Конспект урока по географии в 6 классе предметная линия «Полярная звезда»
Тема урока: « Атмосфера и человек»
Цели и задачи урока:
- показать огромное значение атмосферы для человека;
- выявить, как погодные и климатические условия влияют на быт и здоровье людей;
- составить и обсудить правила поведения во время опасных атмосферных явлений.
Оборудование урока: атлас, компьютер, презентация.
Когнитивный компонент урока: мировое экологическое равновесие, «озоновая дыра», охрана атмосферы, опасные атмосферные явления.
Деятельный компонент урока: выявить значение атмосферы для человека; описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей; составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников, включатся в обмен мнениями по вопросу охраны атмосферы.
Эмоционально – ценностный компонент урока: понимать, что чистота атмосферы, ее защита от загрязнений, сохранение жизни на планете; понимать и применять полученные знания для принятия практических решений в повседневной жизни.
Работа с учебником: работа с текстом п. 47.
Тип урока: комбинированный с презентационной составляющей.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: сознание единства человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информаций для исследования.
Предметные: сформировать представлений о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере; владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере
Структура и ход урока.
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
2.Постановка учебной задачи
- Какой раздел мы с вами изучаем? (атмосфера – воздушная оболочка Земли)
- Как название сегодняшнего параграфа? Какое значение имеет атмосфера для человека? Что мы знаем про атмосферу? (смесь –газов)
3. Актуализация знаний
- Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок?
- Сформулируйте цель нашего урока
-Мы продолжаем знакомиться со свойствами атмосферного воздуха, поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и ответим на следующие вопросы (сл.3):
- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?
- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?
4.Проверка домашнего задания
- Дайте описание погоды на сегодняшний день. (ответы детей)
Какие факторы влияют на погоду? Заполните схему.
Самостоятельная работа: Заполнить схему
Факторы, влияющие на погоду
5. Изучение нового материала.
А)Значение атмосферы для человека
Давайте представим, что воздушная оболочка исчезла, к чему это может привести? (предположения детей)
Объяснение материала сопровождается заполнением схемы «Значение атмосферы»
Вопросы:
- Какова роль атмосферы в жизни планеты Земля? (Роль атмосферы огромна)
- Значение атмосферы огромно и неоценимо, но человек не всегда осознает это значение и бережно относится к ней.
- Приведите примеры загрязнения атмосферы? Каковы причины загрязнений? (ответы детей)
- Приведите примеры, как мы должны охранять атмосферу, что же надо делать для охраны чистоты воздуха? (посадка деревьев, электромобили, очистные сооружения и др.)
-Как вы понимаете понятие «мировое экологическое равновесие». (пока природа справляется с производством кислорода и поддержанию экологического баланса в окружающей среде)
Обсуждение полученных ответов.
Б). Как погодные условия влияют на здоровье людей?
Вопросы:
- Как вы думаете, при какой температуре и скорости ветра человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно?
-Объясните, как атмосфера может влиять на человека и его здоровье? (анализ анкетирования о влиянии погоды на состояние здоровья родственников)
-Какие меры профилактики нужно применять при изменении погоды?
-Дайте рекомендации для метеозависимых людей. (составляют рекомендации)
-Из всего вышесказанного сделаем общий вывод?
Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)
Осторожно ветер за калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко, (постучать пальчиками по парте)
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте)
Покачал тихонько ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо молодые крылья, Полетел куда-то вперемешку с пылью.
(махи руками)
С. Есенин
В). Опасные атмосферные явления
Демонстрация примеров опасных атмосферных явлений
Для защиты населения от стихийных и антропогенных бедствий создано специальное Министерство по чрезвычайным ситуациям.
- Предложите правила безопасного поведения во время атмосферных явлений. (составление правил поведения во время опасных атмосферных явлений)
6. Закрепление
- В разделе учебника на стр. 154 «Я знаю» ответить на вопросы № 3-6
Игра «Блиц – турнир»
1. Какой газ в атмосфере вызывает явление «парникового эффекта»?
2. Какие причины вызывают скопление углекислоты в атмосфере?
3. При какой температуре человек чувствует себя наиболее комфортно?
4. Какой вред наносит град хозяйству?
5. Какие опасные атмосферные явления вам известны, и как уберечься от них?
7. Итог урока
- Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
Как мы с ними справились?
- Основные источники загрязнения атмосферы?
Где вам может пригодиться изученный материал?
- Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?
-Кто, по вашему мнению, был наиболее активным, а кто устранялся от обсуждения и выполнения задания? (Выставление оценок за урок.)
Объяснение д/з §47 с 152-154,
Учебник – стр.154 №7, в разделе «Это мне интересно»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.