1-е занятие
Программное содержание. Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке.
Ход занятия:
П е д а г о г. В любом музыкальном произведении выражены чувства, переживания, настроения человека. Иногда уже само название пьесы указывает на те или иные настроения. Например, «Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара, «Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Материнские ласки» А. Гречанинова и многие другие. Грусть, радость, нежность, беспокойство, тревога и другие чувства выражены в них. Сегодня вы услышите ещё два произведения с подобными «говорящими» названиями.
67.docx
Музыкальный порыв
1е занятие
Программное содержание. Расширять
представления детей о чувствах человека,
существующих в жизни и выражаемых в музыке.
Ход занятия:
П е д а г о г. В любом музыкальном произведении
выражены чувства, переживания, настроения
человека. Иногда уже само название пьесы
указывает на те или иные настроения. Например,
«Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара,
«Ласковая просьба» Г. Свиридова, «Материнские
ласки» А. Гречанинова и многие другие. Грусть, радость, нежность, беспокойство, тревога и другие
чувства выражены в них. Сегодня вы услышите ещё
два произведения с подобными «говорящими»
названиями.
Первое написал композитор Р. Шуман, второе, С.
Прокофьев. Эти имена вам знакомы. Р. Шуман
немецкий композитор, дирижёр, педагог, который
жил в прошлом веке. С. Прокофьев современный
русский композитор, пианист, дирижёр. Первая
пьеса называется «Порыв», вторая «Раскаяние».
Что такое порыв, как бы вы объяснили это слово?
Д е т и. Когда сильно дует ветер.
П е д а г о г. Да, в непогоду ветер иногда налетает
внезапно, порывисто. Эти порывы могут
прекращаться и снова налетать, обрушиваться
шквалом, сметая всё на своём пути. Но Роберт
Шуман не назвал свою пьесу «Порыв ветра», а дал ей название «Порыв». Поэтому можно думать, что
композитор подразумевал порыв в душе человека
внезапное, сильное, резкое, пылкое проявление
какогото чувства, горячее стремление сделать
чтото, воодушевление, подъем или смятение
чувств. Порывистость это внезапная смена
настроений человека: устремлённость к чемуто,
радость, нежность или гнев. Послушайте пьесу
«Порыв» Р. Шумана и скажите, как меняется
настроение в ней. (Звучит запись.)
Д е т и. Музыка взволнованная, громкая, потом
нежная, мягкая.
П е д а г о г. Да, взволнованный, смятенный,
бурный, бушующий порыв сменяется то
радостным, счастливым, восторженным чувством,
то нежностью, лаской, то вновь стремительно и яростно обрушивается шквал звуков. (Пьеса
звучит повторно.)
П е д а г о г. А теперь послушаем пьесу С.
Прокофьева «Раскаяние». Что такое раскаяние?
Д е т и. Когда человек жалеет о том, что совершил
плохой поступок.
П е д а г о г. Да, если человек понимает, что
поступил нехорошо, и сожалеет об этом,
раскаивается, чувство вины мучает его, не даёт
покоя. В пьесе С. Прокофьева «Раскаяние»
повторяются похожие интонации, как одна и та же
неотвязная мысль. Послушайте. (Исполняет
пьесу.) Какая это музыка по настроению?
Д е т и. Грустная, жалобная.
П е д а г о г. Да, музыка звучит как грустное
раздумье. Послушайте пьесы «Порыв» и «Раскаяние» ещё раз. (Исполняются
произведения.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей различать
смену настроений и их оттенки в музыке.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы говорили о том, что порыв может
быть и в природе, и в жизни человека. В природе
это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра.
Душевный порыв это резкая перемена
настроения, внезапно нахлынувшее сильное
чувство, устремление.
Пьеса «Порыв» входит в сборник Р. Шумана
«Фантастические пьесы». Известно, что Р. Шуман
был фантазёром, выдумщиком, не случайно именно
ему принадлежит создание этого сборника. Слушая эту пьесу, можно себе представить
фантастическую картину взбунтовавшейся
природы или просто слушать, следя за сменой
чувств, настроений: стремительность и сила всё
время сменяются трепетной нежностью. Первая,
порывистая тема проходит несколько раз. При
повторениях она звучит ещё более настойчиво,
сильно, мощно. Второй раз эта мелодия появляется
перед средней частью пьесы. Какой характер
средней части? (Исполняется фрагмент.)
Д е т и. Спокойный, нежный, потом игривый.
П е д а г о г. Правильно. Средняя часть пьесы сама
состоит из трёх частей: крайние части спокойного,
ласкового характера, а серединка игривая,
шутливая, шаловливая. (Звучит фрагмент.)
Но вот в конце средней части пьесы появляются
тревожные, настороженные интонации. Всё затихает, как перед грозой, и вдруг начинают
тревожно мелькать обрывки первой порывистой
темы, всё громче, настойчивее, и вот, наконец,
возвращается (в третий раз) порывистая мелодия,
открывая третью, последнюю, часть пьесы, которая
повторяет первую. (Звучит
фрагмент.) Последний раз темапорыв появляется
в самом конце пьесы, заканчивает её,
утверждается, снова налетая как вихрь внезапно,
бурно и мощно. Она словно сметает мелодию,
выражающую чувство нежности, трепетности,
душевности, тепла. (Звучит пьеса.)
Теперь давайте вспомним пьесу С.
Прокофьева «Раскаяние». Мы говорили о том, что
в ней выражено чувство печали, сожаления. В
музыке повторяются одни и те же интонации, но
они звучат поразному, то в низком регистре, то высоко, и различные оттенки настроений
сменяются в этой музыке. В начале мелодия
сумрачная, сосредоточенная, сердитая, даже как
бы с чувством досады (исполняет 12й такты),
одни и те же звуки повторяются по нескольку раз,
твердятся на разные лады. Музыка звучит то
задумчиво, мягко, как размышление, то
вопросительно (исполняет 34й такты), то
жалобно (играет 56й такты), то с
тревогой (играет 78й такты), то вдруг
слышатся жалобные вздохи, печаль,
сожаление (звучат 910й такты), то даже
отчаяние (исполняет 1112й такты), то музыка
становится тёмной и грустной (играет 1516й
такты, исполняет пьесу повторно).
Сейчас послушайте ещё одну пьесу, в которой, как
ясно уже из названия, тоже выражено грустное настроение. Она называется «Слеза». Написал её
великий русский композитор Модест Петрович
Мусоргский. Грусть бывает разная. Какие
настроения выражены в этой пьесе? (Исполняет
её.)
Д е т и. Музыка грустная, печальная, жалобная.
П е д а г о г. Да. Пьеса начинается со вступления,
оканчивается заключением. Вступление звучит
грустнозадумчиво, неторопливо (исполняет
фрагмент). Как меняется настроение музыки,
сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. Три части. В середине музыка спокойная,
не грустная.
П е д а г о г. Правильно. Средняя часть звучит как
грёза, мечта, светло, нежно и прозрачно.
