар  читается   как  раш  и   ребенок   не  замечает   ошибки;   теперь   же,   «прощупав   своими руками» и прямой, и обратный порядок слов и четко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребенок допускать их уже не будет). Поочередное чтение слов нормально и наоборот.   Первое слово (в названии этого упражнения) читается как обычно: поочередное; второе — справа налево: иенетч; третье — как обычно:   слов;   четвертое   —   справа   налево:  оньламрон  и   т.д.   Это   упражнение   развивает способность   перцептивной   и   речедвигательной   систем   работать   при   одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы — и гибко переходить от одной из них к другой. В пределах   одной   строчки   многократно   меняя   две   принципиально   разные   тактики   чтения: целостную в отношении нормально читаемых слов и неизбежно фрагментарную, побуквенную в отношении слов, читаемых наоборот, — ребенок четко осознает их специфику и различия; кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребенка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело. Чтение только второй половины слов.   При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя; для данного названия: —ние —лько —рой — вины —ов; мысленная линия раздела проходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна. Это упражнение акцентирует  для ребенка конец слова как существенную его часть,   нуждающуюся   в   таком   же   точном   восприятии,   как   и   начало,   и   формирует   навык побуквенного   его   анализа.   Она   приводит   к   резкому   уменьшению   исключительно распространенных ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Чтение зашумленных слов.  Ребенку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из­за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы.  Степень затруднения,   определяемая   количеством   линий   и   сложностью   рисунков,   подбирается индивидуально для каждого ребенка. Можно сказать ребенку, что это злой волшебник нарочно замаскировал от него слова, но он, вопреки этой помехе, все­таки должен прочесть их, так как они, будучи прочитанными, лишают злого волшебника его силы. Это упражнение (как, прочем, и три последующих) закрепляют в памяти ребенка целостные зрительные образы букв и их сочетаний, развивает и совершенствует вторичную зону затылочной коры левого полушария (18   19­е   поля   Бродмана),   которой   является нейропсихологической основой восприятия вербального материала.   нормальное   функционирование, Чтение пунктирно написанных слов.   Предлагаются карточки со словами, буквы в которых   написаны   не   полностью,   а   с   отсутствием   некоторых   их   частей,   однако   так,   чтобы сохранялась однозначность их прочтения. Ребенку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились; необходимо наперекор этому нарушению все­таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается. Чтение наложенных друг на друга слов.  Слова на карточках написаны так, что одно слово   «нагромождается»   на   другое,   пересекается   с   ним.   Сообщается,   что   сильный   ураган перемешал все слова и ребенку (сказочному герою) предстоит навести порядок и расставить все по своим местам и для этого назвать, все смешанные слова. Количество смешиваемых слов и плотность их наложения друг на друга постепенно возрастают. Чтение   строчек   с   прикрытой   нижней   половиной.    Чистый   лист   бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т. е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтоб была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т. д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать ее нижнюю часть. Ребенку предлагается, несмотря на такую деформацию, все­таки попробовать прочитать   текст.   Начинать   можно   с   прикрытия   лишь   нижней   части   строчки,   постепенно увеличивая   прикрытое   до   половины   и   даже   больше.   Заметим,   тренировки   это   упражнение выполняется   легче   и   с   большим   интересом,   если   для   этого   используется   текст,   с   которым ребенок уже немного  знаком, на последующих же этапах более пригодны тексты незнакомые. Чтение   строчек   с   прикрытой   верхней   половиной.  Упражнение   аналогично предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтоб верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки, и т.