БОУ г. Омска «СОШ №23»
Урок физической культуры в соответствии требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
Васильева Наталья Васильевна,
учитель физической культуры
БОУ г. Омска «СОШ №23»
Омск-2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1.
Требование к уроку физической культуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования 6
Глава 2.
Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 18
Введение
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане - это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая образовательная парадигма ориентирована, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и развитие творческих способностей, функциональной грамотности и, как следствие, наиболее полной самореализации.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Методологической основой новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, основной смысл которого заключается в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях, развитие личности в учебной деятельности. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Категория «деятельность» предполагает получение знаний в процессе формирующей деятельности - самостоятельной поисковой, проблемной, исследовательской. Развитие личности в системе образования обеспечивает, прежде всего, формирование универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.
В соответствии с системно-деятельностным подходом планируемые результаты образования сформулированы как обобщенные способы действий с учебным материалом. Именно они являются системообразующим и инновационным компонентом ФГОС.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся; регулятивные - организацию обучающимися своей учебной деятельности; познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем; коммуникативные - обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом, УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Программа предмета «Физическая культура» направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обязательно должна содержать личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Физическая культура»[7].
Обучение физической культуре с направленным развитием двигательных качеств привело к изоляции от тех тенденций, которые происходят в общем образовании, где активно разрабатываются современные технологии, основывающиеся на новых дидактических методах и принципах, на совершенно иных, отличных от традиционных, формах взаимоотношений субъектов образовательного процесса.
Об изменениях в этом направлении, которые представлены в исследованиях В. К. Бальсевича (2002), С. В. Дмитриева (2005)[2], Л. И. Лубышевой (1992), Н.Н. Пономарёва (1996), А.П. Матвеева (1997) достаточно чётко прослеживается общая тенденция к смещению акцентов (приоритетов) в понимании физической культуры в большей мере с соматопсихического на социокультурный в человеке, не умаляя вместе с тем их равноценной значимости. А в работах М. Д. Кудрявцева (2003)[3,4], С. Д. Неверковича (2004), А. М. Тихонова (2000, 2001), В. Н. Шаулина (1994) были предприняты попытки построения учебного процесса по физической культуре в системе развивающего обучения, которая и лежит в основе новых Стандартов.
Идеи и результаты этих работ соотносятся с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[8].
В концепции развития универсальных учебных действий, разработанной группой авторов под руководством А. Г. Асмолова, указывается, что потенциально все учебные предметы имеют возможность формирования универсальных учебных действий. В данной работе представлены примеры их формирования на всех предметах, изучаемых в основной школе, кроме физической культуры [9].
В программах по физической культуре для основного общего образования результат обучения представлены как универсальные учебные действия, но в итоге диагностируются показатели сформированных двигательных умений, навыков и уровень физической подготовленности. Отсутствуют в научно-методической литературе и материалы, в которых были бы представлены механизмы их формирования и диагностики.
В связи с этим возникает необходимость разработки урока физической культуры, как основной формы учебного процесса в основной школе, направленного на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Таким образом, появилась проблема в обучении предмету «Физическая культура», актуальность которой определяется обострением противоречий между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и запросами практики.
С учётом выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: как организовать обучение по предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями Стандарта, не потеряв при этом двигательный компонент урока.
Цель исследования: представить технологию организации урока физической культуры с позиций системно-деятельностного подхода, способствующего достижению планируемых результатов у обучающихся основной школы.
Объект исследования: учебная деятельность обучающихся основной школы на уроках физической культуры.
Предмет исследования: деятельность учителя физической культуры по организации урока, направленного на достижение планируемых результатов у обучающихся основной школы.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой планируемые результаты будут достигнуты, если:
ü учитель, построит свою деятельность с учетом позиций системно-деятельностного подхода:
ü будет применять современные педагогические технологии;
ü выполнять требования к организации современного урока.
Задачи исследования:
1. Проанализировать совокупность требований, предъявляемых к уроку физической культуры с позиций системно - деятельностного подхода.
