Урок физики на тему: Научно-практическая конференция учащихся «Зову живых. Оплакиваю мёртвых. Ломаю молнии» (надпись на колоколе. 1486 г.)».
Оценка 4.7

Урок физики на тему: Научно-практическая конференция учащихся «Зову живых. Оплакиваю мёртвых. Ломаю молнии» (надпись на колоколе. 1486 г.)».

Оценка 4.7
docx
02.02.2021
Урок физики на тему: Научно-практическая конференция учащихся «Зову живых. Оплакиваю мёртвых. Ломаю молнии»                                               (надпись на колоколе. 1486 г.)».
колокола.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                 «Средняя общеобразовательная школа № 21»

 

Урок физики на тему:

Научно-практическая конференция учащихся

«Зову живых. Оплакиваю мёртвых. Ломаю молнии»                                               (надпись на колоколе. 1486 г.)».

hello_html_338fdcd0.jpg

Автор мероприятия: учитель физики МОУ СОШ № 21 г. Твери                                                    Соловьёва Марина Олеговна

 

 

 

 

 

                                                       Тверь, 2021

Много лет живёте вы, колокола,                                                                             Много знаете о жизни на Руси,                                                                                   Много сможете, наверно, рассказать,                                                                            Что нельзя забыть, нельзя простить.                                                                    Д.Белухин «Колокола»

                   1. Пояснительная записка к уроку.                                                                                

Актуальность темы.

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Силу музыки, способной сплотить воедино мечты, стремления и помыслы человека, испытал на себе каждый из нас. Окружающих нас звуков много, но интересуют нас не все, а именно музыкальные звуки. Почему? Чем отличаются различные звуки? Что представляет собой звук? Как его можно получить? На все эти вопросы отвечает физика. Мы охотно слушаем музыку, пение птиц, приятный человече­ский голос. Мы живём в мире звуков. Много источников звука окружает нас, и одним из самых благозвучных является колокол. Его чарующий звон – один из символов России, её силы, веры и памяти о прошлом. Колокольные звоны на Руси давно стали неотъемлемой частью национальной культуры, частью жизни. Они звучали и звучат в будни, в дни торжеств и в малые праздники. Современная наука часто обращается к мудрости древних, чтобы понять, на чём были основаны те или иные традиции.

    Актуальность этого состоит в том, что сейчас в России возрождаются традиции колокольного звона,  и интерес к истории этого звона, как к произведению литейного искусства, как  музыкальному инструменту, способному  оказывать лечебное воздействие на организм человека и его душу очень велик. Эта работа должна помочь нам понять научные истины и практическую  значимость колокольного дела.

Вслушаемся в прошлое. Со сторожевых башен крепостей и замков, с колоколен соборов, церквей и монастырей доносится колокольный звон. Унылый – печальный, весёлый – праздничный, грозный и тревожный – вечевой, предупреждающий об опасности. Его слышно в тишине за 30 км.  Источник этого звона – колокол.

Колокол – это самозвучащий музыкальный инструмент – такое научное определение даёт Энциклопедический словарь.  «Опрокинутая чаша с малиновым звоном» - определение второе, поэтическое. Один из древнейших символов православной Руси, а ныне примета её возрождения.

 

Представляю конспект внеклассного мероприятия по физике для обучающихся средних и старших классов. Данный материал будет полезен для учителей физики средних и старших классов.

Объект, предмет.  КОЛОКОЛ. Появился на Руси в 988 году. Отлили его из меди и олова, телом стал сплав – звонкая оловянная бронза. Когда форма остыла, освободили от формы, подняли на колокольню, и тогда произвёл он свой первый звук.  Голос колокола поплыл над городом, и люди пришли поздравить меня с рождением. Нарекли меня колоколом, что по латыни – «созыв». Первым его назначением было созывать народ. Люди, мечтающие о счастье, дали ему прозвище «благовест» его голос – это не один звук, а сочетание нескольких. Чтобы сочетание было красивым, эти звуки должны гармонировать. А гармония зависит от формы чаши, толщины её стенок и массы тела.

 

Предлагалось на конференции осветить следующие вопросы:

1.     «Историки». Некоторые исторические сведения.

2.     «Физики». Форма колокола. ЗВУКИ колокола. Влияние колокольного звона на человека.

3.     «Исследователи». Исследование влияния колокольного звона на людей.  («Исследовать, чтобы научиться воздействовать; и воздействовать, чтобы научиться управлять». Физиологи Бабской и Пари.)

Природа и её изучение: развивает  интеллектуальные и творческие способности в процессе выполнения  исследований, воспитывает убеждённость в возможности познания природы, помогает в овладении умениями проводить наблюдения , описывать и обобщать результаты , развивает мышление, помогает самостоятельно приобретать и применять знания.)

4.     «Биологи». «Психологи». Влияние колокольного звона на человека.