д. Откроем секрет: это упражнение — с хитринкой! Дело в том, что любой сколько­нибудь смышленый ребенок быстро заметит, что, когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время  нижняя, следующая,   открыта  целиком,   и сообразит,  что гораздо  выгоднее  успеть быстро   прочитать   ее,   пока   она   открыта,   чтобы   потом,   когда   ее   закроют,   легко   выдать   уже готовый результат! Если при этом ребенок какое­то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придется восстанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, и это как раз именно то, что нужно. Это   упражнение   формирует   сильную   игровую   мотивацию,   требующую   быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов (успеть прочитать во что бы то ни стало, пока строчка открыта), а также чтения нё вслух, а про себя (так как это надо скрыть), а в случае неудачи задает внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью   увиденное   или   исправить   неверно   прочтенное   слово.   Это   упражнение   также чрезвычайно   важно   для   формирования   словесно­логической   памяти   (ее   объема,   поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, ее прочности, так как удержанное надо сохранять несколько секунд, и ее устойчивости к интерференции — такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если взрослый замечает, что ребенок пытается действовать именно так,   то   этому   надо   незаметно   для   ребенка   всячески   способствовать:   несколько   медлить, передвигая чистый лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребенок привносит из нижней строчки в верхнюю, и т.п. Перечисленные   достоинства   этого   упражнения   (при   его   крайней   простоте)   дают основание полагать, что оно одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него следует затрачивать времени больше, чем на другие. Выбор   карточек   со   словами,   совпадающими   с   эталоном.      В   качестве   образца (эталона) предлагается какое­ либо длинное слово или  псевдослово  (т.е. слово, не имеющее смысла). Затем ребенку дается набор из 10—15 карточек, на которых написаны как это слово­ эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну—две буквы. Например: эталон —   слово  фломенидия,   а   на   карточках   встречаются   слова:  фломанидия,   фломенадия, флонемидия  и т.п. Задача ребенка — быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него. На первых этапах выполнения этого упражнения слово­эталон следует располагать перед ребенком   на   столе   так,   чтобы   он   имел   возможность   подложить   под   него   рассматриваемую карточку   и   осуществлять   сравнение   двух   слов   по   буквам,   двигая   по   ним   пальцем.   На последующих этапах слово­эталон пространственно отделяется от рассматриваемых карточек, например пишется или  вывешивается  на доске, так чтобы ребенок мог их сравнивать, лишь постоянно переводя взор с одного слова на другое. На заключительных этапах слово­эталон следует лишь показать на 15—20 с, а затем убрать, чтобы ребенок осуществлял сличение по памяти. С ростом успехов ребенка в выполнении этого упражнения можно ввести требования, чтобы несовпадающие с эталоном карточки он раскладывал сразу же на две подгруппы: первая, например,   где   не   совпадает   только   одна   буква,   вторая   —   где   две;   или:   первая   —   где   не совпадает гласная буква, вторая — где согласная. Это  упражнение   развивает   способность  к  быстрому  и   точному  побуквенному  анализу каждого слова, а также укрепляет словесно­логическую память. Классификация   карточек   со   сходными   псевдословами.  Ребенку   дается   12—15 карточек,   на   каждой   из   которых   написано   одно   из   следующих   трех   псевдослов,   мало отличающихся   друг   от   друга:  заркунсебул,  зархулчебул  и  заркунчебул,   —   каждое   из   них встречается от трех до шести раз. Задача ребенка — как можно быстрее разложить их на группы так,   чтобы   в   каждую   группу   попали   лишь   тождественные   по   написанию   псевдослова.   При желании в задание можно ввести сказочный или фантастический сюжет, например: запчасти от трех разных космических кораблей перепутались, и теперь по надписям на этикетках нужно соединить   вместе   детали   одного   и   того   же   корабля.   Это   упражнение,   развивая   точность побуквенного анализа слов, формирует также такое свойство словесно­логической памяти, как ее устойчивость к интерференции под влиянием сходства материала. Чтение перевернутого текста.  Страница обычного текста переворачивается  «вверх ногами» (на 180°). Задача ребенка — двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что   ребенок   совершает   путешествие   по   перевернутому   миру   и   ему   крайне   важно   быстро научиться в нем ориентироваться. Это упражнение, во­первых, способствует формированию .в памяти   ребенка   целостных   эталонов   букв,   чему   способствует   их   восприятие   в   необычном (переверну­   том)   виде,   и,   во­вторых,   благодаря   вынужденному   замедлению   процесса   чтения развивает   способность   одновременно   сочетать   побуквенный   анализ   слов   со   смысловым прогнозированием   окончаний   слов,   а   также   последующих   слов.   