2. Представить технологию организации урока физической культуры с позиций системно-деятельностного подхода, способствующих достижению планируемых результатов у обучающихся основной школы.
Новизна исследования заключается в представлении опыта организации урока физической культуры, направленного на достижение планируемых результатов у обучающихся основной школы
Практическая значимость определяется в представлении технологии организации урока физической культуры с позиций системно-деятельностного подхода, способствующих достижению планируемых результатов у обучающихся основной школы.
Глава 1. Требования к уроку физической культуры с позиций
системно - деятельностного подхода.
В условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования[8] коренным образом меняется содержание образования по предмету «Физическая культура», которое направлено на формирование компетентной, физически культурной, деятельностной личности учащегося.
Результатами обучения по предмету «Физическая культура» должны стать личностные, метапредметные и предметные достижения учащихся, формируемые посредством освоения физкультурной деятельности, в т. ч. универсальных учебных действий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование у обучающихся представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.
Обновление содержания образования в сфере физической культуры, в первую очередь, меняет взгляд на технологии основной формы обучения - урока физической культуры.
Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность, и характеризуется высокой моторной плотностью.
Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
На современном этапе вхождения в стандарт такое положение подталкивает педагогов конструировать учебную деятельность, направленную на освоение обучающимися не только предметного материала, а на формирование УУД и ценностно-мотивационных ориентации в процессе обучения. Таким образом, образовательный процесс как система имеет целевой, проектируемый моделируемый характер, т.е. педагог должен понимать, с чем он приходит на урок и для чего. Один и тот же урок в своих компонентах является совмещением двух систем: система УД - учитель и система УД - ученик. Иными словами, обучение рассматривается как специально организованный процесс, в ходе которого ребенок осуществляет учебную деятельность (выполняет учебные действия на предметном материале) , и в ходе психологического процесса интериоризации («вращивания») эти внешние предметные действия превращаются во внутренние, когнитивные (мышление, память, восприятие). В основу выбора и структурирования, как содержания образования, так и учебной деятельности должны быть положены УУД, формирование которых осуществляется в процессе взаимосвязанной целесообразной деятельности, где предметные результаты являются средством выхода на метапредметные, актуальные для всех предметов.
В современном уроке мы выделяем несколько этапов организации учебной деятельности обучающихся, которые раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
«Самоопределение в деятельности» или мотивация организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Мотивация может быть внутренней или внешней, но всегда остается характеристикой личности как субъекта этой деятельности, т.е. она предполагает, что ученик имеет мотивацию, желание, вызывающее его активность. Т.е. мотив - опредмеченная потребность, внутренний смысл, осознаваемая причина, лежащая в стремлении человека к осуществлению деятельности, побуждающая его на действия. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Если мотив побуждает к деятельности, то цель направляет и определяет способ и ее характер. Цели представляют собой промежуточный результат, способствующий достижению основной цели урока, и должны формулироваться в понятной для обучающегося форме, способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
Осуществляя целеполагание, учащиеся в коммуникативной форме обдумывают, каким способом можно выполнить учебное задание, т.е. определяют цель и ставят задачи, проектируют будущие учебные действия: согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Неотъемлемой составляющей целеполагания является визуализация целей с ощущениями, настроениями, действиями, раскрашенная цветом. Для этого педагогу рекомендуется использовать схемы, таблицы, надписи на доске, плакате, интерактивной доске и т.д. Педагогу важно помнить, что необходимо постоянно держать цель в фокусе внимания на протяжении всего урока.
Пройдя этап мотивации и целеполагания, обучающиеся переходят на второй этап, который предполагает выполнение учебных задач. Учебная задача выступает как детерминанта действия(любое причинное или предшествующее условие какого-либо события, явления, процесса) - основного структурного элемента деятельности, которая всегда мотивирована, предметна, целенаправлена и смыслоорганизована. Учебно-познавательная деятельность организует освоение содержания учебной темы. Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
На 1м шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, элементов техники двигательного действия.
