«Урок формирования математической грамотности в общеобразовательном классе на уроке в 5 классе»
Тема |
Проценты
|
|
Класс |
5 |
|
Основные понятия темы |
Десятичная дробь, деление на десятичную дробь, понятие процента, нахождение процента от числа, и числа по его проценту |
|
Цель урока |
Обучающая: - формирование коммуникативной компетентности обучающихся в процессе обобщения и систематизации знаний по теме «Проценты». Развивающая: - развитие у обучающихся умения применять полученные знания в процессе решения задач, встречающихся в повседневной жизни Воспитательная: - воспитание устойчивого интереса к будущей профессии, формирование понимания ее сущности и социальной значимости. Формирование математической грамотности по теме «Проценты»
|
|
Дидактические задачи занятия |
Обучающие: - актуализация знаний обучающихся по теме «Применение процентов при решение задач повседневной жизни»; - систематизация и закрепление знаний по понятию. «Проценты» -формирование навыков применения обучающимися полученных знаний и умений на практике; - закрепление навыков работы индивидуально и в группах.
Развивающие: - развитие навыков самостоятельной работы обучающихся; - развитие логического мышления, пространственных представлений обучающихся; - развитие навыков самооценки; - совершенствование навыков индивидуальной работы обучающихся; - развитие навыков работы в коллективе и команде.
Воспитательные: - воспитание заинтересованного отношения к дисциплине; - воспитание коммуникативности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности и интереса к профессии; - воспитание упорства для достижения цели, уверенности в себе, чувство коллективизма. |
|
УУД |
Личностные УУД: • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Ученики получат возможность научиться: 1. самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; 2. адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД: 1. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, 2. использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. 3. построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Ученики получат возможность научиться: 1. учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия; 2. участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Ученики получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать её актуальность; искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. |
|
Планируемые результаты |
||
Личностные УУД: проявлять внимание и интерес к учебному процессу, умение анализировать, оценивать ситуацию, выражать доброжелательное отношение к учебному процессу, оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность, сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого, умение ясно и точно излагать свои мысли, отличать гипотезу от факта; развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
Регулятивные УУД: планировать цель деятельности до получения результата, планировать решение задачи, вносить изменения в процесс, намечать способы устранения ошибок, осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты учебной деятельности, анализировать собственную работу, определять степень успешности своей работы.
Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебных задач, применять схемы, модели, сравнивать различные объекты, сопоставлять характеристики по одному или нескольким признакам, классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ и синтез, формулировать выводы; произвольно и осознанно строить речевое высказывание; находить наиболее эффективный способ решения задач; выдвигать гипотезы и их обосновывать; определять цели и функции участников взаимодействия. Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, сравнивать разные виды текста, составлять план текста, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. уметь контролировать и оценивать действия партнера; уметь с достаточной четкостью выражать свои мысли. Предметные: - уметь пользоваться полученными знаниями в реальной жизни. Метапредметные: повседневной и профессиональной деятельности. |
||
Формы работы |
Фронтальная, групповая, индивидуальная |
|
Материально-техническое оснащение занятия и ресурсы |
1.. Средства ИКТ: компьютер, проектор, экран. «Лист самооценки» и лист рефлексии «Мои ожидания/Мои достижения». 2. Дополнительные карточки с задачами индивидуально 3. карточки для решения задач по группам 4. Виленкин Н.Я., Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2ч. Ч.2/Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, . А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург. М: Мнемозина, 2019г. 5. В.И. Жохов «Математический тренажер», 5 класс, 2013 г. 6. Сборник задания по формированию функциональной грамотности на уроках математики 7. https://math5-vpr.sdamgia.ru/
|
|
Методы обучения |
- наглядный; - практический; - частично - поисковый. |
|
Тип урока |
Урок систематизации и обобщения знаний и умений. |
|
Вид занятия |
Урок - практикум. |
|
Ход урока:
1. Организационный момент (5 минут)
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами немного поиграем игру и представим, что перенеслись на планету , где проживают взрослые, которые решают множество ситуаций. Посмотрим, как математика помогает при решении этих жизненных задач.
- Как и многие взрослые, мы должны с вами уметь оценивать свои действия, ставить цели. Поэтому я сейчас раздам вам Листы самооценки (приложение 1,2) , в который необходимо вносить количество баллов, заработанных на уроке, и лист рефлексии «Мои ожидания»/ «Мои достижения» . Возьмите листы , подпишите их и заполните первую колонку «Мои ожидания».
2. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос (8 минут)
- Итак, прежде всего, давайте определим тему, на которую направлено большинство задач.
- на доске представлены примеры, которые мы с вами решаем каждый урок. Вам нужно их вычислить и расположить в порядке возрастания.
|
|
|
|
|
|
|
Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задания. 7 учеников считают, а 8 учащийся расставляет в порядке возрастания.
3. Отработка умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.(12 минут).
Проверка и сверка проходит на доске. Количество баллов выставляется в лист самооценки
Все учащиеся делятся на 3 варианта. Каждый учащийся решает задачи :
1. На процентное содержание.
