Урок биологии на тему "Лишайники"
Оценка 4.9

Урок биологии на тему "Лишайники"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
17.10.2022
Урок биологии на тему "Лишайники"
лишайник РЕДАКТИРОВАЛА.docx

Тема урока: "Лишайники"

Цели урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования – лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, а также привить практические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.

Воспитательная: воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Оборудование: интерактивная доска,  презентация “Лишайники”, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Презентация  “Лишайники”

(СЛАЙД  1) Учитель: Здравствуйте ребята

Зачитываю стихотворение:

Любя природу страстью нежной,
Жизнь, проживая безмятежно,
В познанье, отворяя дверь,
Ты в биологию поверь!
Она расскажет вам, ребята,
О рыбах, водорослях, мхах,
И о растениях, о грибах.
И вы узнаете однажды
Даль неизведанных дорог,
И утолите жажду знаний.
Итак, начнем скорей урок!

(СЛАЙД  2 ) Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: “Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса”

 Сегодня на уроке мы с вами совершим сказочное путешествие и познакомимся с представителем царства грибов, а с каким представителем вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Вопросы: КРОССВОРД НАРИСОВАТЬ НА ДОСКЕ!!!!

1.     Голосеменное растение из символов Нового года.

2.     Совместное существование  организмов разных видов , когда оба получают пользу друг от друга

3.     Организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма и причиняющие ему вред

4.     Тонкие белые нити гифов, образующие тело гриба.

5.     Как называется тело многоклеточных водорослей

6.     Одноклеточные безядерные микроорганизмы

(СЛАЙД   3) Ребята, о каком представители у нас сегодня пойдёт речь? (ответы детей) Молодцы! Записали число и тему урока: “Лишайники”. (СЛАЙД  4) Итак, мы c вами отправляемся в увлекательное путешествие на сверхзвуковом лайнер. Все готовы? (ответы детей)

Итак, в путь! Уважаемые пассажиры, мы вылетаем из аэропорта «Хидринской СШ», через несколько секунд приземлимся в первом аэропорту(СЛАЙД  5   )под названием “Легенда”. Здесь вы узнаете о легенде лишайников, слушаем очень внимательно.

_________________________Существует легенда о том, как однажды много дней и ночей древнееврейский народ шёл по пустыне, по колено, утопая в сыпучем песке. Все припасы, взятые с собой, были съедены. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок и уже готовились к смерти.Утром, когда солнце стало накалять пустыню, неожиданно поднялся ветер. И вдруг путешественники заметили, как по песку, подгоняемые ветром, катятся серые комочки. Ветер поднимал их кверху, и казалось, что они падают с неба.

(СЛАЙД 6 ) – Манна, манна! С неба падает манна!Все бросились собирать эту “манну”: брали серые комочки, ели их сухими, варили кашу и пекли лепешки.

(СЛАЙД  7  ) В 1772 году, русский ботаник Паллас доказал, что это лишайник. И назвал этот лишайник лихэн эскулентус – лишайник съедобный. Он очень вынослив и не погибает даже тогда, когда жара в пустыне достигает 70С. Лишайник может высохнуть, а потом опять, впитав влагу из воздуха, продолжать свою жизнь. Они появились на Земле более 100 млн. лет назад. На сегодняшний день их 26 тысяч видов.

Ребята, понравилась вам легенда?

·         Как вы думаете о каком организме шла речь в легенде?

·         Как вы думаете лишайники съедобные или несъедобные?

·         Какой русский ботаник доказал, что лишайник съедобный?

·         Сколько миллионов лет назад лишайники появились на Земле?

·         Сколько видов лишайников насчитывается на сегодняшний день?

Молодцы, внимательно слушали легенду.

(Слайд 8 )(Учитель: Итак, мы с вами вылетаем из аэропорта “Легенда” и держим путь в аэропорт “Лишайник” Пока мы находимся в полёте, я хотела бы спросить, знаете ли вы, как называется наука, которая изучает лишайники?. На прошлом уроке, я вас просила запомнить науку, которая занимается изучением ГРИБОВ (МИКОЛОГИЯ). (Ответы детей)

(Слайд 9 ) Лихенология— это наука о лишайниках.