Кружевная мелодия вьётся вокруг одних и тех же звуков мечтательно, задумчиво, ласково, мягко,
мило, сердечно, безмятежно. (Звучит
фрагмент.) Но вот снова появляются грустные
интонации и мелодия звучит жалобно, понуро,
тоскливо. (Исполняет фрагмент.) А как
заканчивается пьеса? (Звучит заключение.)
Д е т и. Не грустно, светло.
П е д а г о г. В конце пьесы есть заключение. Оно
похоже на вступление, но отличается окончанием.
Вступление заканчивается неуверенно,
вопросительно, мечтательно, а заключение
просветлённо, успокоенно, с надеждой на то, что
грустные дни минут. После слёз у человека часто
наступает облегчение. (Исполняет вступление и
заключение, потом всю пьесу.)
3е занятие Программное содержание. Познакомить детей с
таким жанром музыки, как ноктюрн.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы уже умеете различать оттенки
настроений в музыке. Мы сравнивали разные
грустные пьесы (звучат фрагменты).
Сейчас послушайте пьесу великого русского
композитора Михаила Ивановича Глинки. Она
называется «Разлука». В этой пьесе есть
подзаголовок «Ноктюрн». Ноктюрн – это
лирическая пьеса с певучей, песенной мелодией. В
переводе с французского языка nocturne означает
«ночной». Поэтому можно сказать, что ноктюрн
это ночная песня. Но песня, которая не поётся, а
играется на какомнибудь музыкальном
инструменте, например, на фортепиано. Какое настроение выражено в этой
музыке? (Исполняется пьеса.)
Д е т и. Музыка нежная, грустная.
П е д а г о г. Пьеса «Слеза» М. Мусоргского тоже
грустная. Как эти пьесы отличаются по
настроению? (Исполняются фрагменты.)
Д е т и. «Слеза» печальная, а «Разлука»
взволнованная.
П е д а г о г. Да. Обе пьесы начинаются со
вступления задумчивого, нежного характера. Сама
мелодия ноктюрна звучит сначала задушевно,
сердечно, грустно, но вскоре появляется волнение,
трепетность, беспокойство: одна и та же жалобная
интонация, повторяясь, поднимается выше,
становится настойчивой. Мелодия ноктюрна звучит то высоко и нежно, то в
низком регистре, тепло, задушевно, более
мужественным густым тембром, то снова
переходит в верхний регистр и звучит
взволнованно, проникновенно, горячо, с большим
чувством, ярко. (Исполняются фрагменты.)
Сейчас вы познакомитесь с другим ноктюрном П.
Чайковского. Вы послушаете его в двух
исполнениях: на фортепиано и в переложении для
виолончели с оркестром. Какая музыка по
характеру? (Исполняет фрагмент на
фортепиано.)
Д е т и. Взволнованная, грустная.
П е д а г о г. А в исполнении на виолончели с
оркестром? (Звучит запись.)
Д е т и. На виолончели мелодия звучит ярче. П е д а г о г. На фортепиано ноктюрн звучит
прозрачнее, светлее, мягче, потому что мелодия
играется в более высоком регистре, нежно. А на
виолончели ниже, гуще, трепетнее. Сочетание
виолончели с оркестром создаёт другие краски.
Струнные инструменты звучат теплее, насыщеннее.
Виолончель поёт низко, задушевно, тепло,
трепетно, как бы низким мужским голосом. В
средней части музыка становится светлее,
возбуждённее, быстрее. А в третьей части пьесы,
которая с некоторыми изменениями повторяет
первую, к голосу виолончели очень красиво
присоединяется флейта. Она разговаривает с
виолончелью, оплетает звучание нежными
кружевами тонкой извилистой мелодии. (Звучит
фрагмент, затем вся пьеса в двух исполнениях.) Йозеф Гайдн. Соната № 7 ре мажор
1е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
сонатным циклом.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вам знакомо слово соната. Сначала
оно означало «произведение для музыкального
инструмента», в отличие от вокального
произведения, которое называлось кантата. Позже
сонатой стали называть крупные музыкальные
произведения, состоящие из нескольких
завершённых частей (трёх или четырёх).
Каждая из частей имеет свой характер, круг
настроений. В первой части сталкиваются разные образы,
контрастные мелодии темы, которые, словно
персонажи в сказках, мирно разговаривают или
ссорятся, скрашивают друг друга о чёмто. Вторая
часть медленная, часто задумчивая, печальная,
сосредоточенная. Третья бывает шутливой,
игривой, живой, блестящей.
Сегодня вы услышите одну из сонат Йозефа Гайдна
– известного австрийского композитора. Он жил
примерно в то же время, что и В. А. Моцарт,
дружил с ним.
Музыка Гайдна тесно связана с народным
искусством Австрии. Она жизнерадостна,
добродушна, остроумна, в ней много света, юмора.
Соната № 7 ре мажор состоит из трёх частей.
Какой характер музыки в каждой части? (Звучит
соната.) Д е т и. Первая часть весёлая, радостная, вторая
печальная, грустная, третья шутливая, озорная.
2е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
сонатной формой, первой частью сонатного цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы ознакомились с сонатой ре мажор
Й. Гайдна, слушали все три части. Сегодня мы
послушаем первую часть и поговорим о ней
подробнее. Первая часть сонаты состоит из трёх
разделов. В первом разделе композитор показывает
нам основные темы мелодии, каждая из них имеет
свой характер.
Этот раздел называется экспозиция, что означает
показ. Вы, наверное, слышали выражение:
«экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции сонаты все основные темы (а
их, как правило, четыре) предстают перед нами.
Второй раздел называется разработка. В нём темы
развиваются, варьируются, разрабатываются,
сталкиваясь друг с другом.
Последний, третий раздел реприза повторяет
первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.
Основные темы экспозиции называются так:
главная партия, связующая, побочная и
заключительная. Главная и побочная партии
контрастны между собой, между ними
связующая. Заключительная партия часто
перекликается по характеру с главной. Она
завершает экспозицию.
Давайте послушаем сначала одну экспозицию
первой части сонаты и постараемся различить
характер основных тем. (Звучит экспозиция. Педагог по ходу звучания говорит детям о
появлении той или иной темы, затем сам играет
каждую тему отдельно, дети определяют
характер музыки: главная партия (18й такты)
жизнерадостная, искристая, праздничная,
звонкая; связующая партия (916й такты)
торжественная, решительная, уверенная,
напористая; побочная партия (1721й такты)
робкая, нежная, лёгкая, лучистая;
заключительная партия (2241й такты)
энергичная, блестящая, бодрая, волевая. После
этого экспозиция звучит повторно.)
П е д а г о г. В разработке главная партия звучит
совсем подругому. Она теряет свою уверенность и
блеск, звучит в более низком регистре, неуверенно,
сумрачно, таинственно, прерывается
вопросительными, мягкими интонациями. Потом музыка становится решительнее, настойчивее,
беспокойнее, появляется заключительная партия. В
конце разработки снова возвращается главная
партия, неуверенная, затаённая, но с наступлением
репризы словно прорывается яркий свет, который
снимает все тревоги и беспокойства, главная
партия звучит жизнерадостно, сверкая. За ней
снова проходят все темы экспозиции,
утверждается радостное, праздничное настроение.
