Урок географии 5 класс "От плоской земли к земному шару" к УМК Е.М. Домогацких

  • docx
  • 16.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 3 От плоской земли к земному шару.docx

Урок №3                     Тема: От плоской Земли к земному шару.

1. Ф.И.О. учителя Медкова Марина Владимировна

2. Место работы МБОУ Городковическая  средняя общеобразовательная школа

3. Должность учитель географии

4. Предмет география

5. Класс 5

6. Тема: «От плоской Земли к земному шару» урок №3

7. Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова

8. Цель урока: сформировать у обучающихся представления о форме Земли.

Целевая установка для учителя:

Образовательные:

Организовать учебную деятельность  по ознакомлению учащихся с историей формирования представлений о форме Земли. Углубить знания  о планете Земля.

Развивающие:

Создать условия для развития умений:

-  самостоятельно объяснять причины изменения представлений о форме Земли

- познавательных интересов учащихся работать в группе, с учебником, дополнительной литературой и ЭОР

Воспитательные:

Создать ситуацию для формирования культуры общения при работе в группах.

Целевая установка учащихся:

Предметные:

Знать

Уметь

Сформировать представление о истории формирования представлений о форме планеты Земля.

Личностные

 Овладеть системой географических понятий связанных с темой, и уметь применять их в жизни.

Метапредметные

Освоить умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

9. Используемые УУД:

Личностные

Осознание себя как члена общества, развитие познавательных мотивов как необходимость изучения окружающего мира

Регулятивные

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью, принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные

Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Познавательные

Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие,  выдвижение гипотез и их обоснование

10. Тип урока – комбинированный.

11.Формы работы учащихся:

·                     работа с текстом учебника

·                     демонстрация презентации

·                     беседа,

·                     работа фронтальная, индивидуальная.

·                     Ответы на вопросы после параграфа №.3,

·                     Тестирование (тест № 3).

12.Необходимое учебное оборудование

основные

Учебник Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «Введение в географию», презентация, атласы, рабочая тетрадь, тетрадь практикум.

дополнительные

 

13.Раздаточный материал к занятию: Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент

·         Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на нашем уроке!

2.  Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Что такое планета?   Какую форму имеют планеты?  Что такое земля?

              Планета или (Земля) - это  небесное тело, вращающееся вокруг Солнца, получающее от него свет и тепло.

              Горизонт- это граница, отделяющая видимую часть небесного свода от невидимой.

              Как вы думаете…..Всегда ли представления людей о Земле, на которой мы живем, были одинаковы?

              Как можно сформулировать тему нашего урока?

              О чем пойдёт речь?

3.  Целеполагание

·         Учитель: Давайте сформулируем цели урока

Цели урока:

·         узнать ученых, которые говорили, что Земля имеет форму шара,

·         познакомиться с доказательствами, которые приводили ученые для подтверждения соей теории?

·        Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?

 План урока:

1. Кто первым предположил, что Земля имеет выпуклую форму?

2. Математик Пифагор и его предположения.

3. Философ Аристотель и его доказательства о шарообразности Земли.

 

4.  Актуализация знаний

·         Учитель:

·         Как вы думаете, когда был сделан последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?

·         Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

·         Что нужно узнать для того, чтобы ответить на этот вопрос?

·         Можете ли вы назвать ученых, которые занимались этой проблемой?

·         Можете ли вы найти доказательства шарообразности Земли, не наблюдая Землю по снимкам из космоса?

 

5. Организация  и  самообразование  учащихся. Открытие новых знаний

·          Учитель:

1. Озвучивает задание для класса: пользуясь рисунком составить рассказ о представлении индийцев о форме Земли.

2. Прочитав текст  о Пифагоре, ответить на вопрос: Что говорил о форме Земли великий математик?

3. Какие доказательства приводил для подтверждения своей теории о форме Земли Аристотель?

4. Прочитав текст об Эратосфене, ответить на вопрос: Каким образом ученый вычислил размеры Земли?

 

Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.

Деятельность учащихся

1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.

2. Читают текст, отвечают на вопрос.

1) Выполнение практической работы, формулирование вывода, о том, что тень повторяет форму предмета, работа с текстом параграфа, формулирование первого доказательства о шарообразности Земли.

Презентация открытие шарообразности земли2) Работа с рисунком, составление рассказа о том каким видит человек корабль, уплывающий в море, формулирование второго доказательства шарообразности Земли, сделанного Аристотелем.

 

3. Физминутка:

1.     Закрепление знаний. 

Задание 5. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.

 

7.Подведение итогов. 

 

Учитель: Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

·                     Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

·                     Как оцените свою работу?

 

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цифровой диктант в письменной форме:

Я утверждаю, что… (да – 1, нет – 0)

1. Земля имеет форму шара

2. Греческие ученые впервые сказали о выпуклой форме Земли

3. Впервые высчитал окружность Земли Аристотель

4. Аристотель в качестве доказательства шарообразности Земли привел пример лунного затмения

5. Эратосфен в качестве доказательства шарообразности Земли приводил пример с кораблем, опускающимся за горизонт                            Ответ: 10010

 

9. Домашнее задание.

·                    Прочитать §3.

·                    Ответить на вопросы стр. 19.

·                    Выполнить пестовый практикум  ст.8-11 «Тетрадь практикум»