Положение о VI Международном конкурсе методических, дидактических и авторских разработок «Педагогический форум»
|
|
Фамилия, имя, отчество (полностью) |
Климохина Кристина Дмитриевна |
Краткое наименование Вашей организации, город (населенный пункт) |
ГКОУ УР «Школа № 75», город Ижевск |
Наименование конкурсной работы |
Развитие «soft skills» или «гибких навыков» у младших школьников
|
Электронный адрес для отправки диплома |
nasstalgia@mail.ru |
Телефон мобильный |
89225157017 |
Чек по операции
31 октября 2022 08:54:33 мск
Мобильное приложение Сбербанк Онлайн
Плательщик Климохина Кристина Дмитриевна
Способ оплаты Visa Classic **** 7093
Услуга МАВРИН ИВАН ЕВГЕНЬЕВИЧ
ФИО КЛИМОХИНА КРИСТИНА ДМИТРИЕВНА
Назначение платежа материалы конкурса
Идентификатор платежа (СУИП) 602842960613VSLW
Получатель ИП МАВРИН ИВАН ЕВГЕНЬЕВИЧ
ИНН 595701257861
БИК 042282881
Расчётный счёт 40802810307350975667
Корр. счёт 30101810300000000881
Тип операции Безналичная оплата услуг
Код авторизации 260792
Сумма платежа 200,00 ₽
Комиссия 2,00 ₽ Итого 202,00 ₽ Двести два рубля 00 копеек
Развитие «soft skills» или «гибких навыков» у младших школьников
Составитель: учитель начальных классов
Климохина К.Д.
Сегодня много говорят о развитии soft skills – навыков, которые необходимы любому человеку. «Soft skills» или «гибкие навыки» – умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе. Это категория умений и навыков, которая не связана напрямую с профессиональной деятельностью человека, но при этом имеет непосредственное влияние на развитие его карьеры, продуктивность и умение строить отношения с окружающими. Развитие гибких навыков в школе происходит постоянно. Будь это урок или перемена, внеурочная деятельность, кружок или спортивная секция.
Какие именно навыки, столь актуальные сегодня, подходят под понятие «soft skills»? Прежде всего, это:
- коммуникабельность;
- эмоциональный интеллект;
- работа с информацией;
- ответственность
Известно, что дети с ОВЗ испытывают трудности в общении с окружающими, не умеют обратиться к другому человеку, не могут поддержать установившийся контакт, согласовать свои действия с партнером или адекватно выразить свою симпатию. В то же время умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека.
Быт коммуникабельным - это значит взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, уметь работать в группе, владеть различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, задать вопрос, вести дискуссию. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения.
Для нас очень важно научить ребенка контактировать с окружающими людьми, уметь давать информацию о себе, высказывать свою точку зрения. Развитие коммуникативных навыков и умений происходит в школе на всех уроках. Но мы бы хотели остановиться на учебном предмете, который помогает нам более широко развить коммуникативные навыки и умения у детей – это предмет «Речевая практика».
Основная цель курса «Речевая практика» - совершенствование речевого опыта обучающихся.
Предмет «Речевая практика» является одним их главных предметов в начальном обучении, потому что именно умение общаться, сформированность коммуникативных умений у обучающихся, определяет их успешность в межличностном общении, обучении к другим школьным предметам.
Уроки речевой практики проводятся только в начальной школе, по два часа в неделю. Темы уроков разбиты по разделам. Каждый раздел раскрывается очень подробно. Названия разделов «Школьная жизнь», Игры и игрушки, «Я и мои товарищи»., «Играем в сказку», «Я дома», «Я за порогом дома», « Я в мире природы», «Культура общения», «Это я» Каждый раздел подробно раскрывается темами.
Проводя уроки, педагоги подбирают задания так, чтобы каждый урок был не похож на другой. Это всегда красочный и понятный детям наглядный материал, различные вопросы, задания и игры, доступные детям.
На уроках речевой практики мы обучаем детей базовым формулам речевого общения, которые должны быть доведены до автоматизма.
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и одноклассникам.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы: «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?».
Приветствие и прощание. Формулы: «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные - «Привет», «Пока».
Поздравление, пожелание. Формулы: «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …», «Желаю тебе…», «Желаю Вам …».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Пожалуйста».
Просьбы: «Дайте мне, пожалуйста…», «Помогите мне, пожалуйста…», «Передайте мне, пожалуйста…»
Неречевые средства: улыбка, взгляд, жесты.