3е занятие
Программное содержание. Познакомить детей со
второй и третьей частями сонатного цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы послушаете вторую и
третью части сонаты Й. Гайдна. Скажите, какие они по характеру? (Исполняются 2я и 3я
части.)
Д е т и. Вторая часть медленная, грустная,
задумчивая, мрачная. Третья очень весёлая,
шутливая, порхающая, забавная.
П е д а г о г. Вы уже знакомы с формой рондо.
Слушали «Турецкое рондо» В. А. Моцарта. Третья
часть сонаты Й. Гайдна тоже написана в форме
рондо. Основная мелодия рефрен, беспечная,
живая, игривая, стремительная несколько раз
повторяется, ей на смену приходят контрастные
эпизоды. Рефрен начинается легко,
изящно (исполняет 18й такты), потом в
серединке появляется мимолётная
грусть (исполняет 912й такты), и снова музыка
искрится весельем (исполняет 1320й такты). Рефрен появляется три раза: в начале, в середине и
в конце части. Между его появлениями звучат два
эпизода. Один строится на перекличке
решительных, властных аккордов и нежной,
воздушной мелодии (исполняет 2140й
такты). Второй эпизод светлый, радостный,
безмятежный, в конце его музыка как будто
заблудилась, потерялась: один и тот же звук
повторяется неуверенно, затаённо, но вот снова
стремительно врывается рефрен, весело, с шуткой,
жизнерадостно, с блеском заканчивая сонату.
Когда слушаешь эту прекрасную музыку,
вспоминаются строки, посвящённые русскому
композитору, пианистувиртуозу, педагогу,
дирижёру Антону Григорьевичу Рубинштейну.
Игры упоительной звуки текли.
Мы в нежном восторге внимали. Все радости неба, все горе земли
Те звуки в себе отражали.
Пленять нас и трогать им было дано:
Пред ними стихали сомненья,
И было так много обид прощено
И пролито слёз умиленья!
О, пусть нас уносит волшебной игрой
Туда, в те надзвёздные дали,
Где нет ни вражды, ни тревоги земной,
Ни зла, ни борьбы, ни печали!
Это стихотворение написал великий князь
Константин Константинович Романов,
принадлежавший к царствующему дому,
замечательный русский поэт и музыкант. Свои
стихи он подписывал инициалами К. Р. В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор
1е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
жанром симфонии.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы много раз слышали 40ю
симфонию В. А. Моцарта. Наверняка эта музыка
нравится вам. Она очень красивая, душевная,
трепетная. Недавно вы познакомились с сонатой ре
мажор Й. Гайдна. Симфония эта та же соната, но
написанная для оркестра. В ней несколько частей,
чаще всего четыре. Первая часть, как и соната,
пишется в сонатной форме: состоит из трёх
разделов (экспозиции, разработки и репризы). В экспозиции несколько тем (главная, связующая,
побочная и заключительная), которые как бы
являются «действующими лицами» или
персонажами повествования. У каждой из них свой
характер.
Вторая часть симфонии медленная, лирическая.
Третья менуэт (иногда вместо менуэта в
симфонии бывает скерцо).
Четвертая часть – финал быстрая, стремительная.
Послушайте первую часть симфонии, постарайтесь
проследить за тем, как меняется характер музыки
при появлении новых мелодийтем. (Звучит
первая часть, педагог привлекает внимание
детей к смене настроений. Затем дети
слушают вторую, третью и четвертую части симфонии во фрагментах и определяют
характер музыки.)
2е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
первой частью симфонического цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня мы послушаем первую часть
симфонии и поговорим о ней поподробнее о
характере, настроениях основных мелодий и
разделов этой части. Какого характера главная
тема? (Звучит фрагмент.)
Д е т и. Нежная, взволнованная.
П е д а г о г. Да, трепетная, задушевная,
взволнованная, молящая тема всё время
прерывается решительными и угрожающими
интонациями. После главной звучит связующая партия настойчивая, энергичная,
активная. (Звучит фрагмент.)
Побочная партия мягкая, нежная, робкая, изящная,
трогательная, она звучит легко, прозрачно,
воздушно. (Звучит фрагмент.)
Заключительная партия сердито, напористо
сметает этот островок нежности и покоя. Она
похожа на главную тему, но звучит более
тревожно, беспокойно, взволнованно. (Звучит
фрагмент.)
Так заканчивается первый раздел сонатной формы
экспозиция.
Второй раздел разработка. Она вся построена
только на главной теме. Но её характер всё время
меняется. То она звучит неуверенно, робко,
нерешительно, тревожно, то жалобно. Внезапно
мелодию перебивает напористая, мужественная, решительная тема. (Звучит фрагмент.) В конце
разработки жалобно мелькают интонации главной
темы, всё затихает, замирает.
Начинается реприза. (Звучит фрагмент.) Реприза
похожа на экспозицию, но она ещё более
драматичная, смятенная, встревоженная. (Звучит
фрагмент.)
3е занятие
Программное содержание. Познакомить детей со
второй, третьей и четвёртой частями
симфонического цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как звучит вторая часть симфонии
Моцарта, какая она по
настроению? (Исполняется фрагмент.)
Д е т и. Спокойная, задумчивая. П е д а г о г. Да, эта часть проникнута настроением
мечтательности, она светлая, зыбкая.
Третья часть симфонии менуэт. Менуэт это
старинный французский танец, который
исполняется маленькими шажками, церемонно, с
поклонами и приседаниями. Этот же менуэт
совсем не похож на галантный танец, он скорее
напоминает суровое шествие, звучит грозно,
встревоженно, сурово, решительно, мощно.
(Звучит фрагмент.)Средняя часть менуэта
прозрачная, безоблачная, светлая, нежная,
ласковая, воздушная (звучит фрагмент).
Четвёртая часть симфонии (финал) перекликается
по настроению и по интонациям мелодий с первой
частью. Стремительная, мечущаяся тема
прерывается грозными аккордами, взволнованными
и драматичными. (Звучит фрагмент.) Затем наступает просветление, звучит лучистая, нежная
тема. (Звучит фрагмент побочная партия.) И
снова музыка становится беспокойной, тревожной,
смятенной, гневной, возбуждённой. (Звучит
фрагмент заключительной партии, разработки.) Музыкальный момент
1е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
жанром музыки музыкальный момент.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знаете, что музыкальные
произведения могут быть написаны в разных
жанрах: прелюдия, ноктюрн, юмореска. Сегодня я
познакомлю вас с ещё одним музыкальным жанром
музыкальный момент. Музыкальный момент это
небольшая инструментальная пьеса, в которой
могут быть выражены разные переживания человека: лёгкая грусть и грустьскорбь,
взволнованность и тревога.
