Дата: 3 класс окружающий мир.
Эта удивительная природа. Урок 10. Тела, вещества, частицы
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: «тело», «вещество», «частица», со строением веществ в разных агрегатных состояниях; обучения различению тела и вещества; проверки знаний учащихся по теме.
Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков и познавательной активности.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к окружающему миру, любознательности, дружеских отношений в коллективе.
Сценарий урока
I. Организация начала урока. Сообщение темы урока.
Долгожданный дан звонок – На уроках и в игре,
Начинается урок. Смело, четко говорим
Каждый день – всегда, везде, И про все узнать хотим!
– Сегодня мы начинаем изучать новый увлекательный раздел. Прочитайте его название. («Эта удивительная природа».)
– Как вы думаете, что нас ждет при изучении этого раздела? (будем проводить опыты, классифицировать растения и животных и т. п.)
– Тема сегодняшнего урока: «Тела, вещества, частицы».
II. Изучение нового материала.
1. Введение понятия «тело».
– Что вы видите на картинках? (телебашня, рубашка, шорты, кепка, мальчик.)
– Все ли слова, названные вами, позволили точно представить предмет?
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
Тела различаются размером, формой, цветом, тем, из чего они сделаны.
– Какие тела есть в нашем классе? (парты, доска, стулья, цветы, ученики…) на улице? (дома, машины, пешеходы, деревья…)
Работа с источником информации (словарь С. И. Ожегова):
1. Тело – отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом.
2. Тело – организм человека или животного в его внешних, физических формах.
3. Тело – часть организма…
4. Тело – основная часть, корпус чего-нибудь.
В науке же телами называют все предметы, которые нас окружают.
Работа с карточками.
У учащихся на столах карточки с изображениями тел (предметов). учащимся предлагается разделить картинки на две группы: стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. По окончании работы учащиеся зачитывают названия тел, это будет первая группа. Объясняют, по какому признаку они поместили слова в эту группу. Аналогично проводится работа со второй группой.
Правильный ответ:
Искусственные тела: стол, карандаш, книги, кресло.
Естественные тела: солнце, дерево, облако, камень.
– А теперь отгадайте загадки:
• Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. (звезды.)
• Ну-ка, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет? (солнце.)
• Бела, кругла на небе ночью я. (луна.)
– Это тела? (Да.) Как вы считаете, к какой группе они относятся? (Естественные.)
вывод: есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.
2. Введение понятия «вещество».
– Вспомним то, о чем мы говорили в начале урока. Мы затруднялись точно определить, являются ли металл, вода, глина телами, и пришли к выводу, что они не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. мы называем их веществами.
Вывод: все тела состоят из веществ.
– Что такое вещество? Вещество – это то, из чего состоят тела.
– Оказывается, тела состоят из веществ. Есть тела, которые образованы одним веществом (показывает кусочек мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества.
– Из чего состоит молоток? (Молоток состоит из металла и дерева (рукоятка).)
– Из чего состоят ножи? (Ножи состоят из веществ – металла и дерева.)
вывод: тела могут состоять из одного вещества, а могут – из нескольких.
Работа в рабочей тетради.
– Откройте рабочую тетрадь (№ 1, с. 14). Распределите картинки по группам: вещество или тело. (Вещества: железо, древесина, резина, золото; тела: шахматная доска, утюг, украшение, шина.)
– Вещества могут быть естественными и искусственными. Как вы это понимаете? (естественные – природные, а искусственные сделаны человеком, в химических лабораториях.)
– Какие из этих веществ естественные, а какие искусственные? (резина – искусственное вещество, остальные – естественные.)
– Соотнесите вещество и тело, что из чего сделано. (железо – утюг, древесина – шахматная доска, резина – шина, золото – украшение.)
– Одно тело может состоять из разных веществ. Из каких веществ состоит это тело (показывает коньки)? (кожа, сталь, пластик, хлопок.)
3. Формы состояния тел.
– Существуют три формы состояния тел. Какие? (твёрдые, жидкие, газообразные.)
Твёрдые тела похожи на камни: предметы постоянной формы и размера.
Жидкие тела похожи на воду: текучи, они сохраняют свой объём, но принимают форму сосуда, в который налиты. свойство жидких тел – текучесть можно наблюдать, переливая воду из стакана в другие ёмкости различной формы.
Газообразные тела похожи на воздух: лёгкие, прозрачные, летучие, упругие.
– Распределите картинки в соответствии с формами тел. (Солнце – раскаленный газовый шар – газообразное тело, гвозди – твердое тело, молоко – жидкое тело.)
– физкультминутка
Листики
Мы листики осенние, Ветер снова набежал
На ветках мы сидим. И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели. Закружились, полетели
Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.
И на землю тихо сели.
4. Введение понятия «частица» (молекулы и атомы).
– Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? Чтобы выяснить это, проведем несложный опыт.
На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного оборудования: химический стакан (можно заменить любым небольшой емкости стаканом), ложечка для размешивания, салфетка, кусочек сахара.
