Урок биологии в 5 классе. Лишайники
Оценка 4.6

Урок биологии в 5 классе. Лишайники

Оценка 4.6
docx
02.11.2020
Урок биологии в 5 классе. Лишайники
Технологическая карта урока биологии в 5 классе.docx

 

Технологическая  карта урока биологии в 5 классе

Учитель                                             Молдованова Т.В.

Предмет                                            биология

Класс                                     5  класс

Тема урока                                      Лишайники

Тип занятия                           Комбинированный, практико-ориентированный.

Цель урока: познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников

Планируемые образовательные результаты             

Предметные

 Учащиеся имеют представление о лишайниках, как особой группой симбиотических организмов, особенностях их строения, питания и размножения.     

Метапредметные

 Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы, умение работать с компьютером, находить информацию о биологических объектах, работать с текстом, составлять схемы, умение работать в группе.

Личностные

Формируется экологическая культура школьников на основании изучения лишайников как биоиндикаторов, познавательные интересы и мотивы исследовательской работы. 

Основные понятия, изучаемые на занятии:  лишайники, накипные, листоватые, кустистые, симбиоз, биоиндикаторы.

Вид используемых  ИКТ: работа с компьютером,  интерактивной доской.

Образовательные интернет-ресурсы: единая коллекция ЦОР, презентация для ИД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

 

 

учителя

учащихся

1

Организационный этап

Коммуникативные               (речевая деятельность)

 

 

 

 

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания школьников.

Урок я начну с демонстрации фотографий. Может быть кто-то скажет мне, что на них запечатлено?
– Совершенно верно, это же наш школьный двор. Мы бываем здесь как минимум два раза в день: идя в школу и уходя из нее. Но вот только ходим мы все по разному: кто-то идет, глядя себе под ноги, а кто-то, высоко задрав нос и мало, кто успевает оглянуться вокруг. Что там интересного? Оказывается, много чего ...
Эти скромные рябинки, растущие в школьном дворе уже не один год, стали домом для многих живых организмов.
– Кто же может поселиться на стволах деревьев? И вот с некоторыми из них мы сегодня познакомимся поближе (Демонстрация фотографий: мхи на стволах деревьев, лишайники).

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Презентация.

3 мин

 

 

2

Актуализация субъективного опыта

 

Коммуникативные               (речевая деятельность)

 

 

Регулятивные (инициативность, самостоятельность);

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке мы изучим очень загадочные организмы их называют «зеленые разведчики», «отважные первопроходцы»,   «растение-сфинкс», «растение - загадка».

На доске хаотично с помощью магнитов размещены таблички с названиями систематических групп живой природы.  Учитель задает учащимся вопросы:

– Какие существуют царства живой природы? В какие надцарства они объединены? Назовите признаки каждой из названных систематических групп.

В результате на  магнитной доске образуется схема, повернув схему получим тему нашего урока: Лишайники.

img1

 

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

Выполняют задания.

Презентация

6 мин

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Познавательные         (работа с информацией,  выполнение логических операций)

 

 

Коммуникативные  (речевая деятельность, навыки сотрудничества)

 

Регулятивные (инициативность, самостоятельность);

Личностные.

 

 

 

 

 

 

Сегодня мы изучим:

1.      Строение лишайников

2.      Жизнедеятельность

3.      Значение лишайников в природе и жизни человека

 Давайте с помощью цветика- семицветика определим цели нашего урока. Удалите из цветика  те цели которые не относятся к нашему уроку и наклейте на опорный конспект.

Выдает гербарные образцы лишайников и просит их внимательно изучить с помощью лупы. Задает вопрос: к  какому царству живой природы можно отнести эти живые организмы.

 

Далее учитель показывает видеофильм «Внутреннее строение лишайников»  и акцентирует внимание на том, что главный отличительный признак лишайников – симбиоз 2-х организмов разных видов гриба и водоросли. На предыдущих уроках мы познакомились со строением и жизнедеятельностью  различных грибов.

-Вспомните, какой тип питания характерен для грибов.

-Что такое симбиоз?

Вы помните, что грибы способны вступать в симбиотические отношения с корнями деревьев.

-Как называется симбиоз гриба и корней растения?

Интересно, что грибы вступают в симбиотические взаимоотношения не только, с корнями деревьев, но и с водорослями. Такой симбиоз гриба и водоросли называется лишайником. Далее учитель рассказывает о  жизнедеятельности лишайников. Следующий вид деятельности учащихся направлен на то, чтобы учащиеся знали, что существуют лишайники с различным  типом слоевища. Для этого учитель говорит, что тело лишайника называется слоевищем и задаёт вопрос.