 

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                                                          Активное включение подростка в деятельность.                                                 Включение в реальные социально-значимые отношения.                                  Создание ситуации успеха для каждого подростка.                                             Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности.

 

За месяц до конференции учащимся предлагаются  темы сообщений, они выбирают и начинают подготовку к выступлению. Такие выступления готовятся учащимися под руководством педагога

 

Тема научно-практической конференции учащихся: «Зову живых. Оплакиваю мёртвых. Ломаю молнии».

 Оборудование: компьютер (с коллекцией изображений колоколов, портреты учёных и видных деятелей, занимавшихся колоколами, портреты композиторов, писателей, поэтов, посвятивших свои произведения колоколам и колокольному звону, виды колоколов). Проектор, экран. Выставка сообщений (докладов учащихся), дополнительной литературы (приложение – «Список литературы»).

Цель.    Рассмотреть  исторический, музыкальный, физический, медицинский  аспекты колокольной акустики и практическую значимость её. Понять научные истины и практическую значимость колокольного звона.

 Задачи.  Изучить колокольный звон с точки зрения физики. Рассмотреть физический механизм звучания колокола. Разобраться, как мелодия звона связана с размерами и формой колокола, местом размещения в колокольне. Разобраться, каким образом создаётся колокольный звук, как мелодия звона связана с размерами, формой колокола, из какого материала изготавливают колокола. Рассмотрение вопросов: акустика колоколов, из чего льют колокола.   Сделать вывод о влиянии колокольного звона на здоровье людей. Познакомиться с историей  колоколов. Познакомиться с имеющимися в науке фактами по  данному вопросу. Провести социологическое исследование  по данной проблеме.

Гипотеза перед проведением:  Жизнь русского человека неразрывно связана с колокольным звоном. Но колокола отличаются друг от друга по звучанию. Возможно, звон колоколов и качество их звучания зависит от их размера и состава сплава металлов, из которого состоят колокола. Я уверена, что колокольный звон благотворно влияет на человека.

Методы подготовки: работа с разными источниками информации, наблюдение, анализ, сравнение,  проведение социологического исследования  по данному вопросу.

Значение.                                                                       

Показать, что колокол является объектом, играющим большую роль в жизни человека, колокол представляет собой ценность в масштабе общечеловеческой культуры и культуры конкретного города – Твери.  Участие в проекте способствует                                                                         формированию образа жизни, достойного человека;                                         формированию жизненной позиции подростка;                                                                     формированию ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;                                                                                                              развитию способностей и индивидуальному выбору жизненного пути.

 

2.      Основная часть. Ход.     

Классы собираются в актовом зале. Исследования (выступления) по заявленным темам проводились учащимися, оформлялись в виде исследовательских работ, докладов, сообщений.

                                            Выступления учащихся.

1) Некоторые исторические сведения «Историки»:

·        О колоколах в России впервые упоминается в летописях 988 г.

·        Первые христианские колокола появились в конце IV – начале V веков. Колокола на Руси появились давно. Но первоначально они несли сигнальную функцию, то есть собирали народ на собрание (вече), оповещали о пожаре, нападении врагов. А с развитием христианства на Руси колокола стали и культурной принадлежностью.

·        Отливку громадных колоколов в тысячи пудов освоили в 17 веке. Первенствовала московская литейная школа.

·        Колокола помещали в звонницах храма, но очень часто в специальных сооружениях рядом с церковью – колокольнях.

·        В Москве до революции 1917 г. насчитывалось примерно 4000 храмов. На их звонницах и колокольнях было по 500 колоколов. Для разных случаев – праздник, будни, беда – использовались разные колокола.

·        На колокольне Ивана Великого в Кремле, построенной в 1505 – 1508 г и имеющей высоту 81 метр, было 52 колокола.

·        Колоколам часто давали имена: Медведь, Реут, Сысой и др.

·        Колокола были большие и маленькие. Масса некоторых больших колоколов такова: Лебедя (сделанного в 1550 г ) – 2200 пудов (36,08 т), Большого Успенского (1654 г) – 8000 пудов (131,2 т.).

·        Огромнейшим и единственным по своей величине во всём мире считается московский Царь-колокол (1735 г), его масса свыше 12 000 пудов (198,8 т).

·        Звон колокола издревле был голосом Родины. Он воспевал её силу и красоту, он напоминал ей о долге перед ней. Если колокол умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье. Колокола города были желанными трофеями для победителей. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, чем лишение колокола, не было для опального города.

·        Колокольные звоны были предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства – литературе, поэзии, живописи, музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольные звоны в сои произведения. Вспомним М. Мусоргского, М. Глинку, А. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. Приложение № 1 «Из истории колоколов» - файл.

 

Форма колокола. «Физики».

