Урок – конференция .
Тема: «Ребёнок на войне».
(По произведению В.П.Катаева «Сын полка».)
Тип урока: конференция
Цель: Создание условий для полноценного восприятия произведения В.П.Катаева «Сын полка»
Планируемые результаты
Метапредметные:
Познавательные:
- находить необходимую информацию по заданной теме;
- воспроизводить информацию по опорному конспекту;
- извлекать из текста необходимую информацию;
- находить необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание;
- умение обобщать текстовую информацию;
- анализировать учебный материал.
Регулятивные:
- определять и формулировать тему урока, задачи деятельности на уроке;
- работать по инструкции, оценивать деятельность других;
- планировать своё выступление;
- оценивать результаты своей деятельности;
- планировать учебное сотрудничество, контролировать учебное действие в соответствии с поставленной задачей;
- умение оценивать учебные действия;
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- аргументировать свою точку зрения;
- сотрудничать в группе;
- адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;
- умение договариваться в совместной деятельности;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать мнение группы.
Личностные:
- умение слушать других;
- применять правила поведения в процессе учебной деятельности;
- проявлять интерес к творчеству писателя, желание прочитать повесть полностью;
- уважать иное мнение.
Ход урока.
1. Самоопределение к деятельности
Добрый день, ребята. Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Я желаю вам продуктивной работы на уроке.
2. Актуализация знаний
Повторение произведения о детях.
Игра “Вспомни и назови”
- Ребята, я буду читать отрывки из произведений, а вы догадайтесь и назовите название произведения и автора.
-- «Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал…»
Симонов «Сын артилириста»
Был трудный бой
Все нынче как спросонку….
Твардовский «Рассказ такиста»
Как же это противоестественно- седой мальчишка…
Ванины глаза налились кровью. Еще миг, и он бы кинулся на немца, бил бы его кулаками по морде, грыз ему горло. Он знал, что он не один. Он знал, что рядом друзья его, верные боевые6 товарищи. По первому крику они бросятся на выручку и уложат фашистов всех до одного. Но мальчик так же твердо помнил, что он находится в глубокой разведке, где малейший шум может обнаружить группу и сорвать выполнение боевого задания.
Тогда он могучим усилием воли подавил в себе ярость и гордость. Он заставил себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью».
о каком произведении идет речь, расставьте буквы в правильном порядке.
СНЫ ПЛОАК
Скажите, о чем эти произведения
- дети на войне.
Учитель: Многие школьники сражались с врагом, находясь в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота. Это были сыновья полков и юнги.
Домашним заданием было прочитать замечательное произведение В.П.Катаева «Сын полка» и подготовиться к читательской конференции.
- Какая будет тема нашей конференции?
(«Дети и войны» (По повести В. Катаева «Сын полка»)
- Какую цель поставим?
(Узнать про судьбу Вани Солнцева,
Как было трудно выжить детям на войне)
- Какие задачи перед собой поставим? Закончите предложения, используя опорные фразы:
Научусь…
Познакомлюсь с…
Узнаю о…
Смогу поразмышлять…
Буду уметь…
Приобрету знания…
4. Открытие нового знания
Определение темы урока. Запись эпиграфа
- Итак, тема нашего урока: Ребенок на войне (по повести В. Катаева «Сын полка»)
«Ах, война, что ж, подлая, сделала…» - эту строчку из стихотворения Булата Окуджавы, поэта, человека, прошедшего всю войну, я взяла в качестве эпиграфа. Запишите под таблицей тему и эпиграф, он будет выражать основную мысль нашего урока. (Записываем)
- Написал это произведение Валентин Петрович Катаев
Это русский советский писатель, драматург и поэт
Родился Катаев в приморском городе Одессе, и волны Черного моря шумят на страницах многих его книг. Его отец, Петр Васильевич Катаев, был учителем по профессии и просветителем по убеждению. В семье Катаевых в детях воспитывали интерес и любовь к музыке, театру, литературе. Младший брат Валентина Петровича – Евгений тоже стал известным писателем (Евгений Петров, один из авторов «Двенадцати стульев»). Валентин учился в гимназии, но учеба была прервана Первой мировой войной. Но еще до войны Катаев открыл в себе литературный дар. Первое стихотворение юного поэта называлось «Осень» и было напечатано в 1910 году. Легко сосчитать, что автору было всего тринадцать лет.
С 1915 по 1917 год Катаев на фронте. Дважды ранен. С фронта он посылал в одесские и петроградские газеты и журналы очерки о солдатской жизни, а в перерывах между боями писал рассказы.
В годы Великой Отечественной войны писатель стал военным корреспондентом. Он выезжал на передовые позиции, рассказывал читателям газет «Правда» и «Красная Звезда» о военных действиях.
Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистскими захватчиками. Героями своей повести бывший артиллерист Катаев сделал тоже артиллеристов. Уже через год после ее выхода в свет был снят кинофильм «Сын полка».
- В каком жанре написано произведение «Сын полка»?
- Что такое повесть? Чем повесть отличается от рассказа?
2. Беседа по вопросам
Лови ошибку!
Валентин Петрович Катаев написал свою сказку «Сын полка» в1975 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с террористами.
Повесть «Сын полка» рассказывает юным читателям о лёгких, но героических событиях военных лет, о которых современный школьник знает лишь по учебникам и рассказам своих друзей.
В произведении речь идёт о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Звездова, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Она знакомит с замечательными людьми — маршалами нашей армии сержантом Ерофеевым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Степаненко, которые не только помогли Ване стать смелым радистом, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека.
Лови ошибку! (Ответ)
Валентин Петрович Катаев написал свою повесть «Сын полка» в 1944 году, в дни Великой Отечественной войны нашего народа с фашистами.
Повесть «Сын полка» рассказывает юным читателям о тяжелых, но героических событиях военных лет, о которых современный школьник знает лишь по учебникам и рассказам своих прадедов.
В произведении речь идёт о судьбе простого крестьянского мальчишки Вани Солнцеве, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Она знакомит с замечательными людьми — разведчиками нашей армии сержантом Егоровым и капитаном Енакиевым, наводчиком Ковалёвым и ефрейтором Биденко, которые не только помогли Ване стать смелым артиллеристом, но и воспитали в нём лучшие качества настоящего человека.
5. Логическая цепочка
Учитель: вы внимательно прочитали повесть и такое задание.Поставьте в правильном порядке пункты плана, чтобы они соответствовали сюжету.
1. Ваня-разведчик
2. У разведчиков
3. Смерть Енакиева
4. Наводчик Ковалёв
5. Встреча с кавалеристом Вознесенским
6. Побег
7. В плену у фашистов
2,6,5,1,7,4,3
- В каком году происходят события, о которых пишет В.Катаев в повести? (1944г.)
- Что это за время для нашей страны, для нашего народа?
= Молодцы, ребята. Правильно. Это было очень тяжелое время для нашей страны. Великая Отечественная война. Боль, страдания, потери. Война ломает судьбы людей, особенно детские.
- Откройте тетради, , начертите таблицу 2 колонки= Запишите ассоциации к этим словам. Это могут быть слова разных частей реи, словосочетания. Вспомним, что такое ассоциации? (Связь между отдельными чувствами, при которых одно вызывает другое)
Ребенок |
Война |
Радость беззащитность Счастье беззаботность |
Страх несчастье кровь потери |
- Посмотрите внимательно на эти 2 группы слов. Что вы можете сказать о них? Они по значению одинаковые или противоположные
= Конечно же, эти слова по значению противоположные, несовместимые.
Ребенок, дети приносят радость, счастье, это продолжение жизни, а война несет страх, горе, кровь, отнимает родных, радость, детство и даже жизнь.
Такой прием в литературе называется антитеза.
(запись в тетрадь)
А в русском языке как называется такой прием- антонимы.
А сейчас прослушаем стихотворение, которое по своему сюжету схоже, с произведением «Сын полка».
Перед тем как мы начнем с вами отвечать и рассуждать на поставленные вопросы конференции, давайте вспомним краткое содержание повести.
-ответы учеников.
4.Беседа по вопросам . Анализ эпизодов
1.Какое прозвище получил Ваня от разведчиков? ( Пастушок).
2. Что так огорчило и даже расстроило ефрейтора Биденко? (Бегство Вани).
«Не родился еще тот человек, который бы ушёл от ефрейтора Биденко. Так себе это и заметь раз и навсегда».
«Никогда в жизни старый разведчик не испытывал еще такого конфуза».
3.Какие чувства вызывал Ваня у Биденко?
(Ваня вызывал в душе Биденко очень нежное, почти отцовское чувство. Были в нем и жалость, и гордость, и страх за его судьбу. Было и еще что-то, чего Биденко и сам не вполне понимал. Ваня как-то незаметно напоминал ефрейтору Биденко его самого, когда он был еще совсем маленький, и его посылали пасти коров).
4.Как Ваня перехитрил разведчика?
5. Автор дважды описывает сон Вани. Как вы думаете, для чего использован этот прием?
«Биденко посветил Ване в лицо. Оно было спокойно. Сон его был так крепок, что даже свет электрического фонарика не мог его разбудить.
Биденко потушил фонарь и вспомнил ту ночь, когда они нашли мальчика. Тогда ему тоже посветили в лицо фонариком. Но какое у него тогда было лицо: измученное, больное, костлявое, страшное. Как он тогда весь вздрогнул, встрепенулся. Как дико открылись его глаза. Какой ужас отразился в них.
