Урок географии 6 класс "Литосфера" (конспект)
Оценка 4.6

Урок географии 6 класс "Литосфера" (конспект)

Оценка 4.6
docx
27.11.2022
Урок географии 6 класс "Литосфера" (конспект)
Литосфера.docx

Тема: Внутреннее строение Земли. Понятие «земная кора», «литосфера». Строение земной коры. Типы земной коры.

 

Цели: создать условия для формирования у учащихся представления о Гипотезах образования Земли; создать условия для усвоения учащимися знаний: внутреннее строение Земли, литосфера, два типа строения земной коры.

 

Оборудование на уроке: мультимедийное оборудование, таблица: «Внутреннее строение Земли».

 

Терминология: литосфера, ядро, мантия, земная кора: материковая, океаническая.

 

Тип урока: усвоение новых знаний.

 

Формы организации: фронтальная, парная.

 

Методы работы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, интерактивный (показ слайдов), метод контроля и самооценки.

 

Приемы работы: прием удивления, фантастическая добавка, рефлексия.

 

План:

1. Внутреннее строение Земли: земная кора; мантия; ядро.

2. Понятие «литосфера».

3. Методы изучения Земли.

Ход урока

I этап. Организационный момент (готовность к уроку).

Здравствуйте ребята. Надеюсь, наша взаимная работа на уроке будет плодотворной, а вы активны. Сегодня мы начинаем изучение новой темы. Для успешной работы на уроке мы приготовили все необходимое: учебник, тетрадь, простой карандаш, ручка, атлас.

 

II этап. Актуализация опорных  знаний.

Ребята, вы сейчас внимательно прослушаете текст, а затем ответите на ряд вопросов. «Первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а впоследствии стала, вновь остывать. При этом «лёгкие» элементы поднимались, а «тяжёлые» опускались. Так сформировалась первоначальная земная кора. Тяжёлые элементы образовали внутреннее вещество планеты – ядро и мантию».

 

Учитель. О чём говорят эти строки?

Ученик. О происхождении Земли.

Учитель. Верно. Гипотеза происхождения Земли. Гипотеза Шмидта – Фесенкова имеет меньше противоречий и отвечает на большее количество вопросов.

 

Учитель. Из какого облака образовалась наша планета?

Ученик. Из холодного газопылевого облака.

 

Учитель. Какова форма Земли?

Ученик. Форма Земли геоид.

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки Земли вам известны?

Ученик. Земля имеет следующие внешние оболочки: атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера.

 

Интеллектуальная разминка.

Изучив географию, 6 класса вы узнаете о каждой из этих оболочек более подробно. А начнём изучать мы планету Земля с оболочки, название которой скрыто в ребусе. У вас у всех на столах лежит технологическая карта, в которой имеется ребус. (СЛАЙД 1).

 

Приложение 1

Задание. Разгадайте ребус, назовите спрятанную земную оболочку.

 

СЛАЙД 2. Изучение раздела «Литосфера» мы начинаем со знакомства о том, что находится внутри Земли. Тема сегодняшнего урока. «Внутреннее строение Земли».

 

СЛАЙД 3. Записываем число и тему нашего урока.

 

Мотивация. Рассказ. «Конфета Земля».

 

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

 

III этап. Объяснение нового материала.

Учитель. Вы прослушали рассказ, у вас перед глазами таблица «Внутреннее строение Земли». Давайте, ответим на некоторые вопросы.

 

СЛАЙД 4. Учитель. Каково внутренне строение Земли?

Ученик. Земля имеет послойное строение: ядро, мантия, земная кора.

 

СЛАЙД 5. Учитель. Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство. Какое? Что хотят показать этим сравнением учёные?

Ученик. Скорлупа – земная кора; белок – мантия; ядро – желток. Земля имеет послойное строение.

 

СЛАЙД 6. Самостоятельная работа – устно. Внутреннее строение Земли на рисунке показано цифрами. Что обозначает каждая цифра?

Работа с учебником, с иллюстрациями. Заполнение таблицы. Парная работа (письменно). Используя материал учебника, стр.75 §17,  рисунок 65, заполнить в таблице «Внутреннее строение Земли» пропуски. Парная работа (взаимопроверка).

 

СЛАЙД 7. Проверяем правильность заполнения таблицы (обмен тетрадями с соседом)

Внутреннее строение Земли.

Название оболочки

Размер

(толщина)

Состояние

Температура

Давление

Процентное соотношение

1.

