Урок " Ветер" 6 класс
Оценка 5

Урок " Ветер" 6 класс

Оценка 5
docx
04.12.2022
Урок  " Ветер"   6 класс
Урок Ветер 6 класс.docx

Министерство образования и науки Донецкой Народной   Республики

         Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 «Школа № 101  г.Донецка имени героя Советского Союза А.А.Удодова»

 

                                                                                                                                             

 

 

 

 

                                        Урок на тему:

                                   «Ветер»

                                                    6 класс

                           

 

 

 

 

                                                                                     Подготовила учитель географии

                 Коваленко Валентина Анатольевна

 

 

 

 

                                                Донецк – 2022 год

 Тема: «Ветер».  

Дата проведения:  01.12.2022 года -  6-А класс                                                                                                                 Тип урока: изучение нового материала.

 Цель: 

- сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «пассат», «западные ветры»,   причины их образования, «роза ветров».

Задачи:

 

1) Продолжить формирование умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся.          2)Формирование познавательной активности, умения решать проблемные ситуации.

3)Познакомить учащихся с видами ветров, постоянными ветрами, силой  ветров.                                                                                                                       4) Научиться строить «розу ветров».

Оборудование: физическая карта полушарий; учебник «География» 5-6 класс, презентация по теме «Ветер»; рисунки и схемы учебника, инструктивные карточки с алгоритмами работы (заданий), слайды, мультимедийная доска.

                                    Ход урока.

1.    Организационный момент.

2.    Проверка знаний. 

Вопросы классу:

-Сила с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы….

 - Нормальным атмосферным давлением считается…

 -При подъеме на10 метров атмосферное давление понижается на…

 -На 1 кв.см  атмосферное давление давит с массой……

 -Чем ниже ,тем атмосферное давление…..

3. Изучение нового материала.

 Постановка  проблемных  вопросов:

-Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий  зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова.

 Вопрос 1:

     - Куда девается дым? ( Дым выходит в трубу.)

-       Почему дым не заходит в комнату? ( Дым вытягивается в трубу.)

-       Почему дым вытягивается в трубу? Перед вами схема. Попробуйте ответить на вопрос.

-

- Вопрос2.

Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?   Решите задачу?       

 Ответ:  757 мм. рт.

Вопрос 3.

 Что же вы видите? Где воздух оказывал  большее давление?

Ответ: внизу, а наверху – меньше.

Вопрос 4.

 Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Вопрос 5.

Как это движение воздуха можно назвать? – отгадайте загадку:

«Хоть бескрылый, а летает,     безголосый, а свистит,    хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит.       Только что он был везде – миг – и нет его нигде.»         

 Ответ. Ветер.                                                              

Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока:

1)   Ветер.

Итак, из примера  с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении.

 Работа с учебником:

- прочитать & 40 стр.131-133.

Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение (найдите его в учебнике: §40, стр. 131.

Учитель:

- Ребята, значит, воздух движется не только вертикально, но и горизонтально.

- Над земной поверхностью происходит тоже движение воздуха (ветер). Почему?

Ответ:  Существует разница в атмосферном давлении.

Задания по группам: ( класс разделить на 4 группы).

Задание. Каждой группе предлагается инструктивная карта с алгоритмом, т.е. порядком выполнения действий, лист бумаги на котором вы отразите сведения, добытые самостоятельно по алгоритму – это ваш будущий ЛОС – лист опорных сигналов.

Вы должны будете:

1.     Рассказать о своих ощущениях.

2.     Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года. Как этот ветер будет называться?

I группа. Я предлагаю вам представить себя летним жарким днем на берегу моря

Алгоритм для I группы.

1.     Познакомиться с текстом §39, на стр.116, рассмотреть рис.73,прочитать пункт Виды ветров на стр117

2.     Представьте, что вы днем находитесь на берегу моря, каково будет движение воздуха?

3.     На листе показать направление ветра стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).

4.     Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?

 

II группа. А вы представьте себя ночью на берегу моря.

Алгоритм для II группы аналогичный 1 группы.

 

 

III группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана летом

 

Алгоритм для III группы.

1.     Познакомиться с текстом §39, на стр. 117-118, рассмотреть рисунок 74. Представьте, что вы летом  находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам:  летом?

2.     На листе показать движение ветра летом  стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).

3.     Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?

lV группа. Вы должны представить себя на берегу Тихого океана зимой.