2. На вычисление Стоимости товара в магазине со скидкой
3. проезд или поход в театр (приложение 3)
Групповая работа.(15 минут)
- сейчас вам нужно объединится в группы по 4 человека и решить несколько задач.
1) Задача на покупку в магазине.
Мама отправила в 10 часов утра Мишу и бабушку Раю за покупками в магазин. Это был день недели -среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки.
Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Миша и бабушка Рая сделают выгодную покупку?
№ |
Название магазинов |
Пятерочка +5% скидка |
Магнит +10% |
Победа 0% |
1 |
Батон |
30руб. |
33 руб. |
27 руб |
2 |
Буханка черного хлеба |
27 руб. |
28. руб. |
30 руб |
3 |
Пакет кефира |
33 руб |
39 руб |
29 руб |
4 |
Пачка пельменей |
130 руб |
127 руб |
132 руб. |
5 |
Упаковка сосисок |
283 руб |
275 руб. |
260 руб. |
6 |
Пряники |
56 руб |
59 уб |
45 руб |
2) Сколько мы теперь читаем?
Перед Вами данные по теме «Сколько мы читаем за год?». Изучите их и ответьте на вопросы:
А) Сколько процентов населения читают более 10 книг в год?
Б) Сколько процентов населения не прочитали ни одной книги?
В) На сколько процентов увеличилось число не читающих за десять лет?
Г) Сделайте прогноз: какой процент населения не читает книги в 2019 году?
Д) Как Вы считаете, нужны ли будут книги населению в 2025 году?
Любите ли Вы читать? Сколько книг за год Вы прочитали? Задайте своим одноклассникам вопросы по данным рисунка другой группе.
Каждая группа по очереди представляет решение своих задач и сравнивают решение с правильным.. За верное решение выставляются баллы в Лист самооценки. За дополнительные вопросы выставляются дополнительные баллы.
Итог урока. Рефлексия (5 минут).
- давайте подсчитаем выставленные баллы и оценим свои знания.
Домашним заданием у вас будет записать процентное содержание белков, жиров и углеводов в составе продуктов, которые есть у каждого дома: молоко, хлеб, растительное масло. И составить таблицу для каждого продукта.
Спасибо за урок.
Приложение 1
Лист самооценки ученика
(Фамилия И. О.)
Вид задания |
Критерии |
Максимальное количество баллов |
Количество баллов |
Фронтальная работа – определение темы урока |
За каждый правильный ответ – верное определение буквы 1 балл |
8 баллов |
|
Индивидуальная работа |
За каждое правильное решение задачи 2 балла |
6 баллов |
|
Работа в группах |
Правильное решение каждой задачи – 2 балла, дополнительные вопросы – 2 балла |
6 балла |
|
Суммируйте все ваши баллы |
|
|
|
Если вы набрали (18-20) баллов, поставьте оценку |
5 |
||
Если вы набрали (15-17) баллов, поставьте оценку |
4 |
||
Если вы набрали (10-14) баллов, поставьте оценку |
3 |
||
Если вы набрали (0-14) баллов, поставьте оценку |
2 |
||
Ваша оценка |
|
·Можете ли вы назвать тему урока?
·Вам было легко или были трудности?
·Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
·Какое задание было самым интересным и почему?
·Как бы вы оценили свою работу?
Приложение 2
Лист рефлексии "Мои ожидания"/"Мои достижения"
____________________________________________________________
(Фамилия И. О.)
Вид задания |
Мои ожидания |
Мои достижения |
Фронтальная работа – определение темы урока |
|
|
Индивидуальная работа |
|
|
Групповая работа решение задачи |
|
|
Приложение 3
Индивидуальная работа по карточкам – 3 варианта
1 Вариант
А) Клубника содержит 6%
сахара. Сколько килограммов сахара содержится в 12 кг клубники?
б) Книга стоила 25 рублей, на распродаже она стала стоить со скидкой 20%.
Найдите сколько рублей оставляет скидка?
-в) билет на дачу стоит 250 рублей на электричке для взрослого, 20% скидка пенсионерам и 50% стоимости взрослого школьнику. Найдите стоимость всей поездки для бабушки, мамы и 2 школьникам.
2 вариант.
А) молоко содержит 4 % жира, сколько килограммов жира содержится в 850 кг молока?
Б) на весенней распродаже продавалась шуба стоимостью 25000 со скидкой 15%. Сколько рублей составила скидка?,
В) поход в театр стоит 640 рублей для взрослого 50% на школьника и 25% пенсионерам. Найдите стоимость билетов, если в театр пойдут бабушка и 2 школьников.
3 вариант.
А) из молока получается 10% творога. Сколько творога получится из 65,6 кг молока?
Б) фотоаппарат стоил 320 рублей, потом стоимость его снизилась на 40%. Сколько рублей составила скидка?
В)Проезд в электричке стоит 130 рублей для взрослого, 30% составляет скидка пенсионерам 50% школьникам. Во сколько рублей обойдется поездка маме, бабушке и внуку школьнику.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.