Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»
Оценка 4.8

Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Оценка 4.8
docx
21.11.2019
Урок биологии  в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»
Урок биологии в 11 классе.docx

Урок биологии на тему:

«Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина

и составление своих родословных» в 11 классе

 

 «Знай, мы в забвение не канем...»

Вадим Шефнер

Цели:

 Научить учащихся находить подтверждение передачи признаков по наследству, продолжать формировать умение работать с научной информацией, работать в группах.

 

Задачи:

Образовательная:

Ввести понятие генеалогического метода как одного из основных методов изучения наследственности человека; показать на примере родословной А. С. Пушкина множественный характер наследования некоторых личностных качеств; научить пользоваться генеалогической символикой при составлении родословной своей семьи.

Развивающая:

Развивать связную монологическую речь, способствовать развитию приёмов умственной деятельности, совершенствовать умение применять исследовательские методы в практической деятельности, развивать интеллектуальные и творческие способности.

Воспитательная:

Формировать устойчивый познавательный интерес к изучению жизни великих людей, прошлого своей семьи, уважение к предкам, воспитывать самостоятельность и стремление к познанию нового.

Методы: словесные, наглядные, практические, поисковые, объяснительно -  иллюстративные.

Ход урока:
               Добрый день ребята, уважаемые гости! Начнём наш урок. Тема сегодняшнего урока «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных».

Цели нашего урока  -  научиться находить подтверждения передачи признаков по наследству, прикоснуться к прошлому семьи великого поэта земли русской и своей семьи.

                Изучая в курсе общей биологии генетику, вы узнали, что это наука о наследственности и изменчивости. Особое же значение для нас имеет генетика человека. Существует несколько методов её изучения: генеалогический, близнецовый, онтогенетический, цитогенетический, популяционный. Мы сегодня познакомимся с одним из самых интересных и доступных  -  генеалогическим. Генеалогический метод основан на прослеживании какого -  либо нормального или патологического признака в ряду поколений, с указанием родственных связей между членами родословной. Другими словами, генеалогический метод -  это изучение наследственных признаков человека по родословным. Он был предложен в конце 19 века Ф. Гальтоном. Система обозначений родословных была предложена Г. Юстом в 1931 году. Когда -  то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные пригодились науке -  помогли установить закономерности наследования многих заболеваний. Русский философ П.А.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Об этом писал и сам Пушкин:

«Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу

Любовь к отеческим гробам».

А известный английский генетик Курт Штерн считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства. История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей. Чьи имена знакомы нам с детства. Среди них родословная А.С.Пушкина занимает одно из первых мест. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.

 

Моя родословная.

 

А. С. Пушкин

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Наш предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил.

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин.

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

Сегодня мы, исследуя родословную поэта, приоткроем завесу тайны рождения гения. Мы займемся вопросами наследования окраски кожи в ряду поколений на основе явления полимерии; изучим наследование некоторых личностных качеств поэта; сделаем анализ собственных родословных. Начнём

Ответ ученика

 Перед вами родословная поэта. Начнём издалека, с прадеда Пушкина по материнской линии -Абрама Ганнибала ( проект «Родословная Пушкина» ).

 Абрам Ганнибал был негром и был дважды женат. У его первой жены -  русской женщины Евдокии Андреевны - после того, как она рассталась с А.Ганнибалом и встретила своего второго супруга, родилась белая девочка Агриппина, которая дочерью Ганнибала не являлась. Но в народе возникли различные разговоры и легенды.

 Перед собой мы ставили следующие вопросы:

1.      Возможным ли было рождение белого ребёнка у А.Ганнибала?  

2.       Могли ли Пушкину передаться гены, отвечающие за тёмный цвет кожи?

        На цвет кожи влияют 2 пары генов, действующих в одном направлении. Такое явление называется полимерия. Установил его учёный Дэвенпорт, изучая наследование цвета кожи на Ямайке, где часто бывают браки между неграми и белыми. Обозначим эти гены Аа и Вв. Доминантные аллели обеспечивают тёмную кожу: чем их больше, тем темнее кожа. Такая полимерия называется кумулятивной. Настоящий негр имеет 4 доминантных гена в генотипе. ААВВ - таков генотип Ганнибала. Первая жена его была белой, её генотип -аавв. Дети от такого брака обязательно унаследуют генотип - АаВв и будут мулатами со смуглой кожей. Делаем вывод: у А.Ганнибала рождение белого ребёнка от првого брака было невозможным.

P     AAВВ                     ааbb

                                                      G    АВ                             аb

                                                       F1                   AaBb

                                                                           мулат

 

Вторая жена - Кристина фон Шеберх тоже была белой. В схеме мы видим, какой генотип унаследовали их сыновья -  Осип, Иван  и Петр - АаВв и промежуточный цвет кожи, т. е. они были мулатами.

