Упражнения по орфографии

  • Карточки-задания
  • Работа в классе
  • docx
  • 08.11.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал разработан с целью закрепления материал по данной теме. Он помогает выявить пробелы в знаниях детей по теме. Данный материал представляет собой карточки для словарно-орфографической работы по курсу орфографии 5 класса. Материал структурирован по нескольким принципам: по орфограммам, по видам орфограмм. Это позволяет учащимся многократно отрабатывать орфографические навыки (при закреплении темы. при повторении раздела, при изучении нового и т.д.). Учитель же получает быструю обратную связь и возможность контролировать результаты работы учащихся, а также варьировать и дозировать материал.
Иконка файла материала Упражнения по орфографии.docx
Буквы       а–о      в корнях       ­лаг­ – ­лож­, ­раст­, ­ращ­, ­рос­ Упражнение 1. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне, графически объясняя.   растворить,   возлагать, Роса, предположить, растаять, ложный, лагерь отдыха, расположение, растяпа, оросил, отрасль, подрастать, вложить.   роскошный,   растение, Упражнение 2. Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне. а)   Пол_жить   на   полку,   удобно   распол_житься,   предпол_гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь. б)   Город   Р_стов,   устье   зар_сло,   морские   водор_сли,   дети подр_сли,   выр_стить   в   саду,   произр_стать   в   пустыне,   богатая р_стительность, выр_щенные лимоны, мир р_стений, переходный возр_ст, зар_сли камыша, сберечь пор_сль, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток, отр_сль хозяйства. Упражнение   3.   Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы. Подчеркните те словосочетания, в состав которых входят слова с чередующимися   гласными   в   корне.   Графически   объясните написание выбранной гласной. Простое   предл_жение,   горная   р_стительность,   обильная   р_са; сотр_сать воздух, возл_гать надежды, р_скошные цветы, ув_дать без воды, распол_житься у костра; пор_сло травой, дождь ор_сил травы. Упражнение   4.   Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне. а)   Изл_гать   содержание,   хорошо   изл_жить;   знать   признаки прил_гательного;   оба   сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем.   написать   изл_жение;б) Гул нар_стает, р_скошные р_стения, зар_сли камышом, выр_сли подснежники; зеленые водор_сли, Р_стислав; р_стущий ребенок. в)   Предпол_жения   не   подтвердились;   капельки   р_сы;   тропа зар_стает;   р_стительное   масло;   изменить   пол_жение;   лепестки р_стений; сл_гать стихи; желуди прор_сли; сберечь р_стения от мороза; просека зар_стает; предл_жить помощь. Упражнение   5.   Распределите   слова   в   два   столбика,   объяснив графически выбор а – о в корне. а             |             о Подр_сли, распол_гаться, прил_жить, выр_стать, распол_жение, Р_стов,   обр_сли,   сл_жить,   возл_гать,   пол_гаться,   р_сток, выр_щенный, отр_сль, р_сти, нар_щение, прил_гать. Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически выбор орфограмм в корне. 1. Панды питаются р_стениями, в основном молодыми р_стками бамбука. (И.Акимушкин) 2. Чахлые сосны р_стут на отвесной стене, шепчут под солнцем и зябнут при тусклой луне.*(К.Бальмонт) 3. В зар_слях трос_ника просвечивала вода. 4. С каждым годом р_стет интерес к исчезающим с лица Земли животным. (И.Акимушкин) 5. Густая трава р_сла по берегам озера.(Д.Мамин­Сибиряк) Упражнение   7.   Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы, недостающие   знаки   препинания.   Объясните   графически   выбор орфограмм в словах с пропуском. К водопаду мы предпол_гали отправиться на ра_вете но вышли поз_но. Со_нце уже пекло бе_жалос_но. Дорога к горам т_нулась по берегу моря. Под ногами хрустели черные водор_сли. Волны выбр_сили   их   на   берег   а   со_нце   высушило. К   вечеру   добрались   до   ущелья.   Товарищ_   предл_жил   _делать _десь остановку. Мы распол_жились у скалы. Подножие ее было покрыто густой р_стительностью. В зар_слях кустов мы увидели р_скошные цветы. Но   вот   со_нце   спряталось   и   сразу   спустились   сум_рки.   Мы разл_жили костер и устроили _десь ночлег.Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные слова. 1. Из­за ветров горные деревья часто выр_стают однобокими. 2. Плотной   стеной   темнели   зар_сли   камыша.   3.   Утки   зябли   в зар_слях   и   крякали   всю   ночь. (К.Паустовский) 4.   Я   добрался допихтовой зар_сли крохотной поляне. (В.Бурлак) 5. Густые кусты разр_слись по склонам оврага. 6.   Кратко   изл_жи   содержание   параграфа.   7.   В   густой тени елового леса   р_стут   лишь   немногие   р_стения. (И.Соколов­ Микитов) и распол_жился на     Упражнение   9.   Спишите,   распределяя   слова   в   две   колонки, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной в корне. проверяемые корне            |             чередующиеся гласные в корне безударные гласные       в Распол_гаться,   уд_вляться,   оч_ровать,   совм_щать,   р_стение, р_сток,   распол_житься, предпол_жение,   ок_заться,   д_лекий,   сокр_тить,   просл_влять, р_стущий.   