на 2м шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне соединения элементов техники и выполнения двигательного действия в облегчённых условиях;
на 3м шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной задачи на уровне «умения» в усложнённых условиях;
на 4м шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Практически вся учебная деятельность должна быть представлена как система учебных задач.
Согласно ФГОС в образовательном процессе реализуется овладение системой учебных действий с изучаемым материалом, поэтому и оценивается способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. В ООП они фактически описывают личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты. Поэтому и материальным выражением формирования УУД у обучающихся является система учебных задач, которые в комплексе охватывают все УУД, являющиеся планируемыми результатами обучения. Узкопредметное знание уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов (рис 1). При этом наиболее важным является мыследеятельность, как метадеятельность.
Изучаемый учебный материал выступает при этом как материал для создания учебной ситуации, в ходе которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия, ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т. е. приобретает определенные компетентности. Создание правильной учебной ситуации позволяет формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть "компетентным" в различных сферах, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания.
Педагог конструирует проблемную ситуацию (создание мотивации, формирование интереса обучающихся), подбирает изучаемый и дидактический материал (с использованием учебников, различных текстов, схем, таблиц и т.д.), определяет формы представления полученных результатов и контрольно-оценочных процедур для оценки выполнения учебного задания и достижения планируемых результатов. Часто учебные задания могут являться прообразом тех реальных задач, с которыми обучающимся неизбежно придется встретиться в жизни.
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в сфере физической культуры качественно отличается от учебной ситуации в сфере точных наук типами формируемых умений), уровня - меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
Спроектированные учителем учебные ситуации позволяют обучающимся осмысленно ставить собственные цели, планировать ход выполнения заданий, выполнять практические задания, оценивать и объяснять полученные результаты - это разработанная последовательность деятельностных шагов - учебных действий.
Учебные действия могут рассматриваться с разных точек зрения, с разных позиций. С позиции субъекта деятельности в учении, прежде всего, выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его. С позиции предмета учебной деятельности в ней выделяются преобразующие, исследовательские действия, репродуктивные и продуктивные действия.
Поэтому сама система учебной деятельности складывается по формуле из различных видов учебных действий, часть из которых имеет узкопредметный характер, другая часть - в основном метапредметный (рис 2.). Каждый педагог может проанализировать любой урок на наличие в нем метапредметной деятельности, позволяющей формировать УУД.
Рис. 2. Система деятельности при проведении учебных исследований
В «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление выполнения двигательного действия. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
Сделать вывод об эффективности выбранных методов и приемов обучения, организации последовательного выполнения учебных заданий педагог и обучающиеся могут на основе рефлексии. Рефлексия - чувственно переживаемый процесс осознания себя и своей деятельности. Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности - ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решений, полученные результаты и т. д. Рефлексия как понимание и знание самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают, - важное личностное качество человека, развивающееся на протяжении жизни в процессе деятельности. Рефлексивные способности и навыки выступают как источник и обязательное условие развития и повышения активности личности. Развитие рефлексивных навыков значительно способствует развитию критичности мышления. Она необходима для понимания своих слабых сторон и имеющихся потенциальных возможностей для дальнейшего саморазвития, так как при освоении УУД главное - не столько освоить операционные алгоритмы (способы действия), сколько сформировать способность их построить в различных ситуациях деятельности (в том числе при выработке обобщённых методов деятельности для широкого класса задач).
При введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс приходится сталкиваться с проблемой - обучающиеся не испытывают потребности осознать свое развитие, затрудняются сказать, что происходит в их учебной деятельности. Привыкнув к учительским объяснениям и необходимости воспроизводить услышанное многие дети считают: «Если учитель не объясняет материал, то нет и учебы». В результате такой остановки учение происходит неосознанно, а значит и неэффективно. Поэтому неотъемлемой частью обучения является побуждение обучающихся к рефлексии. Во время рефлексии обучающимися педагогу необходимо установить, совпадает ли их оценка своей подготовленности с результатами работы.