  Р      АаВв              аавв

                                                     G     АВ                 ав

                                                             Ав

                                                            аВ

                                                            ав

                                                     F1   АаВв –мулат;

                                                          Аавв - смуглый цвет кожи

                                                            ааВв – смуглый цвет кожи;

                                                            аавв – белый цвет кожи

 

А один из этих генотипов (показывает на схеме, которая составлена на доске) унаследовала мать А.С.Пушкина - Надежда Осиповна Ганнибал.

А на вопрос о том, Могли ли Пушкину передаться доминантные аллели генов, я отвечу так: да, могли! Доказательством этого является смуглый цвет кожи у Александра Сергеевича. Облик Надежды Осиповны так же подчёркивал её необычное происхождение. «Прекрасная креолка»  - так говаривали о ней в свете.

Слово учителя:

 «Прекрасная креолка» вышла замуж за С.Л.Пушкина - А что известно о чертах характера близких родственников поэта

Ответ ученика:

   Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений: то гневалась. Да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться ей на глаза, то впадала в чёрню меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Любимцем матери был смладший сын  -  Лев. Александр чаще раздражал её и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало всё: упрямство мальчика, его детская неповоротливость. Привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная ей сложность. Говорили, что дом их был всегда наизнанку: в одной комнате богатая старинная мебель, в другой  -  пустые стены или соломенный стул, вечный недостаток во всём, начиная от денег и до последнего стакана. В такой обстановке рос и воспитывался А.С.Пушкин.

Ответ ученика:

   Сергей Львович Пушкин также был на редкость не приспособлен к практической жизни и хозяйствовал из рук вон плохо. Но, в отличие от жены, он был слабохарактерен, слезлив, сентиментален. Ему были присущи резкие подъёмы и спады настроения, «короче, русская хандра».

 И внешние признаки и черты характера унаследовал А.С.Пушкин от своих предков. Об этом в стихотворении «Мой портрет» он писал так:

Вы пожелали мой портрет,
Написанный с натуры? -
Мой милый, вам готов ответ,
Но лишь в миниатюре.
Да, я – повеса молодой,
Сижу на лавке школьной.
Не глуп, скажу, само собой
И без гримас невольных.
Нигде не встретишь болтуна,
Ни доктора Сорбонны,
Понадоедливей сполна,
Крикливей сей персоны!
Я тонок, строен. Молодца
Меня длиннее нет.
Имею смуглый цвет лица,
Кудряшек русый цвет.
И свет, и шум вокруг люблю,
Безделью я не друг!
Скандалов, споров не терплю,
Как, впрочем, и наук…
Балам, спектаклям – вышел счёт.
И, коль начистоту:
Люблю я кое-что ещё…
Сказал бы, да не тут!
Мой друг, портрет ты мой узнал
В сих строчках без труда,
Каким Господь меня создал,
Таким кажусь всегда.
В проказах близок к сатане.
Лицо – не стоит слов.
В избытке ветреность во мне...
Да-а, Пушкин – он таков!!!

На личности самого поэта и на его творчестве очень ярко отразились наследственные признаки. В его творчестве можно проследить некую цикличность, сопровождаемую подъёмами настроения и резкими его спадами.

Такое состояние называется циклотомия, а личности, склонные к ней -  циклотимическими.

Работа с графиком «Цикличность творчества А.С.Пушкина»  .

1817 - 1818г.г. -  первый творческий подъём, сразу после окончания лицея. Пушкин пишет «Обращения к друзьям».

1820г. -  год завершения «Руслана и Людмилы», «Бахчисарайский фонтан», начало «Евгения Онегина».

1825г. - лёгкая влюблённость; написаны «Борис Годунов», «Я помню чудное мгновенье».

1830г. -  «Болдинская осень» - Пушкин получает согласие на брак с Н.Гончаровой, написаны две последние главы «Евгения Онегина», «Мадонна» и около 30 стихотворений.

В один из периодов подъёма -  в 1825г. было написано стихотворение, посвящённое А.П.Керн «Я помню чудное мгновенье».

Слово учителя:

  Известно, что не только цвет кожи, черты характера, но и склонности и способности передаются по наследству. Например, известно, что в роду Бахов было ещё 56 отличных музыкантов, кроме гения  -  Иоганна Себастиана Баха.

А как обстояли дела с наследованием поэтического дара в семье Пушкиных?

Ответ ученика:

  Любимейшим родственником поэта был его дядя Василий Львович. Он занимался тщательной разработкой разнообразнейших поэтических жанров - посланий к друзьям, басен и сказок, сатирических эпиграмм, поэм, мадригалов, альбомных стихотворений, экспромтов, стихов на заданные рифмы. Александр учился у него художественному синтаксису, теории словесности. «Парнасский мой отец!»  -  назовёт он его в одном из лицейских стихотворений.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал учила Александра простонародной русской речи (рассказывала ему сказки, пела русские народные песни). Отец Александра -  Сергей Львович обладал врождённой способностью писать и даже говорить стихами. Выдающаяся лингвистическая одарённость давала ему возможность с одинаковой непринуждённостью рифмовать по - русски и по - французски. Сохранилось и его посвящение сыну, при поднесении ему на Новый год чернильницы, в котором автор с благоговением говорит о несравненном даровании и блестящей славе «любимого питомца муз». Страсть к французской литературе развивал у Александра не только отец, который «мастерски читывал им Мольера», но и мать, читавшая вслух Александру и Ольге занимательные парижские издания. Надежда Осиповна разделяла литературные вкусы и занятия своего мужа, постоянно общалась с первоклассными русскими писателями. Она любила вечера, домашние спектакли, декламацию, театр.

