УРОК 5. Тема: Мир глазами историка
Оценка 4.6

УРОК 5. Тема: Мир глазами историка

Оценка 4.6
doc
27.10.2023
УРОК 5. Тема:  Мир глазами историка
4а.doc

УРОК 5. Тема:  Мир глазами историка

Цели: сформировать представление об окружающем мире с точки зрения историков и представление об истории как науке, изучающей длинный путь развития человечества; познакомить  с летосчислением.

Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно фор­мулировать познавательную цель, искать и выделять необходи­мую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регуля­тивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику.

Ход урока

I Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

I. Блицопрос

•   Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)

•   Когда это было? И как ученый назвал свое творение? (К 1492 г. Свою модель он назвал «земное яблоко».)

•   Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америки, в то время они еще не были открыты.)

•   О чем идет речь?


Глобус делит ровная

Линия условная:

Выше — север, ниже — юг.

Назови границу, друг. (Экватор.)

Знает всякий: стар и молод,

Что на карте точка — ... (город).

 

I. Сообщения учащихся

(Чтение сочинений на тему «Какой я представляло Землю, глядя на глобус (географическую карту)». Сообщения о рекордах  Земли (задание 4 на с. 15 рабочей тетради).

III. Самоопределение к деятельности

Отгадайте, о чем речь.

Всем известно, что она

И чудес, и тайн полна.

На чужих ошибках учит

И вовеки не наскучит! (История.)

Что вам известно об этой науке?

Как называют ученых, которые занимаются данной наукой? (Историки.)

Нa уроке представим себя учеными-историками.

—  Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир глаза­ми историка».)

Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: «я расскажу вам интересную историю...» или «со мной приклю­чилась занятная история...». Что же такое история, предстоит се­годня выяснить.

—  Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

—  Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, делать выводы, рассуждать, высказывать свою точку зрения и т. д.)

—  Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

(Учитель записывает вопросы на доске.)

IV. Открытие нового знания

Выполнение заданий в рабочей тетради

(Можно работать в группах или по рядам.)

—  Предлагаю выполнить задание 2 на с. 16 рабочей тетради. Следует не просто найти и записать определение, но и рас­сказать что-то новое. Первый ряд ищет определение слова «история» на с. 30—31 учебника, второй — «исторический источник» на с. 31—32, третий — «археология» на с. 32—33.

(Страницы учебника для каждого ряда учитель записывает на доске. Заслушать выступления представителей групп.)

В жизни каждого человека происходит множество событий, одно за другим, они и составляют биографию (жизнеописание) любого из нас. Мы, живущие сегодня, те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после нас, — все вместе мы составляем человечество. У него тоже есть биография — это история, о которой мы сегодня начнем разговор.

История — очень древнее слово. В переводе с греческого оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».

—  Какое определение этого слова дано в словаре С.И. Оже­гова? (История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.)

Часто историю называют памятью народа. Изучая историю, мы узнаем, как жили наши предки, чем мы похожи на них и чем отличаемся, какие происходили события в прошлом. Ученые-историки работают в архивах, музеях, библиотеках, изучают до­кументы, оставшиеся от минувших эпох.

Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней оседает слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, села, города. Учёные сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки — извлекают из земли вещи древних людей, все, на чем сохранились следы их деятельности. Этих уче­ных называют археологами, а науку о древности — археологией. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Все, что может рассказать о прошлом: рукописи, монеты, сказания, пословицы, — называют историческими источниками.

Дошедшие до нас памятники ценны, и многие предметы старины хранятся в музеях.

Первым российским музеем стала Кунсткамера (в переводе «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге и 1714 г. За 300 лет существования музея в нем собрано огромное количество экспонатов, диковинок из разных концов света, рассказывающих о том, как выглядят люди из разных стран, каковы их занятия и обычаи. Петровская Кунсткамера - это небольшая часть  Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.

Итак, вот основные определения, которые нам следует за­помнить.

История — наука, изучающая прошлое человеческого общества.

Летопись — подробный рассказ о событиях.

Архив — хранилище документов.

Исторические источники — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Археология - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

Выполните задание 3 на с. 17.

2. Работа по учебнику С. 34

Предлагаю рассмотреть вопрос 3 рубрики «Обсудим!». Археологические разведки являются надежным средством как поисков отдельных памятников, так и изучения сложных археологических остатков. Возможности авиаразведок включают выявление курганов и могил, планировки поселений и могильни­ков, систем укреплений и оросительных каналов и поиски многих других видов древностей.

3. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VII. Подведение итогов урока

—  Представьте, что мы перенеслись в далекое будущее с по­мощью машины времени. Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живем?

—  Что такое история?

—  Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? (Археологию.)

VIII. Рефлексия

—  Какова была цель урока?

—  Какие знания мы открыли?

—  Где можно применить новые знания? (Высказывания детей.) (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 29—35 учебника. 2. Выполнить задание 5 на с. 18 рабочей тетради.

 



УРОК 5. Тема: Мир глазами историка

УРОК 5. Тема: Мир глазами историка

Страницы учебника для каждого ряда учитель записывает на доске

Страницы учебника для каждого ряда учитель записывает на доске

УРОК 5. Тема: Мир глазами историка

УРОК 5. Тема:  Мир глазами историка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2023