Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»
Оценка 5

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русский язык
9 кл
04.08.2018
Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»
Данный материал содержит 15 различных заданий на закрепление следующей темы: «Сложное предложение с разными видами связи». Каждое задание отличается от последующих, которые интересны по своему содержанию. Данный материал будет полезен и при объяснении нового материала, и на закрепление. Подходит для учащихся 9х классов.
Упражнения по теме «Сложное предложение с разными видами связи».docx
Упражнения по теме «Сложное предложение с разными видами связи» Упражнение 1. Сравните две пейзажные зарисовки: какими синтаксическими особенностями  они различаются? Как эти особенности отражаются на восприятии картин  природы? 1.    Вот и взаправдашняя зима. Снегопад. День, как гнёздышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо­белое низкое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные  снежные хлопья в воздухе... Тихо. Мягко. Пышно. Бело. (Г. Николаева) 2.    С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем, и так  продолжалось часа два, потом иней исчез, солнце закрылось, и день прошёл  тихо, задумчиво, с капелью среди дня и ароматными лунными сумерками под  вечер. (М. Пришвин) Запишите сложное предложение с разными видами связи. Составьте схему,  чтобы объяснить расстановку остальных знаков препинания.   Упражнение 2. Если вы запишете данные предложения в таком порядке: сложноподчинённое,  бессоюзное, сложное с разными видами связи, сложносочинённое, простое, то  восстановится отрывок из стихотворения О. Фокиной. Расскажите о  разнообразии синтаксического строя этого стихотворения. Составьте схему сложного предложения с разными видами связи, чтобы  объяснить в нём все пунктограммы. 1) Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники  молчали, а ели головой качали. 2) И — ни тропинки, ни следочка! 3) Тот день  был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом  на радость маленькому брату. 4) А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда­то. 5) Десяток  земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.   Упражнение 3. Прочитайте текст. Какие синтаксические особенности предложений ритмично повторяются в нём? Запишите текст, объясняя  расстановку знаков препинания. Составьте схемы предложений, учитывая группировку простых в составе  сложного Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это  обыкновенно бывает на юге; но благодаря отлив., снегов мы легко могли  различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. Я велел  положить ч..модан свой в теле..ку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся (в) низ на д..лину; но густой туман, нахлынувший волнами из  ущелий, покрывал её совершенно, и н.. единый звук не долетал (от) туда до  нашего слуха. Осетины шумно обступили меня и требовали на водку; но  штабс­капитан так грозно на них прикрикнул, что они (в) миг разбежались.  (М. Лермонтов)   Упражнение 4. Прочитайте, а затем запишите текст, расставляя недостающие знаки  препинания. Благодаря каким синтаксическим особенностям удалось в одном  предложении передать такую большую информацию? Аргументируйте свой  ответ. Дания — страна откуда пришли в мир гениальные сказки. Народ подаривший  человечеству Андерсена дал России Владимира Даля. Писатель языковед и лексикограф фольклорист и этнограф хирург и  офтальмолог один из первых в России исследователь гомеопатии и автор  первой статьи о гомеопатии; публицист, которого волновали самые  разнообразные проблемы — общественные хозяйственные научные меди­ цинские педагогические; инженер наводивший переправы из подручных  средств изобретатель оригинальной системы вентиляции и специального  устройства для походной транспортировки раненых и больных (оно отмечено  в истории военной медицины); натуралист­любитель основавший  краеведческий музей в Оренбурге автор учебников ботаники и зоологии  считавшихся в течение полустолетия лучшими по ясности изложения и  выверенное материала, — В. И. Даль явился словопроходцем русского языка:  в течение 53 лет он «собирал слова» которые составили 4 тома «Толкового  словаря». (Л. Львов) Упражнение 5. Помогите своей сверстнице исправить недочёты в построении текста.  Подумайте, где уместно воспользоваться однородными членами,  обособленными приложениями, сложным предложением с разными видами  связи или сложноподчинённым предложением с осложнённым главным  предложением. Запишите исправленный вариант текста, объясняя расстановку знаков препинания. А. С. Грибоедов был талантливым дипломатом. Он был историком, поэтом,  драматургом. Он — человек прогрессивных идей своего времени. Он оставил  после себя неизгладимый след в русской литературе. Он написал комедию  «Горе от ума». В комедии он показал жизнь русского дворянства. Упражнение 6. Подумайте, в сочинениях на какие темы можно было бы использовать в  качестве эпиграфа следующие изречения. Выберите изречение, которое вам показалось наиболее интересным. Запишите его, предварительно объяснив  расстановку знаков препинания. Попытайтесь раскрыть заключённую в изречении мысль, продолжить  рассуждение, составить небольшой текст. 1) Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда  хотеть того, что делаешь. (Л. Толстой) 2) Дела управляются их целями: то  дело называется великим, у которого велика цель. (А. Чехов) 3.) Разговор и  слова нужны, но они только начало, вся суть жизни в делах, в уменье перехода от слова к делу, в их согласовании. (Д. Менделеев) 4) Наука и искусство так  же тесно связаны между собой, как лёгкие и сердце, так что если один орган  извращён, то и другой не может правильно действовать. (Л. Толстой) Упражнение 7. Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.  Объясните знаки препинания, используя схемы. 1) Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели  выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и  размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу  нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами  дополняется ещё и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь  одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты потому что  если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5)  Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал  через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин) Упражнение 8. Закончите предложения и запишите их, расставляя знаки препинания. 1) Однородные члены предложения разделяются запятой но если ... . 2) В предложении с обобщающим словом при однородных членах  употребляется двоеточие или тире если ... . 3) Однородные члены предложения могут соединяться повторяющимися  союзами и если союз повторяется не перед каждым однородным членом ... . 4) Предложения с однородными членами выразительное и весьма ёмкое  синтаксическое средство и хотя они требуют внимательного пунктуационного оформления ... . Упражнение 9. Какую роль выполняет пейзажная зарисовка в приведённом отрывке из  повести «Отрочество» Л. Н. Толстого? Солнце только что поднялось над сплошным белым облаком, покрывающим  восток, и вся окрестность озарилась спокойно­радостным светом. Всё так  прекрасно вокруг меня, а на душе так легко и спокойно... Дорога широкой дикой лентой вьётся впереди,  между полями засохшего жнивья и блестящей  росою зелени; кое­где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая  берёзка с лёгкими клейкими листьями, бросая длинную неподвижную тень на  засохшие глинистые колеи и мелкую зелёную траву дороги... Однообразный  шум колёс и бубенчиков не заглушает песен жаворонков, которые вьются  около самой дороги. Запах съеденного молью сукна, пыли и какой­то  кислоты, которым отличается наша бричка, покрывается запахом утра, и я  чувствую в душе отрадное беспокойство, желание что­то сделать — признак  истинного наслаждения. Благодаря каким синтаксическим особенностям текста писателю удалось  избежать монотонности в описании природы и собственного состояния? Упражнение 10. Охарактеризуйте предложения с различными видами синтаксической связи.  Объясните постановку знаков препинания. 1) Три ярких глаза набегающих — нежней румянец, круче локон: быть может,  кто из проезжающих посмотрит пристальней из окон. 2)    Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер): пожаром зари  сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари. 3)    Не подходите к ней с вопросами, вам всё равно, а ей — довольно:  любовью, грязью иль колёсами она раздавлена — всё больно. 4) Ветер звал и  гнал погоню — чёрных масок не догнал: были верны наши кони, кто­то белый  помогал, заметал снегами сани, коней иглами дразнил, строил башни из  тумана, и кружил, и пел в тумане, и из снежного бурана оком тёмным  сторожил. (А. Блок) Упражнение 11. Расставьте знаки препинания, сделайте синтаксический  разбор выделенного  предложения. — Слушай беззвучие, — говорила Маргарита мастеру и песок шуршал под её  босыми ногами, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград и он  поднимается к самой крыше. Этот дом твой вечный приют. Я знаю что  вечером к тебе придут те кого ты любишь кем ты интересуешься и кто не  встревожит тебя. Эти люди добрые и талантливые будут играть и петь тебе и  ты увидишь, какой свет в комнате, когда загораются свечи. Умиротворённый  будешь засыпать с улыбкой на губах а беречь твой сон буду я. Так говорила Маргарита верная подруга мастера идя с ним по направлению к  вечному дому и слова её струились так же как остав¬ленный позади  ручей… (По М. Булгакову) Упражнение 12. Спишите предложения, объясните знаки препинания. Распределите сложные  предложения по видам синтаксической связи, для этого составьте схемы  предложений. Прочитайте предложения выразительно вслух. 1) Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и  мы отправились. (А. Пушкин) 2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз  ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незнакомым. (Э.  Казакевич) 3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович  начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже  если она сонная. (К.Федин) 4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины  пробирается колючий холод. (Б. Полевой) 5) Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое­то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что,  когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький) 6) Я  понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно  перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский) 7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между  тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что­то  похожее на рыдание. (М. Лермонтов) Упражнение 13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматические  основы, составьте схемы предложений. 1) Не помню сейчас, кем было замечен..о однажды, что существу..т два рода  писателей: одни ум..рают при жизни, другие живут после смерти (Лакшин). 2)  Пр..ближалась осень, пр..ближались сырые осен..ие ночи с дождем и ветром,  без луны и звезд, пр..ближались так называемые волчьи ночи, и я, конечно,  ждал, когда волки, жившие в нашем лесу, соб..рутся в осен..юю стаю (А.  Онегин). 3) Пьеру оказывали уважение, какого прежде никогда не оказывали:  неизвес..ная ему дама, которая говорила с духовными лицами, встала с своего  места и предл..жила ему сесть, ад..ютант поднял уронен..ую Пьером п..рчатку  и подал ему, доктора почтительно зам..лкали, когда он проходил мимо их, и  пост..р..нились, чтобы указать ему место (Л. Толстой). 4) Утром, когда я  проснулся, ласковое апрельское со..нце весело гл..дело во все окна моей  комнаты, где­то любовно в..рк..вали голуби, задорно чирикали воробьи, и с  улицы доносился тот неопределен..ый шум, какой врывает..ся в комнату с  первой выставлен..ой рамой (Мамин­Сибиряк). 5) Ей попроб..вали рас..казать, что говорил доктор, но ок..залось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой). Упражнение 14. Прочитайте предложения. Объясните знаки препинания. 1) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно  перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку  (Паустовский). 2) Со мной случилась очень странная вещь: мне показалось,  что я только закрыл глаза; когда же я раскрыл их, то сквозь щели ставен уже  тянулись длинные яркие лучи солнца, в которых кружились бесчисленные  золотые пылинки (Куприн). 3) Все небо было усеяно мигающими звездами, и  Млечный Путь вырисовывался так ясно, как будто его перед праздником  помыли и потерли снегом (Чехов). 4) Зацветет рябина — кончится весна, а  когда рябина покраснеет, кончится лето. И тогда осенью мы откроем охоту и  до самой зимы будем на охоте встречаться с красными ягодами рябины  (Пришвин).   Упражнение 15. Спишите предложения, расставьте знаки препинания. 1) Когда стих грохот колес на каменной мостовой Кипренский услышал  свежий шум воды в городских фонтанах вода журчала и пела наполняя ночь  усыпительным плеском (Паустовский). 2) Весь сад нежно зеленел первою  красою весеннего расцветания не было еще слышно летнего сильного гудения  насекомых молодые листья лепетали да зяблики кое­где пели да две горлинки ворковали все на одном и том же дереве да куковала кукушка перемещаясь  всякий раз да издалека из­за мельничного пруда приносился дружный  грачиный гам подобный скрипу множества тележных колес (Тургенев). 3)  Ветер гнал волны огня прямо на Кремль точно хотел чтобы огонь истребил  чужеземцев забравшихся в русскую святыню Наполеон попробовал выйти на  балкон но до чугунных перил нельзя было дотронуться так они накалились  несмотря на то что пожар был довольно далеко от дворца (Раковский). 4) А  взглянешь на бледно­зеленое усыпанное звездами небо на котором ни облачка  ни пятна и поймешь почему теплый воздух недвижим почему природа  настороже и боится шевельнуться ей жутко и жаль утерять хоть одно  мгновение жизни (Чехов). 5) Если он не хотел чтобы подстригали деревья  деревья оставались нетронутыми если он просил простить или наградить кого­ либо заинтересованное лицо знало что так и будет он мог ездить на любой  лошади брать в замок любую собаку рыться в библиотеке бегать босиком и  есть что ему вздумается (Грин).

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»

Упражнения по теме: «Сложное предложение с разными видами связи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018