Упражнения по лексико-фразеологическим нормам
Оценка 4.6

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Оценка 4.6
Контроль знаний
docx
русский язык
8 кл
05.11.2018
Упражнения по лексико-фразеологическим нормам
Найдите плеоназмы и тавтологию в предложениях. Выберите из слов, данных в скобках, нужный пароним. Найдите предложения, в которых допущены ошибки, связанные со смешением паронимов. Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологических единиц. Отметьте словосочетания, в которых наблюдается плеоназм. Установите значение слов.
Упражнения по лексико-фразеологическим нормам.docx
Упражнения 1. Найдите плеоназмы и тавтологию в предложениях. Исправьте ошибки. 1. Работа   над   проектом   возобновилась   вновь   после   короткого   перерыва.         2. Все   эти   песни почерпнуты из копилки народного фольклора Севера.           3. Первая премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере "Комсомольской правды", затрагивает проблемы морали и нравственности. 5. Люди все дальше и дальше отдаляются от природы. 6. Каждый понимает понятие родины по­своему. 7. Он всего лишь описал случай, который случился с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди, общаясь между собой. 9. Ясность цели позволяет целеустремленно добиваться намеченного. 10. Он прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, оперативно и быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не   ограждает   себя   от   реальной   существующей   жизни.   12.   Таких   людей   трудно   понять,   и   они   в большинстве своем остаются непонятыми. 13. Твардовский был одним из самых образованнейших людей  в  своем  кругу.    14. В  "Песне  о Соколе"  звучит     мотив   самопожертвования     собой.   15. Художественно оформленный внутренний интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий   берег   зарос   непроходимыми   зарослями.   18.   Резюмируя,   можно   кратко   обобщить: предпринята очередная попытка скомпрометировать нашу организацию. 19. Если он волновался, то начинал   во   время   разговора   очень   сильно   жестикулировать   руками.   20.   С   наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники за город.  2. Выберите из слов, данных в скобках, нужный пароним.  1. Простодушные люди часто принимают (желаемое, желанное, желательное) за действительное. 2. Для   провинциального   городка   директор   школы   был   весьма   (значимой,   значительной)   фигурой.   3. Слушателям (представилась, предоставилась) возможность посетить Эрмитаж. 4. Собрание студентов – (дипломантов, дипломников) 5 курса состоится в 16 часов. 5. Вывод автора статьи кажется мне достаточно   (проблемным,   проблематичным).   6. У     этого     актера     несомненный     (комический, комичный)     талант.   7.Эти   североафриканские   племена   всегда   отличались   (воинственным, воинствующим)   характером.   8.   (Заглавную,   главную)   роль   в   фильме   "Гамлет"   блестяще   сыграл И.Смоктуновский. 9. В диссертации недостаточно представлен (иллюстрированный, иллюстративный) материал. 10. Многим пенсионерам с трудом удается (сыскать, снискать) средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе (скрытые, скрытные) резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту (буднюю, будничную) колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже (вражеского, враждебного) приема.   14. Петр   уже   не   мог   соединить   свои   воспоминания   в   ту   (гармоничную,   гармоническую) цельность   чувства,   которая   переполняла   его   в   первое   время.   15.   В   той   ситуации   его   поведение выглядело вполне (логичным, логическим). 3.   Найдите   предложения,   в   которых   допущены   ошибки,   связанные   со   смешением паронимов. Исправьте их.  1. Пушкин   показал   сильного,   не   подвергнутого   порокам   общества   человека.   2.   У   девушки   были пухлые, чувственные губы. 3. Он такой невежа, даже Пушкина не читал. 4. Правдивое изображение жизни,   отсутствие   внешне   эффективных   сцен   только   усилило   воздействие   этого   фильма.   5. Не вздумай одевать эту легкую куртку, на улице очень холодно! 6. Ей было нестерпимо больно слушать эти несправедливые обвинения. 7. Летом укус змеи считается смертным, и от него нет спасения. 8. Эта   розовая   птичка   обитает   в   лесистых   горных   местах   и   ведет   скрытый   образ   жизни.   9. Постановление   носит   рекомендательный   характер.   10.   Условия   обитания   и   состояние   редких океанических животных заметно ухудшаются. 11. Многие произведения этого писателя знаменуют важный этап в становлении реалистичного искусства. 12. Этот талантливый пианист, несмотря на свою   молодость,   является   дипломантом   нескольких   международных   конкурсов.   