Давайте с вами запишем это определение в тетрадь.

Учитель: Уважаемые пассажиры, мы приземлились в аэропорту “Лишайник”. Здесь мы с вами познакомимся со строением, питанием лишайников. Вашему вниманию представляем мини – спектакль (слайд 10) Действующие лица читают свои роли

 И так внимание!

Действующие лица: автор - учащийся, гриб – мальчик в шапочке гриба,водоросль – девочка с длинными зелеными волосами.

Автор: Более ста миллионов лет тому назад на нашей маленькой планете жил безрадостный гриб. Он обошел всю Землю в поисках друга. И вот однажды, когда силы были исчерпаны, а надежды потеряны, он увидел хрупкое, нежное, беззащитное создание.

Гриб: Кто ты, прекрасная незнакомка? – радостно воскликнул Гриб.

Водоросль: Я – одинокая Водоросль.

Гриб: Как долго я искал тебя, ты – моё спасение.

Водоросль: Неужели так бывает?!  ты моё спасение.

Гриб: Давай жить вместе. Я всю жизнь буду помогать тебе добывать своей грибницей воду и минеральные вещества из почвы.    

Водоросль: А я буду кормить тебя, мой Грибочек, готовыми органическими веществами, которые образуются в моих зеленых клетках.

Гриб и Водоросль: Ой, как здорово!!! (взявшись за руки)

 

Учитель: Друзья, как одним словом можно назвать отношения гриба и водоросли?(Учащиеся отвечают)

Ребята, а что такое симбиоз? (учащиеся отвечают на вопрос)

Ученик: Два организма взаимно полезны, 
Связаны вместе просто железно.
Жить в одиночку? – огромный вопрос.
Такое сожительство есть симбиоз- это взаимодействие двух и более разных организмов, от которого все получают пользу. Слайд -11

 

Внимание дети на экран . строение лишайника. (СЛАЙД   12  ) Давайте с вами более подробно рассмотрим строение лишайников.У большинства лишайников слоевище имеет верхний и нижний корковые слои из плотного сплетения грибных нитей, между которыми находятся сердцевина – рыхлый слой грибных нитей с водорослями. В лишайниках сочетаются 2 компонента: автотрофный – водоросль и гетеротрофный – гриб. Вместе они образуют единое целое. Для каждого вида лишайников характерна постоянная сложившаяся в процессе развития форма симбиоза. Значит это взаимополезное сожительство определённого гриба с конкретной водорослью.

 

 А теперь Я  вам предлагаю посмотреть видеоролик “Строение лишайников” (Слайд 13) Приложение 3видос

Давайте с вами сформулируем понятие, так что такое лишайники?

(СЛАЙД 14) (Ответы детей) – Лишайники — это комплексные организмы, которые состоят из гифов гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиотических связях друг с другом. (Запись в тетрадь определения) 

На ваших столах, найдите рисунок  строение слоевища лишайника.  Слайд 15 Теперь давайте рассмотрим и подпишем. Как называются клетки  изображенные зелёным цветом (клетки водорослей), а переплетения, которые обхватывают водоросли – это (ответы детей) гифы грибов. (Дети подписывают рисунок).

 

Размножение лишайников – слайд 16

(СЛАЙД  17 ) Сейчас предлагаю отгадать головоломку, в которой зашифрована отличительная черта лишайников.  . Лишайники поглощают воду всей поверхностью тела в основном из атмосферных осадков (дождь, град, снег, роса, иней), влажность слоевищ непостоянна и зависит от влажности окружающей среды.

Какая главная особенность, давайте запишем в тетрадь.:Особенность: живут атмосферными осадками

(СЛАЙД 18)Уважаемые пассажиры наше путешествие в аэропорту лишайник окончено, мы летим в аэропорт “Исследовательский”, где нам предстоит узнать: какие выделяют типы слоевищ лишайников. Ваша задача, заполнить таблицу, используя учебник на стр.72, где следует отметить: – типы слоевищ лишайников; – и особенности их строения, на заполнение таблицы даю 3 минуты

Приложение 4 (СЛАЙД 19) КАРТОЧКА № 2

Проверка заполнения таблицы. (СЛАЙД с 20-23).