Работа по развитию рефлексивных способностей и навыков в учебной деятельности может осуществляться с использованием анкет, рисунков, схем, анализа обучающимися собственной деятельности, ответов на вопросы, оценки ощущений в процессе работы, с использованием самооценки. Например, анкета как рефлексия несет функцию обратной связи и состоит из вопросов, содержание которых зависит оттого, что именно нужно выяснить учителю и над чем он хочет заставить задуматься обучающихся. Этот метод помогает обучающимся осознавать себя субъектом учебной деятельности. При повторном анкетировании можно проследить динамику происходящих изменений и иногда даже выявить причины положительных и отрицательных результатов.
В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Традиционная контрольно-оценочная деятельность в школе сегодня стала носить сдерживающий характер в развитии системы образования, так как не обеспечена критериально и основывается на неинформативных оценках (итоговых среднеарифметических). «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная структура урока не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности обучающихся основной школы.
В соответствии с программным содержанием предмета уроки физической культуры в основной школе подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно - обучающей и образовательно - тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.
Уроки с образовательно - обучающей направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Уроки с образовательно - тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки.
Глава 2. Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры.
Одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение педагогами технологий проектирования и реализации урока в соответствии с требованиями ФГО
Технологический процесс подготовки современного урока физической культуры в условиях внедрения ФГОС направлен на:
ü определение цели урока;
ü определение задач каждого этапа урока;
ü отбора содержания учебного материала;
ü подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов;
ü выбора средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности для достижения новых образовательных результатов;
ü конструирование заданий для оценки метапредметных и предметных планируемых результатов обучающихся;
ü планирование контрольно-оценочной деятельности;
ü организация рефлексивно-оценочного этапа урока.
Учитель должен четко расписать свою деятельность и деятельность ученика на каждом этапе урока. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.
В настоящее время подход к определению целей урока физической культуры несколько изменился. Если в традиционном уроке физической культуры цель формулировалась как описание деятельности педагога (дать понятие «физическая культура человека», обобщить знания обучающихся по теме «Олимпийское движение», познакомить с техникой выполнения низкого старта и т. п.), то в современном уроке цель описывает деятельность обучающегося (описывать и демонстрировать технику выполнения броска баскетбольного мяча способом «от груди двумя руками». Выполнять подъём на лыжах способом «лесенка» и т.п.)
Цель урока должна включать формирование тех или иных предметных умений, которые определяются разделом программы, тематическим планированием.
При этом необходимо учитывать, формирование каких видов универсальных учебных действий (УУД) предусматривает освоение данной темы урока. В целях урока умения должны быть обозначены таким образом, чтобы их можно было легко проверить.
Для осуществления процедуры целеполагания урока физической культуры можно пользоваться следующим алгоритмом действий:
1. Определить тему урока в избранном классе в соответствии с программой обучения и тематическим планированием, ознакомиться с материалом учебника и методических пособий.
2. Определить, на какие «планируемые результаты» ориентировано содержание урока, и исходя из этого сформулировать метапредметные и предметные цели урока
3. Определить, какие предметные действия следует включить в содержание урока, для того чтобы способствовать формированию общего умения, сформулированного в «планируемых результатах» и обозначить их в качестве предметных «планируемых результатов».
4. Выделить из программы универсальные учебные действия (УУД), формируемые на данном этапе обучения и обозначить их в качестве метапредметных «планируемых результатов».
5. Зафиксировать выделенные цели и планируемые результаты в проекте урока.
Что касается системы оценки, то она выполняет функцию обратной связи, которая призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов учебной программы по физической культуре.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию предмета «Физическая культура», в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Типы учебно-познавательных и учебно-практических задач
1. УПЗ, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний
2) УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
3) УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций
4) УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества
5) УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации,
6) УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само-и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Особое внимание необходимо уделить контрольно — оценочной деятельности, как наиболее слабому звену в деятельности учителя физической культуры.