Земная

кора

5 – 80км

Твердое

Разная,

от -7°С, до +57°С

760 мм.рт.ст.

1%

2.

Мантия верхняя

200-250км

Пластичное, размягчённое

20000 С

1,3 млн. атм.

82%

Мантия нижняя

2900км

Твердое, кристал-лическое

3.

Ядро

внешнее

2250км

Расплавленное жидкое

2000 - 50000 С

3,6 млн. атм.

17%

Ядро внутреннее

1250км

Твёрдое

 

Курсивом отмечены те ячейки, которые учащиеся должны заполнить.

 

Правило: начиная с глубины 20 – 30м, температура земной коры увеличивается в среднем на 3° на каждые 100м.

 

Учитель. Почему мантию называют основной частью Земли?

Ученик. Мантия занимает основную внутреннюю часть Земли.

 

Учитель. Как изменяется температура в недрах Земли.

Ученик. При движении внутрь Земли температура повышается.

 

Разделение на оболочки произошло благодаря разогреву недр планеты и разделению вещества по удельному весу: более тяжелые элементы погружались к центру Земли и образовали ядро, более лёгкие – всплывали, образовав мантию и земную кору. Разогрев поддерживается внутренним источником энергии – распадом радиоактивных элементов.

 

Учитель. Ребята, в курсе природоведения, вы уже знакомились с вопросом «что такое литосфера» (ответы учащихся). Литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

 

Литосфера: «литос» – камень, «сфера» – шар. Это непрерывная твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, имеет мощность от 70 до 250 км.

 

СЛАЙД 8 Земная кора – это верхняя часть литосферы; в свою очередь она делится на материковую (континентальную) и океаническую.

 

Задание. Используя рисунок, заполните схему.

 

СЛАЙД 9. Проверяем правильность заполнения схемы.

Назовите виды земной коры? (материковая и океаническая). Сколько и какие слои слагают материковую земную кору и океаническую? (три и два) В чем разница (отсутствие гранитного слоя в океанической земной коре).

 

Толщина материковой земной коры до 70 км в горах, 30–40 км под равнинами. Имеет 3 слоя (осадочный, гранитный, базальтовый). Она более старая.

Толщина океанической земной коры 5–10 км под океанами. Имеет 2 слоя (осадочный, базальтовый). Более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.

Такое расположение слоев не случайно и объясняется плотностью слагающих их веществ. Гранит в основном состоит из менее плотных веществ, например полевого шпата, слюды. Базальт – более плотных, тяжелых веществ: лабрадора, магнетита, оливина и др. Поэтому базальтовый слой залегает под гранитным.

Земная кора выплавлялась из вещества мантии постепенно, в результате длительного и сложного физико-химического преобразования. При этом вначале выделились гранитный и базальтовый слои. Осадочный возник позднее, главным образом из продуктов их разрушения и преобразования живыми организмами. Он покрывает почти всю поверхность Земли. Осадочный слой сложен осадочными горными породами. Гранитный слой представлен магматическими (граниты и др.) и метаморфическими породами, близкими по составу к гранитам (гнейсы и др.). Базальтовый слой из магматических и плотных метаморфических пород, богатых магнием и железом.

Как происходило образование земной коры? Образование земной коры происходило миллиарды лет назад из вязко–жидкого вещества мантии – магмы. Входившие в его состав наиболее распространенные и легкие химические вещества – кремний и алюминий – застывали в верхних слоях. Затвердев, они больше не тонули и оставались на плаву в виде своеобразных островков. Но эти островки не были устойчивыми, они находились во власти внутренних мантийных течений, которые увлекали их вниз, и нередко попросту тонули в раскаленной магме. Магма (от греческого таgmа –густая грязь) – расплавленная масса, образующаяся в мантии Земли. Но шло время, и первые небольшие твердые массивы постепенно соединялись между собой, образуя территории уже значительной площади.

СЛАЙД 10. Подобно льдинам в открытом океане, они перемещались по планете по воле внутренних мантийных течений.(СЛАЙД 11,12)

СЛАЙД 13. Как же удалось людям составить представление о внутреннем строении Земли? Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате бурения сверхглубоких скважин, а также с помощью специальных сейсмических методов исследования (от греч. «seismos» – колебание). Так изучают геофизики нашу Землю. Этот метод основан на изучении скорости распространения в Земле колебаний, возникающих при землетрясениях, извержениях вулканов или взрывах.