У детей с овз очень скудный словарный запас они не умеют строить фразы. Активный словарь беднее пассивного. Речь в основном состоит из существительных и глаголов. Поэтому в процессе уроков мы расширяем словарь и учим применять на практике данные слова. Тем самым формируем жизненные компетенции. Все учебно-речевые ситуации базируются на практическом опыте участников речевого общения. Речевые ситуации, в основном связанны с учебной жизнью и бытом детей. Мы подбираем такие ситуации, которые будут близки опыту детей, которые могли быть или будут в их жизни. С каждого урока Речевой практики ребенок получает прежде всего опыт общения, взаимодействия с людьми в определенных ситуациях. Обучающиеся под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации, моделируя, таким образом, как будут применять в жизни
Например, не так давно у нас была тема урока «Поздравление». Мы обговорили, что такое «поздравление», что оно должно в себе содержать, какие слова мы можем включить в поздравление, а какие нет. Мы учились составлять поздравление на день рождения и проговаривать его. В текст вставляли пропущенные слова. Затем каждый ученик проговаривал поздравление вслух. В конце мы всем классом поздравили именинника с днем рождения. На следующем уроке мы учились писать поздравления в открытке. В преддверии 8 марта мы решили составить поздравление для мам. Сперва мы обсудили сам праздник, что он значит, кого мы поздравляем и что мы пожелаем в этот день Мы так же учились составлять поздравление, вставляя пропущенные слова в текст. Затем каждый ребенок проговорил поздравление для своей мамы и записал его на листочек. Следующий урок у нас был творческий. Дети нарисовали открытки для мам и написали в нее поздравления.
Выше представлена лишь небольшая работа по развитию коммуникабельности детей на уроке Речевой практики. На уроках мы совершенствуем речь обучающихся, активизируем их речь, активизируем их словарь и расширяем его. Дети учатся говорить правильно и красиво, получают опыт общения взаимодействия с людьми в определенных ситуациях.
Как мы знаем выражать свои эмоции детям с ОВЗ очень сложно. Дети сдержаны в эмоциях. Часто боятся проявить их. Например, когда они испытывают радость, то просто улыбаются. Не зная о том, что радость можно выразить другими способами: засмеяться, закричать, выполнить какие то движения, обнять кого- то. Они очень часто не могут проявить в эмоциях то, что они чувствуют, рассказать о своих эмоциях. Они не умеют считывать эмоции других людей. Развитие эмоционального интеллекта для нас очень важно. В школе мы учим детей выражать свои эмоции, рассказывать о них. Мы учим их не бояться проявлять свои эмоции и уметь определять эмоции других.
Например, на уроках Речевой практики у нас есть целые разделы и темы посвященные эмоциям. Мы учимся с детьми выражать свои эмоции, проговаривать, передавать, различать, узнавать, видеть их.
Значение эмоций в младшем школьном возрасте очень велико, как и при психической деятельности, так и при становлении личности ребенка. Они обогащают психику, яркость и разнообразие чувств, делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Разнообразие собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее.
Методические приемы развития эмоционального интеллекта:
· мимические и пантомимические этюды;
· упражнения на эмоции и эмоциональный контакт;
· игры (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, дидактические);
· коммуникативные упражнения; свободное и тематическое рисование.
Тренировать свои эмоции мы учились с помощью игры «Повтори за мной»:
· нахмуриться, как осенняя туча;
· как рассерженный человек;
· как злая волшебница.
Улыбнуться, как солнце;
· как хитрая лиса;
· как радостный человек;
· как будто он увидел чудо.
Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное;
· как два барана на мосту;
· как человек, которого ударили.
Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу;
· как заяц, увидевший волка;
· как котенок, на которого лает собака.
Устать, как человек, идущий в гору;
· как человек, поднявший большой груз;
· как муравей, притащивший большую муху.
Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак;
· как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
· как уставший воин после победы.
Мы учились выражать свои эмоции с помощью рисунка дети гуашью рисовали свое настроение на листе и рассказывали про них
Описывать свои эмоции с помощью Упражнение «Музыка и эмоции». Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая грустная, довольная, сердитая, смелая трусливая, праздничная будничная, задушевная отчужденная, добрая усталая, теплая холодная, ясная мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
Различать эмоции с помощью Игры «Пиктограммы». Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Рассказывать о своих эмоциях с помощью упражнения «Мое настроение». Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т. д.
Еще один навык, который мы развиваем у наших детей – это работа с информацией. В современном мире информации вокруг очень много. Она поступает из газет, книг, интернета, телевизора, радио, самих людей. Очень важно научить детей принимать эту информацию, перерабатывать и передавать другим людям. Очень часто дети слышат информацию, запоминают ее частично, ухватив лишь некоторые слова, затем передавая ее, искажают эту информацию. Получается неполная или недостоверная информация. Дети запоминают слова, но не смысл информации. Наша задача, научить детей, чтобы они донесли до нас суть информации.