Ребята, а где обитают лишайники? (СЛАЙД 24)

Теперь поработаем с ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ,  а ваша задача определить слоевище лишайников. Под № 1,2,3. Молодцы! Приложение 6

 

 

 

(СЛАЙД 26) Внимание! Внимание! Всем пассажирам приготовиться к вылету из аэропорта “Исследовательский”. Во время пути следования выполним физкультминутку.

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть

(СЛАЙД 27) Нас принимает аэропорт “Значимый”. Здесь мы с вами прослушаем сообщение о значении лишайников в природе и жизни человека и одновременно составим схему.

(СЛАЙД 27)

1. Значение лишайников в жизни человека велико. Во-первых, это важнейшие кормовые растения. Лишайники, а именно ягель или олений мох, также исландский мох, служат основным кормом для северных оленей, играющих большую роль в жизни народов Крайнего Севера. Всего олени используют в пищу до 50 видов лишайников, которые составляют 2/3 от общего количества корма, потребляемого ими на пастбищах. Олени одинаково охотно поедают лишайники и зимой и летом. Но если летом для них не менее важным кормом служат различные травы, листья полярной березы и ивы, а также ягоды и грибы, то зимой лишайники — почти единственный источник пищи для этих животных. Олени выкапывают лишайники из-под снега, а когда снежный покров бывает слишком глубок, скусывают лишайники, растущие на скалах, на стволах и ветвях деревьев, особенно повисающие кустистые лишайники. Лишайники служат кормом не только для домашнего северного оленя, но и для диких копытных животных — марала, кабарги, косули, лося.

2.Человек использует в пищу лишайники. Например, в Японии одним из деликатесов является листоватый лишайник умбиликария съедобная.

3. Другая область практического применения лишайников — медицина. Первые сведения об использовании лишайников как лекарственных растений относятся к глубокой древности. Еще древние египтяне за 2000 лет до н. э. употребляли их для медицинских целей. Чай из исландского мха эффективен при кашле, желудочно-кишечных заболеваниях, при потере аппетита и даже при лечении туберкулёза.

 4. Лишайники широко используют и как сырье для парфюмерной промышленности. В древности в Египте и позднее, в XV—XVIII вв., из сухих лишайников получали порошки, которые употребляли затем для изготовления пудр, в частности пудр для париков. В настоящее время в парфюмерии используют экстракты этих лишайников.

5. Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей. Эти красители использовали для окраски шерсти и шелка. Основной цвет красителей, получаемых из лишайниковых веществ, темно-синий. Но добавка уксусной кислоты дает пурпурные, красные и желтые тона.

6. Также лишайники являются индикаторами загрязнения воздуха и окружающей среды.

 

(СЛАЙД 32)А сейчас мы с вами вылетаем из аэропорта “Значимый”, в аэропорт “Экология”. Здесь нас встречает ботаник, и мы послушаем сообщение на тему: “Лишайники индикаторы окружающей среды”

Сообщение. Лишайники являются индикаторами состояния окружающей среды. Они очень чувствительны к чистоте. Если воздух отравлен заводами, фабриками выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают. Первыми покидают города лишайники кустистые, потом листоватые, затем накипные. Очень боятся загрязнения(СЛАЙД 29)уснеи и пармелии. А вот (СЛАЙД 30)ксантория довольно стойко переносит загрязнения воздуха. Лишайники оказались точным “прибором” по определению чистоты воздуха. Благодаря уникальным свойствам лишайников их стали использовать для общей оценки степени загрязнённости атмосферного воздуха. На этой основе стало развиваться особое направление индикационной экологии — лихеноиндикации. (СЛАЙД 31)

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН!! ЛИШАЙНИКИ КОТОРЫЕ РАСТУТ У НАС, В БЕЛАРУСИ

(СЛАЙД 32,33)

Мы все должны любить природу!
И в ясный день, и в непогоду.
Природа Севера нежна
И человеку так важна.
А все дымящие заводы
Вредны для северной природы.
Коль воздух свеж, и чист, и ясен
Он мхам, лишайникам приятен.
А, если задымлен и грязен, – 
То для растений он опасен.
И, если, друг, идешь ты в сопки
За сладкой ягодой морошкой,
Ты будь заботливым и добрым,
Внимательным и осторожным.
И за твою, дружок, заботу
Ответит тундра нам наградой
Грибы, бруснику и чернику
Природа подарить нам рада.