Какими только не делали колокола мастера. И совсем круглыми, и гранёными, и удлинёнными пока не нашли форму которую повторяют и сегодня. Русские колокола имели форму усеченного конуса, наподобие огромного толстого колпака с расширенным раструбом и ушками для подвески. Имел колокол верхний и нижний пояс, сковороду, под которой находилась серьга для подвеса языка — металлического стержня с утолщением в конце, называемого «яблоко», которым били по нижнему поясу колокола — звуковому кольцу. Внутри чаши по центру на серьгу подвешивался металлический «язык». У «языка» внизу утолщение, называемое «яблоком». Звонарь дёргал за верёвочку, привязанную к «яблоку», «яблоко» ударяло по стенке чаши, и та издавала звук.

ЗВУКИ колокола. «Физики».

Основные физические характеристики звука - частота и интенсивность колебаний. Частота колебаний - это число полных колебаний (периодов) за одну секунду. Такую единицу называют герц (Гц). Частота - одна из основных характеристик, по которой мы различаем звуки. Чем больше частота колебаний, тем более высокий тон. С интенсивностью звука в свою очередь связана громкость. Чем больше интенсивность звука, тем он громче. Однако эти понятия не равнозначны. Громкость – это мера силы слухового ощущения, вызываемого звуком. Звук одинаковой интенсивности может создавать у различных людей неодинаковое по своей громкости слуховое восприятие. Каждый человек обладает своим порогом слышимости. Звуки очень большой интенсивности человек перестаёт слышать и воспринимает их как ощущение давления и даже боли. Такую силу звука называют порогом болевого ощущения. Вывод: Высота звука определяется его частотой, чем больше частота, тем большим будет высота звука. Органы слуха человека довольно точно ощущают изменение частоты. С интенсивностью звука в свою очередь связана громкость. Чем больше интенсивность звука, тем он громче. Однако эти понятия не равнозначны. Приложение № 2 «Громкость – это мера силы слухового ощущения, вызываемого звуком. Колокольная акустика. Музыкальный аспект колокольного звука. Физический механизм звучания колокола». Зависимость качества звука колоколов от различных факторов слуховое восприятие. Каждый человек обладает своим порогом слышимости. См. приложение – «Разновидности. Технология» - файлы.

Влияние колокольного звона на человека. «Биологи».

Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя.

Практически у всех народов считалось, что "звон металла действует очищающе" на организм человека и на окружающую природу. Всевозможные колокола и колокольчики испокон века служили средством, отпугивающим злых духов и нечистую силу. Современная наука подтвердила мудрость наших предков. Группа исследователей под руководством кандидата биологических наук Ф. Шипунова изучала воздействие колокольных звонов на живые организмы. Она установила, что колокола разрушают болезнетворные микробы.

В частности, колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа; желтухи. Учёные обнаружили также, что каждый вирус обезвреживается «своим» звуком, т. е. звуком определённой частоты. Так что недаром наши предки во время эпидемии били в колокола.

В звоне (звуке) колокола, т.е. в его звуковом спектре, присутствуют неслышимые звуки – ультразвук и инфразвук. Наше ухо не воспринимает их, но человек – биологическая система, и потому, так или иначе, отзывается на их воздействие. Учёные связывают это с существованием в человеке биоритмов и резонансных частот для каждого органа. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Обычно, низкие частоты, характерны для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие – чаще возбуждают его. Колокольный звон можно использовать для лечения душевных расстройств человека. Не потому ли, когда бьют колокола, в душе возникает ощущении торжественности, причастности к чему-то духовно-высокому и светлому, ощущении неразрывной связи со своей Родиной, со своим народом, его историей и традициями; или, наоборот, душой овладевают печальные, тревожные чувства, невыразимо щемящие сердце?

Описание этапов исследования, проводимого одним из участников внеклассного мероприятия.    «Исследователи».                                                                              С начала я попросила своих одноклассников ответить на вопросы: «Видели ли вы колокола на колокольнях? Слушаете ли вы колокольный звон?». На первый вопрос многие ответили: «Не обращаем внимание». Ответы на второй вопрос «Нет!» составили 93 %. Тогда мы с руководителем моей исследовательской работы попросили ребят: «Послушайте звон колоколов!» Ответьте на вопросы: « 1.Отличаются ли друг от друга колокола по звучанию? 2.Как мелодия звона связана с размерами, формой колокола, из какого материала изготавливают колокола?  3.Как вы считаете – колокольный звон благотворно влияет на человека?»

Таблицы результатов. Таблица результатов ответов  (34 учащихся):

 Имя.

1.

2

3

Ан.

затрудняюсь

Наверное

не влияют

Ал.

Да

Возможно

очень раздражают

Ан.

нет

Да, связана

доставляет удовольствие

Ек.

Да

связана

не нравится

И.

Нет

Трудно сказать

успокаивает

А.

Нет

Да, связана

спокойно

Н.

Да

Да, связана

расслабляет

Т.

Да

Да, связана

раздражает

И.

