Урок биологии в 6 классе "Питание растений"
Оценка 4.9

Урок биологии в 6 классе "Питание растений"

Оценка 4.9
doc
14.02.2021
Урок биологии в 6 классе "Питание растений"
урок питание растений.doc

Использование ИКТ на уроках биологии.

 

     Все современные педагогические технологии, в том числе и технология проектного обучения, направлены на развитие творческого мышления школьника. При изучении нового материала на уроках биологии наибольший эффект дает применение технологии, направленной на реализацию идеи индивидуализации обучения и дающей возможность творческого самовыражения и самореализации учащихся. Примером одной из технологий адаптивного обучения является метод проектов. Он предполагает поэтапное выполнение в определенной последовательности того или иного задания индивидуально или в сотрудничестве.

      При составлении проектов учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность; развивают навык работы с литературой; накапливают и анализируют информацию; ведут исследовательскую работу, выдвигают гипотезы и находят пути их  решения; творчески мыслят; учатся делать выводы; проявляют интерес к работе и получают удовлетворение от результата  своего труда; развивают свой творческий потенциал; учатся, публично выступая, защищать свои проекты; учатся использовать ответы на дополнительные вопросы для успешной  защиты темы своего проекта; овладевают системой проектировочных умений и способностью учиться   как на собственном опыте, так и на опыте других.

       Темы проектов предполагают решение проблемных вопросов исследовательскими методами, дают возможность в более легкой и интересной форме изучить материал, вызывающий затруднения  у учащихся. Так, например, был подготовлен и реализован проект «Секреты природы» при изучении органов чувств у животных в 7-ом классе курс «Биология. Животные». Данный проект находит свое применение при изучении эволюции строения и функций органов чувств животных, регуляции деятельности организма животных и поведения животных в природе.

        В результате работы над проектом учащиеся практически изучают сложные биологические процессы, их сущность и значение. Исследовательская работа, предусмотренная проектом, способствует развитию познавательной активности учащихся, позволяет закрепить изучаемый материал на практике. С этой целью разработан и реализован проект «Жизнь растений» для изучения типов питания у растений в курсе «Биология. Растения. Грибы. Бактерии» в 6-ом классе.    

      В настоящее время применение информационных технологий на уроках биологии востребовано в практике работы учителя, т. к. продолжается поиск приемов развития творчества учеников и их познавательного интереса, в данном случае при изучении биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Систематизировать знания  о питании  растительного организма.

 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанного с построением структуры изученных понятий

 

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий

 

Задачи:

  1. Образовательные: 
  • раскрыть типы питания в растительном организме;
  • рассмотреть  роль растений в природе;
  • доказать взаимосвязь органов растения
  1. Развивающие: 
  • развивать умение устанавливать и объяснять причинно-следственные связи;
  • кратко и четко формулировать свои мысли;
  • развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации;
  • развивать умение анализировать, делать выводы и аргументировать.
  1. Воспитательные: 
  • формировать у учащихся интерес к изучению биологии;
  • развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней.

 

Планируемые образовательные результаты:

  • личностные – развитие мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем в образовательном процессе; осознание необходимости сохранения многообразия растительных  организмов; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
  • предметные – формирование целостного представления об организме как единой целостной системе и взаимосвязи органов в организме;
  • метапредметные – развитие умения  анализировать информацию;  преобразовывать информацию из одной формы в другую;

УУД:

  • Личностные - формирование ответственного отношения к учению, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими обучающимися и достижение в нем взаимопонимания, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в группе, сохранение мотивации к учебной деятельности, чувства удовлетворенности от процесса получения новых знаний, проявление интереса. 
  • Регулятивные – целеполагание, планирование, прогнозирование, различать способ и результат действия, вносить необходимые коррективы в действие, контроль, оценка, волевая саморегуляция и самооценка в ситуации затруднения.
  • Познавательные – поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов.

 

Результативность обучения: умение формулировать общий вывод

Основные понятия: минеральное и воздушное питание

 

«Мне необходимо разобраться самому,

а чтобы разобраться самому, надо думать сообща».

Борис Васильев

 

I.                   Организационный момент.

II.                Актуализация опорных знаний учащихся

 

1.      Тела какой природы мы изучаем?

2.      Приведите примеры тел живой природы?

3.      Что является отличительными признаками живого?

4.      Как бы вы дали определение питанию?

Питание – это получение организмом необходимых ему веществ.

5. Какие органы отвечают за питание растения?