Для того, чтобы научить детей доносить достоверную информацию, мы их прежде всего учим работать с поиском данной информации. Например, тема по речевой практике «Транспорт». Мы с ребятами заговорили про поезда, что это наземный транспорт, передвигается по железной дороге и называется железнодорожный наземный транспорт. На вопрос, куда прибывают поезда или откуда они уходят, как называется это место, дети ответили вокзал. Тогда я задала вопрос, а что такое вокзал? Ответ последовал тут же, это место куда прибывают поезда или откуда они уходят, где они стоят, где люди садятся в поезда. И последовал еще вопрос, а вокзалы бывают только железнодорожные или еще какие – то. Ответ да, только железнодорожные. Давайте ребята проверим, насколько ваша информация оказалась правильной и достоверной. Ваша задача, в книгах, которые я вам раздам, найти определение слова «вокзал». Дети работали в парах. Раздала детям разные книги, журналы. Среди них у каждой пары были словари. Дети со словарями работали, поэтому знали, где можно найти определение слова. Мы определили на какую букву начинается слово «вокзал», на какой странице начинаются слова с буквы В. Дети нашли слово вокзал и прочитали определение: ВОКЗАЛ -а; м. Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и размещения служб на железнодорожных, автобусных и водных станциях. На вопрос, а правильно ли вы давали определение слову «вокзал», дети ответили, что нет. Оказывается, это здание. И бывает не только железнодорожный, но и автобусный и водный. Далее была еще работа с этим определением. Был задан вопрос детям, а где останавливаются поезда? Кто-тот предположил, что на вокзал ест остановки. То, что была подсказка в определении «вокзал», дети не увидели, в конце было написано слово «станциях». Детям была дана подсказка, прочитайте определение слова «вокзал» еще раз и найдите последнее слово. Станция – место остановки на железных дорогах. И снова мы с помощью словаря искали определение слова «станция».
СТАНЦИЯ, -и, ж. 1. Пункт, место остановки на железных дорогах и некоторых других сухопутных путях сообщения.. Железнодорожная станция Узловая станция Станция метро. Станция назначения. Почтовая станция (остановочный пункт почты в 4 значение; устар.). 2. Расстояние между двумя такими соседними пунктами, перегон (устар.). Проехать две станции. 3. Название некоторых учреждений, предприятий, пунктов или групп научно-исследовательских учреждений специального назначения. Телефонная станция Электрическая станция Семеноводческая станция Метеорологическая станция Дрейфующая станция на полюсе. 4. Космический летательный аппарат с научной аппаратурой на борту. Межпланетная автоматическая станция Беспилотная станция Пилотируемая станция.
Прочитав, определения, дети должны были выбрать правильное, которое относится к железнодорожной станции. Мы остановились на первом определении, что это «Пункт, место остановки на железных дорогах и некоторых других сухопутных путях сообщения».
Для закрепления умения применять правильно слова в речи, можно провести упражнение закончи фразу. Детям дано начало фразы они должны ее закончить, вставляя слова «вокзал» или «станция».
Для закрепления значения слов, детям было предложено задание, составить определение слов «вокзал» и «станция» из слов предоставленных на доске. На листочках были напечатаны слова из определений и из них надо было составить правильное определение слов «вокзал» и «станция».
Таким образом, мы работаем с информацией. Мы знаем, что та информация, которой владеют дети, основывается на их личном опыте и часто она бывает недостоверной. Поэтому на уроках, мы учим детей работать с информацией так, чтобы они ее усваивали и доносили до собеседника правильно.
Ответственность мы развиваем у детей, прежде всего через каждодневные дежурства. В классе есть список дежурных на каждый день. Также у нас есть список обязанностей дежурного. Это план, из которого дети знают, что входит в их обязанность и выполнили они это или нет. Список обязанностей дежурного:
· Опустить стулья;
· Проверить наличие стаканчиков, бумажных полотенец;
· Намочить тряпку, при необходимости вымыть доску;
· Выяснить, кто отсутствует в классе и по какой причине;
· Перед уроком раздать учебники или тетради;
· В начале урока доложить учителю об отсутствующих;
· На перемене подготовить доску к следующему уроку;
· Открывает окно для проветривания класса;
· В столовой дежурные вытирают столы после приема пищи;
· Следить за порядком в классе;
· Специальной тряпкой вытирает пыль со шкафов, подоконников;
· Подметать класс в конце учебного дня;
· Поднять стулья;
· По пятницам поливать цветы.