Если   это   упражнение варьировать таким образом, чтобы текст поворачивать и на 90°, и на 270° (т.е. строчки ставятся столбиком),   то   это   упражнение   окажется   чрезвычайно   полезным   для   совершенствования тонкости   координации   движений   глаз   и   точности   переработки   воспринятой   информации   в затылочном отделе коры мозга. Классификация   слов   на   группы.    Дается   8—16   карточек,   на   каждой   из   которых напечатано одно слово. Указывается, что слова обозначают потерявшиеся предметы и теперь надо их быстро расставить по местам. При этом говорится, например, что левая часть стола — это кухня и туда должны быть положены предметы, которым место на кухне (кастрюля, вилка), а   правая   часть   —   детский   сад   и   там   должны   быть   размещены   малыши   (Нина,   Петя). Просматривая карточки, ребенок должен разложить их на группы. В зависимости от уровня подготовки ребенка можно предлагать ему раскладку на 2, 3 или 4 группы и до раскладки эти группы можно либо указывать, либо нет. Разумеется, слова заранее должны быть подобраны так, чтобы они легко классифицировались. Это упражнение чрезвычайно важно для развития навыка чтения, так как в нем едва ли не впервые в жизни ребенка чтение выступает не как самоцель (прочитал — и все, цель достигнута), а как средство для достижения другой цели (правильно разложить карточки). Это приводит к тому,   что   ребенок   в   ходе   своих   собственных   действий   начинает   четко   осознавать   один   из основных   смыслов   чтения   —   получение   информации   для   регуляции   своих   действий   —   и убеждается в недопустимости ошибок (ошибка здесь выступает не просто как нежелательная неточность, а как непосредственная причина абсурдных действий, нелепых поступков, когда, например, предмет кухонной утвари оказывается приведенным вместо ребенка в детский сад!). Это   упражнение   также   снимает   напряженность,   связанную   е   фиксацией   ребенка   на   чтении, возникшей ранее из­за многократных упреков за ошибки, — ведь здесь ребенку не надо читать, т.е. совершать неприятную ему деятельность, а надо лишь раскладывать карточки, и чтение в этом случае является процессом незаметным, мимолетным, лишь одним из многих специально никак не акцентируемых моментов процесса раскладки. Особую   ценность   это   упражнение   приобретает   тогда,   когда   в   него   вводится необходимость   строго   побуквенного   анализа   слов.   Это   достигается   тем,   что   в классифицируемый материал вводятся пары слов, сходных по написанию, но разных по значению (например, при раскладке на две группы: транспорт и ягоды­фрукты — это пары:  машина — малина, автобус — абрикос; на группы: мальчики и девочки — это пары имен: Маша — Миша, Тоня — Толя, Витя — Вика и др.), а также очень длинных слов (типа велосипед). Отделение слов от псевдослов.  Дается 20—30 карточек: на одних из них написаны слова (например, дорога, метро), на других — псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например,  олубет,   вунка).   Предлагается   карточки   со   словами   сложить   в   одну   группу,   а   с псевдословами — в другую. Это   упражнение   развивает   способность   быстро   выделять   смысл   прочитанного,   а   при многократном   его   выполнении   —   сочетать   побуквенное   восприятие   слова   с   его   смысловой оценкой. Поиск в тексте заданных слов.  Задаются одно—три слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по нескольку раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает ее устойчивость к интерференции. Особую пользу это упражнение приобретает в том случае, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально   быстром   темпе,   фиксируя   затраченное   им   время   с   помощью   секундомера. Сталкиваясь с такими задачами, ребенок постепенно переходит от простого просмотра текста к некоторому сочетанию просмотра с элементами осмысленного прочтения текста и запоминанию некоторых его слов, так как это может пригодиться для их последующего поиска.   Восполнение   пропусков   слов   в   предложении.  Дается   текст   или   ряд   отдельных предложений с пропущенными в них словами, например:  Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке,   и   вот,   наконец,   он   _________   маленькую  перекосившуюся   _________   на   курьих ножках.   Пропуски   здесь   должны   быть   также   двух   видов:   а)   такие,   заполнение   которых возможно на основе сложившихся целостных речевых штампов (Избушка на курьих ножках), и б) такие, заполнение которых возможно лишь  с учетом более  или  менее широкого смыслового контекста   (как   в   нашем   примере   слово   увидел).   