Технологическая карта урока биологии в 5 классе
Учитель Молдованова Т.В.
Предмет биология
Класс 5 класс
Тема урока Лишайники
Тип занятия Комбинированный, практико-ориентированный.
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножения.
Метапредметные
Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.
Личностные
Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы.
Основные понятия, изучаемые на занятии: лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.
Вид используемых ИКТ: работа с компьютером, интерактивной доской.
Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.
Организационная структура урока |
||||||||||||||||||
№ этапа |
Этап урока |
УУД |
Деятельность |
ЭОР |
Время
|
|||||||||||||
учителя |
учащихся |
|||||||||||||||||
1 |
Организационный этап |
Коммуникативные (речевая деятельность)
|
- Приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности учащихся к занятию; - организация внимания школьников. Урок я начну с
демонстрации фотографий. Может быть кто-то скажет мне, что на них
запечатлено? |
Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя. |
Презентация. |
3 мин
|
||||||||||||
2 |
Актуализация субъективного опыта
|
Коммуникативные (речевая деятельность)
Регулятивные (инициативность, самостоятельность);
|
Сегодня на уроке мы изучим очень загадочные организмы их называют «зеленые разведчики», «отважные первопроходцы», «растение-сфинкс», «растение - загадка». На доске хаотично с помощью магнитов размещены таблички с названиями систематических групп живой природы. Учитель задает учащимся вопросы: – Какие существуют царства живой природы? В какие надцарства они объединены? Назовите признаки каждой из названных систематических групп. В результате на магнитной доске образуется схема, повернув схему получим тему нашего урока: Лишайники.
|
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания. |
Презентация |
6 мин |
||||||||||||
3 |
Восприятие и осмысление учащимися нового материала |
Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций)
Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества)
Регулятивные (инициативность, самостоятельность); Личностные.
|
Сегодня мы изучим: 1. Строение лишайников 2. Жизнедеятельность 3. Значение лишайников в природе и жизни человека Давайте с помощью цветика- семицветика определим цели нашего урока. Удалите из цветика те цели которые не относятся к нашему уроку и наклейте на опорный конспект. Выдает гербарные образцы лишайников и просит их внимательно изучить с помощью лупы. Задает вопрос: к какому царству живой природы можно отнести эти живые организмы.
Далее учитель показывает видеофильм «Внутреннее строение лишайников» и акцентирует внимание на том, что главный отличительный признак лишайников – симбиоз 2-х организмов разных видов гриба и водоросли. На предыдущих уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью различных грибов. -Вспомните, какой тип питания характерен для грибов. -Что такое симбиоз? Вы помните, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев. -Как называется симбиоз гриба и корней растения? Интересно, что грибы вступают в симбиотические взаимоотношения не только, с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. Далее учитель рассказывает о жизнедеятельности лишайников. Следующий вид деятельности учащихся направлен на то, чтобы учащиеся знали, что существуют лишайники с различным типом слоевища. Для этого учитель говорит, что тело лишайника называется слоевищем и задаёт вопрос. - Вспомните, тело каких организмов тоже называется слоевищем. Перед учащимися ставится проблемный вопрос: « На какие типы делятся лишайники в зависимости от типа слоевища?» Учитель делит класс на группы и каждой группе предлагает заполнить таблицу « Строение лишайников с различным типом слоевища» Затем учащиеся анализируют таблицу, учитель
Далее следует самостоятельная работа учащихся с учебником. -Пользуясь текстом учебника ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе, а также в жизни и хозяйственной деятельности человека? Составляют кластер в опорном конспекте. Обсуждение результатов. Физкультминутка. |
Определяют цели урока и вносят свои ответы в опорный конспект.
Рассматривают выданные экземпляры лишайников и высказывают свои предположения.
Смотрят фильм.
Отвечают на вопросы учителя
Работают в группах. Заполняют таблицу, сообщают результаты проделанной работы.
Самостоятельно изучают информацию, делают выводы, заполняют кластер. |
Видеофильм. |
19 мин |
||||||||||||
4 |
Первичная проверка понимания |
Коммуникативные (речевая деятельность)
Личностные Регулятивные (инициативность, самостоятельность). |
Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в инструктивной карточке. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока? Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»? |
Отвечают на вопросы учителя
|
|
5 мин
|
||||||||||||
5 |
Домашнее задание |
Регулятивные: прогнозирование .
|
- приготовить стр. 102-106, читать отвечать на вопросы. Творческое задание: придумать стихотворение о лишайниках или составить кроссворд. |
Фиксируют информацию |
|
1 мин |
||||||||||||
6 |
Первичное закрепление |
Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций)
Регулятивные
|
– А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу . Рядом с суждением вы должны поставить «+» или «–».Верно ли суждение? 1. Лишайник имеет стебель с
листьями.
|
Анализируют информацию, определяют верные суждения. |
Презентация |
6 мин
|
||||||||||||
7 |
Этап подведения итогов. |
Регулятивные (контроль и коррекция)
|
Прошу вас, обменяться с соседом и проверить свои работы и поставить оценку. 1) – 2) + 3) + 4) + 5) + 6) + Поставьте себе оценку за выполненную работу: если все задания выполнены верно –
«5»; Объявление своих результатов учащимися. |
Выполняют проверку своей работы. Определяют, на каком уровне находятся. |
|
2 мин
|
||||||||||||
8 |
Рефлексия |
Личностные (самоопределение) Коммуникативные (речевая деятельность, |
-Что нового узнали? Я сегодня на уроке про лишайники узнала, -Как узнали, что помогло? -Где пригодятся знания? -Кто из ребят больше всех в открытии знаний? -Как работал ты?
|
Отвечают на вопросы. |
|
3 мин
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.