Впервые в музыке это название музыкальный
момент появилось у крупнейшего австрийского
композитора Франца Шуберта. Шуберт писал
музыку, в которой разные чувства человека
выражены с необыкновенной искренностью и
простотой. Любимый жанр Ф. Шуберта песня. В
своих песнях композитор раскрывал все тонкости
души человека, его огромный внутренний мир.
Одну из песен Ф. Шуберта вы уже знаете. Это
знаменитая «Ave, Maria». (Звучит фрагмент.)
Ф. Шуберт создал и крупные произведения:
симфонии, увертюры, сонаты, хоры, и небольшие
пьесы для фортепиано: экспромты, вальсы,
музыкальные моменты. Любовь композитора к
песне проявилась и в том, что он умел в своих произведениях создавать очень красивые и
разнообразные мелодии.
Ф. Шуберт учился музыке с восьми лет пел в
хоре, играл на органе. Позже он преподавал,
сочинял свою замечательную музыку. Умер Ф.
Шуберт очень рано, совсем молодым человеком, в
31 год. Он умер в бедности и нищете. Но музыка
его за душевность, простоту и искренность любима
людьми всего мира.
Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта
фа минор и скажите, какая музыка по
характеру. (Пьеса исполняется педагогом или
звучит в записи.)
Д е т и. Шутливая, нежная, добрая.
П е д а г о г. Вы услышали, какая в этой пьесе
красивая мелодия изящная, танцевальная, милая, обаятельная. Она звучит то с нежной грустью, то
шутливо, то ярко, решительно, игриво, то очень
хрупко и легко. В этой музыке много украшений
(мелких, лёгких звуков), которые придают ей
утончённость и изысканность, делают её очень
красивой. (Исполняет фрагмент.) Этой пьесой
любуешься как драгоценной, тонко и с
мастерством сделанной вещью, хочется
рассматривать в ней каждый узор и завиток,
следить, как она искрится и переливается. (Звучит
фрагмент, затем вся пьеса целиком.)
А сейчас послушайте другой «Музыкальный
момент. Его написал русский композитор Сергей
Васильевич Рахманинов. Какая по настроению эта
пьеса? (Звучит запись.)
Д е т и. Таинственная, жалобная, грустная. П е д а г о г. Да, в этом «Музыкальном моменте»
выражено чувство душевного смятения,
порывистости, безысходной печали. (Пьеса звучит
повторно.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей
сравнивать контрастные пьесы одного жанра,
расширять представления детей о чувствах
человека.
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали две
пьесы «Музыкальный момент» разных авторов
австрийского композитора Франца Шуберта и
русского композитора Сергея Васильевича
Рахманинова. Рахманинов знаменитый русский композитор был
и великим пианистомвиртуозом. Слава о нём
разносилась по всему миру. Он давал концерты как
пианист и дирижёр в России и за рубежом. С.
Рахманинов начал заниматься музыкой очень рано,
в четыре года, сначала со своей матерью, потом с
другими педагогами, он с увлечением и любовью
сочинял музыку. С. Рахманинова считают
продолжателем идей творчества П. Чайковского,
как бы его «музыкальным наследником».
Его произведения, как и музыка П. Чайковского,
искренни и лиричны, в них с открытостью, ярко
выражены разные человеческие чувства. Поражает
красота и разнообразие мелодий С. Рахманинова.
Они славятся своей «бесконечностью», широтой,
похожи на русские просторы. Большое значение в
его музыке играет ритм иногда чёткий, иногда суровый и властный. Когда мы слушаем музыку С.
Рахманинова, перед глазами часто встают образы
русской природы. Неслучайно композитора
называли «Левитаном русской музыки». Его
произведения также поэтичны, как картины
замечательного русского художника И. Левитана.
Но в них, пожалуй, больше трагического и
драматичного, чем в лирических пейзажах
художника.
С. Рахманинов написал много крупных
произведений: оперы, симфонии, концерты,
сонаты, кантаты для хора и оркестра. Он создал и
множество фортепианных пьес, а также романсов.
Послушайте «Музыкальный момент» № 2 ми
бемоль минор С. Рахманинова, с которым вы
познакомились на прошлом занятии, и скажите, как
меняется настроение музыки? (Звучит запись.) Д е т и. Сначала музыка нежная, грустная,
взволнованная, жалобная, а в середине грозная,
страшная, мрачная и жалобная.
П е д а г о г. Да, в пьесе три части. Она начинается
и заканчивается порывисто, смятенно. На фоне
таинственных, стремительно несущихся,
мелькающих, беспокойных, мятущихся звуков
мелодия жалуется, плачет, молит о чёмто. В
средней части слышны грозные, бушующие
интонации. Мощные аккорды остановки
прерывают движение, звучат зловеще, неумолимо,
мятежно, гневно, как яростные порывы ветра, а
мелодия жалобно разговаривает с ними. И снова
слышится музыка первой части пьесы: на зыбком,
ажурном, обволакивающем фоне (как будто
сыплется и сыплется снег, и метель заносит всё
вокруг) трепетно и жалобно звучит мелодия. Боль, чувство печали не утихают к концу пьесы, и
мелодия попрежнему звучит щемяще и
пронзительно горестно, жалобно, с мольбой. В
самом конце пьесы слышен отчаянный вопрос и
мрачные, грустные аккорды в
ответ. (Исполняется фрагмент, затем вся пьеса
целиком.)
А какого характера «Музыкальный момент» Ф.
Шуберта? (Исполняется пьеса.)
Д е т и. Изящный, лёгкий, танцевальный.
П е д а г о г. Как меняется характер музыки?
Д е т и. В середине она звучит ярче, смелее.
П е д а г о г. Средняя часть пьесы похожа на
вариации. В первой вариации мелодия звучит
звонко, игриво, беспечно (играет 1118й
такты), а во второй ликующе, восторженно, жизнерадостно (играет 1926й такты). Но вот
снова появляется начальная мелодия нежная,
грациозная, обаятельная, с оттенком светлой
грусти, лучистая и трогательная, добрая,
приветливая, ласкающая. Постепенно начинают
многократно повторяться отдельные интонации
мелодии, она как бы удаляется, прощается с нами,
звучит всё мягче, нежнее, неувереннее, робко,
затихает и исчезает в конце. (Звучит
фрагмент.) Эта пьеса совсем небольшая,
короткая. Музыка как бы промелькнула и исчезла.
Послушайте «Музыкальный момент» Ф. Шуберта и
попробуйте движениями рук передать смену
характера музыки. (Звучит пьеса.)
3е занятие Программное содержание. Учить детей
передавать характер музыки в двигательных
импровизациях.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы сравнивали с вами два
«Музыкальных момента» Ф. Шуберта и С.
Рахманинова. Эти произведения, хоть и носят одно
название «Музыкальный момент», очень разные
по настроению. В «Музыкальном моменте» С.
Рахманинова выражена целая буря чувств
смятение, порыв, отчаяние, мольба, а пьеса Ф.
Шуберта милая, тонкая, изящная,
танцевальная. (Исполняются пьесы, дети
высказываются о характере частей пьес.)
