Урок №3 Тема: От плоской Земли к земному шару.
1. Ф.И.О. учителя Медкова Марина Владимировна
2. Место работы МБОУ Городковическая средняя общеобразовательная школа
3. Должность учитель географии
4. Предмет география
5. Класс 5
6. Тема: «От плоской Земли к земному шару» урок №3
7. Учебник: Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова
8. Цель урока: сформировать у обучающихся представления о форме Земли.
Целевая установка для учителя:
Образовательные: |
Организовать учебную деятельность по ознакомлению учащихся с историей формирования представлений о форме Земли. Углубить знания о планете Земля. |
Развивающие: |
Создать условия для развития умений: - самостоятельно объяснять причины изменения представлений о форме Земли - познавательных интересов учащихся работать в группе, с учебником, дополнительной литературой и ЭОР |
Воспитательные: |
Создать ситуацию для формирования культуры общения при работе в группах. |
Целевая установка учащихся:
Предметные: Знать Уметь |
Сформировать представление о истории формирования представлений о форме планеты Земля. |
Личностные |
Овладеть системой географических понятий связанных с темой, и уметь применять их в жизни. |
Метапредметные |
Освоить умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования; |
9. Используемые УУД:
Личностные |
Осознание себя как члена общества, развитие познавательных мотивов как необходимость изучения окружающего мира |
Регулятивные |
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью, принимать и формулировать учебную проблему. |
Коммуникативные |
Самостоятельно организовывать учебные взаимодействия в группе, (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
Познавательные |
Формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование |
10. Тип урока – комбинированный.
11.Формы работы учащихся:
· работа с текстом учебника
· демонстрация презентации
· беседа,
· работа фронтальная, индивидуальная.
· Ответы на вопросы после параграфа №.3,
· Тестирование (тест № 3).
12.Необходимое учебное оборудование
основные |
Учебник Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «Введение в географию», презентация, атласы, рабочая тетрадь, тетрадь практикум. |
дополнительные |
|
13.Раздаточный материал к занятию: Организация наблюдений за формой полученной тени, отбрасываемой различными фигурами.
Ход урока
1. Организационный момент
· Учитель: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас на нашем уроке!
2. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Что такое планета? Какую форму имеют планеты? Что такое земля?
• Планета или (Земля) - это небесное тело, вращающееся вокруг Солнца, получающее от него свет и тепло.
• Горизонт- это граница, отделяющая видимую часть небесного свода от невидимой.
• Как вы думаете…..Всегда ли представления людей о Земле, на которой мы живем, были одинаковы?
• Как можно сформулировать тему нашего урока?
• О чем пойдёт речь?
3. Целеполагание
· Учитель: Давайте сформулируем цели урока
Цели урока:
· узнать ученых, которые говорили, что Земля имеет форму шара,
· познакомиться с доказательствами, которые приводили ученые для подтверждения соей теории?
· Каким источником информации необходимо пользоваться для того, чтобы достичь цели?
План урока:
1. Кто первым предположил, что Земля имеет выпуклую форму?
2. Математик Пифагор и его предположения.
3. Философ Аристотель и его доказательства о шарообразности Земли.
4. Актуализация знаний
· Учитель:
· Как вы думаете, когда был сделан последний шаг в ряду доказательств о шарообразности Земли?
· Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?
· Что нужно узнать для того, чтобы ответить на этот вопрос?
· Можете ли вы назвать ученых, которые занимались этой проблемой?
· Можете ли вы найти доказательства шарообразности Земли, не наблюдая Землю по снимкам из космоса?
5. Организация и самообразование учащихся. Открытие новых знаний
· Учитель:
1. Озвучивает задание для класса: пользуясь рисунком составить рассказ о представлении индийцев о форме Земли.
2. Прочитав текст о Пифагоре, ответить на вопрос: Что говорил о форме Земли великий математик?
3. Какие доказательства приводил для подтверждения своей теории о форме Земли Аристотель?
4. Прочитав текст об Эратосфене, ответить на вопрос: Каким образом ученый вычислил размеры Земли?
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать.
Деятельность учащихся
1. Работа в группах: обсуждают варианты составления рассказа, намечают план ответа.
2. Читают текст, отвечают на вопрос.
1) Выполнение практической работы, формулирование вывода, о том, что тень повторяет форму предмета, работа с текстом параграфа, формулирование первого доказательства о шарообразности Земли.
2) Работа с рисунком, составление рассказа о том каким видит человек корабль, уплывающий в море, формулирование второго доказательства шарообразности Земли, сделанного Аристотелем.
3. Физминутка:
1. Закрепление знаний.
Задание 5. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы. Свой ответ аргументируйте.
7.Подведение итогов.
Учитель: Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
· Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
· Как оцените свою работу?
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цифровой диктант в письменной форме:
Я утверждаю, что… (да – 1, нет – 0)
1. Земля имеет форму шара
2. Греческие ученые впервые сказали о выпуклой форме Земли
3. Впервые высчитал окружность Земли Аристотель
4. Аристотель в качестве доказательства шарообразности Земли привел пример лунного затмения
5. Эратосфен в качестве доказательства шарообразности Земли приводил пример с кораблем, опускающимся за горизонт Ответ: 10010
9. Домашнее задание.
· Прочитать §3.
· Ответить на вопросы стр. 19.
· Выполнить пестовый практикум ст.8-11 «Тетрадь практикум»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.