 

III.             Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

        Хотелось бы вспомнить басню И. А. Крылова «Листы и корни»:

 

                                            В прекрасный летний день,

                                            Бросая по долине тень,

                                            Листы на дереве с зефирами шептали,

                                            Хвалились густотой, зеленостью своей

                                            И вот как о себе зефирам толковали:

                                            «Не правда ли, что мы краса долины всей?

                                            Что нами дерево так пышно и кудряво,

                                            Раскидисто и величаво?

                                            Чтоб было в нем без нас?

                                            Ну, право, хвалить себя мы можем без греха!»

 

                                                 Вот что корни говорят листьям:

 

                                            Мы те, которые здесь, роясь в темноте,

                                            Питаем вас. Ужель не узнаете?

                                            Мы корни дерева, на коем вы цветете

                                            Красуйтесь в добрый час!

                                            Да только помните ту разницу меж нас,

                                            Что с новою весной лист новый народится,

                                            А если корень иссушится –

                                            Не станет дерева, ни вас.

 

     Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются чуть ли не бесполезным убором, украшением? Вот об этом и пойдет сегодня речь на уроке. Итак, сегодня мы говорим о питании растений, это и есть тема нашего урока. Целью нашего урока сегодня будет изучение типов питания у растений. Изучив их мы составим схему «Типы питания».

    Стоит ли согласиться с И. А. Крыловым? А может стоит возразить? Какой же орган главнее в жизни растений?

 

IV.              Восприятие и осознание нового материала.

     

Каковы основные функции корня?

- удерживает растение в почве и поглощает воду с минеральными веществами

Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

- зона всасывания

Каковы особенности ее строения?

- наличие корневых волосков

Что собой представляют корневые волоски?

- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно

  прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней

  минеральными веществами. Они выделяют слизь для  растворения  минеральных  

  веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько

  дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на

  границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве

Какой в этом смысл?

- зона всасывания использует для питания новые участки почвы

Что произойдет если повредить корневые волоски?

- растение не сможет  добывать из почвы минеральные вещества и воду

Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

- пересаживать растения с комочком почвы

Как теперь другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества?

- по зоне проведения по сосудам вода с минеральными веществами поступит в

  надземную часть растения

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила.

Корневое давление – это сила, обеспечивающая подачу воды от корней растения вверх, к стеблям и листьям.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды.

 

Корневое (почвенное) питание – это получение растением при помощи корней водных   

                      растворов минеральных веществ.

Теперь заполним часть схемы, рассказывающую о наличии корневого питания.

Какова основная функция листа?

- фотосинтез

Что такое фотосинтез?

- это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях

  в хлоропластах на свету

                                Вы проходите мимо цветка?

                                Наклонитесь,

                                Поглядите на чудо, которое видеть вы раньше нигде не могли.

                                Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.

                                Например, он берет дождя дождинку,

                                И воздуха голубой лоскуток,

                                И лучик, солнышком пролитый.

                                Все смешает потом

                                Где пробирок и колб и спиртовок ряды?!

                                И вот из одной и той же черного цвета земли

                                Он то красный, то синий,

                                То сиреневый, то золотой!

                                                                                 В. Солоухин

                                                                                 «В узел связаны нити»

 

     Какой процесс так поэтично описан в стихотворении? В каких строках это раскрыто? Каковы приспособления листьев к протеканию в них фотосинтеза?

   а) плоская поверхность листовой пластинки для увеличения площади

      соприкосновения с воздухом;

   б) прозрачная кожица листа для проникновения света;

   в) наличие устьиц для газообмене;

   г) наличие фотосинтезирующей ткани мякоти листа с хлоропластами в клетках;

   д) наличие межклетников в губчатой ткани листа для газообмена;

   е) наличие сосудов в жилке листа для поступления воды в лист.

Какие условия необходимы для протекания процесса фотосинтеза?

- свет, углекислый газ, вода

Как образовавшиеся органические вещества попадут в другие органы растения?

- по ситовидным трубкам жилки листа

 

     Теперь, узнав, что из воды и углекислого газа на солнечном свету образуется крахмал, предлагаю вам получить его. Возьмите сифон с газированной водой, поставьте его на солнечный свет и продукт готов! Кто возьмется за опыт и какой можно ожидать результат? Почему?

 

Воздушное питание -  это образование органических веществ в листьях.