13.   С   молодой республикой были установлены дипломатичные отношения. 14. Фигуристы продемонстрировали очень техническое   исполнение   произвольной   программы.   15.   Мне   необходимо   пойти   в   библиотеку   и составить списки рекомендательной литературы.  4. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости слов.  1. Важную роль в развитии литературного языка имеет чтение художественной литературы.   2. Два года команда одерживала успехи на чемпионатах мира. 3. Пора подвести результаты встречи. 4. Этот человек произвел на меня большое воздействие. 5. Сейчас отечественные производители пытаются удешевить стоимость товаров. 6. Кураторы придают большое внимание воспитательной работе. 7. Все находившиеся в зале очень пристально слушали выступление докладчика. 8. Никогда не прибегайте к сильным словечкам, даже если окружающие позволяют себе это. 9. Главный акцент ставится на знании теории вопроса 10. Угрозы энергетиков отключить электричество переходят все рамки. 11. Большая половина   пенсионеров   сегодня   находится   за   чертой   бедности.   12.   Необходимо   уделять   более серьезное значение речевым ошибкам студентов. 13. В начале войны наши войска потерпели огромные потери. 14. Этот молодой ученый уже в 30 лет  защитил степень доктора наук. 15. Премьера нового фильма оказала на всех  огромное впечатление. 16. Никогда не стоит делать напрасных обещаний. 17. Проработав всего месяц в должности директора, он уже смог получить заслуженное уважение своих подчиненных. 18. Не стоит из­за таких мелочей строить проблему. 19. К сожалению,   до сих пор некоторые   страны   испытывают   враждебное   отношение   к   России.   20.   Необходимо   изменить криминогенную ситуацию, которая происходит у нас в городе. 5.   Исправьте   ошибки,   связанные   с   неправильным   употреблением   фразеологических единиц. 1. Еще   совсем   недавно   ему   пели   фимиамы.   2.  Мой   друг   не  упал   лицом   в  грязь  и   успешно   сдал экзамены. 3. Когда я думаю, сколько страданий выпало на долю наших дедов и отцов, кошки рвут мне сердце на части. 4. Все ее ругали на чем свет стоял. 5. Беспорядки в стране наконец прекратились, жизнь  постепенно налаживалась  –  все  возвращалось  на  свои  круги.  6. Вот  уже  двадцать  лет  они неразлучные друзья – их вода не разольет. 7. Мы за нашим директором как за каменной спиной. 8. Они словно  братья­близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 9. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 10. Слушая его увлекательные рассказы, мы, дети, просто развешивали рты. 11. Ни для кого не секрет, что в советские времена нередко всех собирали под одну гребенку. 12. Никому не хочется набивать шишки на ровном месте. 13. Тяжелый труд шахтеров раньше времени уводит их в могилу. 14. Львиная часть работы уже выполнена. 15. Во всем произведении красной нитью лежит мысль о будущем России. 6.   Замените   выделенные   заимствованные   слова   русскими   синонимами.     В   случае затруднения обращайтесь к словарю. 1. Между партнерами состоялся весьма конструктивный диалог. 2. Мой отец прекрасно рисует, хотя он и  дилетант.  3. К вопросам религии я отношусь достаточно  индифферентно.  4. У некоторых людей   на   войне   постепенно  атрофируется  чувство   опасности.   5.   Вместе   с   актрисой   зритель переживает все нюансы чувств любящей женщины. 6. В нашей многонациональной стране проживают люди, принадлежащие к различным конфессиям. 7. Сюжет этого фильма достаточно банален. 8. Мы знаем и такие печальные факты нашей истории, как выдворение из страны  диссидентов.  9. У него была   способность  имитировать  пение   птиц.   10.   На   Западе   очень   многие   состоятельные   люди занимаются филантропией. 11. В своей жизни он так часто сталкивался с несправедливостью, что к старости стал  мизантропом.  12. В обществе  превалирует  мнение о том, что социальные реформы проводятся   непродуманно.   13.   Борьба   с   террористами   является  кардинальным  вопросом современности. 14. Приоритет в ряде географических открытий принадлежит России. 15. Мой сосед по купе оказался очень коммуникабельным человеком, и время в пути пролетело незаметно.  7. Исправьте ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления. 1. Описывая   Бородинское   сражение,   Толстой   делает   окончательный   приговор   войне.   2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают  его красоту, нежели жители, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала и размышляла. 4. В докладе было приведено много документальных   фактов   этих   недавних   событий.   5.   Инициатором   и   зачинателем   этого   движения является судостроительный завод. 