Да

связана

не действует

Ян

Да

связана

хорошо

М.

Да

связана

как обычно

К.

Да

Наверное

успокаивают, нравится слушать

И.

Да

Возможно

иногда начинает болеть голова

Н.

Нет

Наверное

раздражает

Г.

Нет

Возможно

не обращаю внимание

 

 

М.

Да

Трудно сказать

повышает                сосредоточенность

К. М.

Да

Трудно сказать

не действует

И.

Да

Трудно сказать

успокаивает, расслабляет

О.

Да

связана

успокаивает

А.

Да

связана

приятные ощущения

К.

Да

связана

усыпляет, успокаивает

Л.

затрудняюсь

связана

никак

Ю.

затрудняюсь

Наверное

не обращаю

А.

затрудняюсь

Возможно

умиротворяет, успокаивает

Е.

затрудняюсь

Наверное

успокаивает

П.

затрудняюсь

Возможно

отношусь спокойно

А.

затрудняюсь

Наверное

никак

Д.

затрудняюсь

Возможно

успокаивающе

Д.

Да

Наверное

успокаивает

Т.

Да

успокаивает

нормально

А.

Да

расслабляет, успокаивает

хорошо

Ф. Е.

Да

успокаивает

успокаивает

А.

Да

не мешает, нормально

успокаивает

Д.

Да

расслабляет

Успокаивает, хочется спать

Для сохранения данных в оставлены только первые буквы. Опрос родственников учащихся по тем же вопросам (таблица результатов).

И.О.

1.

2

3

А. А

Да

связана

расслабляет

О. И.

Да

связана

расслабляет

М. О.

Да

связана

расслабляет

Г. А.

Да

связана

расслабляет

Л. Н.

Да

связана

успокаивает

Л. Е.

Да

связана

успокаивает

Е. А.

Да

связана

успокаивает

Л. И.

Да

связана

успокаивает

М. С.

Да

связана

успокаивает

С. В.

Да

связана

успокаивает

Т. В.

Да

связана

успокаивает

О. А.

Да

связана

успокаивает

Е. В.

Да

связана

хорошо

О. В.

Да

связана

хорошо

М. А.

Да

связана

хорошо

 Результаты исследования. С начала я опросила своих одноклассников - « 1.Отличаются ли друг от друга колокола по звучанию? 2.Как мелодия звона связана с размерами, формой колокола, из какого материала изготавливают колокола?  3.Как вы считаете – колокольный звон благотворно влияет на человека?».

Исходя из их ответов - поняла, что мы очень маго знаем о колоколах и колокольном звоне. Именно поэтому подобрала материал по темам: «История колоколов», «Разновидности колоколов», «Процесс изготовления колокола – технология», «Строение колокола. Музыкальный аспект колокольной акустики. Физический механизм звучания колокола» (см. приложения - файлы). Выступила с докладами по этим темам на уроках физики.

Наиболее подробно я изучила тему: «Лечебная сила колокольного звона Лечебные свойства колоколов – миф или реальность? Использование колокольных звонов в  музыкальной терапии (лечение музыкой).

 Выводы по мероприятию.    

Человек от природы очень музыкален. Он способен слышать, воспринимать широкий диапазон звуков. Он способен говорить, петь, т.е. воспроизводить звуки, способен чувствовать ритм, подчинять свои движения ритму. Вся ярчайшая палитра настроений и чувств: радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль – может быть выражена звуком.

Моё исследование даёт возможность обратиться к истории, архитектуре и атрибутам древнерусских храмов.  Колокол, его чарующий звон – это один из символов Руси. Её силы, веры в будущее и памяти о прошлом.

Отличительной чертой русских колоколов являются звучность и певучесть, это достигается различными средствами:

·        точность пропорции меди и олова, нередко с добавлением серебра (т. е. правильным сплавом),

·        высотою колокола и его шириною (т. е. правильной пропорцией самого колокола),

·        толщиною стен колокола,

·        правильным подвешиванием колокола,

·        правильным сплавом языка и способом его прикрепления к колоколу.

Все колокола в той или иной мере декорированы узорами, текстом, изображениями. Колокол – это произведение мастерства и искусства. Колокол – это музыкальный инструмент и лекарь. История колокольного звона очень интересна, многогранна и поучительна. Колокольный звон  – это частица истории России, произведение литейного искусства, музыкальный инструмент, лекарь. В колоколе и его звонах воедино слито история, наука, знания мастеров колокольного дела, любовь к Родине и песня и душа.  Для неверующего человека колокольный звон — комфортный звуковой фон жизни, убежище в современном перегруженном техногенными звуками пространстве. Для верующего - чудотворные колокола как иконы.    Колокольный звон – одна из самых ярких черт русской жизни – имеет отнюдь не только богослужебное значение, ему суждено  стать особым, вполне самостоятельным языком русской культуры. Почти все значения, приписываемые колоколам, вошли со временем и в традиционную народную культуру, и в фольклор.