Пьеса Ф. Шуберта танцевальная и изящная.
Давайте потанцуем под музыку, попробуем
передать в движениях её характер. (Звучит пьеса.) Тематическое занятие «Шутка»
1е занятие
Программное содержание. Учить детей различать
оттенки одного настроения в пьесах с похожими
названиями: шутка, юмореска.
Ход занятия:
П е д а г о г. У человека может быть разное
настроение: иногда ему грустно, а иногда,
наоборот, хочется пошутить, повеселиться. Шутка может быть разной добродушной, безобидной или
задиристой, ехидной, насмешливой.
Мы с вами на прошлых занятиях слушали «Шутку»
И. С. Баха. Какая это музыка по
настроению? (Исполняется пьеса.)
Д е т и. Весёлая, добрая, шутливая.
П е д а г о г. Да, музыка эта добрая, светлая,
изящная, очень красивая. Сейчас вы послушаете
другую пьесу с похожим названием «Юмореска»
П. Чайковского. Юмореска (от слова юмор) это
пьеса шутливого характера, пьеса с юмором, то
есть шутка. Давайте сравним её с «Шуткой» И. С.
Баха. Такая же она добрая и безобидная? (Звучит
запись.)
Д е т и. Нет, она задиристая, дразнящая. П е д а г о г. В этой музыке чувствуется не такой
добродушный юмор, как в «Шутке» И. С. Баха. В
ней слышна насмешка, дразнящие интонации.
Музыка весёлая, задорная, игривая, бойкая, но
одновременно и поддразнивающая. Она
отрывистая, колючая, насмешливая. В ней слышны
неожиданные акценты, замедления. (Звучит
фрагмент.)А в средней части характер музыки
меняется. (Исполняется средняя часть.)
Д е т и. Музыка становится немного грустной.
П е д а г о г. Да, плавная, напевная мелодия
средней части звучит немного жалобно, обиженно.
Прислушайтесь, поддразнивающие интонации не
исчезают, а продолжают мелькать, как бы
разговаривают с жалобной мелодией, продолжают
её задирать, обижать, передразнивать укольчатые,
отрывистые. В музыке слышен диалог грустных, обиженных интонаций и
поддразнивающих. (Звучит фрагмент.)
Третья часть «Юморески», как и первая бойкая,
задиристая, ехидная. В конце пьесы музыка как бы
растворяется, исчезает, звучит легко,
полётно. (Звучит фрагмент.)Послушайте обе
пьесы ещё раз. (Звучит запись.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей различать
оттенки одного настроения в пьесах с похожими
названиями: шутка, юмореска, скерцо.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы говорили с вами о том, что шутки
бывают разные: добродушные, безобидные или
задиристые, ехидные, насмешливые. Вы слушали
две пьесы с похожими названиями «Шутку» И. С. Баха и «Юмореску» П. Чайковского. Они разные
по характеру: первая добродушная, вторая
насмешливая, колкая. (Звучат фрагменты.)
Сейчас вы услышите ещё одну пьесу П. И.
Чайковского. Она называется «Скерцо». Скерцо в
переводе с итальянского языка означает «шутка».
Видите, сколько разных названий пьес означают
примерно одно и то же: «Шутка», «Юмореска»,
«Скерцо». Послушайте «Скерцо» П. Чайковского и
скажите, какая это шутка добродушная или не
очень. (Звучит запись.)
Д е т и. Музыка сердитая.
П е д а г о г. Да, музыка сердитая, мчащаяся,
колючая, острая, фантастическая. А меняется ли
характер музыки? (Исполняется фрагмент
средней части.) Д е т и. Да, в середине музыка звучит очень
красиво и нежно.
П е д а г о г. Мелодия средней части
необыкновенно красива: очень добрая,
мечтательная, взволнованная, грустная, просящая.
Она как бы расцветает и перепивается
разноцветными красками. Но вот опять налетают
злые силы и сметают, разрушают эту красоту,
насмехаются над ней. (Звучит «Скерцо».)
Давайте сравним ещё две пьесы с одинаковым
названием «Юмореска». Одна «Юмореска»
современного русского композитора Родиона
Щедрина, другая чешского композитора
Антонина Дворжака. Какой характер этих
пьес? (Звучат две «Юморески».)
Д е т и. Первая озорная, а вторая добрая, нежная. П е д а г о г. Правильно. В пьесе Р. Щедрина
слышны то осторожные, вкрадчивые, шкодливые
интонации, то жёсткие, сердитые. Жёсткие,
твёрдые интонации как бы отпугивают мягкие,
крадущиеся интонации, которые исподтишка,
ластясь, затевают какоето озорство.
Подкрадывающиеся звуки снова тихонько, но
назойливо и упрямо продолжают своё кривляние,
насмешку, озорство, пока в конце их как
назойливую муху не прихлопнул жёсткий
аккорд. (Пьеса звучит повторно.)
А «Юмореска» А. Дворжака добродушная, мягкая,
изящная, шутливая. Мелодия легко подпрыгивает,
порхает игривая, грациозная. В средней части
музыка более напевная и ласковая. Давайте
движениями рук покажем, как меняется характер
музыки: в крайних частях пьесы движения будут острыми, короткими, а в средней более
плавными, размашистыми. (Можно предложить
детям потанцевать под эту музыку.)
Вот видите, как поразному можно выразить в
музыке шутливое настроение. Шутка бывает
невинной, добродушной, лёгкой или насмешливой,
озорной. Грусть и радость в музыке, как и в жизни,
имеют разные оттенки настроений.
Вольфганг Амадей Моцарт. Турецкое рондо
1е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
формой рондо. Ход занятия:
П е д а г о г. Мелодия, которую вы сейчас
услышите, любима многими людьми. Она очень
известна и популярна во всем мире. «Турецкое
рондо» Вольфганга Амадея Моцарта привлекает
красотой мелодий, изяществом, блеском. В этом
произведении В. А. Моцарт изобразил удары
большого турецкого барабана, неизвестного в те
времена в Европе. «Турецкое рондо» («Rondo alla
turca») часто звучит в виде самостоятельной пьесы,
хотя написано оно было как третья часть сонаты
для фортепиано.
Рондо это произведение, состоящее из
нескольких частей, одна из которых, главная,
повторяется, несколько раз. Рондо в переводе с
французского языка означает «хоровод», или
движение по кругу. Основная мелодия, повторяясь, образует как бы замкнутый круг. В
промежутках между повторениями основной темы
звучит другая по характеру музыка эпизод.
Эпизодов тоже может быть несколько.
Происхождение рондо связано с древними
хороводными песнями, в которых хор повторял
один и тот же припев, а солисты исполняли разные
эпизоды. «Турецкое рондо» иногда называют
«Турецким маршем» (хотя сам Моцарт так его
не назвал). Название «Турецкий марш» появилось
изза того, что эта музыка очень ритмичная и
напоминает марш, хотя в ней чувствуется и
танцевальность.
