«Урок Балтийского моря»
в рамках городских мероприятий
Детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
к Году Финского залива
Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»,
Санкт-Петербург
Цель: привлечь внимание педагогов, школьников младшего звена к поиску решений, как каждый из нас может помочь Балтийскому морю.
План урока.
Вызов. Сообщение темы урока. Для погружения ребят в заданную тему проводится прием «Верные и неверные утверждения». Дети выстраиваются в два ряда напротив друг друга, а педагог между ними. Задание: если дети согласны с высказыванием, то встают у флажка со словом «Верю», а если нет, то у флажка со словом «Не верю». Педагог комментирует высказывания после перехода. Например, верите ли вы, что среди обитателей моря имеются моржи (НЕТ: обитают тюлени и балтийская нерпа).
Осмысление. Прием «Мозговая атака: мысли по кругу». Просмотр фотографий Финского залива, сделанных за дамбой и в районе поселка Лебяжье. Вопросы для обсуждения: «Все ли фотографии вам понравились? Что вызывает тревогу? Подумайте, что каждый из нас может сделать для обеспечения экологического благополучия побережья Финского залива».
Демонстрация экспозиции в виде декоративных свечей учащимися младшего звена. При изготовлении каждой свечи дети использовали природный материал, собранный на побережье Финского залива: ракушки, желуди, каштаны, растения.
С помощью экспонатов-свечей девочки рассказали, каким образом Балтийское море влияет на нашу жизнь: транспорт грузов, туризм, рыболовство, влияние климата, переработка отходов, отдых.
Использование приема «Как?». Выявление проблемы, как ее решить (предложить несколько способов).
Предложенные варианты, какой вклад каждый из нас может внести в сохранение Финского залива и Балтийского моря!
· Не бросать мусор где попало.
· Обходиться без лишней упаковки или ненужных покупок, экономно использовать энергию и ресурсы.
· Не мыть машины на берегах водоемов.
· Стараться использовать меньше бытовых химикатов. Выбирать моющие средства с меньшим содержанием фосфатов.
· Выбирать эко-продукцию, произведенную без искусственных удобрений и пестицидов.
· Избегать пластика, особенно изделий из небезопасного для здоровья ПВХ (поливинилхлорида).
Работа с плакатом «Промысловые рыбы Финского залива». Прием «Запомни как можно больше названий рыб».
Игра «Я знаю пять названий рыб Финского залива».
Игроки, перебрасывая друг другу мяч, должны назвать 5 обитателей Финского залива, стараясь не делать ошибок при передаче мяча или в названиях. Учитывается дружеская обстановка во время работы.
Награждение дипломами участников городского конкурса детского рисунка ДЭЦ водоканала СПб «Дети – году Финского залива».
Посещение экспозиции исследовательский и проектных работ учащихся ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» «Помогаем Балтийскому морю» в школьной библиотеке. Прием «Мозговая атака: свободное плавание». Записать свои версии, идеи, какой вклад лично ты можешь внести в решение проблемы Балтийского моря.
Рефлексия. Прием «Мнения и ассоциации». Педагог называет факты, связанные с темой Балтийского моря, учащийся, которому перебросят мяч, называет свои ассоциации.
Мы надеемся, что каждый задумается, какой вклад лично он сможет внести в решение проблемы Балтийского моря и начнет действовать. А мы готовы подсказать и показать на практике простые экологические решения.
Потому что во взрослой жизни именно вы будете принимать решения и на предприятиях, и на городском, и на государственном уровне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.