Колокол и колокольный звон имеют многие значения:

В фольклоре и древнерусской литературе звон и колокол стали символом славы и известности.                                                                                             Символическая связь колокольного звона с самыми разными звуками и голосами нашла своё отражение в литературном языке и русских диалектах. С помощью слов, обозначающих колоколов и его звон, нередко описываются реалии и действия, относящиеся к речи, распространению слухов.  Колокольный звон представлялся человеку благотворной и праведной силой, способной  помочь исцелить тело и спасти душу.

Да, колокол - это символ России, ее голос, глас, который вновь обрел силу. Это душа русского человека - открытая и громогласная. Так пусть же в ваших сердцах зазвенит сегодня колокол возрождения, колокол будущего.

 

В моей работе над проектирование мероприятия сделано многое. Описана история развития колоколов. Рассмотрены их строение и механизм звучания. Исследованы физический и медицинский аспекты колокольной акустики. Приведены результаты научных исследований, подтверждающих выводы о благотворном влиянии колокольного звона на здоровье человека. Даны сравнительные характеристики традиционных колоколов.

         Для нас, сегодняшних россиян, российском колоколе и его звонах воедино слиты и истерия, и наука, и любовь к родине, и знания мастеров колокольного дела, и песни, и душа народа.

Малиновый звон на заре                                                                                              Скажи моей милой земле,                                                                                               Что я в неё с детства влюблён,                                                                                         Как в этот малиновый звон. А Поперечный.

Звучание колоколов богато и разнообразно и зависит от многих физических характеристик: размеров, массы, толщины стенок, диаметра, высоты, состава материала, а также погодные условия.

Колокол - это частичка истории России; колокол - это произведение литейного мастерства и искусства; колокол - это музыкальный инструмент и лекарь. Колокол - это символ России.

Влияют ли колокольные звоны на здоровье человека? «Биологи».

Звонят колокола и звоном врачуют русскую землю. Сегодня учёные института литосферы подтвердили, что энергия ультразвуковой волны колокола благотворно воздействует на человека и атмосферу. Если хотите убедиться в этом, послушайте праздничный колокольный звон и понаблюдайте, что с вами происходит, что вы почувствуете…..

Лечебная сила колокольного звона. Звуковые волны, идущие от колокола, обладают очень мощной целительной силой. Это не просто субъективное умозаключение — проводился ряд исследований, показавших способность колокольного звона очищать окружающее пространство от вредоносных образований. Кроме того, колокольный звон способен восстановить энергетическое поле человека. В производившихся исследованиях о лечебном влиянии колокольного звона на человека регистрировалось состояние энергетического поля испытуемого до и после акустического воздействия. При этом определенно наблюдалось увеличение площади и симметрии энергетического поля. Экспериментально было доказано оздоровление энергетики человека после прослушивания колокольного звона.

Все колокола способны издавать инфразвуки, т.е. звуки с частотой ниже 16 Гц. Эти неслышимые человеческим ухом звуки, являющиеся составляющими колокольного звона, и создают впечатления глобальности, силы, мощи, до­полняющие обычную красочность. С учетом резонансных частот отдельных органов человека:  0.5-13 Гц (вестибулярный аппарат), 4-6 Гц (сердце), 2-3 Гц (желудок), 2-4 Гц (кишечник), 6-8 Гц (почки), 2-5 Гц (руки). Низкий спектр колокольного звона влияет на организм человека и его психику. Средний спектр влияет на процессы в кровеносной и лимфатической системах человека.

Специалистам известен лечебный эффект, который усилении осмотического движения жидкости в зоне виброакустического воздействия небольшой мощности. Используя средний спектр звона можно лечить многие онкологические заболевания, заболевания крови и щитовидной железы.

Есть мнение, что средний спектр колокольного звона позитивно воздействует на восстановление организма, отравленного токсичными веществами. Можно сделать вывод о том, что колокольный звон необходимо применять при лечении таких проблемных социальных болезней, как пьянство, курение и наркомания. Естественно, подобное лечение в данном случае может дополнять традиционные способы вывода людей, попавших в беду, из неконтролируемого ими состояния. Здесь важным является воздействие звуковых волн на кору головного мозга и нервную систему человека. Ультразвуковой спектр влияет на лечение инфекционных болезней и повышение иммунитета человека.. Создаваемые колоколом неслышимые вибрации ультразвукового диапазона оказывают разрушающее воздействие на болезнетворные микробы за счёт попеременного сжатия и разряжения в цитоплазматических структурах их клеток. При этом внутри клеток возникает большое давление, которое приводит к инактивации ферментов, коагуляции белков, механическому разрыву клеточной оболочки и к гибели клетки. Так как ультразвуковые волны в воздушной среде быстро затухают, то стерилизующий эффект от звучания колокола наиболее ярко проявляется в непосредственной близости от колокола. (См. таблицу №1). Человеческий организм, получивший с помощью акустических биений волновое воздействие, находит потерянный опорный сигнал и в процессе выполнения подстройки происходит освобождение от структурных рассогласований, достижение состояния внутреннего покоя, обретение физического, энергетического, психического и духовного здоровья.