Послушайте «Турецкое рондо» Моцарта и
скажите, какая это музыка по
характеру. («Турецкое рондо» исполняется на
фортепиано или звучит в записи.) Д е т и. Музыка веселая, танцевальная, нежная,
иногда громкая, торжественная.
П е д а г о г. Да, основная тема радостная, светлая,
полетная, но в рондо есть эпизод другого
характера торжественный,
ликующий. (Исполняется повторно.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей различать
трехчастную форму рефрена и эпизода, подбирать
музыкальные инструменты, соответствующие по
тембру характеру музыки (оркестровка).
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы
познакомились с «Турецким рондо» В. А. Моцарта.
Как меняется характер музыки? (Звучит рондо.) Д е т и. Сначала музыка нежная, веселая, потом
торжественная, громкая.
П е д а г о г. Основная тема (она называется
рефрен) рондо повторяется. Она чередуется с
эпизодом другого характера. В этом рондо и
основная тема, и эпизод состоят из трех частей.
Основная тема нежная, воздушная, изящная
(исполняет фрагмент). В этой теме есть серединка,
которая звучит ярче, звонче,
увереннее (исполняет фрагмент, 916й
такты). На каком инструменте можно сыграть
начало рондо, чтобы подчеркнуть искристый,
радостный характер музыки?
Д е т и. На металлофонах, колокольчиках.
П е д а г о г. А в серединке, когда музыка звучит
ярче, звонче? Д е т и. На треугольнике.
П е д а г о г. Давайте сыграем вместе первую,
основную тему рефрен. (Дети оркеструют
рефрен.)
В этом рондо эпизод тоже состоит из трех частей.
Он начинается и заканчивается яркой,
решительной, призывной, торжественной,
праздничной мелодией, сопровождающейся
аккомпанементом, который похож на удары
турецкого барабана четкие и
энергичные. (Исполняет фрагмент, 2532й
такты.)
А середина эпизода, какого
характера? (Исполняет фрагмент, 3356й
такты.)
Д е т и. Нежная, быстрая, игривая, легкая. Педагог. Да, мелодия эта состоит из быстрых,
стремительных, летящих звуков в непрерывном
движении. Она легкая, живая, полетная,
лучистая. (Исполняет фрагмент повторно.) Но
вот опять турецкий барабан настойчиво, сильно,
решительно сопровождает торжественную
мелодию. (Звучит фрагмент, 5764й такты.)
Кто хочет подыграть на барабане и бубнах в такт
музыке, в начале и конце эпизода, когда звучит
торжественная мелодия? (Дети оркеструют
начало эпизода.)
А в середине эпизода, на каких инструментах
можно подыграть лёгкой и воздушной мелодии?
Д е т и. На колокольчиках, треугольнике.
П е д а г о г. Давайте вместе сыграем эпизод. Я на
фортепиано, а вы сначала на барабанах и бубнах, а в середине – на колокольчиках и треугольнике.
(Дети оркеструют эпизод.)
Потом первая тема рефрен и эпизод
повторяются ещё раз, но эпизод «теряет» свою
серединку, лёгкую, воздушную, ажурную,
подвижную мелодию. Он звучит не полностью, а
только его начало (с сопровождением турецкого
барабана). Эта торжественная, праздничная
музыка как бы утверждается. Заключительная
часть рондо, которая называется кода, звучит
радостно, решительно, энергично. Подыграйте мне
на всех инструментах сразу в конце рондо. (Дети
оркеструют коду, потом все рондо целиком.)
3е занятие Программное содержание. Учить детей различать
контрастные части рондо, оркестровать пьесу,
передавать характер музыки в движениях.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы говорили с вами, что рондо
произошло от древних хороводных песен, в
которых хор повторял главную тему, а солисты
исполняли разные куплеты. Давайте встанем в
круг, в хоровод. Под звучание первой, главной
темы рефрена вы будете маршировать, легко и
изящно, как подсказывает вам музыка. В средней
части рефрена и в эпизоде вы будете хлопать в
ладоши звонко или легко, а солисты внутри круга
будут импровизировать свои движения,
соответствующие характеру музыки. (Одни дети
двигаются под музыку, другие оркеструют
пьесу.) Людвиг ван Бетховен. Весело – грустно
1е занятие
Программное содержание. Рассказать детям о
том, что музыка передает разное настроение
людей (веселое, грустное, нежное, игривое).
Ход занятия:
П е д а г о г. У каждого человека может быть то
или иное настроение: весёлое или грустное,
спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе
солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ.
Поругала мама за какуюнибудь провинность или
сломалась любимая игрушка, и настроение
становится грустным, печальным. Музыка обладает волшебным свойством она
может передавать любое настроение человека,
выражать разные чувства, переживания нежность,
волнение, грусть и радость.
Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется
«Весело грустно». Эту пьесу написал
замечательный немецкий композитор Людвиг ван
Бетховен.
Прислушайтесь, настроение музыки будет
меняться. (Исполняет пьесу.) Вы почувствовали,
что сначала музыка звучала: весело, беззаботно,
шутливо (исполняет фрагмент 1й части), а
потом она загрустила, зазвучала
печально (исполняет фрагмент 2й части)? Но
вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться и
шалить (исполняет начало пьесы). Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига
ван Бетховена и будете их часто слушать. Столько
чудесной музыки создал этот композитор и для
детей, и для взрослых! (Пьеса звучит повторно.)
2е занятие
Программное содержание. Учить детей
передавать в движениях смену настроений в
трёхчастной форме пьесы.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса
немецкого композитора Л. Бетховена, которую вы
слушали на прошлом занятии. (Исполняет
фрагменты.)
Д е т и. «Весело грустно».
П е д а г о г. Прислушайтесь, как звучит мелодия в
первой части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или отрывисто? (Исполняет
фрагмент.)
Д е т и. Отрывисто.
П е д а г о г. Да, весёлая, шутливая мелодия этой
части звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия
второй части пьесы, которая называется
«Грустно»? (Исполняет фрагмент.)
Д е т и. Плавная.
П е д а г о г. Правильно. Грустное, печальное
настроение этой части создается плавной,
«гладкой» мелодией. Давайте попробуем передать
настроение музыки движениями рук
отрывистыми, четкими, или плавными,
размашистыми. (Исполняет пьесу, дети
«дирижируют»). Вы правильно почувствовали, как меняется
настроение музыки. В начале и в конце пьесы оно
было веселым, беззаботным, игривым, озорным, а
ваши движения лёгкими, чёткими, отрывистыми,
как и мелодия. А в середине, когда музыка звучит
грустно и плавно, ваши, руки правильно передали
характер музыки печальный и нежный.
3е занятие
Программное содержание. Учить детей
соотносить настроение музыки с различными
тембрами музыкальных инструментов и игрушек.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как называется эта пьеса композитора
Л. Бетховена? (Исполняет фрагменты.)
Д е т и. «Весело грустно». П е д а г о г. На прошлом занятии мы движениями
рук передавали разное настроение в этой пьесе.