СЛАЙД 14. С этой целью используют специальный прибор – сейсмограф.

СЛАЙД 15. Уникальную информацию о недрах Земли ученые–сейсмологи получают из наблюдений за извержениями вулканов. Наука сейсмология – наука о землетрясениях. На основании сейсмических данных в строении Земли выделяют 3 главные оболочки, отличающиеся химическим составом, агрегатным состоянием и физическими свойствами.

Немного истории. Один из первых сейсмографов был изобретен в начале XX в. русским физиком и географом Борисом Борисовичем Голицыным. На основе разработок Голицына у нас в стране была создана первая сейсмическая станция. Применив сейсмический метод изучения внутреннего строения Земли, он в 1916 г. обнаружил на глубине около 500 км границу резкого изменения свойств планеты (так называемый слой Голицына), по которой проводят нижнюю границу верхней мантии.

Название прибора говорит о его назначении – записи колебаний земного вещества. Как это происходит? Под действием мощных толчков, происходящих внутри Земли, земное вещество начинает колебаться, при этом оказалось, что скорость распространения колебаний различна. Исследуя это явление в лаборатории, ученые брали разные по плотности вещества. Результаты показали, что скорость колебаний от толчков одинаковой силы в разных по плотности веществах различна. На основании – этого ученые пришли к выводу, что земная кора состоит из разных по плотности веществ. Так, по скорости колебаний земного вещества в земной коре было выявлено три ее слоя: верхний – осадочный (сложен известняками, песком, глиной и другими породами), средний – гранитный и нижний – базальтовый. В гранитных породах, например, скорость распространения волны около 5 км/с, в песчаниках она меньше – около 3 км/с.

 

СЛАЙД 16. Самая глубокая шахта уходит в глубину не более чем на 8 км, а самая глубокая скважина достигает 15 км на Кольском полуострове.

Но это ничтожно малая величина по сравнению с размерами Земли. Ведь расстояние от поверхности до центра Земли 6370 км. И все же глубинное бурение – один из надежных методов изучения земных недр, он позволяет многое узнать об особенностях строения нашей планеты.

Для чего необходимо изучать строение Земли? Раскрытие тайн внутреннего строения Земли позволит правильно объяснить формирование и развитие планеты, происхождение материков и океанов, даст возможность предвидеть извержения вулканов, землетрясения, ускорит поиск месторождений полезных ископаемых и многое другое.

IV этап. Закрепление.

Задание. Найдите соответствие (метод перетаскивания).

1Ядро                                       А Толщина слоя 5–10 км

2 Мантия                                  Б Температура от +2000 °С до +5000°С, состояние твердое

3 Материковая земная кора   В Температура +2000 °С, состояние вязкое, ближе к           

                                                        твердому, состоит из двух слоев

4 Океаническая земная кора  Г Состоит из гранита, базальта и осадочных пород.

 

СЛАЙД 17. (проверяем себя) Ответ. 1Б, 2В, 3Г, 4А (проверяем)

 

V этап. Закрепление изученного.

Задание. Игра «Эрудит». Расскажите о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что …». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли («литос» – камень, «сфера» – шар).

Я знаю, что литосфера имеет мощность от 70 до 250 км.

Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую…

 

VI этап. Домашнее задание

§ 17

СЛАЙД 18. Рефлексия.

В технологической карте напечатаны смайлики, которые показывают настроение. Отметьте, какое настроение было у вас сегодня на уроке.

Ребята сегодня на уроке мы ставили задачи: изучить внутреннее строение Земли, понять разницу между океанической и материковой земной корой, освоить понятия «литосфера», «земная кора»

Как вы думаете, мы справились с этими задачами? Да. СЛАЙД 19.

 


 

Тема: Внутреннее строение Земли

Тема: Внутреннее строение Земли

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки

Учитель. Вспомните из материала природоведения, какие внешние оболочки

СЛАЙД 4. Учитель. Каково внутренне строение

СЛАЙД 4. Учитель. Каково внутренне строение

Работа с учебником, с иллюстрациями

Работа с учебником, с иллюстрациями

СЛАЙД 8 Земная кора – это верхняя часть литосферы; в свою очередь она делится на материковую (континентальную) и океаническую

СЛАЙД 8 Земная кора – это верхняя часть литосферы; в свою очередь она делится на материковую (континентальную) и океаническую

На основании сейсмических данных в строении

На основании сейсмических данных в строении

V этап. Закрепление изученного

V этап. Закрепление изученного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022