Брат Лев так же унаследовал поэтический дар. Он писал стихи и басни.

 В результате наших исследований мы можем считать, что ряд признаков Пушкин унаследовал от своих предков. И даже такие наследственные признаки, как черты характера, которые несколько отличались у его родителей от нормы, оказались тем стимулятором творческой деятельности, которые, воздействуя на природную одарённость Александра Сергеевича ,дали нам гения.

 Не будь генеалогии и возможности её анализа, мы бы сказали, что гениальность Пушкина - случайность. Но вот есть родословная, есть наука генетика, благодаря которой мы можем её объяснить.   

Учитель:

 Законы наследственности , которые действуют  в природе, распространяются и на человека.

Но  не надо забывать, что человек - это не только биологическое существо, но и социальное. Каким он вырастет, умным или слабым, воспитанным или наоборот, проявятся у него «дурные» гены или нет, это все зависит от нас взрослых, какую среду мы создадим для наших детей.

Томас Морган, американский генетик, лауреат нобелевской премии , писал об этом:

«У человека  два процесса наследственности:

 Один - вследствие материальной непрерывности (половые клетки), другой- путем передачи опыта одного следующему поколению посредством примера, письма. Способность человека общаться с себе подобными и  воспитывать свое потомство является,  вероятно,  основным фактором быстрой социальной эволюции.»

Слово учителя:

 - Изучать родословные великих людей нашего отечества занимательно, интересно, патриотично. Но не менее интересно и увлекательно заниматься изучением и составлением своей собственной  родословной, узнать веточкой какого древа ты являешься и где твои корни. Ребята выполняли задание творческого характера. Они составили свои родословные. Но прежде, чем рассказывать о своих родословных, они познакомят нас с правилами их составления

Правила составления родословной:

·         №1. Работа над родословной бесконечна, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью

·         №2. Все записи, в том числе и черновик, нужно вести аккуратно и как можно подробнее.

·         №3. Ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричными, а количество ветвей четным.

·         №4. При заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя и, желательно,  отчество, поставьте даты рождения и смерти и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях.

·         №5. При описании рода мы стараемся узнать как можно больше о тех, кого уже нет в живых, и совершенно забываем о тех, кто рядом. Но бабушки, дедушки, мамы, папы могут существенно помочь.

·         №6. При сборе информации не надо сразу разделять факты на существенные и кажущиеся тебе, несущественными.

·         №7. Не откладывай ни на один день задуманного в работе над родословной, особенно если это касается людей старшего возраста.

·         №8. Пока ты не можешь определить значимость того или иного документа, материала, собирай все, что касается твоей семьи.

 

А теперь ребята познакомят нас с родословными своих семей и  расскажут о тех интересных фактах, которые обнаружили при работе над родословной.

Выступления учащихся с анализом своих родословных.

Слово учителя:

 Пусть создание родословной станет интереснейшей семейной реликвией, которая будет передаваться из поколения в поколение...И ,когда- ни будь, ваши внуки  и правнуки будут говорить о вас с такой же гордостью и любовью , с какой вы говорили о своих  бабушках и дедушках. Глядя на вас, ребята, на с каким увлечением вы собирали материал для своих родословных, я тоже составила свою родословную. 

А если и вы, уважаемые  коллеги, полните ряды людей, неравнодушных к своей истории, истории своего рода – значит цель нашей сегодняшней встречи - достигнута.

А сейчас  послушаем прекрасное стихотворение Вадима Шефнера.

«Самой природой ты допущен

В мир предстоящий, настающий,

И от тебя зависит он.

Пусть не расчётливостью чёрствой

Пусть добротою и упорством

Ты в ком - то будешь отражён.

Знай: мы в забвение не канем,

Как в пропасть падающий камень,

Как пересохшая река.

Наследственность бессмертной птицей

Влюблённым на плечи садится,

Летя в грядущие века....»

А закончить наше занятие  мне хотелось бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: "Божие благословение почивает на тех, кто созидает семью, почитает и хранит память о своих предках и воспитывает детей. Божие благословение всем тем, кто начинает вести летопись своего рода, свою семейную летопись. Пусть она становится кладезем жизненного опыта для вас и ваших потомков. Пусть поможет осознать место каждого члена семьи в истории и вечности"

 

Спасибо всем! Все вместе мы с вами хорошо поработали и выполнили все намеченные цели!

 

 

 


 

Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии  в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии  в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии  в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии  в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии  в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

Урок биологии  в 11 классе на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2019