Урок-игра для обучающихся коррекционных 5-8 классов (с интеллектуальными нарушениями) "Чудо озеро Байкал"
Оценка 4.7

Урок-игра для обучающихся коррекционных 5-8 классов (с интеллектуальными нарушениями) "Чудо озеро Байкал"

Оценка 4.7
docx
01.02.2022
Урок-игра для обучающихся коррекционных 5-8 классов  (с интеллектуальными нарушениями) "Чудо озеро Байкал"
Чудо озеро Байкал 12.11.19.docx

Урок-игра для коррекционных классов 5,6,8 (с интеллектуальными нарушениями) в рамках школьной предметной недели. Подготовила и провела учитель коррекционно-развивающего обучения Шевская Яна Васильевна.

 

Тема урока: Чудо озеро Байкал

Тип урока:  комбинированный

"Играя познаю  Байкал"

Цель:  формирование  у детей представления о природе Байкала, его обитателях.

Задачи:

Образовательные:

1.Способствовать повышению мотивации к изучению  природы Байкала через применение игровой технологии, организацию коллективной творческой деятельности.

2.Активизация словарного запаса.

3.Расширение знаний о предметах и явлениях окружающей действительности.

 Коррекционно-развивающие:

1.Развитие у обучающихся навыков умственно-логических действий, коммуникативных навыков, творческих способностей.

      2.Развитие устойчивости зрительного и слухового внимания.

3.Развитие пространственного восприятия.

4.Развитие восприятия и воображения.

5.Совершенствование наглядно-образного мышления.

6.Развитие и коррекция эмоциональной сферы психики, совершенствование коммуникативных навыков.

Воспитательные:

1.Формирование уважительного отношения к окружающей природе, истории и традициям своей малой родины.

2.Активизация положительных эмоций от совместной деятельности, способствование сплоченности детского коллектива.

 

 Ход мероприятия

1. Организационный момент, приветствие.

Добрый день ребята, сегодня второй день нашей предметной недели, он посвящен биологии. Вспомните, что входит в разделы биологии? (Биология охватывает весь комплекс знаний о живом мире. В нее входят Ботаника - наука о растениях, Зоология - наука о животных, Этология - наука о поведении животных, Анатомия - наука о строении человека и животных, Экология - наука об окружающей среде и о взаимоотношении организмов в ней и др. Всё верно. И всю красоту природы  люди  должны беречь и охранять. Поэтому  2017 год в России был объявлен Годом Экологии. Годом особо охраняемых природных территорий, которые являются уникальными. Россия насчитывает около 12 тысяч таких особо охраняемых территорий – это заповедники, национальные парки, памятниками природы.

И мы сегодня будем говорить о таком уникальном  и замечательном природном объекте. А что это за объект вы отгадайте сами. Перед вами слайд, на котором написаны некоторые объекты природы. Посмотрите на квадрат и скажите, какому слову не хватает пары? ( слайд 2)  

лес

гора

поле

море

овраг

озеро

долина

океан

лес

река

роща

родник

http://itd0.mycdn.me/image?id=860538934837&t=20&plc=WEB&tkn=*Yq0AEDjLRgSLT1KMRsj3s5C0PIQ

луг

поле

река

овраг

долина

гора

роща

луг

море

родник

*

океан

 (Озеро)

 Чтобы узнать тему нашего урока и определить, какое именно озеро может быть жемчужиной Сибири, отгадайте загадку:
     «Древен род его в природе,
     Кличут озером в народе,
     Волны моря плещут в нем -
     Как его мы назовем?»
-  О каком озере пойдет сегодня речь? (О Байкале). Что вы знаете о Байкале?

2.Основной этап

Презентация Легенды Байкала

САМАЯ КРАСИВАЯ ЛЕГЕНДА О БАЙКАЛЕ

Озеро Байкал является самым узнаваемым природным объектом в России и, безусловно, должно быть включено в ваш список к обязательному посещению, которые можно увидеть в своей жизни. Байкал, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, является самым глубоким и крупнейшим в мире озером с точки зрения чистого объема пресной воды. Ученые говорят, что Байкал был образован миллиарды лет назад в результате сейсмологических и вулканических процессов. Однако местные легенды дают гораздо более интересные рассказы о происхождении этого мистического озера.

Согласно легенде в Сибири жил некогда могучий и бесстрашный воин по имени Байкал, многие его боялись и уважали, все леса, озера и реки принадлежали Байкалу.

У Байкала была дочь Ангара, которая, как говорили, была самой красивой девушкой во всем мире. Как и большинство девочек, Ангара хотела исследовать мир, подружиться и полюбить. Но ее строгий отец держал ее в доме за закрытыми дверями и приказал слуге Ольхону следить за ней.
И так бы продолжалось много лет, но однажды маленькая птичка прилетела с запада и сказала Ангаре, что привлекательный молодой человек по имени Енисей живёт на земле Саянских гор. Енисей знал об Ангаре и уже влюбился в прекрасную дочь Байкала.