Это   упражнение   развивает   способность одновременно   с   техникой   чтения   осуществлять   смысловой   анализ   текста   и   постоянно привлекать   понимание   текста   для   прочтения   отдельных   фрагментов   предложения,   а   также формирует умение выдвигать контекстнообусловленные гипотезы о значении отдельных слов и быстро их проверять на основе одномоментного схватывания целого предложения. Восполнение   пропусков   букв   в   словах.    Предъявляется   напечатанный   текст   с пропущенными   буквами   (количество   пропусков   варьируется   в   зависимости   от   уровня подготовки   ребенка),   пропуски   отмечаются   черточками   или   точками,   например:   испуганная де_очка быст_о пошла по крут__   дорожке.  При этом должны встречаться пропуски двух видов: а) такие, которые могут быть заполнены буквой или на основе имеющихся целостных эталонов   слова   (например,  девочка),   сформированных   в   прошлом   опыте   чтения,   или,   если таковых   еще   нет,   на   основе   побуквенного   анализа   слова,   т.е.   с   учетом   предшествующих   и последующих букв, но в пределах одного слова; б) такие, которые могут быть заполнены на основе учета последующих или предшествующих слов, т.е. с привлечением контекста (например, окончание в слове крутой может быть правильно прочитано лишь с учетом последующего слова дорожке).   Восполнение   пропусков   первого   вида   развивает   способность   охватывать   быстро, единым взором все слово целиком, одновременно учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать   контекст   каждого   слова   при   его   прочтении,   т.е.,   читая   данное   слово,   обращать внимание и на соседние слова, в том числе и осуществлять операцию забегания глазами вперед, которая   типична   для   хорошо   сформированного   навыка   чтения.   Это   упражнение   также способствует   развитию   словесно­логической   памяти   благодаря   необходимости   учета   ранее прочитанных   слов   при   заполнении   пропусков,   а   также   из­за   вынужденных   задержек   при определении   пропущенных   букв,   что,   создавая   дополнительную   нагрузку   на   память, одновременно задает и средства для ее преодоления через целостный охват предложения при возвратах к предшествующим словам. Чтение слова через слово.  Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе   слово   (например,   это   предложение   надо   прочесть   так:  Читать   …   не…   обычно   … перескакивая … каждое … слово). Это упражнение во­первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во­вторых, создает у него ощущение быстроты, возросшей   скорости   чтения,   что   очень   важно   для   укрепления   его   веры   в   себя,   в­третьих, усиливает   произвольное   внимание   в   процессе   чтения   из­за   необходимости   дополнительно   к чтению   регулировать   выбор   читаемых   слов   и,   в­четвертых,   способствует   развитию глазодвигательной   активности   ребенка   благодаря   постоянному   чередованию   быстрых   и медленных движений глаз. Восполнение   пропусков   слов   в   предложении   с   подсказкой   некоторых   их  букв. Упражнение   сходно   с   предыдущим,   только   здесь   пропущенное   слово   подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими, например: Никогда еще королева так не кричала, не была такой  се_д_т_й.  Это упражнение, в дополнение к предыдущему, развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез   о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом. В случаях, если у ребенка смысловые догадки преобладают над анализом букв, материал упражнения следует подбирать так, чтобы контекст задавал несколько вариантов смыслового восполнения слова, но однозначность пропущенного слова навязывалась бы   составом   и   местоположением   подсказывающих   букв.   Например,   в   предложении:  И   тут мальчик неожиданно о__ я__ся – по смыслу могут подходить слова: остановился, оглянулся, оступился и др, но буква я и количество указанных пропущенных букв  однозначно определяют лишь одно из приведенных слов. Поиск смысловых несуразностей.   Предлагается специально подготовленный связный текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с обычными встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной, например:  Дети   не   промокли   под   ливнем,   потому   что   спрятались   под   телеграфным столбом  или  Поздней осенью, как обычно, буйно зацвели яблони.  Задача ребенка – быстро выделить как можно больше таких смысловых ошибок. При этом можно придумать какой­ либо сказочный или фантастический сюжет (например, есть такая планета, где все почти как на Земле, но только там возможны и некоторые такие события, которые не бывают у нас) или просто сказать,   что   писатель   будучи   очень   усталым,   допустил   ряд   ошибок   и   их   надо   найти.   