Опыт 1. В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт. Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем. Как вы думаете, можно сказать, что в сосуде находится одно вещество?
Часто тела образованы не одним веществом, а несколькими. Тогда мы говорим о смеси веществ, например, воздух – смесь разных газов; чай, кофе с молоком и т. д. – смесь разных веществ.
– Куда исчез сахар?
– Каким образом можно доказать, что в стакане по-прежнему присутствует сахар? (Попробовать воду на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на вкус.)
Вывод: после растворения в жидкости сахар не перестал быть сахаром, потому что вода осталась сладкой. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц, не видимых глазу (молекул).
Опыт 2. Положим в стакан с водой кристаллик марганцовокислого калия (марганцовки) и понаблюдаем за окрашиванием воды. попробуем объяснить, что происходит.
– Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной? (Нет, вода окрашивается, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.)
– Почему такого маленького кристаллика марганцовки хватило, чтобы окрасить всю воду? (Значит, в маленьком кристаллике очень много частиц.)
– О чём говорит распространение окрашивания в разные стороны? (Частицы двигаются в разных направлениях.)
– Какой же вывод мы можем сделать? (Вещества не сплошные, состоят из отдельных частиц.)
– Итак, из чего состоят вещества?
Вывод: вещества, а значит, и тела, состоят из мельчайших частиц – молекул, а молекулы состоят из атомов.
– Почему же мы их не видим? (они очень маленькие.)
– Если увеличить молекулу в миллион раз, то она будет выглядеть как точка. При таком увеличении толщина волоса стала бы 100 метров, мышка – длиной 100 километров, а высота человека достигла бы 1700 километров.
Самое распространенное вещество на Земле – вода. Давайте заглянем внутрь молекулы воды. Молекула воды состоит из 1 атома кислорода и 2 атомов водорода (Н2О), это одна из простых молекул.
5. Три состояния вещества.
– состояние вещества зависит от того, как расположены и связаны в нем молекулы. Частицы (молекулы и атомы) одного вещества отличаются от частиц другого вещества формой, размером. Ученые установили, что между частицами есть промежутки.
В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу; в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды; самые большие промежутки – в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи. |
|
У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.
• Молекулы не скреплены между собой, они движутся с большой скоростью (от 120 до 1200 м/с – как артиллерийский снаряд), сталкиваются, разлетаются, заполняя весь объём – это… газообразное вещество.
• Между молекулами имеется расстояние, они притягиваются друг к другу, но не очень сильно. Молекулы колеблются, иногда перемещаются, их легко оторвать друг от друга – это… жидкое вещество.
• Молекулы сильно притягиваются, крепко соединены, колеблются около положения равновесия – это… твёрдое вещество.
работа в рабочей тетради (задание № 6, с. 15).
– В каких состояниях находятся вещества? Подпишите картинки.
III. Повторение изученного материала.
– проверим свои знания, узнаем, удалось ли решить поставленную задачу.
– Согласны ли вы с утверждениями?
• Все тела созданы природой.
• Предметы, имеющие форму, очертания, их можно представить точно, называются телами.
• Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
• Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов).
• Все тела состоят только из одного вещества.
– Итак, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке.
– Что в науке называют телами? (все окружающие предметы.)
– Из чего состоит тело? (из вещества.)
– Из чего состоит вещество? (из частиц: молекул и атомов.)
– Зная это, мы теперь можем объяснить многие процессы, с которыми встречаемся в жизни.
IV. Применение и углубление знаний.
Подумайте!
– Почему высыхает мокрая одежда? (При нагревании молекулы воды переходят в газообразное состояние и улетучиваются – испаряются.)
– Почему мы чувствуем запах предметов? (Так как молекулы пахнущих тел отрываются от них и вместе с молекулами воздуха попадают к нам в нос.)
– Почему запахи чувствуются на расстоянии? (Газы летучи – молекулы пахнущих тел перемещаются в воздухом на расстояния, при ветре – дальше.)
– У некоторых твёрдых веществ (тел) – стекло, гранит – молекулы сильно притягиваются друг к другу, поэтому эти вещества (тела) почти не пахнут.
– Почему становится невидимым кусочек сахара в горячем чае? (Кусочек сахара в жидкости распался на мельчайшие частицы – молекулы. Молекулы сахара перемешались с молекулами чая. Но чай сладкий, значит, сахар там есть.)
– Почему жидкости можно переливать? (Жидкости текучи, потому что их молекулы могут передвигаться относительно друг друга.)
– Почему каменные ступени со временем разрушаются? (На камни действуют внешние силы природы. Солнце нагревает – камни расширяются, при холоде – сжимаются, в итоге – разрушение. Молекулы камня выдувает ветер, вымывает дождь.)
V. Итог урока.
– Понравился вам урок? Что понравилось?
– Что называется телом? что характеризует тело? приведите пример. (Все, что нас окружает, называется телами.)
– Какие бывают тела по агрегатному состоянию? (жидкие, твердые, газообразные.)
– Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства вещества сохранились?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.