                                                 

Таким образом, зеленые растения в процессе фотосинтеза переводят энергию солнечного света в энергию химических связей. В форме готовых органических веществ энергия употребляется другими живыми организмами, которые не могут усваивать солнечную энергию. Только зеленые растения способны усваивать солнечную энергию и переводить ее в форму, доступную другим живым организмам. В этом и заключается космическая роль зеленых растений. Это доказал ученый ботаник К. А. Тимирязев.

Кроме того, заключенная в органическом веществе энергия может сохраняться годы, века и тысячелетия, например, каменный уголь – стебли древних растений, видоизменившиеся под действием давления с течением времени, хранят эту энергию.

                      

?С чем теперь вы бы не согласились в басне И. А. Крылова?

    - лист не менее важен корня и также питает растение

 

                                  «Все органические вещества, как бы ни были они разнообразны,

                                    где бы они не встречались, прошли через лист, произошли из

                                    веществ, выработанных листом»

                                                                                            К. А. Тимирязев

Теперь заполним часть схемы, рассказывающую о наличии воздушного питания.

Итак, у растений два типа питания.

 

Для растений фотосинтез – это способ питания, физиологический жизненноважный процесс.

              ? А в чем его роль для жизни на Земле?

- при фотосинтезе выделяется кислород, необходимый для дыхания всем живым

  организмам

- при фотосинтезе образуются органические вещества, необходимые для питания

  другим живым организмам

- поглощение углекислого газа, который является причиной парникового эффекта

- образование озонового экрана для защиты от УФ

      Приведем несколько примеров:

 

1. Зеленые древесные насаждения

1 га – 1 час – 8 кг углекислого газа

(200 человек)

1 год – 400 млрд тонн кислорода

1 год – 600 млрд тонн углекислого

1 год – 450 млрд тонн органических

веществ

 

2. Культурные растения

1 га – 1 день – 150 кг углекислого газа

1 га – 500 кг углекислого газа

(сахарная свекла)

1500 га – 1 день - 750000 кг углекислого газа

1500 га – 1 месяц - 22500000 кг углекислого

газа

 

3. Дыхание человека

 

1 человек – 1 сутки – 430 г кислорода

1 человек – 1 сутки – 800 г углекислого

газа

300000 человек – 1 сутки – 129000000 г

кислорода

300000 человек – 1 сутки – 240000000 г

углекислого газа

1 га леса – 160000 г – углекислого газа

( 200 человек)

1500 га леса «работают» на жителей  города

 

           ?На какую мысль наводят эти примеры?

- растения обеспечивают жизнь на Земле, их необходимо охранять, бережно к ним относится

            ?Как?

- соблюдать правила поведения в природе

- не собирать бесполезные букеты

- не срывать и  не обламывать

- сажать растения, преумножать их количество, участвовать в озеленении

   пришкольного участка, улиц города

- знать редкие и охраняемые растения

- вести разъяснительную работу среди населения

 

        ?А что грозит гибели растительного мира?

- стихийные бедствия (засуха, наводнения, заморозки…)

- разрушение естественной среды обитания

- загрязнение окружающей среды отходами промышленности и транспорта

- вытаптывание почвы туристами, животными на лугах

- пожары

- массовый сбор лекарственных растений

- пагубное влияние ядохимикатов

 

       ?К какой группе организмов относятся растения?

       ?Почему?

       ?Какую еще выделяют группу организмов по способу питания и какова их

        особенность?

 

     Среди растений есть представители гетеротрофов: паразиты, полупаразиты и хищники (насекомоядные). Они имеют свои особенности (презентации учащихся).

    

 

V.                 Домашнее задание:   п. № 33, 34, творческое задание – написать оду в защиту листа.

 

VI.              Рефлексия, закрепление.

 

        Работа по тестовым заданиям на слайдах.

 

 

 

Приложение

Инструкция для работы по теме:

«Особенности строения корней,

обеспечивающие минеральное питание растений».

 

1.Проведите опыт, доказывающий одну из главных функций корней - поглощение воды с  растворенными в ней  минеральными веществами:

   -  возьмите проростки фасоли или гороха, выкопайте их, промойте корневую систему

      и посадите в пробирку с водой;

   - на поверхность воды налейте тонкий слой подсолнечного масла для того, чтобы

      вода не испарялась;

   - отметьте уровень воды в пробирке;

   - отметьте уровень воды в пробирке через 1-2 дня;

   - сделайте вывод о поглощении воды корнем.

2. Вспомните строение и функции корневых волосков.

    Как они работают, поглощая питательный раствор?

    О чем нужно помнить при пересадке растений?

