Урок физики в 8 классе
Тема «Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания»
Учитель: Емельянова Л.В.
МАОУ «Филипповская ООШ»
Учебник: «Физика – 8», А.В. Перышкин – М., «Дрофа», 2018 г
Цель урока:
образовательная – расширить знания учащихся о тепловых двигателях; сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере изучения двигателя внутреннего сгорания (ДВС); изучить устройство и принцип действия четырехтактного ДВС; систематизировать знания учащихся по теме «Тепловые явления»;
развивающая – развитие логического мышления на основе сравнительного анализа различных тепловых двигателей; развитие у школьников умений формулировать экологические проблемы использования двигателей, предлагать пути их решения;
воспитательная – стимулирование познавательной активности при обсуждении работы двигателя; содействовать патриотическому воспитанию, напомнив учащимся о роли отечественных изобретателей в истории.
Оборудование: модель ДВС, модель парового двигателя, ПК, проектор, экран, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки-задания, значки рефлексии.
Формы и методы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективное обсуждение, анализ, сравнение, работа с презентацией, работа с карточками-заданиями, выступления учащихся с сообщениями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1) Проверка готовности к уроку: наличие учебников, рабочих тетрадей, выполнение домашней работы.
2) Проверка готовности ТСО (экран, проектор, ПК, презентация, карточки).
II. Объявление темы и цели урока.
Учитель. В 7 классе мы изучали различные виды энергии, в частности, рассматривали потенциальную энергию и кинетическую энергию. Далее, в 8 классе был изучен ещё один вид энергии – внутренняя энергия. Внутренняя энергия любого тела характеризуется температурой, может изменяться, но самое главное, что внутренняя энергия может быть запасена в таком веществе, как топливо. Топливо может быть разным: жидким, твердым, газообразным, но самая главная его особенность – при сжигании топлива выделяется тепло. В нашей жизни используется достаточно большое количество машин, и эти машины используют различные виды энергии. Общей чертой всех машин является то, что это устройство, которое преобразует один вид энергии в другой. Сегодня мы познакомимся с устройством и работой двигателя внутреннего сгорания. В настоящее время двигатель внутреннего сгорания является наиболее распространенным. Такого типа двигатели используются на кораблях, тепловозах, автомобилях, сельскохозяйственных машинах и т. д.
Запишем тему нашего сегодняшнего урока:
«Тепловые двигатели. Двигатель внутреннего сгорания».
III. Актуализация и коррекция опорных знаний.
Учитель. Вначале повторим материал прошлых уроков. Скажите, какие превращения агрегатных состояний веществ мы изучали?
Ученик. Превращение из твердого состояния в жидкое называется плавлением.
Ученик. Превращение из жидкого состояния в твердое называется кристаллизацией.
Ученик. Превращение из жидкого состояния в газообразное называется парообразованием.
Ученик. Превращение из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
Учитель. Приведите примеры превращения энергии пара в механическую энергию тела.
Ученик. При расширении пара в цилиндре с поршнем совершается работа и значит, энергия пара превращается в механическую энергию поршня.
Учитель. Какие двигатели называются тепловыми?
Ученик. Тепловыми двигателями называются машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Значение механической работы в жизни человека переоценить тяжело: эта работа определяет движение транспорта, перевозку и подъём грузов и многое другое. Задача любой машины – преобразовать энергию в эту работу.
Запишем:
«Тепловой двигатель – это устройство, которое преобразует внутреннюю энергию топлива в механическую работу».
Рассмотрим подробнее историю создания первых машин. Человек давно задумывался о том, как построить соответствующие машины.
Первым таким человеком (по дошедшим до нас сведениям) был Герон Александрийский, инженер-изобретатель, который жил в I-II в. нашей эры (Рис. 1).
Рис. 1. Герон Александрийский.
Он первым создал свою знаменитую паровую машину, которая называется тепловой машиной Герона (Рис.2).
Рис. 2. Тепловая машина Герона
Принцип действия этой машины заключался в следующем: в сосуд с отверстиями наливалась вода и помещалась над огнем. Вода закипала, через отверстия с большой скоростью вырывался пар, и часть, подвешенная над огнем, начинала вращаться. Это и был прообраз первой тепловой машины.