Мы с вами должны оберегать нашу природу для себя и для своих потомков.

(СЛАЙД 38) Аэропорт “Проверочный”

На ваших столах находятся сигнальные карточки, я буду вам зачитывать утверждение, если оно верное, то поднимаете красную, если неверно, то синюю.

1.     Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем или талломом (красный)

2.     Различают 2 основных типа слоевищ лишайников (синий)

3.     Наиболее простой тип лишайника кустистый (синий)

4.     Автотрофный компонент лишайника — гриб (синий)

5.     Лишайники очень чувствительны к чистоте воздуха (красный)

6.     микология –наука которая изучает лишайники?( синий)

(Приложение 11Игра “Загадочные термины” – цибгарни (грибница);
– соловродь (водоросль);
– елягь (ягель);
– ярпилема (пармелия);
– ишилканай (лишайник)
– тывилсоета (листоватые)
– канипыне (накипные)
– сетускиты (кустистые).

Заключение. Лишайники являются неотъемлемой частью нашей природы, ценной, незаменимой, полезной и красивой. И пока  наш глаз будут радовать разноцветные лишайники, мы можем спокойно дышать чистым свежим воздухом. А о себе мы можем сказать:

Ученица:

Я сегодня на уроке про лишайники узнала,
И от этого намного образованнее стала,
И теперь как выйду в сопки,
И вокруг я погляжу,
Я о северной природе очень грамотно сужу.
Знаю, что такое ягель,
И в лишайниках я – “ас”,
Не желаете послушать?
Расскажу про них сейчас.
Гриб и водоросль вместе очень дружно так живут.
Образуют слоевище. Их лишайники зовут.

РЕФЛЕКСИЯ

НА ДОСКЕ У НАС ЕСТЬ ДЕРЕВО, НО ЕГО ТО ТАМ НЕ ХВАТАЕТ!!;?;?

Правильно- листьев. У вас на столах есть три цвета листьев:

Зеленые- вам все понятно

Красные – понятно, но хотелось бв узнать подробнее

Синие – ничего не понятно

Давайте украсим наше дерево!!!

(СЛАЙД 42)Д.з: & 15, читать отвечать на вопросы. Творческое задание: придумать стихотворение о лишайниках или составить кроссворд.

Отметки за урок

 Ребята, вы сегодня молодцы, хорошо поработали на уроке, было с вами приятно полетать. Наше путешествие подошло к концу.  Спасибо всем за внимание


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: "Лишайники" Цели урока:

Тема урока: "Лишайники" Цели урока:

Совместное существование организмов разных видов , когда оба получают пользу друг от друга 2

Совместное существование организмов разных видов , когда оба получают пользу друг от друга 2

На прошлом уроке, я вас просила запомнить науку, которая занимается изучением

На прошлом уроке, я вас просила запомнить науку, которая занимается изучением

А теперь Я вам предлагаю посмотреть видеоролик “Строение лишайников” (Слайд 13)

А теперь Я вам предлагаю посмотреть видеоролик “Строение лишайников” (Слайд 13)

СЛАЙД 26) Внимание! Внимание!

СЛАЙД 26) Внимание! Внимание!

Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей

Со времен глубокой древности лишайники служили сырьем для получения красителей

Грибы, бруснику и чернику Природа подарить нам рада

Грибы, бруснику и чернику Природа подарить нам рада

Правильно- листьев. У вас на столах есть три цвета листьев:

Правильно- листьев. У вас на столах есть три цвета листьев:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2022