3. Проведите опыт, показывающий силу корневого давления, которая обеспечивает

    корню выполнение другой функции – проведение воды с минеральными веществами

    к побегу (заложите 2 таких опыта):

    - возьмите четырехнедельное растение фасоли и срежьте растение на расстоянии

      2-4см от уровня почвы очень острым ножом;

    - наденьте на него резиновую пробку с отверстием, на пробку наденьте стеклянную

      трубку и укрепите ее на штативе в вертикальном положении (см рис.115 на стр 146

      учебника);

    - стык стебля растения и пробки залепите пластилином для герметичности;

    - поливайте одно растение теплой водой, а другое холодной водой;

    - наблюдайте появление жидкости в стеклянной трубке, сравните, у какого растения

       вода выделяется обильнее;

    - сделайте вывод о поглощении и проведении воды корнем; о влиянии температуры

      на работу корня. Корневое давление – сила, обеспечивающая подачу воды от

                                                                       корней растении

                                                                      вверх, к надземной части растения

4. Пользуясь дополнительной литературой, изучите одно из проявлений корневого

    давления, гуттацию. Это «плач» растений, т. е. выделение капельно-жидкой влаги

    надземными органами в атмосфере, насыщенной водными парами. Приведите  

    примеры растений, у которых это можно  наблюдать.

5. Проведите опыт, доказывающий поглощение минеральных веществ корнем и

    перемещение их к  побегу:

    - возьмите молодое растение фасоли и слабый раствор чернил;

    - несколько дней поливайте растение слабым раствором чернил в воде;

    - наблюдайте как окрасились стебель и листья в цвет чернил;

    - сделайте вывод о поглощении корнем воды с минеральными солями, которые в

      опыте были заменены на чернила.

6. Проведите опыт, доказывающий, что корни дышат:

    - выкопайте молодое растение фасоли и промойте его корневую систему;

    - возьмите пробирку, опустите в нее горящую лучинку, которая будет гореть в

      присутствии кислорода;

    - поместите в пробирку корень молодого растения;

    - через некоторое время уберите растение из пробирки и опустите в нее горящую

      лучину;

  - наблюдайте, что лучина погаснет;

  - сделайте вывод о том, что корневая система растения израсходовала кислород

    пробирки для дыхания.

7. Исходя из проведенных опытов, сформулируйте условия, необходимые для

    нормальной жизнедеятельности корней с выполнением их основных функций.

    Предложите правила поливки растений.

8. Наработанный материал по каждому заданию обобщите для презентации.

 

 

Инструкция для работы по теме:

«Особенности строения листьев,

обеспечивающие воздушное питание растений».

 

1. Проведите опыт, доказывающий образование органических веществ в зеленых

    листьях растения  на свету  (см рис 117 на стр. 149 учебника):

    - возьмите комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько

      дней и прикрепите с обеих сторон на лист этого растения полоску бумаги, не

      пропускающую свет;

    - выставите растение на свет и на следующий день срежьте этот лист, опустите его в

      кипяток, в горячий спирт для обесцвечивания;

    - промойте лист водой и залейте слабым раствором йода;

    - наблюдайте, что в сине-фиолетовый цвет окрасилась та часть листа, которая была

      на свету;

    - сделайте вывод о том, где  идет процесс фотосинтеза?

      Какие особенности строения листа можно отметить для выполнения им данной функции?

2. Проведите опыт, доказывающий поглощение растениями углекислого газа в процессе  фотосинтеза (см рис 118 на стр. 151 учебника):

    - поместите комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько

       дней, под стеклянный колпак на кусок стекла. Рядом с растением поместите

       емкость с пищевой содой, смоченной раствором соляной кислоты;

    - края колпака  в месте соприкосновения со стеклом замажем вазелином, чтобы

      исключить  попадание воздуха извне;

    - поместте колпак в освещенное место;

    - на следующий день срежьте один лист, опустите его в кипяток, в горячий спирт

       для обесцвечивания, промойте лист водой и залейте слабым раствором йода;

    - наблюдайте, что лист окрасился в сине-фиолетовый цвет;

    - сделайте вывод о том, что фотосинтез протекал, а значит углекислый газ, который

      выделялся  при взаимодействии пищевой соды с соляной кислотой, поглощался

      растением. Какие  особенности строения листа можно отметить для выполнения им

      данной функции?