Первый тепловой двигатель, который использовался в работе (а не был демонстрацией превращения внутренней энергии в механическую работу), был построен в 1768 году в Англии знаменитым инженером Джеймсом Уаттом (Рис. 3) (в честь Уатта потом была названа единица мощности).
Рис. 3. Джеймс Уатт
Подробнее об этом мы сейчас послушаем в сообщении, подготовленном ____________________________________________________________.
Сообщение ученика.
«В 1781 году Джеймс Уатт впервые запатентовал двигатель, который называется паровым. В этом двигателе использовалась энергия расширяющегося пара, которая превращалась в механическую работу. В результате помощи одного из крупных банкиров и заводчиков Уатту удалось открыть фирму по производству паровых машин (Рис. 4).
Рис. 4. Паровая машина Уатта
Паровые машины использовались на шахтах и заводах. В первые десятилетия фирмы было создано 44 такие машины. В следующее десятилетие их было создано уже больше 100.
Правда, существует версия, что на несколько лет раньше Уатта в 1766 году на Барнаульском заводе была изготовлена первая паровая машина в России (рис 5).
Рис. 5. Паровая машина Ивана Ползунова
Изобретателем этой машины был Иван Ползунов (Рис. 6).
Рис. 6. Памятник Ивану Ползунову в Новгороде
Считается, что он сделал эту машину специально для завода, чтобы использовать ее при ковке больших деталей. Сам Иван Ползунов работы этой машины не увидел, но 27 мая 1766 года эта машина была запущена. Она проработала больше двух месяцев. За это время она полностью себя окупила и выполнила огромный объем работы. Но затем из-за небольшой неполадки машина вышла из строя, и починить её не удалось. Поэтому на сегодняшний день во всем мире считается, что первым человеком, который построил первый тепловой двигатель, был Джеймс Уатт. Джеймс Уатт, в свою очередь, был против того, чтобы использовать паровую машину на транспорте. И поэтому только позже, уже другими изобретателями паровая машина была поставлена «на колеса».
Учитель. Из всего многообразия тепловых двигателей мы познакомимся с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Так что же принесли в мир тепловые машины – добро или зло. Давайте вместе размышлять, и при этом нам предстоит узнать:
ü Почему двигатель называют ДВС.
ü Устройство двигателя внутреннего сгорания.
ü Схему работы такого двигателя.
Двигатели внутреннего сгорания – очень распространенный вид тепловых двигателей. ДВС работают на жидком топливе или горючем газе.
Само название – ДВС – говорит о том, что топливо сгорает внутри самого двигателя – прямо в цилиндре. ДВС работают на жидком топливе (бензин, керосин) или на горючем газе.
Запишем в конспект:
«ДВС – это двигатель, топливо в котором сгорает внутри самого двигателя».
Рассмотрим устройство ДВС:
1. Цилиндр
2. Поршень
3. Шатун
4. Коленчатый вал
5. Маховик
6. Впускной клапан
7. Выпускной клапан
8. Свеча
Рис. 7. Двигатель внутреннего сгорания
Двигатель состоит из цилиндра 1, в котором перемещается поршень 2, соединенный при помощи шатуна 3 с коленчатым валом 4. На валу укреплен тяжелый маховик 5 для уменьшения неравномерности вращения вала. В верхней части цилиндра имеются два клапана 6 и 7, которые при работе двигателя автоматически открываются и закрываются в нужные моменты. Через клапан 6 поступает горючая смесь, которая воспламеняется с помощью свечи 8, а через клапан 7 выпускаются отработавшие газы. В таких двигателях постоянно происходит сгорание горючей смеси (пары бензина и воздуха). При сгорании этой смеси образуются газы, температура которых порядка 1600-1800 0С.
Рассмотрим принцип работы ДВС.
Крайние положения поршня в цилиндре называют мертвыми точками.
Расстояние, проходимое поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня. Один рабочий цикл в двигателе происходит за 4 (в некоторых – за 2) хода поршня или такта. Поэтому такие двигатели называются четырёхтактными (двухтактными). Рассмотрим более подробно каждый такт.