Дежурство начинается с первого класса. Если в первом классе в обязанности дежурного входит несколько пунктов, то к 4 классу список увеличивается. В первом классе учитель постоянно напоминает и обговаривает обязанности дежурного, к 4 классу дети уже сами выполняют все обязанности. Мы лишь напоминаем, если видим, что ребенок что – то забыл сделать. Дежурных по два человека, сильный ребенок и послабее. Сильный всегда помогает тому, кто слабее. Подсказывает что – то, напоминает, если тот забыл выполнить. Таким образом, мы развиваем ответственность ребенка не только за себя, но и за своего товарища, дети учатся работать в парах.
Вывод: «гибкие» навыки мы развиваем у детей в школе каждый день. Ведь их развитие очень важно для социализации наших детей в обществе, для их успешной самостоятельной жизни.
Одной из основных задач школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений и умения налаживать отношения с окружающими. Поэтому в нашем образовательном учреждении педагоги и специалисты уделяют особое внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков.
Сперва
детям даются самые простые задания. Например, урок математики, тема «Формы» Перед
ребенком мяч, красного цвета. Учитель обговаривает, что мяч красный, круглый,
форма его, для чего он нужен Затем мяч убираем. И спрашиваем ребенка: что было
перед ним на столе? Какого цвета? Какого размера? Какой формы? А для чего нужен
мяч? Сперва ребенок составляет свой ответ по вопросам. Затем повторят
самостоятельно. И дает информацию о мяче своим одноклассникам. Помимо умения
донести информацию, мы развиваем так же коммуникативные качества.
Вернемся к Речевой практике. Раздел «Семья», тема «Профессии моих родителей». Сперва учитель задает в классе вопросы детям «Где и кем работают родители?». Многие дети не знаю где работают их родители, а главное кем. На дом детям дается задание провести опрос, где и кем работают родители. Спросить у папы и у мамы, по разработанному плану вместе с учителем. Вопросы: где работает родитель? Кем? Что входит в его обязанности? На уроке ребенок рассказывает о профессии своих родителей, и мы сравниваем с той информацией, которую он преподнес на предыдущем уроке.
На уроках чтения детям часто встречаются слова, которые они слышали, но что это слово обозначает, объяснить они не могут. Тогда детям дается задание найти значение этого слова с помощью интернета или в библиотеке в книгах, найти произведения, где еще может встречаться это слово, пословицы или погорки, а может быть даже зарисовать его.
Понятие «эмоциональный интеллект» включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Сформированный на достаточном уровне эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни ребенка и его дальнейшем личностном развитии. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, мы должны его развивать, помочь ребенку адаптироваться в современном непростом обществе. Большинство детей с ОВЗ (85%) имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей, недостаточный уровень самоконтроля эмоций и учебной мотивации. . Если эмоциональный интеллект не развивать, то у детей вскоре проявятся и вторичные личностные нарушения, выражающие в негативном характере способов поведения и общения, а также в деформации личностного роста и низким уровнем адаптивных способностей. Поэтому на уроках мы применяем различные упражнения, игры, задания на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
1. Игра «Пиктограммы».
Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.
2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»
После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.
Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.
3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»
Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.
4. Упражнение «Музыка и эмоции».
Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая грустная, довольная, сердитая, смелая трусливая, праздничная будничная, задушевная отчужденная, добрая усталая, теплая холодная, ясная мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.
5. Упражнение «Способы повышения настроения».
Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).
Игра «Назови похожее».
Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение, дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.
Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.
9. Упражнение «Мое настроение».
Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т. д.
10. Игра «Испорченный телефон».
Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит»третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
В заключении важно отметить, что на развитие эмоционального интеллекта ребенка влияет социум, в котором ребенок находится. Очень важно ребенка принимать как личность, давать право на выражение чувств, независимого какого пола ребенок. Быть самим взрослым ресурсными в эмоциональном плане, быть для ребенка примером. Тогда и развивать эмоциональный интеллект будет не нужно. Ведь воспитание и развитие ребенка — это не только, что я говорю, а самое главное какие действия я совершаю…и это необходимо в первую очередь донести до родителей ребенка. За счет расширения знаний об эмоциональном интеллекте, зная его структуру мы всегда можем способствовать его развитию и изменению, так как эмоциональный интеллект – это, прежде всего, способность человека. И если у наших детей эмоциональный интеллект будет достаточно развит, то значительно улучшится качество жизни ребенка за счет того, что он сможет: самостоятельно принимать решения, станет более критичным к собственным действиям и восприятию критики других, повысится самоконтроль поведения, появится эмпатия как черта характера, ребенок лучше узнает себя и будет принимать себя таким какой он есть. Адаптивные возможности обучающегося с ОВЗ, в целом, намного повысятся, что будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.