Проект урока по обучению грамоте в 1 классе
Предмет и УМК: Обучение грамоте, 1 класс, УМК «Начальная школа XXI века»
Тема урока: «Чтение и запись слов с «ь» знаком».
Цели:
Задачи:
Ход урока:
- Ребята, покажите, какое у вас сегодня настроение.
- Улыбнитесь все мне.
- А у нас сегодня гости, повернитесь и улыбнитесь и им тоже.
- А теперь на меня.
- Я очень надеюсь, что хорошее настроение у вас сохранится до конца рабочего дня.
- Первыми сядут те, имя которых начинается с мягкого согласного.
- Вторыми, имя которых начинается с твёрдого согласного.
- Остались те, имена которых начинаются с какого звука?
+ С гласного.
- Поднимите руку те, кто любит хитрые вопросы?
- Урок я бы хотела начать с него.
- скажите, как превратить МЕЛ в мелкое место?
+ МЕЛЬ (добавили «Ь»).
- Иди, допиши.
- Посмотрите на эти слова и скажите, если к слову добавить «ь» что – нибудь изменится?
+ Получится новое слово.
- Кто уже догадался, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?
+ Продолжим знакомство с «ь», понаблюдаем за словами с «Ь», за их превращениями из одних слов в другие.
- Как бы вы хотели поработать на уроке?
+ Поиграть, порешать примеры, превращать слова.
- Ребята, я постараюсь учесть все ваши пожелания.
- Сегодня на уроке вместе с гостями будет присутствовать ещё один очень важный гость – это сам «Ь» - вот он какой, но он пришёл не с пустыми руками, он принёс с собой рюкзачок, в котором задания для вас.
- Кто хочет прочитать первое задание?
СОСТАВИТЬ ЗВУКОВЫЕ МОДЕЛИ К СЛОВАМ МЕЛ – МЕЛЬ
- Достаньте квадратные фишки и самостоятельно выложите (у себя каждый на местах).
- А, чтобы проверить, как вы составили, мы поиграем в игру, которая называется «Живые звуки».
(Мел и мель)
- Прикрепите фишки.
- Посмотрите на модели слов.
- Чем они отличаются?
- Посмотрите ещё раз на слова и сделайте сами вывод, для чего нужен «ь»?
+ Для образования новых слов.
- И мы сейчас с вами побываем в роли волшебников и из одних слов образуем совершенно другие слова.
- Т. с. 58.
- Найдите 2-ю строчку и пару слов, над которыми мы сейчас работали.
- Прочитайте ниже слова 1-го столбика.
+ Стал, шест.
- Что необходимо сделать, чтобы получить новые слова?
+ Добавить «ь» знак.
- Допишите самостоятельно вторые слова, а затем мы проверим.
- Проверяем, читаем хором пары слов, начиная со слова СТАЛ.
СТАЛ – СТАЛЬ
ШЕСТ – ШЕСТЬ
- Какие из вас великолепные волшебники получились.
- Мы сейчас только что понаблюдали, как «Ь» образовывал новые слова.
- А теперь отложите ручки и встаньте, мы немножко с вами поиграем.
ФИЗМИНУТКА
«Живые ворота».
- Я буду читать слова, если вы услышите слово без «ь» знака, вы это слово не пропускаете – сели, руки вниз, если в слове нужно писать «ь» знак, вы его не пропускаете – встаёте, открываете ворота (руки).
СОН, МОЛЬ, БОЛЬ, МАК, ВЕК, ГОЛУБЬ, ЦВЕТОК, ШАЛЬ, ПЕНАЛ, СОК, ОКНО, КОНЬ, ДЕНЬ
- Садитесь.
- Мы набрались сил, отдохнули, самое время выполнить следующее задание.
НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО
ПЕНЬ
СОЛЬ
ДОМ
КОНЬКИ
- Какое же слово среди этих лишнее? И почему?
+ Дом, он без «Ь» знака.
+ Коньки (2 слога).
- Ребята, сегодня утром «ь» принёс мне схемы, но я к сожалению все их перепутала, помогите мне – сопоставьте слова со звуковыми схемами.
- Какая схема подходит к 1-му, 2-му, 3-му, 4-му?
- Кто согласен, поднимите руку?
- Скажите, в каком слове количество звуков и букв совпадает?
- Сколько в слове звуков? Сколько букв?
- Что вы можете сказать о количестве звуков и букв в остальных словах? (неодинаковое)
- Почему?
+ «ь» знак звука не обозначает.
- Кто согласен, встаньте.
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – нагнулась и присела
На четыре – улетела.
- Какое последнее число вы услышали в физминутке?
+ 4.
- Продолжите ряд чисел до 10.
- а теперь в обратном направлении.
- Как мы можем записать числа? При помощи чего?
+ Цифр.
- А кто догадался, как ещё можно записать их?
+ При помощи букв.
- Вы сразу догадаетесь, как, если откроете У. с.185.
- Прочитайте слова, которые записаны внутри синей линии?
- Прочитайте слова, которые написаны внутри каждой замкнутой линии зелёного цвета.
- Объясните, почему внутри одной линии записаны числа 5,6,9,10? (-ть)
- Почему в нутрии другой 7,8? (-мь)
- Почему они все находятся в одной линии синего цвета? (ь).
- Почему слова 1,2,3,4 находятся вне замкнутой линии? (без «ь»).
- Я надеюсь, что вы запомнили написание этих чисел.
- Закройте учебники.
- обратимся снова к нашему гостю.
- Оказывается, мы ещё не все задания выполнили.
Т. с. 59
- Найдите 1-й столбик.
- Что предлагает автор?
- Решите примеры первого столбика самостоятельно.
(появляются ответы: 10, 9, 8, 7)
- Назовите числа.
- Проверьте сами себя, такие ли ответы у вас получились?
- Молодцы! За вашу работу «Ь» приготовил вам сюрприз, а для этого необходимо перевернуть карточки.
- Что получилось?
ПЯТЬ
- Ребята, а почему мягкий знак вам за работу поставил «5»?
- Я надеюсь, что в будущем вы будете получать лишь такие оценки за свои работы.
- Встали, отдыхайте, урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.