3. Проведите опыт, доказывающий выделение растениями кислорода в процессе

    фотосинтеза

    (см рис. 119 на стр. 151 учебника):

    - поместите комнатное растение под стеклянный колпак;

    - поставьте растение на свет;

    - через сутки опустите внутрь колпака горящую лучинку;

    - наблюдайте яркое горение лучинки;

    - сделайте вывод о выделении растениями кислорода в процессе фотосинтеза.  Какие

      особенности строения листа можно отметить для выполнения им данной функции?

4. Дайте определение фотосинтеза и перечислите все приспособления листа  к

    обеспечению им воздушного питания. Наработанный материал по каждому заданию

    обобщите для презентации.

 

 

Инструкция для работы по теме:

«Условия протекания процесса фотосинтеза».

 

1. Проведите опыт, доказывающий протекание фотосинтеза только на свету:

    - срежьте лист комнатного растения, выдержанного несколько дней в темноте;

    - опустите его в кипяток, в горячий спирт для обесцвечивания;

    - промойте лист водой и залейте слабым раствором йода;

    - наблюдайте, что лист не изменил своей окраски;

    - сделайте вывод об условии необходимом для протекания процесса фотосинтеза.

2. Проведите опыт, доказывающий наличие углекислого газа для протекания

    фотосинтеза:

    - возьмите комнатное растение, выдержанное предварительно в темноте несколько

      дней;

    - поместите его под стеклянный колпак на кусок стекла. Рядом с растением

       поместите емкость с раствором едкой щелочи для поглощения им углекислого газа

       из воздуха;

    - края колпака  в месте соприкосновения со стеклом замажем вазелином, чтобы

      исключить  попадание воздуха извне;

    - поместите колпак в освещенное место;

    - на следующий день срежьте один лист, опустите его в кипяток, в горячий спирт

       для обесцвечивания, промойте лист водой и залейте слабым раствором йода;

    - наблюдайте, что лист не окрасился;

    - сделайте вывод об условии необходимом для протекания процесса фотосинтеза.

3. Сформулируйте условия, необходимые для протекания процесса фотосинтеза.

    Наработанный   материал по каждому заданию обобщите для презентации.

 

 

Инструкция для работы по теме:

«Группы растений по способу питания:

паразиты, полупаразиты, хищники».

 

1. Познакомься с растениями паразитами: повилика, заразиха, петров крест,

    паразитаксус  опаленный, раффлезия Арнольди. Что для всех них характерно?

2. Познакомься с растениями полупаразитами: омела белая, ожереловая омела, Иван-

    да-Марья,  сантал белый, погремок, очанка, мытник. Что для них характерно?

3. Познакомься с растениями хищниками, классифицируя их по ловчим механизмам:

    А) с коварными кувшинчиками – пузырчатка, непентесы;

    Б) с захлопывающими капканами – росянки, венерина мухоловка, жирянки,

        роридула, гигантский  Библис.

    Что для них характерно?

4. Наработанный материал представьте в виде презентации.

 

 

Инструкция для работы по теме:

«Значение растений в жизни планеты».

 

1. Выявите значение растений в природе.

2. Выявите значение растений для человека.

3. Поясните космическую роль растений.

4. Докажите необходимость охраны растений.

5. Предложите мероприятия по охране растений.

6. Наработанный материал оформите в виде буклета.

 

 

 

 

 

 


Использование ИКТ на уроках биологии

Использование ИКТ на уроках биологии

Цель: Систематизировать знания о питании растительного организма

Цель: Систематизировать знания о питании растительного организма

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов

Коммуникативные – учебное сотрудничество с учителем и учениками, постановка вопросов

Стоит ли согласиться с И. А. Крыловым?

Стоит ли согласиться с И. А. Крыловым?

Он то красный, то синий,

Он то красный, то синий,

УФ Приведем несколько примеров: 1

УФ Приведем несколько примеров: 1

К какой группе организмов относятся растения? ?Почему? ?Какую еще выделяют группу организмов по способу питания и какова их особенность?

К какой группе организмов относятся растения? ?Почему? ?Какую еще выделяют группу организмов по способу питания и какова их особенность?

Это «плач» растений, т. е. выделение капельно-жидкой влаги надземными органами в атмосфере, насыщенной водными парами

Это «плач» растений, т. е. выделение капельно-жидкой влаги надземными органами в атмосфере, насыщенной водными парами

Какие особенности строения листа можно отметить для выполнения им данной функции? 3

Какие особенности строения листа можно отметить для выполнения им данной функции? 3

Марья, сантал белый, погремок, очанка, мытник

Марья, сантал белый, погремок, очанка, мытник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2021