Пример разработки УПЗ, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества
Цель: формирование и оценка навыка сотрудничества. Форма выполнения задания: парная
Описание задания: учащимся предлагается каждому составить два упражнения для мышц верхнего плечевого пояса. Записать их на листе бумаги. Обменяться листами с партнёром. Выполнить упражнения.
Инструкция
Учитель предлагает выполнить задание, обсудить с партнёром придуманные упражнения и качество их выполнения. Внести коррективы в качество выполнения упражнения, если есть в этом необходимость, выполнить упражнения ещё раз с учётом внесённых корректив.
Критерии оценки:
Основной критерий - характер отношений между взаимодействующими субъектами умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать в своей позиции
Заключение
Проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Задача учителя состоит в поиске и использовании новых, более эффективных видов деятельности учащихся, ориентированных на достижение современных образовательных результатов в сфере физической культуры.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю физической культуры необходимо понимание и принятие новых стандартов.
Освоение технологии подготовки к уроку, организацию урока, урока в котором учитель выполняет роль организатора, позволит ему проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов.
Характеристика изменений в деятельности педагога,
работающего по ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего но ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
|
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
- |
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, биологии, ОБЖ), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета через Дневник.ру |
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
|
Нет портфолио обучающегося |
Создание портфолио (детские рисунки, презентации, грамоты, сертификаты и т.д.) |
|
Основная оценка - оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Показатели владения педагогом системно-деятельностными технологиями обучения:
Педагог
ü имеет гуманистическую позицию по отношению к каждому ребёнку
ü организует обучение в деятельности, инициируя действия обучающихся
ü вводит нововведения в целеполагание, задачи, содержание урока
ü системно видит предметный курс в иерархии внутрипредметных и межпредметных связей и отношений
ü проектирует цели курса, темы, урока, исходя из личностных, метапредметных и предметных результатов
ü создает мотивационно - целевое пространство уроков на основе развития личностных потребностей учеников
ü организует поисковую, проблемную, проектную и исследовательскую деятельность детей
ü организует учебное сотрудничество детей при решении учебных задач на основе демократического общения
ü организовывает самоконтроль и самооценку учащимися своей деятельности в соответствии с выработанными критериями
ü владеет способами организации рефлексии, формами оценивания; осуществляет самоанализ собственной педагогической деятельности с позиции достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Использованная литература
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика № 4, 2009. - С. 18-22;
2. Виленский М. Я. Основные сущностные характеристики педагогической технологии формирования физической культуры личности / М. Я. Виленский, Г. М. Соловьёв / http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/2001N3/P2-7.htm
3. Дмитриев С. В. О духовно-ценностной природе двигательных действий человека: Гуманитаризация образования и гуманизация знания: поиск взаимодействия / Межвузовский сборник научных трудов. Н - Новгород: НГПУ, 1998. - 147 с. - С. 53-60.
4. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.;
5. КопотеваГ. Л. Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС/ Управление начальной школы № II2012.- С.4;
6. М. Д. Кудрявцев, Н. В. Пашкова. Обучение двигательным действиям в баскетболе на основе теории учебной деятельности. Учебно-методическое пособие - М.: АПК и ППРО, 2005. - 113 с.
7. Кудрявцев М. Д. Методика обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирования у них двигательных навыков в учебном процессе [Текст] / М. Д. Кудрявцев, Н. В. Пашкова // Начальная школа: ежемесячный научно-методический журнал. - 2004. - № 4. - С. 8-12
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект Российской академии образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
9. Леонтьев А. А. Что такое деятельностный подход в образовании? Журнал «Начальная школа» № 1/01.- С. 6;
10. Стандарт общего образования: на пути к общественному договору- М.: Просвещение, 2006. - 39 с;
11. Лях В. И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11 классы / В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2012
12. А.П.Матвеев, Программы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 5-11 классы, 2012
13. Хуторской А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа // khutorskoy.ru/be/2012/0329/index.htm, свободный.
14. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения).
15. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с. — (Стандарты второго поколения).
16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г.Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г.Асмолова — М.: Просвещение, 2010.
17. Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
18.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.