Таблица №1

  

Спектры звучания колокола

 

Инфразвук

Низкий спектр

Средний спектр

Ультразвук

ν, Гц

< 16

40 – 100

100-20*10³

>20*10³

Влияние, оказываемое на организм

0.5-13 Гц (вестибулярный аппарат)                          4-6 Гц (сердце)           2-3 Гц (желудок) 2-4 Гц (кишечник)                      6-8 Гц (почки) 2-5 Гц (руки)

40-100 Гц (глаза) 20-30 Гц (голова)

Кровеносная,            лимфатическая система. Кора головного мозга. Нервная система. Лечение онкологических заболеваний, заболеваний щитовидной железы.

Лечение инфекционных болезней. Повышение иммунитета.

Лечебные свойства колоколов – миф или реальность? «Биологи».
         
Несколько лет назад японские учёные выявили целебную силу колокольного звона. "Удары колокола возбуждают сверхлёгкие частицы (микролептоны), которые окружают любой предмет. Генерируемые при этом микролептонные поля разрывают жёсткие молекулярные связи и удаляют вредные изотопы, что ведёт к оздоровлению и даже омоложению организма, он также способен разрушать образовавшиеся в организме раковые клетки". Группа российских ученых из Лаборатории биосферных явлений Института литосферы под руководством доктора биологических наук Ф.Я.Шипунова впервые обратила внимание на то, что колокола способны «работать» как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне. Колокола излучают огромное количество резонансных волн и тем самым очищают пространство. Явление резонанса возникает при совпадении частот вынуждающей силы с собственной частотой колебательной системы. Терапевтический эффект базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами или всем организмом человека в целом. Шатунов доказал: полно активный колокольный звон убивает бактерии в радиусе семидесяти километров и гармонизирует пространство. Уникальная спиралевидная траектория звука, получающаяся при ударе в колокол, оказывается губительной для многих болезнетворных микробов. За счет специфического распределения мощности звуковой волны, структуры микробных клеток приходят в резонанс и сокрушаются. Гибнут даже такие микроорганизмы, как вирус гепатита, споры сибирской язвы. Кроме того, по словам ученого, если взять дореволюционное количество колоколов в России и посчитать потенциал их излучения в ультразвуковом диапазоне, то окажется, что этот потенциал будет таким, что ракеты средней дальности отклонила бы свою траекторию.

В нашем мире все пребывает в состоянии вибрации, поэтому каждая клетка, каждый орган или система организма обладают собственными «здоровыми» резонансными частотами. Резонанс проявляется в способности звуковой вибрации путем волновых колебаний возбудить подобную вибрацию в соответствующем органе или части тела организма.

Мнение ученого физика В. С. Киранова:
«Спектр звукового излучения колокола очень широк и простирается далеко за пределы слышимого человеческим ухом диапазона, то есть выше 20 тысяч герц. Основная же часть целительного воздействия приходится как раз на частоты 30 - 40 тысяч герц. (Кстати, эффект обеззараживания ультразвуком достаточно широко применяется в медицинской практике.)»
В природе существует множество разнообразных звуков, и люди давно заметили: если одни оказывают благотворное влияние, то другие - просто разрушительное. Есть мнение, что колокольный звон с полным правом относится  к тем и другим. Некоторые медики утверждают, что колокольный звон обладает анестезирующим эффектом. При этом эффективнее всего лечатся костные боли, снимаются приступы астмы, лечится язва и язвенный колит. Колокольный звон обезвреживает вирусы, борется с желтухой, уничтожает тифозную палочку и другие инфекции. Нередко люди становятся под колокола для избавления от немоты, глухоты и дефектов речи.
Интересовались ученые и чудесными целительными свойствами колокольного звона в периоды эпидемий. Наши предки могли круглыми сутками звонить, тем самым отгоняя от себя болезнетворную напасть. А еще в старину садоводы трясли под колокольный звон деревья, чтобы те лучше плодоносили. 
Колокольный звон  настраивает человека на определенный лад. Ритмичное звучание колокола вызывает глубокие переживания: тревогу и печаль, радость и эмоциональный подъем, потерю пространственного ощущения и экстаз.  Правда, не стоит забывать, что звук колокола может и убить. В Средневековой Европе осужденного сажали под колокол и колокольный звон приводил к его смерти.

Использование колокольных звонов в  музыкальной терапии (лечение музыкой).  Давно известно, что музыка лечит. Прежде всего, психологически, снимая стресс, улучшая настроение, очищая душу от всего негативного. Главное, чтобы она нравилась человеку. Не менее эффективно действуют на здоровье и колокольные звоны.