- Вспомните, тело каких организмов тоже называется слоевищем.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: « На какие типы делятся лишайники в зависимости от типа слоевища?» Учитель делит класс на группы и каждой группе предлагает заполнить таблицу « Строение лишайников с различным типом слоевища» Затем учащиеся анализируют таблицу, учитель

Тип лишайников

Особенности строения

Примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее следует самостоятельная работа учащихся с учебником.

-Пользуясь текстом учебника ответьте на вопрос: каково значение лишайников в природе, а также в жизни и хозяйственной деятельности человека? Составляют  кластер в опорном конспекте. Обсуждение результатов.

Физкультминутка.

 

 

 

Определяют цели урока и вносят свои ответы в опорный конспект.

 

 

 

Рассматривают выданные экземпляры лишайников и высказывают свои предположения.

 

Смотрят фильм.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

Работают в группах.

Заполняют таблицу, сообщают результаты проделанной работы.

 

Самостоятельно изучают информацию, делают выводы, заполняют кластер.

Видеофильм.

19 мин

4

Первичная проверка понимания

 

Коммуникативные               (речевая деятельность)

 

Личностные

Регулятивные (инициативность, самостоятельность).

 Просмотрите записи, которые вы вели по ходу нашего урока в инструктивной карточке. Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?

Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?

Отвечают на вопросы учителя

 

 

5 мин

 

 

 

5

Домашнее задание

Регулятивные: прогнозирование .

 

-  приготовить стр. 102-106, читать отвечать на вопросы. Творческое задание: придумать стихотворение о лишайниках или составить кроссворд. 

Фиксируют информацию

 

1 мин

6

Первичное закрепление

Познавательные         (работа с информацией,  выполнение логических операций)

 

Регулятивные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 – А теперь я вам предложу выполнить проверочную работу . Рядом с суждением вы должны поставить «+» или  «–».Верно ли суждение?

1. Лишайник имеет стебель с листьями. 
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями. 
3. Водоросл
и лишайника вырабатывают органические вещества в процессе фотосинтеза. 
4. Лишайник
и могут поселяться на голых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела. 
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений. 
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.

 

Анализируют информацию, определяют верные суждения.

Презентация

6 мин

 

 

 

7

Этап подведения итогов.

Регулятивные            (контроль и коррекция)

 

Прошу вас, обменяться с соседом и проверить свои работы и поставить оценку.

1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +

Поставьте себе оценку за выполненную работу:

если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Объявление своих результатов учащимися.

Выполняют проверку своей работы. Определяют, на каком уровне находятся.

 

2 мин

 

 

8

Рефлексия

Личностные (самоопределение)

Коммуникативные  (речевая деятельность,

-Что нового узнали?

Я сегодня на уроке про лишайники узнала,
И от этого намного образованнее стала,
И теперь как выйду в сопки,
И вокруг я погляжу,
Я о северной природе очень грамотно сужу.
Знаю, что такое ягель,
И в лишайниках я – “ас”,
Не желаете послушать?
Расскажу про них сейчас.
Гриб и водоросль вместе очень дружно так живут.
Образуют слоевище. Их лишайники зовут. (Учащаяся читает стихотворение)

-Как узнали, что помогло?

-Где пригодятся знания?

-Кто из ребят больше всех в открытии знаний?

-Как работал ты?

9. Информация о домашнем задании

 П. 15 в.2,3 стр. 59

По выбору:

*      Творческое задание: Значение  лишайников в жизни растений.

*      Подумать над вопросом: Почему лишайники называют пионерами растительного покрова?

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

3 мин

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Технологическая карта урока биологии в 5 классе

Организационная структура урока № этапаЭтап урокаУУДДеятельностьЭОРВремя учителяучащихся 1

Организационная структура урока № этапаЭтап урокаУУДДеятельностьЭОРВремя учителяучащихся 1

Регулятивные (инициативность, самостоятельность);

Регулятивные (инициативность, самостоятельность);

Регулятивные (инициативность, самостоятельность);

Регулятивные (инициативность, самостоятельность);

Затем учащиеся анализируют таблицу, учитель

Затем учащиеся анализируют таблицу, учитель

Регулятивные –

Регулятивные –

Рефлексия Личностные (самоопределение)

Рефлексия Личностные (самоопределение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2020