по русскому языку в 4 классе
Урок – КВН по русскому языку в 4 классе
Цели: сформировать навыки учебной деятельности, прочные, глубокие знания по предмету; развивать логическое мышление, речь, умение работать в группах; повысить интерес к учению; воспитывать чувство ответственности, сопереживания, взаимопомощи.
Оформление: в классе вывешены плакаты:
Учите русский– годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
(Сабир Абдулла)
Вступление.
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. У нас сегодня необычный урок. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости, которых мы поприветствуем. Во- вторых, наш урок будет проходить в нетрадиционной форме. А начать я его хочу с притчи.
Психологический настрой «Все в твоих руках».
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Я не зря начала выступление с психологического настроя. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
А чтобы урок получился интересным, познавательным, я хочу предложить вам провести его в форме КВН.
Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он не похож ни на один другой. Могучий и великий. На русском языке говорят не только русские. Понятен он каждому человеку, живущему в России.
Приветствие команд (участвуют три команды)
Все ученики: Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.
1-я команда: Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда: И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнования,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
3-я команда: И, соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней.
Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы:
Вам и слава, и почет!
Все мы любим точный счет.
Разминка: «Угадай название нашей команды» (сообщает капитан каждой команды)
1. Название нашей команды обозначает название предмета, который отвечает на вопросы Кто? Что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.
2. Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?, в предложении бывает второстепенным членом – определением.
3. Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос Что делает?, в предложении бывает сказуемым.
Учитель: (обращается с вопросом к болельщикам)
-Какое название имеет каждая команда? Какие еще части речи вы знаете? Какая часть речи не изменяется?
Домашнее задание (капитан каждой команды читает сочинение, написанное на выбранное грамматическое правило, и передает его жюри)
Задание:1. отгадать загадку и определить часть речи.
1. Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет (Школа)
2. Белый зайчик прыгает по черному полю.
Слезы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел).
3. Одной рукой всех встречаю, другой всех провожаю (Дверь).
Задание 2. “Собери домики”.
Ребята, мы повторили существительные, прилагательные, а сейчас уделим время глаголу. Отправляемся в гости к глаголу.
Но вот беда, домики, где живут части речи, рассыпались, нам необходимо собрать их. Каждый домик состоит из двух кирпичиков и крыши. Подберите к каждому дому подходящие кирпичики.
Задание 3.“Найди чужака”
Прочитайте слова и найдите лишнее слово
Звезда Книга Кошка Пенал Картина |
Красная Синий Чёрный Горький Зелёный |
Звенит Кричал Шутит Бежит Играю |
- Как называются слова в 1 столбике? Что такое существительное?
- Как называются слова во 2 столбике? Что такое прилагательное?
- Как называются слова в 3 столбике? Что такое глагол?
Задание 4. «Слово – змейка» (Представителю от каждой команды предлагается за 1-2 минуты записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого. Например: адрес, салют, тетрадь, деревня …)
Задание 5 .Подчеркните глаголы, определите время глаголов.
В лесу.
Ребята пришли в лес. Весело поют птицы. Громко стучат дятлы. Пушистая белка грызёт шишки. В гнезде спят бельчата. Пробежала серая мышь.
Задание 6 (по группам): Известные вам устойчивые выражения нужно заменить одним словом –глаголом. Изменить глаголы в неопределенной форме по временам и по числам.
Водить за нос - обманывать
Распускать руки – драться
Зарубить себе на носу - запомнить
Витать в облаках - мечтать
Бить баклуши (бездельничать)
Морочить голову (Обманывать)
Задание 7. Конкурс капитанов.
Раскрыть скобки в предложениях:
1. Язык (до) Киева (до) ведет.
2. Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
3. (с) горы (с) бежал поток проворный.
Физминутка
Игра “Угадай часть речи”
Ребята, я буду называть разные части речи, если я скажу существительное–хлопайте в ладоши, если прилагательное – руки на пояс, глагол – топаем.
Задание 8 . От данных словарных слов образуйте глагол
Беседа - …
Завтрак - …
Работа - …
Рассказ - …
Чувство - …
Задание 9 .Вспомните пословицы и вставьте подходящие по смыслу глаголы
1)Труд человека кормит, а лень портит.
2) Кто хочет от жизни толку добиться, тот должен много трудиться.
3) Что в других не любишь, того и сам не делай.
Задание 10. Отгадать слова.
1. Для 3-й команды: его корень в слове снежинка, приставка в слове подъехал, суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.
Задание 11. Для команд «Можем мы диктант писать на «4» и на «5».
(Каждый участник команды пишет только два слова и передает листок другому участнику. Как только вся команда закончит писать диктант, она сообща его проверяет и сдает жюри).
Текст диктанта
Русский язык
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Задание 12.Найди слова, которые спрятались.
Хлев – (лев), коса – (оса), щель – (ель), зубр – (зуб), столб – (стол), укол –(кол), удочка – (дочка), точки – (очки).
Задание 13. Конкурс капитанов. Определить часть речи (по одному предложению)
Снежное покрывало покрывало все поле.
- Жюри объявляет счет.
- Учитель подводит итоги соревнования.
- Награждение участников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.