Весёлое, шаловливое отрывистыми движениями,
грустное, печальное плавными,
размашистыми. (Напевает фрагменты и
дирижирует.) Вы помните, что весёлое
настроение в пьесе вернулось снова после
грустной, печальной части. Давайте, как на
прошлом занятии, внимательно послушаем музыку
и движениями рук покажем, как меняется её
настроение. (Дети выполняют задание.)
Передо мной лежит маленький колокольчик и
музыкальный инструмент треугольник. Как
весело позвякивает колокольчик! У него
отрывистый, нежный, короткий
звук. (Вызванивает колокольчиком ритмический
рисунок первой части пьесы и напевает мелодию.) А треугольник звенит тоже нежно,
волшебно, но звук у него долгий,
продолжительный. Прислушайтесь! (Напевает
мелодию пьесы «Грустно» и играет на
треугольнике начало каждой фразы.)
Кто хочет поиграть вместе со мной? Я буду
исполнять пьесу на фортепиано, а вы на
колокольчике и треугольнике. Колокольчик
должен звенеть тогда, когда зазвучит весёлая
отрывистая музыка, в первой части пьесы
«Весело», а треугольник в части пьесы «Грустно».
Его продолжительный, нежный звон будет
сопровождать плавную, печальную
мелодию. (Исполняет пьесу вместе с детьми.)
4е занятие
Программное содержание. Дать детям
представление об оттенках чувств, настроений: одно чувство, например нежность, может быть
радостным или грустным.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой Л.
Бетховена «Веселогрустно», играли на
колокольчике и треугольнике. Мы не случайно
выбрали эти инструменты. Оба звучат очень нежно,
но один отрывисто, а другой более плавно, как и
мелодии частей пьесы «Весело грустно».
Прислушайтесь: первая, весёлая часть звучит
нежно (исполняет фрагмент, 912й такты,
затем начало пьесы). И вторая, грустная, часть
тоже нежная (исполняет фрагмент).
Одно и то же чувство (нежность) может быть
окрашено весёлым или грустным настроением. Так
бывает и в жизни: мама всегда ласково, нежно
приласкает, и когда тебе весело, и когда грустно. Сейчас я дам каждому из вас по две карточки
розового, нежного цвета, но на одной нарисована
улыбающаяся девочка, а на другой грустная.
Когда вы услышите музыку нежную и весёлую, вы
поднимете первую карточку, а когда нежную и
грустную вторую. (Дети выполняют задание.)
Тематическое занятие «Мелодия»
1е занятие
Программное содержание. Дать детям
представление о мелодии как выразительном
средстве музыки, о форме музыкального
произведения. Ход занятия:
П е д а г о г. Вы ранее познакомились с пьесой
немецкого композитора К. Глюка, которая
называется «Мелодия». Что такое мелодия, вы,
наверное, уже знаете: это напев. Вы поёте много
песен. В каждой из них своя мелодия: весёлая,
задорная, нежная или грустная. Мелодию можно
спеть голосом со словами или напеть без слов,
можно сыграть на какомнибудь инструменте или
сразу на нескольких. Она может звучать с
сопровождением других инструментов, других
мелодий, аккордов аккомпанемента. Разные
мелодии передают самые различные настроения,
чувства человека. Не случайно говорят: «Мелодия
душа музыки».
П е д а г о г. Послушайте ещё раз очень красивую,
грустную и нежную «Мелодию» К. Глюка. Она звучит то жалобно, тоскливо, печально, иногда с
волнением, мольбой, щемящим чувством отчаяния,
то опять понуро и грустно. Но мелодия эта льётся
как бы на одном дыхании. Поэтому можно сказать,
что в пьесе одна часть. В ней нет контрастных,
других мелодий. (Звучит запись.)
В каждом произведении вокальном (написанном
для голоса) или инструментальном
(исполняемом на музыкальных
инструментах) есть одна или несколько мелодий.
В больших, крупных произведениях их очень
много: одна мелодия сменяет другую, повествуя о
своем. Различая, сравнивая мелодии по
настроениям, мы чувствуем и понимаем, о чём
рассказывает музыка. Например, в пьесе Л.
Бетховена «Веселогрустно» две мелодии. Одна
весёлая, игривая, другая печальная, ласковая. В пьесе три части. В первой части звучит весёлая
мелодия, во второй грустная. Но вот снова
повторяется, возвращается весёлая музыка (в
третьей части), и мы понимаем, что грусть была
мимолётной, взгрустнулось ненадолго, что
вернулось светлое настроение. Смысл этой пьесы
был бы другой, если бы не повторялась снова
первая часть (весёлая мелодия). Тогда мы бы
почувствовали и поняли, что пьеса заканчивается
грустно.
Давайте сравним эту пьесу с другой, которая тоже
называется «Мелодия». Написал её знаменитый
русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Какая по настроению «Мелодия» П.
Чайковского? (Звучит запись.)
Д е т и. Грустная. П е д а г о г. Правильно. А какая из двух пьес
звучит более грустно и жалобно? (Звучат
фрагменты.)
Д е т и. «Мелодия» Глюка.
П е д а г о г. Да. Грусть бывает разная: грусть
печаль и светлая грусть, грустьволнение и грусть
скорбь, отчаяние. «Мелодия» П. Чайковского, как
и «Мелодия» Х. Глюка, грустная, но она не такая
жалобная, а более светлая, нежная, иногда
взволнованная. Прислушайтесь, в этой пьесе есть
средняя часть: музыка становится шаловливой,
шутливой, игривой, звучит отрывисто, легко.
(Звучит фрагмент.) Но вот опять возвращается
грустное и нежное чувство, а в конце мелодия
звучит успокоенно и светло. (Звучит «Мелодия»
Чайковского.) 2е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
разными музыкальными инструментами, их
выразительными возможностями, сравнивая пьесы
с одинаковыми названиями.
Ход занятия:
П е д а г о г. Мы сравнивали две пьесы с
одинаковым названием «Мелодия» композиторов
Глюка и Чайковского. Обе они грустные по
настроению. Но «Мелодия» Чайковского звучит не
так печально и жалобно, как «Мелодия» Глюка. В
ней есть и светлая, шутливая средняя
часть. (Звучат фрагменты.)
А какой инструмент играет «Мелодию» Глюка?
Д е т и. Флейта. П е д а г о г. Правильно. Флейта играет в
сопровождении оркестра. (Звучит фрагмент.)В
оркестре основную роль берут на себя обычно
скрипки и виолончели. Это струнные инструменты,
на которых играют смычком. Смычок это
деревянная трость с натянутым на неё пучком
конского волоса. Звук у струнных инструментов
более сильный и сочный, чем у нежной флейты,
произошедшей от свирели. Виолончель похожа на
скрипку, но гораздо больше по размеру и звук у неё
более низкий, густой.
«Мелодию» Чайковского играет скрипка в
сопровождении фортепиано трепетно и тепло,
задушевно. (Звучит фрагмент.)
Давайте послушаем ещё одну пьесу с похожим
названием. Эта пьеса называется «Цыганская
мелодия» чешского композитора Антонина Дворжака. Какие инструменты вы услышите?
