Дата ______________
Урок 18. Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота
Цель: развитие знаний о свойствах кислотных оксидов и минеральных кислот на примере оксида фосфора(V) и фосфорной кислоты.
Задачи:
ü формировать представление об оксиде фосфора(V), фосфорной кислоте и ее солях — фосфатах;
ü развивать представления о кислотных свойствах многоосновных кислот и умение записывать уравнения диссоциации на примере фосфорной кислоты;
ü способствовать изучению области применений фосфорной кислоты и фосфатов.
Тип: усвоение новых знаний.
Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие; рабочая тетрадь; периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по теме «Фосфор».
3. Целеполагание
Учитель предлагает прочитать высказывание А. Е. Ферсмана:
«Фосфор — прежде всего вещество жизни и мысли».
В процессе обсуждения объявляется тема урока.
4. Актуализация знаний и умений учащихся
Учитель предлагает учащимся вспомнить характеристику фосфора — химического элемента и простого вещества. Учащиеся работают в парах.
· Положение фосфора в периодической системе Д. И. Менделеева.
· Аллотропные изменения фосфора.
· Окислительные свойства фосфора.
· Восстановительные свойства фосфора.
5. Изучение нового материала и первичный контроль
1. Учащиеся работают в группах:
группа 1 —знакомится с характеристикой свойств оксида фосфора(V) (с. 132 учебного пособия);
группа 2 — знакомится с характеристикой свойств фосфорной кислоты (с. 133 учебного пособия);
группа 3 — знакомится с характеристикой свойств солей фосфорной кислоты (с. 133 учебного пособия).
Каждая группа разбирает свое задание, конспектирует, выписывает и объясняет уравнения реакций, отчитывается о проделанной работе в произвольной форме.
6. Физкультминутка
7. Обобщение и систематизация знаний
1. Учащиеся выполняют задания 1, 4 после § 28 учебного пособия.
2. Учитель предлагает учащимся выполнить задания.
1) Суточная потребность человека в фосфоре составляет по массе1 г. Массовая доля содержания фосфора в продуктах питания (%): в мясе — 0,204, яйцах — 0,224, сыре — 0,701. Какую массу каждого продукта нужно ввести в рацион, чтобы удовлетворить суточную потребность организма в фосфоре?
2) Определите сумму коэфициентов перед формулами в уравнении химической реакции окисления красного фосфора.
3) Выберите классификационную принадлежность фосфорной кислоты: сильная или слабая, одно-, двух- или трехосновная, бескислородная или кислородсодержащая, какие соли образует.
8. Информация о домашнем задании
§ 28, задания 3, 6, 8.
9. Подведение итогов
10. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся охарактеризовать значение фосфора и его соединений в жизни человека, опираясь на высказывание А. Е. Ферсмана, приведенное в начале урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.