1 такт – впуск: при повороте вала поршень опускается вниз. Объём над поршнем увеличивается, в цилиндре создается разрежение, впускной клапан открывается и в цилиндр входит горючая смесь. В конце такта цилиндр заполняется горючей смесью и впускной клапан закрывается.
2 такт – сжатие: при дальнейшем повороте вала поршень начинает двигаться вверх и сжимает горючую смесь, когда поршень доходит до крайнего верхнего положения, сжатая горючая смесь возгорается от электрической искры, которую дает свеча и быстро сгорает.
3 такт – рабочий ход: образующиеся при сгорании смеси газы давят на поршень и он движется вниз. В этом случае двигатель совершает работу. Этот такт называется рабочим ходом.
Во 2 и 3 тактах оба клапана закрыты.
4 такт – выпуск: в конце 3 такта выпускной клапан открывается и через него продукты сгорания выходят в атмосферу. В течение такта поршень движется вверх. В конце такта выпускной клапан закрывается.
Внимание на экран, - посмотрим компьютерную анимацию работы ДВС.
Рис. 8. 4 такта работы двигателя внутреннего сгорания
Итак, цикл двигателя состоит из 4 тактов.
Давайте вспомним их ещё раз и запишем в тетради:
1 такт – впуск
2 такт – сжатие
3 такт – рабочий ход
4 такт – выпуск
Учитель. Что происходит дальше при вращении коленчатого вала?
Ученик. Такты повторяются.
Учитель. Но существуют не только такие (карбюраторные) двигатели внутреннего сгорания, а еще и дизельные двигатели.
Сообщение ученика.
«Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия сконструировал в 1897 г. немецкий инженер Рудольф Дизель (Рис. 9).
Рис. 9. Рудольф Дизель
По имени изобретателя этот двигатель назван дизелем (Рис. 10).
Рис. 10. Стационарный одноцилиндровый дизельный двигатель, Германия, Аугсбург, 1906
В цилиндре дизеля происходит сжатие не горючей смеси, а чистого воздуха, который разогревается при сжатии до 650°С. В момент подхода поршня к верхнему положению в цилиндр подается топливо через форсунку. В цилиндре топливо воспламеняется. Дизель более экономичен, и имеет выше коэффициент полезного действия. Дизельные двигатели приводят в действие большегрузные автомобили, тракторы, суда, тепловозы».
Учитель. Кроме рассмотренных тепловых двигателей, существует их широкое разнообразие, с некоторыми из них мы еще будем знакомиться в дальнейшем при изучении физики, такими как:
ü паровые двигатели;
ü двигатели внутреннего сгорания;
ü реактивные двигатели;
ü турбины.
V. Решение задачи.
Тепловой двигатель получил от нагревателя 200 МДж энергии, а отдал холодильнику – 120 МДж. Определить работу, которую выполнил двигатель и его КПД.
Дано: СИ: Решение:
Q1 = 200 МДж 2*108 Дж
Q2 = 120 МДж 1,2*108 Дж
А - ?
η - ?
А=Q1 – Q2 – работа тепловой машины.
А=2*108 Дж –1,2*108 Дж=0,8*108 Дж.
η=А/Q1 – коэффициент полезного действия.
η =(0,8*108 Дж/2*108 Дж)*100%=40%.
Ответ: А=0,8*108 Дж; КПД=40%.
VI. Сферы применения тепловых двигателей и экологические проблемы их использования.
Сообщение ученика.
«1. Применение тепловых двигателей чрезвычайно разнообразно.
Двигатели внутреннего сгорания приводят в движение самолеты, теплоходы, автомобили, тракторы, тепловозы, их устанавливают на речных и морских судах.
Паровые и газовые турбины нашли широкое применение на тепловых электростанциях, в качестве судовых двигателей, газовые турбины широко применяются в авиационных двигателях. Реактивные двигатели применяются в авиации, ракетостроении.
2. С развитием энергетики, автомобильного и других видов транспорта всё более сложной проблемой становится охрана окружающей среды от вредного влияния продуктов сгорания. Это связано с действием различных факторов:
ü при сжигании топлива используется кислород из атмосферного воздуха;
ü сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа;
ü при работе двигатели выбрасывают в атмосферу азотные и серные соединения, а так же свинец».