6. При ответе абитуриент должен излагать главную суть вопроса. 7. В этих событиях важную скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в одетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни надвигались радостные события. 10. Книга этого писателя пользуется огромным интересом у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла заглавная   роль   в   легендарном   спектакле   "Юнона   и   Авось",   где   он   создал   образ   графа   Резанова. 12. Этот человек мне решительно апатичен. 13. На спектаклях нашего драматического театра всегда анонс. 14. Трудно представить себе общество более роскошнее, чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор кратко резюмировал основные положения своего выступления.   16.   Расставшись,   они   ради   детей   сохранили   дружественные   отношения.   17.   В   этой экстремальной   ситуации   он   повел   себя   как   настоящий   друг,   сыскав   тем   самым   мое   искреннее уважение. 18. Эта проблема выеденного гроша не стоит, ее можно решить очень быстро и без особых усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им памятные сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать в жизнь.    Тестовые задания 1. Отметьте словосочетания, в которых наблюдается плеоназм:  9) писатель русской литературы 10) произвести впечатление 11) патриот Родины 12) лесная опушка 13) своя автобиография 14) очевидный факт 15) ценные сокровища 16) совместное сотрудничество. 1) внешняя оболочка                            2) поселился жить на побережье       3) оправдать доверие                          4) взаимное уважение друг друга      5) выдающийся виртуоз                     6) документальное досье                    7) высокий рейтинг                             8) местные аборигены 2.   Отметьте   словосочетания,   в   которых   допущены   ошибки   в   результате   смешения паронимов: 1) скоропостижное решение              2) иллюстративный пример               3) доходчивый студент                       4) надеть очки                                     5) конструктивное решение               6) будняя одежда                                 7) деловой костюм                               8) экономичная политика                    9) длительная ночь                               10) желательное присутствие              11) веский вклад 12) дипломатичный ответ 13) проблематичное решение 14) дружественные страны 15) явственный след 16) комичная ситуация 17) удачный предприниматель 18) логичные законы 19) нестерпимое положение 20) предоставить к награде. 3. Отметьте словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость: 1) уделять большое значение        2) понести потери                           3) одержать успех                           4) получить результаты                 5) усилить интерес                         6) тратить нервы                            7) поставить концерт                     8) исправить недостатки                9) причинить вред                           10) отводить место                          11) сильная ошибка 12) подвести результат 13) во всем понимать меру 14) подорожание цен 15) неблагоприятно сказаться на здоровье   16) вероятность осложнений 17) выполнить мечту 18) сильная привязанность 19) делать акцент 20) завоевать звание лауреата. 4. Отметьте номера единиц, являющихся фразеологизмами: 1) собаку покормить –  3) белая ворона –  5) водой не смоешь –  7) выйти из себя –  9) куры не клюют –  11) левая рука –  13) парить в облаках –  15) испить чашу до дна –  17) протянуть руки –  19) соловьиная песня –  2) собаку съесть 4) белая курица 6) водой не разольешь 8) выйти из положения 10) птицы не клюют   12) правая рука 14) витать в облаках 16) испить чарку до дна 18) протянуть ноги 20) лебединая песня 5. Установите значение фразеологизма: 1) птица высокого полета     2) бесструнная балалайка     3) кисейная барышня            4) продувная бестия              5) стреляный воробей                                                 6. Установите значение  слов: а) хитрый, ловкий человек б) изнеженный человек  в) пустомеля г) очень опытный, бывалый человек д) влиятельный человек е) человек, не заслуживающий  внимания  1) менторский         2) аскетический      3) вероломный        4) пристрастный                                                                                     а) коварный, действующий путем обмана, измены б) сильно и пылко чувствующий в) предвзятый, предубежденный по отношению к кому­           либо, чему­либо   г) приверженный строгому образу жизни с отказом от             жизненных благ и удовольствий д) страдающий малокровием 7. Установите значение слов:  1) альянс               