Енисей пришел, чтобы спасти Ангару от тюремного заключения отца. Двое молодых влюбленных сумели обмануть Ольхона и убежать на запад. Когда Байкал услышал, что Ангара убежала с Енисеем, он рассердился и пошел за ними. Почувствовав, что они убежали от него, Байкал поднял огромный камень и бросил его, пытаясь разбить молодых влюбленных, но Он промахнулся, и Ангара сбежала с Енисеем.

После того, как Ангара убежала, Байкал сел в отчаянии, и его глаза начали наполняться слезами. Старик продолжал плакать, пока его слезы не заполнили земли поблизости, и появилось озеро Байкал.
Камень, который, согласно легенде Байкал, бросил в Ангару, когда она убегала, все еще лежит у истока реки Ангары и известен, как шаманский камень.

2 вариант

Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках. Была у старика одна единственная дочь – Ангара. Первой красавицей слыла во всем свете. Очень любил ее старик. Но строг был к ней. Держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Часто тосковала красавица по воле и свободе.

Прилетела, раз на берег чайка с Енисея, села на утес и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. О красавице Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушав разговор, Ангара загрустила. Слыхала она о Енисее и от горных ручьев.Решила она повидаться с Енисеем. Но как выбраться из темницы, из высоких стен дворца?

Узнал о мыслях любимой дочери Байкал, запер еще крепче. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подымать прибрежные скалы. Крепко спал Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. Ручейки прорыли ей проход. С шумом вырвалась она из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся от шума старик. Понял, что случилось. Рассвирепел . Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятьем бросил в беглянку – дочь.

Но… поздно. Не попал. Ангара была уже далеко. А камень так и лежит до сих пор на том месте, где прорвала Ангара утесы. Шаманский он называется.

Просмотр презентации, беседа по теме

Легенда Бай гал. Как появился Байкал?

Древняя бурятская легенда гласит, что давным-давно произошло сильное землетрясение. Земля развалилась, и снизу бушевало пламя. Огонь пожирал все на своем пути. Люди молились всем богам, чтобы остановить пламя, но ответа не было. В отчаянии люди плакали, Бай гал! (Огонь, остановись!). Чудесным образом огонь угас; вместо этого трещина была заполнена чистой водой. Так появилось озеро Байкал.

Физминутка

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Мальчики потопали,

Девочки похлопали.

И скажите – Вокруг Байкала горы высокие?

Реки глубокие?

Степи широкие?

Леса большие?

А вы- ребята вот такие!

Игра – викторина (8 пазлов – по 1 за каждый правильный ответ )

Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды (или классы). Каждой команде перед выполнением задания я загадаю загадку, ответ вам нужно будет собрать из пазлов, которые будут выдаваться по одному, за каждый правильный ответ, та команда, которая первой соберет картинку, и станет победителем нашей викторины. Всю картинку вы соберёте после выполнения всех заданий. Главное правило не кричать и не отвечать за другую команду, иначе лишитесь своих баллов, работать сплоченной, дружной командой.

Задание №1

В снежном логове родятся.

Простудиться не боятся.

Подрастут – начнут нырять,

шубки белые менять.

Что за зверь такой с усами?

Догадайтесь-ка, вы, сами! (Нерпа)

Что за рыбка-невеличка –

меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Рыбка эта... (Голомянка)


Задание  «Отгадайка» – загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.

Загадки загадываются каждой команде по очереди, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде соперников.

У него в полосках спинка,

Хвостик легкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла…(Бурундук)

Кто они? Откуда? Чьи?

Льются черные ручьи:

Дружно маленькие точки

Строят дом себе на кочке. (Муравьи)

Их портрет довольно прост:

К голове приделан хвост.

Вот и все. Ни лап, ни шеи,

Потому что это…(Змеи)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы?(Заяц)

Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят – живет в Байкале.

Вы, случайно, не слыхали? (Омуль)

Зоркий глаз парит высоко,

Но не ястреб и не сокол. (Орел)


Задание № 3 «Шифровка».

Каждой команде выдается по две шифровки из легенд оз. Байкал. Кто быстрее расшифрует

 

 

 

Задание № 4   . «Бусы Ангары» блиц опрос

Ответить на вопросы:

1. Сколько рек вытекает из Байкала? Много рек в Байкал впадает,  
                                                                Но одна лишь вытекает.  (Ангара)

2. Крупнейшая река, впадающая в Байкал? ( Селенга)
3.Организмы, обитающие только на одной территории. Эндемик

1.      Байкальский тюлень – нерпа

2.     Розово-белая  полупрозрачная рыбка, не имеющая чешуи?  Голомянка

3.     Ураганный ветер на Байкале? Сарма

4.     Название рачка, очищающего байкальскую воду. Эпишура

5.      Что означает слово «Байкал»?