Ведь это было всего несколько дней назад. А сейчас мальчик спит себе спокойно и видит приятные сны».
6.Какая встреча укрепила желание Вани остаться на фронте?
-Инсценировка.
5. Физкультурная минутка
-Кто привел мальчика к разведчикам
-Капитан Енакиев привозит Ваню к разведчикам.
Так судьба Вани трижды волшебно обернулась за столь короткое время.
7. Почему Ваня, находясь на боевом задании, при встрече с немецким пикетом сдержал себя, не кинулся на немца, который ударил его сапогом?
«Ванины глаза налились кровью. Еще миг, и он бы кинулся на немца, бил бы его кулаками по морде, грыз ему горло. Он знал, что он не один. Он знал, что рядом друзья его, верные боевые6 товарищи. По первому крику они бросятся на выручку и уложат фашистов всех до одного. Но мальчик так же твердо помнил, что он находится в глубокой разведке, где малейший шум может обнаружить группу и сорвать выполнение боевого задания.
Тогда он могучим усилием воли подавил в себе ярость и гордость. Он заставил себя снова превратиться в маленького придурковатого пастушка, заблудившегося ночью со своей лошадью».
8.Какую ошибку допустил Ваня, находясь в разведке?
9.К чему может привести самовольный поступок?
«Ваня еще не вполне понимал, что такое воинская дисциплина. Он уже научился беспрекословно подчиняться. Он уже дважды на собственном опыте убедился, что значит самовольный поступок и к чему он может привести. Ему до сих пор было совестно перед Биденко и Горбуновым за то беспокойство, которое он причинил им, занимаясь без спросу топографией. Двое суток Горбунов, каждую минуту рискуя быть схваченным немецким патрулем и поплатиться жизнью, скрывался в немецком «штабном лесу», разыскивая Ваню».
10. Какую первую солдатскую науку преподали Ване его старшие товарищи?
(Правильно заворачивать портянки, как полагается каждому культурному воину)
Вопрос после фрагмента:
11. Как вы думаете, почему так полюбили и привязались к Ване разведчики?
«Разведчики полюбили Ваню как-то слишком весело. Может быть, даже немного легкомысленно. Они в шутку называли его своим сыном. Но, вернее сказать, он был для них не сыном, а младшим братом, озорным и забавным пареньком, внесшим так много разнообразия в их суровую боевую жизнь».
12. Автор с особой любовью и знанием дела описывает хозяйство артиллеристов. Как вы думаете, почему?
В.П.Катаев сам был артиллеристом. Помните, как автор описывал мастерство наводчика Ковалева:
«Здесь уже мало было одного искусства, как бы высоко оно не стояло. Здесь требовалось беззаветное мужество. И оно было. Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалев был легендарно храбр».
Цитата:
«Только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя».
13.Какую цель преследовал капитан Енакиев, отправляя Ваню с донесением в штаб дивизии?
(Сохранить ему жизнь)
14. Последние напутствие полковника перед отправкой Вани Солнцева в суворовское училище.
Фрагмент фильма «Сын полка» («Напутствие полковника»)
Цитата: «Ты был хорошим сыном у разведчиков и артиллеристов. Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным. Но, всегда и везде, прежде всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины».
Вывод.
Война отняла у Вани дом, близких, любовь, ласку, он становится «диким как волчонок» - так говорит про него сержант Егоров. Но мальчик скорее умрет, чем покориться врагу.
- Какая деталь говорит о ненависти к фашистам? (отточенный гвоздь)
= Он каждую минуту готов вступить с врагом в схватку.
- Кем мы можем назвать Ваню? (патриотом)
9. Рефлексия
Учитель: Давайте вместе составим образ героя Вани Солнцева .
8. Отзывы детей
Учитель: дома после прочтения книги вы написали отзывы о ней, познакомьте нас с ними.
Учитель:
В военные годы больше всего досталось детям. Маленьким, слабым, беззащитным. Сколько мужества и героизма проявили они, встав наравне со взрослыми для защиты нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли…
Во время ВОВ погибло 13 миллионов детей. Мы должны помнить их всех: сожженных, расстрелянных, повешенных, убитых. Война была везде: и на огненном фронте и в глубоком тылу.
И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников.
Слайд. Дети войны.
Ученик: ребята подводя итог нашей конференции, я хочу еще раз зачитать эпиграф к уроку: «Ах, война….», пожелать всем мира.
И Алехина прочитает стихотворение о мире».
Пусть будет мир.
- Достигли мы цели урока?
А что для этого делали?
И подводя итог давайте составим синквей:
Мир, дети,война
Д. з. сочинение «Мы за мир н планете»
Оценки.
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.