Это упражнение   формирует   установку   ребенка   на   глубокий   анализ   смысла   прочитанного   и постоянное соотнесение понимания текста с текущим восприятием и произнесением читаемых слов. Чтение слов из половинок.  Берется от трех до десяти слов и каждое из них пишется на двух маленьких карточках так, чтобы первая его часть (примерно половина) была написана на одной карточке, а вторая – на другой. Например, слова  опушка, корова, лестница могут быть разделены так: опу – шка, коро – ва, лест – ница. Задача ребенка – имея слева ряд карточек с началами слов, а справа с концами, быстро их сложить так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложных вариантах этого упражнения можно карточки с началами и с концами слов давать вперемешку, чтобы ребенок самостоятельно разобрался во всем наборе, а также подбирать в качестве исходных слов похожие по написанию, например,  коро – ва, кор – она, кара – вай, каре – та, кало – ша, керо – син и др. Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же обязательно подтверждать ее обнаруженным недостающим фрагментом, а также формирует установку на тщательный анализ буквенного состава слов для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по написанию, и их недопустимо путать друг с другом. Нахождение словесных лабиринтов.  Ребенку сообщается, что слово можно записать не только в обычной форме, но и используя вертикальное расположение букв, например: и   учат   его   читать   написанные   таким   образом   слова.   После   приобретения   достаточной ориентировки   в   таком   чтении   ребенку   говорится,   что   написанные   таким   образом   слова (например,   в   некоторой   сказочной   стране)   замаскированы   (от   чужестранцев)   лишними,   не несущими   никакой   информации   буквами   так,   чтобы   в   результате   получился   квадрат   или прямоугольник,   и   ему   следует,   преодолевая   эти   помехи   со   стороны   лишних   букв,   все­таки прочитать слово, например: Двигаться при этом надо из верхнего левого угла только вправо или вниз и прийти к правому нижнему   углу.   В   более   сложных   вариантах   упражнения   допускаются   любые   движения   по вертикали, а также произвольность местоположения первой и последней букв. Это упражнение развивает одновременно и строгость побуквенного анализа слова, и смелость смысловой догадки на основе прочитанных первых букв, а также формирует умение совмещать первое со вторым и использовать каждый шаг в продвижении в одной из этих операций для продвижения и в другой. Составление предложений из отдельных слов.    Предложения пишутся на полосках бумаги, затем полоски разрезаются так, чтобы на каждом ее куске осталось лишь одно слово. Задача   ребенка   –   перемещая   куски   полоски   с   отдельными   словами,   сложить   их   так,   чтобы получилось связное осмысленное предложение. При этом исходный материал следует подбирать так, чтобы ребенок обращал внимание как на форму слов, указывающих на их связь, так и на их смысл.   Например,   для   складывания   предложения:  В   озеро   упали   красная   косынка   и   белое платье   –  обязательно   надо   учесть   форму   слов,   указывающих   на   их   согласование:  красная косынка, белое  платье, а не наоборот, и смысл описываемой ситуации, делающий нелепыми такие   сочетания,   как  в   платье   упали,   в   белое   озеро.  Это   упражнение   формирует   умение сочетать в процессе чтения ориентировку и на побуквенный анализ слов, и на понимание смысла описываемой ситуации. Двукратное произнесение каждого слова.  Предложение (сначала короткое – из двух­ трех слов, потом постепенно длина увеличивается)  следует читать так, чтобы каждое слово произносилось по два раза, например: Двукратное двукратное произнесение произнесение … . Это   упражнение   помогает   ребенку   проникнуть   в   смысл   воспринимаемого   и   озвучиваемого текста. Дело в том, что слово, прочитанное медленно, по слогам (особенно если оно длинное), не является  словом   живой   речи.    Это лишь   некоторое  звуковое  образование,  мало  похожее  на слитно произносимое слово живой речи, и потому ребенку трудно его узнать и тем более извлечь из него смысл. Для того, чтобы первоначально прочитанное, растянутое по слогам слово было узнано как естественное, живое слово, его следует повторить слитно. За счет таких двукратных произнесений   каждого   слова   ребенок   формирует   их   естественные   слуховые   образы,   что   и способствует проникновению в их смысл. Чтение с повторным произнесением некоторых слов. В отличие от обычного чтения отдельные предложения и целостные тексты читаются со специально оговоренным условием, что некоторые слова ребенок будет произносить вслух дважды. Какие именно слова? На первом этапе выполнения этого упражнения дважды озвучивается каждое второе слово, т.