 Богатое озеро;

 Синее озеро;

 Глубокое озеро.

6.      Назовите возраст озера Байкал.

 500 тысяч лет;

 миллион лет;

— 25 миллионов лет.

8.    Это ветер. Дует он   
      Прямо к острову Ольхон. (Баргузин)

 

Задание № 5. Закрепление

Составление кластера

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: перед вами листы и конверты

1. в центре чистого листа написано ключевое слово сегодняшний темы

2. в конвертах карточки со словами, предложениями, картинками. Нужно вокруг ключевого слова, расположить и приклеить  те фразы, идеи, факты, образы, картинки подходящие для данной темы;

3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Таким образом, каждый из присутствующих  из набора слов выберет те карточки, которые относятся к Байкалу

Байкал – это… 1) самое глубокое озеро в мире, 2) существует 25 миллионов лет, 3) впадает 366 рек, 4) вытекает 1 река, 5) уникальные эндемики, 6) максимальная глубина 1637 метров, 7) нерпа, 8) голомянка, 9) чистейшая вода, 10) 27 островов и т.д.

Молодцы ребята, вы хорошо поработали! Наш Байкал уникален, не зря его называют жемчужиной Сибири, проблема загрязнения Байкала с каждым годом становится более острой, поэтому давайте беречь наше достояние – оз. Байкал!

 

Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

·         выводы;

·         вопросы на понимание изученного материала;

Ребята, скажите мне, пожалуйста, в чем же уникальность и неповторимость нашего озера Байкал? (ответы детей: Байкал уникален и неповторим как единственный на земле самый большой источник пресной воды; Байкал – Всемирное наследие и его нужно сохранить для потомков; Байкал загадочен)

Рефлексия

·         Продолжите фразу:

·         Сегодня я узнал что….

·         Меня удивило….

·         Я научился….

·         Мне понравилось….

·         Было интересно….

 

Вот вам домашнее задание : 5-6 классу - раскраски с видом Байкала – из них мы сделаем выставку и выберем лучшую работу (выбирают из общей стопы не видя рисунка - можете поменяться раскрасками); а 8- классу – разгадать кроссворды о Байкале с  заданиями разной сложности– правильно выполненные кроссворды будут отмечены призами.

 

Всем спасибо за работу. Мероприятие окончено.

 

 

 

 

   


 


 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

 

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

 

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

ШИФРОВКА  «ЛЕГЕНДЫ  БАЙКАЛА»

 

1 КОМАНДА

 

I СЛОВОСОЧЕТАНИЕ   -  19, 6,5, 16, 11 – 2, 1, 11, 12, 1, 13

 

II СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  - 5, 16, 25, 30 – 1, 15, 4, 1, 18, 1

 

Запиши результат:

 

I СЛОВОСОЧЕТАНИЕ _________________________________________

 

II СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ________________________________________

 


 


 ШИФРОВКА  «ЛЕГЕНДЫ  БАЙКАЛА»

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

 

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

 

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

 

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

 

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

 

2 КОМАНДА

 

I СЛОВОСОЧЕТАНИЕ -   26, 1, 14, 1, 15 – 12, 1, 14, 6, 15, 30

 

II СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  12, 18, 1, 19, 1, 3, 6, 24 – 6, 15, 10, 19, 6, 11

 

Запиши результат:

 

I СЛОВОСОЧЕТАНИЕ _________________________________________

 

II СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ________________________________________


 

Урок-игра для коррекционных классов 5,6,8 (с интеллектуальными нарушениями) в рамках школьной предметной недели

Урок-игра для коррекционных классов 5,6,8 (с интеллектуальными нарушениями) в рамках школьной предметной недели

И мы сегодня будем говорить о таком уникальном и замечательном природном объекте

И мы сегодня будем говорить о таком уникальном и замечательном природном объекте

И так бы продолжалось много лет, но однажды маленькая птичка прилетела с запада и сказала

И так бы продолжалось много лет, но однажды маленькая птичка прилетела с запада и сказала

Мальчики потопали, Девочки похлопали

Мальчики потопали, Девочки похлопали

Начинается на «о», Ох, и любят же его!

Начинается на «о», Ох, и любят же его!

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: перед вами листы и конверты 1

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: перед вами листы и конверты 1

Урок-игра для обучающихся коррекционных 5-8 классов (с интеллектуальными нарушениями) "Чудо озеро Байкал"

Урок-игра для обучающихся коррекционных 5-8 классов  (с интеллектуальными нарушениями) "Чудо озеро Байкал"

А Б В Г

А Б В Г

ШИФРОВКА «ЛЕГЕНДЫ БАЙКАЛА» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

ШИФРОВКА «ЛЕГЕНДЫ БАЙКАЛА» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022