УРОК 5. Тема: Мир глазами историка
Цели: сформировать представление об окружающем мире с точки зрения историков и представление об истории как науке, изучающей длинный путь развития человечества; познакомить с летосчислением.
Формируемые УУД: познавательные — самостоятельно формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — ставить учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику.
Ход урока
I Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
I. Блицопрос
• Кто был создателем первого глобуса? (Немецкий географ Мартин Бехайм.)
• Когда это было? И как ученый назвал свое творение? (К 1492 г. Свою модель он назвал «земное яблоко».)
• Чем глобус Бехайма отличается от современного? (На нем не было Северной и Южной Америки, в то время они еще не были открыты.)
• О чем идет речь?
Глобус делит ровная
Линия условная:
Выше — север, ниже — юг.
Назови границу, друг. (Экватор.)
Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка — ... (город).
I. Сообщения учащихся
(Чтение сочинений на тему «Какой я представляло Землю, глядя на глобус (географическую карту)». Сообщения о рекордах Земли (задание 4 на с. 15 рабочей тетради).
III. Самоопределение к деятельности
Отгадайте, о чем речь.
Всем известно, что она
И чудес, и тайн полна.
На чужих ошибках учит
И вовеки не наскучит! (История.)
Что вам известно об этой науке?
Как называют ученых, которые занимаются данной наукой? (Историки.)
Нa уроке представим себя учеными-историками.
— Прочитайте тему урока, записанную на доске. («Мир глазами историка».)
Слово «история» имеет много значений. Мы часто говорим: «я расскажу вам интересную историю...» или «со мной приключилась занятная история...». Что же такое история, предстоит сегодня выяснить.
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, выполнять задания в рабочей тетради, работать в парах, группах, делать выводы, рассуждать, высказывать свою точку зрения и т. д.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске.)
IV. Открытие нового знания
Выполнение заданий в рабочей тетради
(Можно работать в группах или по рядам.)
— Предлагаю выполнить задание 2 на с. 16 рабочей тетради. Следует не просто найти и записать определение, но и рассказать что-то новое. Первый ряд ищет определение слова «история» на с. 30—31 учебника, второй — «исторический источник» на с. 31—32, третий — «археология» на с. 32—33.
(Страницы учебника для каждого ряда учитель записывает на доске. Заслушать выступления представителей групп.)
В жизни каждого человека происходит множество событий, одно за другим, они и составляют биографию (жизнеописание) любого из нас. Мы, живущие сегодня, те, кто жил до нас, и те, кто будет жить после нас, — все вместе мы составляем человечество. У него тоже есть биография — это история, о которой мы сегодня начнем разговор.
История — очень древнее слово. В переводе с греческого оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого».
— Какое определение этого слова дано в словаре С.И. Ожегова? (История — совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.)
Часто историю называют памятью народа. Изучая историю, мы узнаем, как жили наши предки, чем мы похожи на них и чем отличаемся, какие происходили события в прошлом. Ученые-историки работают в архивах, музеях, библиотеках, изучают документы, оставшиеся от минувших эпох.
Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней оседает слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, села, города. Учёные сначала определяют места, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки — извлекают из земли вещи древних людей, все, на чем сохранились следы их деятельности. Этих ученых называют археологами, а науку о древности — археологией. Археологические находки помогают историкам восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.
Все, что может рассказать о прошлом: рукописи, монеты, сказания, пословицы, — называют историческими источниками.
Дошедшие до нас памятники ценны, и многие предметы старины хранятся в музеях.
Первым российским музеем стала Кунсткамера (в переводе «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге и 1714 г. За 300 лет существования музея в нем собрано огромное количество экспонатов, диковинок из разных концов света, рассказывающих о том, как выглядят люди из разных стран, каковы их занятия и обычаи. Петровская Кунсткамера - это небольшая часть Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук.
Итак, вот основные определения, которые нам следует запомнить.
История — наука, изучающая прошлое человеческого общества.
Летопись — подробный рассказ о событиях.
Архив — хранилище документов.
Исторические источники — это все то, что может рассказать нам о прошлом людей.
Археология - наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.
V. Физкультминутка
VI. Первичное закрепление
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Выполните задание 3 на с. 17.
2. Работа по учебнику С. 34
- Предлагаю рассмотреть вопрос 3 рубрики «Обсудим!». Археологические разведки являются надежным средством как поисков отдельных памятников, так и изучения сложных археологических остатков. Возможности авиаразведок включают выявление курганов и могил, планировки поселений и могильников, систем укреплений и оросительных каналов и поиски многих других видов древностей.
3. Работа с CD
(Просмотр презентации.)
VII. Подведение итогов урока
— Представьте, что мы перенеслись в далекое будущее с помощью машины времени. Какие исторические источники расскажут нашим потомкам о времени, в котором мы живем?
— Что такое история?
— Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»? (Археологию.)
VIII. Рефлексия
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли?
— Где можно применить новые знания? (Высказывания детей.) (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 29—35 учебника. 2. Выполнить задание 5 на с. 18 рабочей тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.