изл_жение,   пол_гаю,   зар_сло, Буквы ё – о после шипящих в корне Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая морфему, в которой пропущена буква. а)   Узкая   щ_лочка,   мягкая   ш_рстка,   тихий   ш_пот,   спелый крыж_вник, ч_рствый хлеб, ж_лтый ш_лк, реш_тка, ч_тное число, вкусный   ш_колад,   ж_сткий   сухарь,   широкое   ш_ссе,   щ_лкать орешки, ж_лудь, мокрые ш_рты, сильный ож_г, подж_г хворост. б)   Выбраться   из   чащ_бы,   тяж_лый   ранец,   тонкая   ж_рдочка, ч_ткий   рисунок,   таинственный   ш_рох,   умелый   ш_фер,   уч_ба   в школе, новая щ_тка, короткая ч_лка. Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.1. Среди листвы умолк м_лейший ш_пот. (К.Бальмонт) 2. Посреди ночи   стихло   все:   ш_рохи   листьев,   ш_рохи   шагов,   голоса птиц. (Н.Сладков) 3. Олененок ходил и прислушивался к м_лейшему ш_роху. (Д.Мамин­Сибиряк) 4. Ч_рная туча в_сит над полем. 5. В унылое безмолвие комнаты не проникал ни ш_пот листвы сирени, ни шум дождя. (Г.Корольков) около куста       Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.     сонные Улыбнулись 1. березки, растрепали ш_лковые косы. (С.Есенин) 2.   Легкий   ветер   гнал   с ш_рохом по льду крупинки снега. (А.Казанцев) 3. Одна мысль об этой   чащ_бе   наводила   на   меня   ужас.   4.   Ветер   что­то наш_птывал березкам.   5.   Мороз   покусывал   нос   и   щ_ки. 6. Елочка стала р_сти, а береза прикрывала ее от ож_гов солнца и мороза. (М.Пришвин)   Составьте   схемы   первого   и   последнего   предложений. Разберите по составу выделенные слова. Буквы и – ы после ц Упражнение   1.   Спишите,   вставляя и или ы после ц.   Выделите морфему, в которой находится данная орфограмма. а) Новый ц_ркуль, свежие огурц_, седой ц_ган, цветы ц_кория, улиц_ города, душистая акац_я, станц_я метро, ц_ганская песня, гнездо   синиц_,   круглолиц_й   мальчик,   лисиц_н   след,   ц_клон, подойти на ц_почках. б)   Ц_рк,   ц_плячий   пух,   панц_рь,   ц_гейка,   ц_фра,   дисц_плина, ц_ркач, операц_я, ц_кнуть, гусениц_, редакц_я, молодц_, Куниц_н, красавиц_,   Птиц_н, репродукц_я, учениц_, репетиц_я.   бледнолиц_й,   смуглолиц_й,   дикц_я, Упражнение   2.   Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы, недостающие   знаки   препинания.   Объясните   условия выбора и и ы после ц. а) 1. Лео артист ц_рка.* Это морской лев. 2. Когда львенок спал все   погружалось   в   тишину.*   Все   х_дили   на   ц_почках   и разг_варивали   ш_потом.   3.   Глазки львенка были   похожи   нащ_лки.   4.Лисенок выл_зал   из   клетки   только   ночью   и   пугался всякого ш_роха.* (По В.Чаплиной) словах. Подчеркните Подчеркните грамматические основы в отмеченных предложениях. суффиксы   выделенных в       б)   1.   Синиц_   ц_кают   поползень   свистит. (Г.Корольков) 2.   Лед ск_вал   воды   залива   крепким   панц_рем. (В.Мелентьев) 3.   Ц_рк р_дился   в   Древнем   Риме.   4.   Бегают   по   деревьям   гоняются   за белками злые  куниц_. 5.  Круглая клумба  с м_хнатыми  ж_лтыми цветами похожа на лукошко с ц_плятами. 6. Уже поют в уютной листве   соловьи   скворц_.   7.   Круглолиц_й   подсолнух   в   оконце зат_вает со мной разговор. (Ю.Могутин) Упражнение   3. Выпишите   из   текста   слова   с и и ы после ц, распределив   их   в   две   колонки.   Вставьте   пропущенные   буквы. Объясните условия выбора и и ы после ц. и             |             ы         она стала клевать Аттракционов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные   умниц_.   Они   становились   на   ц_почки,   весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом ц_трусовые. Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на   арене   ц_рка   происходила   настоящая   революц_я. Вдруг   совершенно   неожиданно   появился   удивительно   красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему. В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.   (Из газеты «Русский язык»)Упражнение   4.   Спишите,   вставляя   пропущенные   буквы, недостающие знаки препинания. а)   Цветки   многих   р_стений   уд_вительные   часы.   Они   живут   по своему р_списанию. Дневные   цветы   ра_крывают   свои   вен_чики   на   ра_вете   когда и_чезают   ноч_ные   сум_рки.   В   четыре   утра   ра_пускает   голубые звездоч_ки   ц_корий   потом   ра_пр_вляет   широкие   л_пестки ш_повник.   б)   Возле   дороги   распол_жился   одуван_чик.   К   шести   утра начинают т_нуться к со_нцу его ж_лтые головки. За ним вспыхнут цветки гвоздики. Со_нце   зал_вает   осл_пительным   светом   окрес_ности   и   тогда ра_крывается   белая   лилия   кувшинки.   Она   р_стет   на   воде. Дневные  цветы первыми и засыпают. Кончается день и со_нце опускается   за   лес.   (С,з)гущаются   сум_рки   и   пробуждаются ноч_ные   цветы.   Густая   темнота   л_жится   на   зар_сли   кустов   на тропинки.