е. через одно. Например,   название   этого   упражнения   читается:  Чтение   с  с  повторным   повторным произнесением некоторых слов слов. На следующем этапе дважды озвучивается каждое третье слово:    На заключительном   и   основном   этапах   повторяются   слова,   подчеркнутые   в   тексте,   причем подчеркиваются   только   такие   слова,   которые   несут   основную   смысловую   нагрузку   в предложении, являются его вехами, например:  И тогда  Саша  быстро побежал к  лагерю, а Вова, растерявшись, оставался на месте.    произнесением   некоторых   слов  слов.  Чтение   с   повторным  повторным   Начальные этапы освоения этого упражнения обеспечивают введение в процесс чтения некоторой   добавочной   активности,   которая  идет   параллельно   озвучиванию   слов   и  связана   с поиском   подлежащих   повторению   слов   и   их   повторным   произнесением.   В   результате   этого ребенок постепенно научается  совмещать  процесс озвучивания с  чем­то другим, с другими действиями.   Первоначально   эти   действия   относительно   просты   и   формальны,   но   они подготавливают место для последующих действий по пониманию, осмыслению текста, которые у   хорошо   читающего   человека   идут   параллельно   с   восприятием   слов.   Таким   образом, повторение некоторых слов в предложении как бы развивает, «расщепляет» единую активность ребенка   на   два   отдельных   процесса,   и   ребенок   овладевает   возможностью   практически одновременного их выполнения. Впоследствии,   когда   такое   «расщепление»   достигнуто,   один   из   этих   процессов специально направляется на вычленение и фиксацию смысловых вех предложения. достигаемая в этом   упражнении   особая   акцентировка   наиболее   важных   слов   через   их   подчеркивание (зрительное   выделение)   и,   что   особенно   важно,   через   их   повторение   (слуховое   выделение) обеспечивает   особую   их   представленность   в   сознании   ребенка,   что   является   важнейшим условием понимания ребенком смысл а предложения. Таким образом, основной секрет этого упражнения состоит в том, что через повторенный, специально выделенный звуковой (и отчасти зрительный)   образ   слова   происходит   как   бы   материализация   процесса   вычленения   смысла предложения и одновременно реальное совмещение процессов восприятия – озвучивания слов и понимания смыслового смысла. Это упражнение особенно полезно для таких детей, которые, уже более или менее владея техникой чтения, резко отстают в способности извлекать смысл из прочитанного. Рекомендуя это упражнение в качестве одного из самых сильных в описанном комплексе, отметим,   что   у   некоторых   детей   оно   может   привести   к   последствиям,   которые   можно трактовать как отрицательные: замедлению чтения (при его правильности и осмысленности) и непроизвольно проявляющейся тенденции повторно произносить некоторые слова при обычном чтении.   Однако,   как   показывает   опыт,   эти   последствия   не   приносят   большого   вреда   и достаточно быстро сами по себе проходят. Быстрое многократное произнесение предложений.   Ребенку дается предложение или строфа стихотворения и рекомендуется много раз подряд произносить его вслух, без пауз и как можно быстрее. С группой детей устраивают соревнования так: каждый ребенок должен 10 раз быстро произнести вслух заданное предложение, и по часам с секундной стрелкой засекается потраченное на это время. Побеждает тот, кто уложится за наименьшее время. Для регистрации индивидуального  прогресса  каждого   ребенка  упражнение   выполняется   в  течение  нескольких недель ежедневно (или через день­два), а для сопоставимости результатов фиксируют скорость произнесения   в   перерасчете   на   одну   букву   (или   один   звук,   поскольку   они   приблизительно соответствуют  друг другу). Например, десятикратное  произнесение  предложения  из  18  букв заняло  32с;  следовательно,   на   одно   произнесение   в   среднем   уходило  32:18=3,2   с,   а   на озвучивание   одной   буквы  3,2:18=0,178   с.   Результаты   и   их   динамику   следует   наглядно отображать   на   графике,   чтобы   ребенок   видел   свой   прогресс   и   постоянно   страстно   желал добиться еще более низкого опускания своего графика. Подчеркнем, что во всех случаях важно соблюдать   четкость   произнесения   всех   слов,   не   допуская   скороговорок   со   скомканными окончаниями. Это упражнение развивает и тренирует речедвигательные операции чтения, формирует возможность   их   гладкого,   безупречного   протекания   в   быстром   темпе,   что   резко   снижает количество ошибок чтения, вызванных запинками и сбоями артикулирования.

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников

Упражнения для формирования навыка чтения  у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017