         Известны  опыты врача А. В. Гнездилова из Санкт-Петербурга по лечению с помощью колокольных звонов психосоматических заболеваний, таких как невротические расстройства, гипертония, язвенная болезнь, бронхиальная астма и др.

Вот что по этому поводу говорит доктор медицинских наук, профессор, психотерапевт Андрей Гнездилов: "Лечение колоколами - давняя русская традиция. После октября 1917-го она, к сожалению, была утрачена... Только в конце 80-х - начале 90-х годов ушедшего века с возрождением в современной России активной церковной жизни специалисты заговорили о благотворном влиянии звонов на психику человека.  Первый раз я применил колокол как лечебное средство, когда работал с психически нездоровыми людьми. Наладить контакт с ними непросто даже врачу. Принес в палату подвески с колокольчиками и предложил больным: попробуйте передать то, что вас тревожит, ударами в тот или иной из них. Сам сделал то же. Так с пациентами нашел общий язык. Здесь важно то, что когда человек ударяет по колоколу, он как бы выплескивает часть накопившейся в нем негативной энергии и притягивает позитивную. Использовал я колокола и в работе с онкологическими больными. Там была другая задача - постараться снять боль или хотя бы уменьшить ее, облегчить страдания. Это, кстати, одна из основных проблем в сегодняшней медицине. Снимают болевой синдром в основном лекарствами, а мне удалось добиться этого с помощью звона... Колокольный звон помогает сосредоточиться, прислушаться к самому себе, что в суете обыденной жизни удается нечасто. Как первая скрипка в симфоническом оркестре задает тон всем остальным инструментам, так и колокол воздействует на человеческий организм. Каждому отделу позвоночника - шейному, грудному, поясничному - соответствует своя звуковая нота. "Играя" на этих нотах, воздействуешь через вегетативную нервную систему на тот или иной орган, участок тела. Получается своего рода звуковой массаж".

Те люди, кого лечили колокольным звоном, описывают разные ощущения. Одни засыпали под воздействие звона, несмотря на то, что до его применения испытывали боли, другие подчеркивали расслабляющий, релаксирующий эффект. Многие люди рассказывают о сложных переживаниях во время сеанса: таких как удлинение чувства времени, расширение пространства, ощущение психологической опоры внутри себя. Некоторые заявляют об особом экстатическом переживании.

Учитывая особенности звучания колоколов, с нашей точки зрения было бы интересно провести эксперименты в следующих областях их влияния на здоровье человека.
1. Влияние низкого спектра колокольного звона на организм человека и его психику, в частности с учетом резонансных частот отдельных органов человека (40-100 Гц) и его биоритмов.
2. Влияние среднего спектра на  процессы в кровеносной и лимфатической системах человека (100 Гц - 20 кГц). Специалистам известен лечебный эффект, который основан на увеличении капиллярного крово- или лимфотока и усилении осмотического движения жидкости в зоне виброакустического воздействия небольшой мощности.  
3. Влияние ультразвукового спектра (более 20 кГц) на лечение инфекционных болезней и повышение иммунитета человека. О том, что колокольный звон убивает микробы и бактерии, изгоняет грызунов, на Руси знали давно, и не зря в период эпидемий звонили неустанно в колокола. Только теперь ученые поняли, что это происходит благодаря излучаемому инструментом ультразвуку.

    Так сложилось на Руси, что в основе православного звона лежит ритм с присущей ему динамикой. Поэтому задача помочь человеку найти верный ритм во всех проявлениях его жизнедеятельности через ритмику звонов и частотную модуляцию представляется интересной и актуальной.
     Известно, что  низкие тона действуют успокаивающе, в то время как высокие - возбуждают. Это отчасти и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и богослужения. Звонари, импровизируя и создавая свои ритмы и звуковую атмосферу, ощущают душевный подъем и релаксацию после тяжелой учебы или трудового дня.
   Учет в музыкальной терапии сакрального (священного) смысла колокольных звонов может усилить эффекты воздействия или быстрее привести к желаемым результатам.  Для  практического подтверждения  влияния колокольного звука (в записи) на организм человека  п
ровели социологическое исследование совместно с фельдшером ФАПа Бояринцевой Л.А.  Пригласили 15 добровольцев учащихся в возрасте 12-15 лет. В течении 5 дней по 40 минут  проводили воздействие звуком колокола  на человека, изменяя  его уровень (громкость, интенсивность)

    Для эксперимента использовали записи звучания колоколов  «Медведь» 1770 г (масса 7 тонн)  Московского Кремля и современный колокол завода Пятков и К 2003 года ( масса 4320 кг)   Результаты приведены в таблице № 2.

 Зависимость реакции организма на уровень звука колокола.