Какое настроение музыки? (Звучит запись.)
Д е т и. Музыка грустная, нежная. Мелодию
играют скрипки.
П е д а г о г. Правильно. «Цыганскую мелодию»
играет оркестр, в котором скрипки ведут основную
мелодию. Им помогают виолончели и фортепиано.
Музыка грустная и нежная. Мы говорили, что и
«Мелодия» Глюка тоже грустная и нежная. Чем
отличаются эти пьесы? (Звучат фрагменты.)
Д е т и. «Мелодия» Глюка тихая и жалобная, а
«Цыганская мелодия» Дворжака звучит громче, с
волнением.
П е д а г о г. Правильно. «Мелодию» Глюка играет
флейта очень нежно и жалобно, а «Цыганскую
мелодию» Дворжака целый оркестр взволнованно, трепетно, иногда беспокойно,
настойчиво, пронзительно звучат скрипки. В конце
мелодия вдруг поникает, а потом звучит
просветлённо и успокоенно. (Исполняется
«Цыганская мелодия» Дворжака.)
Во всех трёх пьесах Глюка, Чайковского и
Дворжака с названиями «Мелодия» выражено
грустное настроение. Но грусть эта разная.
Мелодия Глюка (её играет флейта) печальная и
жалобная. Мелодия Чайковского (её играет
скрипка) более взволнованная, но иногда (в
средней части) шутливая, беспечная.
Мелодия Дворжака (её играет целый
оркестр) ещё более взволнованная, беспокойная,
встревоженная. Давайте попробуем движениями
рук передать разные оттенки грустного
настроения, разный характер этих пьес, подвигаться под музыку. (Дети дирижируют,
импровизируют танцевальные движения.)
Первая утрата
Фредерик Шопен. Прелюдия № 4 ми минор;
Роберт Шуман. Первая утрата;
Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 ре минор
(фрагмент 3й части).
1е занятие
Программное содержание. Расширять
представления детей об оттенках настроений,
чувств, выраженных в музыке.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара,
в которых выражены разные оттенки грустного
настроения. Первая пьеса тревожная, взволнованная, а вторая
звучит как печальное раздумье. Эти пьесы так и
называются: «Тревожная минута» и «Раздумье».
Вы знаете, что многие произведения хотя и не
имеют таких названий, но всегда выражают
переживания, чувства человека. Послушайте пьесу
польского композитора Фридерика Шопена,
которая называется «Прелюдия». Прелюдия – это
небольшая пьеса для фортепиано или другого
инструмента. Иногда прелюдия предшествует
другому произведению, но может существовать и
как самостоятельная пьеса. Какой характер этой
прелюдии Ф. Шопена? (Исполняет её.)
Д е т и. Музыка грустная, жалобная, печальная.
П е д а г о г. Да. Прислушайтесь, как жалобно
звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта
интонация (играет нисходящую секунду) часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды
сопровождения придают звучанию мелодии
скорбный и взволнованный характер. (Играет
аккорды сопровождения.)
Своя мелодия есть и в этих аккордах,
прислушайтесь, она движется медленно вниз. В
этой прелюдии есть яркая кульминация, где
музыка звучит очень напряжённо. Где вы её
слышите? (Исполняет пьесу.)
Д е т и. В середине.
П е д а г о г. В прелюдии две части. Они
начинаются одинаково. (Исполняет
фрагменты.) Кульминация находится во второй
части пьесы. Мелодия внезапно стремительно
взлетает вверх, звучит взволнованно, как
отчаянный возглас (исполняет фрагмент). Потом
опять появляются плачущие, жалобные интонации, мелодия стихает, сникает, повторяются одни и те
же звуки. (Играет фрагмент.) Мелодия замирает,
неожиданно застывает,
останавливается. (Исполняет фрагмент.) А как
звучат последние аккорды? (Исполняет их.)
Д е т и. Очень грустно, тихо.
П е д а г о г. Да. Тихие, мрачные аккорды с
низкими басами звучат очень грустно,
скорбно. (Исполняет всю прелюдию.) Похожая
интонация жалобы (играет её) звучала и в пьесе С.
Майкапара «Тревожная минута». Но в ней эта
интонация «мелькала» в быстром темпе и
создавала беспокойный, смятенный, тревожный
характер. (Исполняет фрагмент.)
С этой же жалобной интонации начинается и пьеса
Р. Шумана «Первая утрата» (исполняет её, показывает другие нисходящие интонации
мелодии).
Роберт Шуман был не только выдающимся
немецким композитором, но и пианистом,
дирижёром, педагогом.
С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано,
сочинял, учился в гимназии, позже в университете.
В 20 лет он услышал игру великого, всемирно
известного итальянского скрипача Никколо
Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р.
Шумана такое яркое впечатление, что он решил
навсегда посвятить себя музыке.
Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное,
скрытое от взглядов других людей и воплотить всё
пережитое в звуках. Р. Шуман написал много
разнообразной музыки симфонии, хоровую
музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты
людей, передавал их чувства, настроения.
Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил
детей и много писал для них. В своем «Альбоме
для юношества» он раскрывает мир детских
радостей, огорчений, чудесный мир сказки.
Русские композиторы высоко ценили творчество Р.
Шумана. Особенно его любил П. Чайковский. Под
впечатлением его «Альбома для юношества» П.
Чайковский написал свой замечательный «Детский
альбом».
Послушайте пьесу Шумана «Первая утрата» ещё
раз.
2е занятие Программное содержание. Учить детей
вслушиваться в музыкальные интонации, различать
форму произведений, находить кульминации.
Ход занятия:
П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали два
грустных произведения прелюдию Ф. Шопена и
пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Мы отмечали,
что в этих произведениях есть похожие интонации
жалобы. (Исполняет фрагменты.) В прелюдии Ф.
Шопена мы слышали яркую кульминацию – взлёт
мелодии, который выражает чувство щемящей
тоски, скорби, звучит напряжённо, с мольбой,
протестом. (Играет кульминацию.) А где
кульминация в пьесе Р. Шумана «Первая
утрата»? (Исполняет её.)
Д е т и. В конце. Музыка звучит громко,
настойчиво. П е д а г о г. Да. Аккорды в конце пьесы звучат с
протестом, горечью. Переживания ребёнка,
выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у
взрослого. Первая утрата, которую испытал
ребёнок, вызвала в его душе столько печали,
скорби! Музыка звучит то жалобно (исполняет
фрагмент), то взволнованно (звучит фрагмент
средней части), то с протестом (играет последние
четыре такта), то очень грустно (исполняет
последние два такта). Давайте внимательно
послушаем всю пьесу. Скажите мне, повторяется
ли первая, жалобная мелодия пьесы? Когда она
звучит? Сколько частей в пьесе? (Играет пьесу.)
Д е т и. Три части. Мелодия повторяется в конце,
но звучит недолго.
П е д а г о г. Правильно. Мелодия с жалобными
интонациями звучит в первой части пьесы дважды.
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Урок:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.