Учитель. Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы избежать экологических проблем?
Ученики. Посадка лесов и сокращение их вырубки; установка фильтров на двигатели; переход на экологически чистые виды топлива; создание электромобилей или автомобилей, работающих на солнечных батареях и т.д.
VII. Итоговое закрепление изученного на уроке.
Учитель. Ну, а сейчас давайте ещё раз коротко повторим то, с чем мы познакомились на сегодняшнем уроке.
Ø Какие машины называют тепловыми двигателями?
Ø Какие виды тепловых двигателей вы знаете?
Ø Что является нагревателем двигателя внутреннего сгорания?
Ø Что является холодильником двигателя внутреннего сгорания?
Ø Из скольких тактов состоит цикл двигателя внутреннего сгорания?
После опроса, предлагаются индивидуальные бланки с тестами и графическим заданием, находящиеся на столах у учащихся (Приложение 1).
Результаты вносить в бланк, который в конце урока сдать на проверку.
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание. Читать §21-24; повторить конспект в тетради.
IX. Рефлексия.
Учащиеся по очереди высказывают по одной фразе, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
Ø Сегодня на уроке я узнал (а) ...
Ø Было интересно ...
Ø Было тяжело ...
Ø Я выполнял (а) задание ...
Ø Я понял (а), что ...
Ø Теперь я могу ...
Ø Я почувствовал (а), что ...
Ø Я приобрел (а) ...
Ø Я научился (лась) ...
Ø У меня получилось ...
Ø Я смог (ла) ...
Ø Я попробую ...
Ø Меня удивило ...
Ø Урок дал мне для жизни ...
Ø Мне захотелось ...
Ø Мне очень понравилось ...
Приложение 1.
_____Класс_________________ Фамилия
Вариант 1
1. КПД тепловой машины равен 20%. Это означает, что от энергии, выделившейся при полном сгорании топлива,
1) 20% идет на совершение полезной работы;
2) 80% идет на совершение полезной работы;
3) 20% преобразуется во внутреннюю энергию пара;
4) 20% преобразуется во внутреннюю энергию деталей.
2. В двигателе внутреннего сгорания
1) механическая энергия полностью превращается во внутреннюю;
2) внутренняя энергия топлива полностью превращается в механическую;
3) механическая энергия частично превращается во внутреннюю;
4) внутренняя энергия топлива частично превращается в механическую энергию.
3. Какие двигатели из перечисленных ниже называют тепловыми?
A. Двигатель внутреннего сгорания. Б. Паровая турбина.
B. Реактивный двигатель.
1) Только А. 3) Только В.
2) Только Б. 4) А, Б и В
4. В двигателе внутреннего сгорания клапаны закрыты, газы, образовавшиеся при сгорании горючей смеси, давят на поршень и толкают его. Как называется этот такт?
1) Выпуск.
2) Рабочий ход.
3) Впуск.
4) Сжатие.
Вариант 2
1. КПД двигателя внутреннего сгорания равен 40%. Это означает, что от энергии, выделившейся при полном сгорании топлива,
1) 40% идет на совершение полезной работы;
2) 60% идет на совершение полезной работы;
3) 40% преобразуется во внутреннею энергию пара;
4) 40% преобразуется во внутреннюю энергию деталей.
2. В тепловой машине...
1) механическая энергия полностью превращается во внутреннюю энергию;
2) внутренняя энергия топлива полностью превращается в механическую энергию;
3) внутренняя энергия топлива частично превращается в механическую энергию;
4) механическая энергия частично превращается во внутреннюю энергию.
3. Расширяясь, газ может совершить работу и при этом охладиться. В каком из названных ниже двигателей используется это явление?
A. Реактивный двигатель. Б. Паровая машина.
B. Двигатель внутреннего сгорания.
1) Только в А.
2) Только в Б.
3) Только в В.
4) Во всех трех перечисленных двигателях.
4. В двигателе внутреннего сгорания клапаны закрыты, поршень движется, сжимая горючую смесь. Как называется этот такт?
1) Выпуск.
2) Рабочий ход.
3) Впуск.
4) Сжатие.
5. Напишите названия частей двигателя внутреннего сгорания.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.