Источник звука

Уровень звука (дБ)

Реакция организма

Запись звука колокола

20

40

Успокаивает.

Это гигиеническая норма

Запись звука колокола

60                            90

Головная боль, раздражительность, утомляемость.

Запись звука колокола

95                          110

Угнетенность, возбужденность, агрессивность (нервно-психический стресс)

Запись звука колокола

115                          175

Нарушается сон, неадекватное поведение.

 

Мнение  медицинского работника «Колокольный звон ( 20-40 дБ) оказывает благотворное влияние на психику человека, снимает стрессы, способствуя даже самому простому моральному восстановлению. Когда звук нарастает, организм производит много гормонов стресса, например, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. Это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки – причина каждого десятого инфаркта».

И последнее! Тем, кто хочет хотя бы немного почувствовать благотворное влияние звука колокола, советуем посетить звонницу кафедрального собора в городе Чите и постоять под колоколами  во время звона!!!

4. Список используемой литературы                                            

Белов А. В. Когда звонят колокола.  М., 1989.

Березин Б. История колоколов и искусства колокольного звона. Мн., 2000.

Гнездилов А.В. Лечебное применение колокольного звона //Медицинские технологии. М., 1995.,  №1/2.

Долгоаршинных Н. Колокола Древней Руси  //Искусство в школе. М., 1998.  №2..

Колокола: история и современность. 1990 год   /Под ред. Б.В.Раушенбаха. М., 1993.

«Материал для вечера «Колокола, колокола…» Г. И. Пономарёва. Научно-методический журнал «Физика в школе». № 3, 2001 год. Издательство «Школа – Пресс». 

Медведева Л. Согласье золотых колоколов //Искусство в школе. М.,1998. №3.

Музыка колоколов. /Под ред. А.Б,Никанорова СПб., 1999.

Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. М., 1912.

Пухначев Ю. Загадки звучащего металла. М., 1974.

М.И. Пыляев. Исторические колокола // Знаменитые колокола России СПб: Отечество-Крайтур, 1890.

Тосин С.Г. Колокола и звоны в России. Новосибирск, 1998.

«Уроки физики с использованием информационных технологий. 7 – 11 классы. Авторы – составители: З. В. Александрова, И. В. Баданина, Е. В. Зеленская и др. Издательство «Глобус», 2009.

 Интернет ресурсы:

1.     http://infrazvuk.info/istoriya-kolokolov/

2.     http://liveinmsk.ru/places/a-34.html

3.     http://serega-deryabin.narod.ru/sound.htm

4.     http://www.virtualern.com/pedia-827.htm

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»

Много лет живёте вы, колокола,

Много лет живёте вы, колокола,

Объект, предмет. КОЛОКОЛ.

Объект, предмет. КОЛОКОЛ.

Проектор, экран . Выставка сообщений (докладов учащихся), дополнительной литературы (приложение – «Список литературы»)

Проектор, экран . Выставка сообщений (докладов учащихся), дополнительной литературы (приложение – «Список литературы»)

Выступления учащихся. 1) Некоторые исторические сведения «Историки»: ·

Выступления учащихся. 1) Некоторые исторические сведения «Историки»: ·

Внутри чаши по центру на серьгу подвешивался металлический «язык»

Внутри чаши по центру на серьгу подвешивался металлический «язык»

В частности, колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа; желтухи

В частности, колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа; желтухи

И. Да связана не действует

И. Да связана не действует

Ф. Е. Да успокаивает успокаивает

Ф. Е. Да успокаивает успокаивает

Строение колокола . Музыкальный аспект колокольной акустики

Строение колокола . Музыкальный аспект колокольной акустики

Колокол и колокольный звон имеют многие значения:

Колокол и колокольный звон имеют многие значения:

Лечебная сила колокольного звона

Лечебная сила колокольного звона

См. таблицу №1). Человеческий организм, получивший с помощью акустических биений волновое воздействие, находит потерянный опорный сигнал и в процессе выполнения подстройки происходит освобождение от структурных…

См. таблицу №1). Человеческий организм, получивший с помощью акустических биений волновое воздействие, находит потерянный опорный сигнал и в процессе выполнения подстройки происходит освобождение от структурных…

За счет специфического распределения мощности звуковой волны, структуры микробных клеток приходят в резонанс и сокрушаются

За счет специфического распределения мощности звуковой волны, структуры микробных клеток приходят в резонанс и сокрушаются

Главное, чтобы она нравилась человеку

Главное, чтобы она нравилась человеку

Гц) и его биоритмов. 2. Влияние среднего спектра на процессы в кровеносной и лимфатической системах человека (100

Гц) и его биоритмов. 2. Влияние среднего спектра на процессы в кровеносной и лимфатической системах человека (100

Запись звука колокола 60 90

Запись звука колокола 60 90

Тосин С.Г. Колокола и звоны в

Тосин С.Г. Колокола и звоны в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2021