2) импичмент       3) когорта             4) фиаско                                                             е) нравоучительный, поучающий  а) удача в достижении чего­нибудь б) неуспех, полная неудача                                  в) крепко сплоченная группа соратников г) союз, объединение на основе договорных обязательств д) предварительное объявление (о спектакле, фильме,  концерте) е)   процедура   лишения   полномочий   высших   должностных лиц, допустивших грубое нарушение закона             8. Установите значение слов: 1) имитация                   2) имидж                        3) альтруизм                  4) дискриминация                                                                                                                                                                            а) бескорыстная забота о благе других людей б) подрыв доверия, умаление авторитета в) ущемление прав по национальной или половой принадлежности г) совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной среде в определенное время д) воспроизведение с возможной точностью,  подражание кому­либо, чему­либо е) целенаправленно созданный образ 9. Отметьте номера предложений, в которых слово употреблено в несвойственном ему значении. 1. Статус депутата обязывает его к этому. 2. По   заказу   одного   из   тогдашних   богачей   художник   написал   репродукцию   этой   своей   картины, которая и была потом куплена для Третьяковки. 3. Твой брат всегда готов принять участие в любой авантюре. 4. Стоящее на столе бра под зеленым абажуром мягко освещало комнату. 5. Спектакль кончается каким­то странным и очень грустным апофеозом. 6. Решения,   принятые   собранием   акционеров,   признаны   недействительными,   поскольку,   как   было установлено впоследствии, не было форума. 7. Наша   фирма   производит   не   только   одежду   самых   современных   моделей,   но   и   оригинальные аксессуары к ней.  8. После долгих переговоров удалось прийти к концепции по многим вопросам. 9. Нельзя проводить аналогию между этими двумя передачами: цели и аудитория у них совершенно разные. 10. США приняли ряд мер, чтобы сократить импорт японских автомобилей. 11. Это лекарство было апробировано на животных. 12. Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала. 13. Опытный   дирижер,   он   умел   создать   из   разрозненно   звучащих   инструментов   единое   целое   – гармонию, какофонию звуков. 14. Поздравить патриарха с праздником прибыли представители различных конфессий. 15. Казахстан и Россия договорились использовать космодром Байконур на основе приоритета – с равным участием сторон в финансировании и обслуживании объекта. 16. Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела. 17. В последние годы в русском языке появилось большое количество аббревиатур. 18. Вернисаж, где были выставлены картины абстракционистов, продолжался более двух месяцев. 19. Перед нами встали две дилеммы – пойти учиться в консерваторию или университет. 20. Певица ушла со сцены в самом апогее славы.    ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ Упражнения 1. 1. Работа над проектом возобновилась после короткого перерыва. 2. Все эти песни почерпнуты из копилки фольклора Севера. 3. Премьера оперы состоялась в прошлом году. 4. Очерк, опубликованный во вчерашнем номере "Комсомольской правды", затрагивает проблемы морали. 5. Люди все больше и больше отдаляются от природы. 6. У каждого свое понятие родины. 7. Он всего лишь описал случай, который произошел с ним. 8. Главным в любви являются не слова, а те чувства, которые испытывают люди,   общаясь.   9.   Ясность   цели   позволяет   настойчиво   добиваться   намеченного.   10.   Он   прошел хорошую школу оперативной работы, научился действовать в экстремальных обстоятельствах, быстро принимать решения. 11. Автор рассказывает о тех событиях, участником которых является он сам, он не ограждает себя от реальной  жизни. 12. Таких людей трудно понять, и они в большинстве своем остаются загадкой. 13. Твардовский был одним из   образованнейших людей в своем кругу. 14. В "Песне   о   Соколе"   звучит   мотив   самопожертвования. 15. Художественно   оформленный   интерьер библиотеки, а также внимательность работников понравились всем. 16. Он снова ощутил, что его охватило болезненное чувство одиночества. 17. Пологий берег покрылся непроходимыми зарослями.   сказать:   предпринята   очередная   попытка   скомпрометировать   нашу 18.   Резюмируя,   можно организацию. 19. Если он волновался, то начинал во время разговора очень сильно жестикулировать. 20. С наступлением долгожданного лета многие начинают выезжать на пикники.  2.  1. Простодушные   люди   часто   принимают   желаемое за действительное. 