Алгоритм для IV группы.

1.     Познакомиться с текстом §39, на стр. 117-118, рассмотреть рисунок 74. Представьте, что вы  зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра  зимой?

2.     На листе показать движение ветра  зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).

3.     Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам:  зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?

 Представители групп  рассказывают о своем ветре по-своему ЛОС.  

 Записать в тетрадь понятия:

- «дневной  бриз»,

- «ночной бриз»,

-«летний муссон»,

- «зимний муссон».

2) Постоянные виды ветров.

По слайдам разбираем постоянные ветры: муссоны, пассаты (и записываем определения в тетрадь).

Пассаты- постоянный перенос воздушных масс от субтропических областей к экватору.

Муссоны- ветры, резко меняющие свое направление по сезонам.

3) Направление, скорость и сила ветра.

Учитель. Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра.                                                                                                               - Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра?  Перед вами задания: определите направление и силу ветра

Ответ: От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер).

В каком случае ветер будет дуть сильнее?

                                          А 740 мм – Б 750 мм (из Б в А, сильнее)
                                          А 763мм – Б 758мм (из А в Б) 
                                          А 754мм – Б 752 мм (из А в Б)

                              А.752 мм рт. ст.             Б. 760 мм рт. ст.

                              А.763 мм.рт.ст.              Б. 745мм.рт.ст. 

4) Сила ветра:

 - определяется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г.  

Шкала силы ветра:

Балл

Название

Скорость, м/с

0

Штиль

0-0,2

1

Тихий ветер

0,3-1,5

2

Легкий ветер

1,6-3,3

3

Слабый ветер

3,4-5,4

4

Умеренный ветер

5,5-7,9

5

Свежий ветер

8,0-10,0

6

Сильный ветер

10,1-13,8

7

Крепкий ветер

13,9-17,1

8

Очень крепкий ветер

17,2-20,7

9

Шторм

20,8-24,4

10

Сильный шторм

24,5-28,4

11

Жестокий шторм

28,5-32,6

12

Ураган

32

Вопросы классу:

- Как называется самый слабый ветер? (штиль).

- Какой ветер имеет скорость 10,1-13,8 м   (сильный ветер).

- Как называется ветер 12-ти бальной силы?(ураган)                                           - Как определить направление ветра? (флюгером, по направлению).

                         

5)  «Роза ветров»                                                                                                          

-  Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой – либо территории, строят особые  графики, которые называют «розы ветров». Их можно строить для любого промежутка времени – месяца, сезона, года.

Анализ розы ветров на слайде.

- посчитайте  количество  дней  северного, южного, западного и восточного  направления

Задание: Используя данные, построим  график  -  «розу ветров» 

Направление ветра

 

С

Ю

З

В

СЗ

СВ

ЮЗ

ЮВ

Количество дней с ветром такого направления

 

4

6

10

2

3

1

2

2

 

1.     Вычертите основные и промежуточные стороны горизонта.

2. Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определенное количество дней.

3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.

4.Закрепление изученного материала.

- Что такое: ветер, муссоны, пассаты?

- Ответить устно на вопросы 1-3 стр. 134 .

5. Подведение итогов урока.

 Учитель: На этом наш урок подходит к завершению. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение.  Благодарю вас, ребята, за работу.

1.      Отметить наиболее активных учащихся.

2.       Выставление оценок.

3.      Анализ и оценка успешности достижения цели.

6. Домашнее задание:                                                                              - выучить параграф 40 стр.131-133;                                                                               - письменно в тетради ответить на вопросы 4-6 стр. 134;                                                           - повторить параграф 39.


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Тема : «Ветер». Дата проведения: 01

Тема : «Ветер». Дата проведения: 01

Представьте, что вы находитесь в загородном доме

Представьте, что вы находитесь в загородном доме

Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше

Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше

Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года

Определить, как меняется направление ветра в течении суток и по сезонам года

III группа . Вы должны представить себя на берегу

III группа . Вы должны представить себя на берегу

V группа . Вы должны представить себя на берегу

V группа . Вы должны представить себя на берегу

Представители групп рассказывают о своем ветре по-своему

Представители групп рассказывают о своем ветре по-своему

Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра?

Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра?

Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой – либо территории, строят особые графики, которые называют «розы ветров»

Чтобы иметь наглядное представление о преобладающих ветрах на какой – либо территории, строят особые графики, которые называют «розы ветров»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022