2. Для провинциального городка   директор   школы   был   весьма     значительной   фигурой.   3.   Слушателям   представилась возможность   посетить     Эрмитаж.   4. Собрание   для   студентов­дипломников  V курса   состоится   в 16 часов.   5. Вывод   автора   статьи   кажется   мне   достаточно     проблематичным.   6.   У   этого   актера несомненный комический талант. 7. Эти североафриканские племена всегда отличались воинственным характером.   8.   Заглавную   роль   в   фильме   "Гамлет"   блестяще   сыграл   И. Смоктуновский.   9.   В диссертации   недостаточно   представлен   иллюстративный   материал.  10. Многим пенсионерам с трудом удается сыскать средства к существованию. 11. Давайте найдем в себе скрытые резервы и доберемся до вершины. 12. Жизнь ее вошла в ту будничную колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. 13. Ко всему была готова Оксана и все же не ожидала столь сурового, даже враждебного приема. 14. Петр уже не мог соединить свои воспоминания в ту гармоничную цельность чувства, которая переполняла его в первое время. 15. В той ситуации его поведение выглядело вполне логичным. 3. 1)   не   подверженного   3)   невежда   4)   эффектных   5)   надевать     7) смертельным     8) скрытный 11) реалистического   13) дипломатические   14) техничное 15) рекомендованной. 4. 1) роль… играет (важное значение … имеет) 2) добивалась успехов (одерживала победу) 3) подвести итоги (огласить результаты) 4) произвел … впечатление (оказал воздействие) 5) снизить стоимость 6) придают … значение (уделяют внимание) 7) внимательно слушали 8) сильным выражениям 9) акцент делается 10) переходят … границы 11) большая часть 12) уделять … внимание 13) понесли … потери 14) получил степень 15) произвела … впечатление 16) давать … обещаний 17) снискать уважение 18) делать проблему 19) сохраняют … отношение 20) ситуацию, которая сложилась. 5. 1) курили фимиамы (пели дифирамбы) 2) не ударил лицом в грязь 3) кошки скребут на сердце (сердце рвется на части) 4) на чем свет стоит 5) на круги своя 6) водой не разольешь 7) как за каменной стеной 8) как две капли воды  9) душа ушла в пятки (язык прилип к гортани) 10) развешивали уши 11) брили под одну гребенку 12) набивать шишки (спотыкаться на ровном месте) 13) сводит в могилу 14) львиная доля 15) красной нитью проходит. 6. 1)   плодотворный   2)   непрофессионал   (любитель)   3)   равнодушно   (безразлично)   4)   притупляется   5) оттенки 6) вероисповеданиям 7) избит 8) инакомыслящих 9) подражать 10) благотворительностью 11) человеконенавистником   12)   преобладает   13)   важным   (основным,   главным)   14)   первенство   15) общительным. 7. 1. Описывая Бородинское сражение, Толстой  выносит  окончательный приговор войне. 2. Туристы, посещающие Петербург, острее ощущают его красоту, нежели  люди, постоянно живущие здесь. 3. После прочтения этой статьи я много думала. 4. В докладе было приведено много   фактов этих недавних событий. 5. Инициатором этого движения является судостроительный  завод.  6. При  ответе абитуриент  должен излагать суть  вопроса. 7. В этих событиях первую скрипку играют военные. 8. Хозяйка, в надетом на обнаженную шею дорогом  ожерелье, привлекла восхищенные взгляды гостей. 9. В их жизни  приближались  радостные события. 10. Книга этого писателя  вызывает огромный интерес  у читателя. 11. Славу Каранчецову принесла главная роль в легендарном спектакле "Юнона и Авось", где он создал образ графа Резанова. 12. Этот человек мне решительно несимпатичен. 13. На спектаклях   нашего   драматического театра всегда  аншлаг. 14. Трудно представить себе общество роскошнее (более роскошное), чем то, что собралось на Венский бал в Гостином дворе. 15. Прочитав доклад, профессор резюмировал основные положения своего выступления. 16. Расставшись, они ради детей   сохранили  дружеские  отношения.   17. В   этой   экстремальной   ситуации   он   повел   себя   как настоящий друг,  снискав  тем самым мое искреннее уважение. 18. Эта проблема  выеденного яйца (ломаного  гроша) не стоит, ее можно решить  очень быстро  и без особых  усилий. 19. Президент поздравил ветеранов и вручил им сувениры. 20. Я надеюсь, что все наши планы удастся реализовать.    Тестовые задания 1. 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 16 2. 1, 3, 6, 8, 9, 11, 17, 18, 20 3. 1, 3, 4,5,6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 17, 20 4. 2, 3, 6, 7, 9, 12, 14, 15, 18, 20 5. 1д, 2в, 3б, 4а, 5г 6. 1е, 2г, 3а, 4в 7. 1г, 2е, 3в, 4б 8. 1д, 2е, 3а, 4в 9. 2, 4, 5, 6, 8, 11,13, 15, 16, 18, 19.

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам

Упражнения по лексико-фразеологическим нормам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018